Шпаргалка по "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:11, шпаргалка

Описание

Билет 1 Происхождение быт и верование восточных славян в древности.
Славяне – индоевропейская группа . Перовое упоминание содержится в Готских Хрониках епископа Иордана ( 58 нэ.)Восточная европа делилась на три племени .
Анты, Венеды, Склавене- Пра(протославянские племена.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ ШПОРА !!!.docx

— 191.06 Кб (Скачать документ)

Билет 39. Внешняя политика СССР в 20-е гг. Первые международные соглашения.

   Внешнюю политику СССР  в 20-е гг. определяли два противоречивших  один другому принципа. Первый  принцип признавал необходимость  выхода из внешнеполитической  изоляции, укрепления позиций страны  на международной арене, налаживания  взаимовыгодных торгово-экономических  отношений с другими государствами.  Второй принцип следовал традиционной  для большевизма доктрине мировой  коммунистической революций и  требовал максимально активно  поддерживать революционное движение  в других странах.

  На первом направлении в  20-е гг. было достигнуто многое. В 1920 г. Россия подписала мирные  договоры с Латвией, Эстонией, Литвой, Финляндией (странами, до революции  входившими в состав Российской  империи). С 1921 г. началось заключение  торгово-экономических соглашений (с Англией, Германий, Норвегией,  Италией и др.). В 1922 г. впервые  в послереволюционные годы Советская  Россия приняла участие в международной  конференции в Генуе. Главный  вопрос, по которому развернулась  борьба, был связан с урегулированием  долгов России европейским странам.  Генуэзская конференция не принесла  никаких результатов, но в дни  ее работы Россия и Германия  подписали Рапалльский договор о восстановлении дипломатических отношений и торговом сотрудничестве.

Билет 40. . Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны.Советско-германские соглашения 1939года.

Переговоры СССР с Англией и  Францией пробуксовывали. Западные правительства  стремились не столько к реальным соглашениям с СССР, сколько к  тому, чтобы оказать давление на Гитлера.В этих условиях СССР в наибольшей степени оказался заинтересованным в том, чтобы достичь каких-либо соглашений и тем самым обеспечить свою безопасность. 3 мая 1936 года нарком иностранных дел М.М. Литвинов – сторонник союза с западными державами, был заменен В.М. Молотовым. Это было недвусмысленным симптомом изменения акцентов во внешней политике СССР. 30 мая германское руководство дало понять, что готово к улучшению отношений с СССР. 23 мая Гитлер окончательно утвердил план вооруженной борьбы с Францией и Англией на Западном фронте и поэтому был заинтересован во временном союзе с СССР. В отличие от лидеров Англии и Франции он был готов идти на реальные уступки. Решение о начале переговоров с Германией и об улучшении политических отношений с ней Сталин принял в конце июля. Однако, он не отказался еще и от контактов с западными демократиями. Донесения разведки о развертывании немецких войск против Польши, которое должно было быть завершено между 15 и 20 августа, еще более активизировало советскую дипломатию. Если Англия и Франция не желали брать на себя определенные обязательства, то Гитлер выражал явную готовность договориться с СССР. Соглашение с Гитлером позволяло оттянуть вступление СССР в войну. Более того, оно давало возможность не только сохранить в неприкосновенности советские границы, но и существенно их расширить.Убедившись в провале переговоров с Англией и Францией (14 августа) эту мысль высказал глава английской миссии адмирал Р. Дракс.В ночь на 20 августа в Берлине было подписано торгово-кредитное соглашение. 21 августа были прерваны переговоры с западными странами. В тот же день было дано согласие на приезд в Москву министра иностранных дел Германии  Риббентропа для подписания акта о ненападении. 23 августа 1939 года в Москве был подписан, так называемый, пакт Риббентропа-Молотова. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, который предусматривал разграничение сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. К сфере влияния СССР были отнесены Финляндия, Эстония, Латвия, Восточная Польша и Бессарабия. Сам факт наличия этих протоколов до конца 1980 года отрицался советской стороной. В последние годы руководство СССР утаивало подлинники протоколов от общественности.Эти документы кардинально изменили и советскую внешнюю политику, и ситуацию в Европе. Отныне сталинское руководство превратилось в союзника Германии по разделу Европы. Подписание этого пакта устранило последнее препятствие для нападения на Польшу и, тем самым, послужило сигналом к началу второй мировой войны. Оценка пакта 23 августа 1939 года, и в целом начатого им сближения СССР и Германии, служит предметом острых дискуссий. Сторонники пакта считают, что реально существовала опасность возникновения антисоветского фронта, объединяющего фашистские и демократические державы, и существование угрозы ведения войны на западе против Германии и на востоке против Японии. А также ,благодаря заключению пакта, был достигнут выигрыш во времени вступления СССР в войну. Противники заключения пакта считают, что эти аргументы носят надуманный характер.В 1939-1940 гг. Сталин проводил в жизнь решения секретного соглашения с Германией о присоединении к СССР территорий Восточной Европы. 28 сентября был подписан договор «О дружбе и границе с Германией» и три секретных протокола к нему. В этих документах стороны обязались вести совместную борьбу против «польской агитации» и уточняли сферы влияния. В сентябре-октябре 1939 года Эстония, Латвия и Литва согласились, под давлением со стороны Москвы, на заключение договоров о взаимной помощи и размещении на своей территории советских войск. В 1940 году Сталин добился от Румынии возвращения Бессарабии.Гораздо сложнее Сталину пришлось с Финляндией, которая отказалась от подписания договора о взаимной помощи и изменении границы. 30 ноября 1939 года СССР начал военные действия против Финляндии. Однако быстрой победы над Финляндией Сталин не добился. Несмотря на военное превосходство, Красная Армия долгое время не могла сломить сопротивления финнов. Лишь в феврале 1940 года, ценой огромных жертв, она смогла прорвать линию обороны. 12 марта 1940 года был подписан мирный договор, по которому СССР получил территорию, на которую претендовал. Из-за агрессии против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции. Только заключение мира спасло СССР от вступления Англии и Франции на стороне финнов.

Билет 41. Великая Отечественная война советского народа, её основные периоды.

Летом и осенью 1941 г . Красная Армия вела тяжелые оборонительные бои, препятствуя продвижению вражеских полчищ на Москву, Ленинград, Киев. Длившееся два месяца (август—сентябрь) Смоленское сражение помешало реализации гитлеровского плана “молниеносной войны”. Советское командование получило возможность развернуть подходившие из глубокого тыла части, укрепить оборонительные рубежи Москвы. Но опасность для столицы сохранялась. Группа армий “Центр” планировала взятие Москвы, создав для этого значительный перевес сил (операция “Тайфун”). В середине октября, преодолев ожесточенное сопротивление советской армии и неся большие потери, немецкие войска вплотную подошли к Москве (на не которых участках до 25—30 км). В эти трагические дни командующим Западным фронтом, оборонявшим столицу, был назначен Г. К. Жуков. Героическими усилиями советских войск и народного ополчения враг был остановлен, а затем в ходе контрнаступления Красной Армии отброшен от Москвы на 100—250 км. Победа в Московской битве развеяла миф о непобедимости гитлеровских войск и означала провал “блицкрига”. Исход битвы за Москву предотвратил вступление в войну на стороне Германии Японии и Турции. На Украине нашим войскам удалось на некоторое время задержать на подступах к Днепру группу армий “Юг”. Однако вскоре ситуация обострилась. Чтобы избежать окружения, необходимо было оставить Киев. Несогласие Сталина на этот шаг обернулось для. наших войск трагическими последствиями — в немецкий плен попало более 650 тыс. человек, а Киев удержать так и не удалось. В начале сентября 1941 г . немецкими войсками группы армий “Север” был блокирован Ленинград. Оборона города продолжалась 900 дней, но он выстоял.   Весной и летом 1942 г . по настоянию Сталина вместо активной стратегической обороны, как предлагал Генеральный штаб, решили провести наступление по всем фронтам, чтобы заставить вермахт израсходовать свои резервы и добиться победы над Германией уже в 1942 г . Однако действия наших войск по прорыву блокады Ленинграда, в Крыму и под Харьковом были неудачными. После 8 месяцев героического сопротивления, задержавшего продвижение противника на Кавказ, был сдан Севастополь. Немцам удалось начать крупное наступление в районе Курска, захватить Ростов. 28 июля 1942 г . Верховный Главнокомандующий, нарком обороны Союза ССР издал приказ № 227, известный также под названием “Ни шагу назад”. Причинами отступления наших войск объявлялись трусость и паникерство, отсутствие порядка и дисциплины. На всех фронтах этим приказом вводились штрафные батальоны и штрафные роты для солдат и младших офицеров, создавались заградительные отряды.

Билет 42.Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения.

Антигитлеровская коалиция - военно-политический союз во главе с СССР, США и  Великобританией против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) в период  Второй мировой войны.  Официально антигитлеровская коалиция оформилась 1 января 1942, когда 26 государств, объявивших войну Германии или ее союзникам, выступили с Вашингтонской декларацией  Объединенных Наций, объявив о намерении  направить все свои усилия на борьбу со странами «оси». Ее подписали СССР, США, Великобритания, ее доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканский союз, британская Индийская империя, Китай, Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Куба, Гаити, Доминиканская республика, а также эмигрантские правительства Норвегии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Польши, Чехословакии, Югославии и Греции. В январе 1942 для координации действий английских и американских войск был создан Объединенный Комитет начальников штабов. Принципы отношений между лидерами коалиции – СССР, США и Великобританией – были окончательно установлены советско-английским союзным договором 26 мая 1942 и советско-американским соглашением 11 июня 1942. Другими важнейшими политическими решениями лидеров антигитлеровской коалиции были решения о восстановлении независимости Австрии и демократическом переустройстве Италии (Московская конференция), о сохранении суверенитета и территориальной целостности Ирана и о масштабной помощи партизанскому движению в Югославии (Тегеранская конференция), о создании временного югославского правительства на основе Национального комитета освобождения во главе с И.Броз Тито и о передаче СССР всех освобожденных союзниками советских граждан (Ялтинская конференция).

 

 

Билет 43.Международное положение и внешняя политика СССР после Второй мировой войны. «Холодная война»:причины и сущность.

Вторая мировая война существенно  изменила соотношение сил на международной  арене. Все великие державы в  большей или меньшей степени  пострадали от невиданного в мировой  истории военного конфликта. Только США вышли из войны, обогатившись и усилившись. Они имели мощные вооружённые силы, крупнейший золотой  запас, не пострадали от войны материально. Их и без того значительный производственный потенциал ещё более увеличился. Кроме того, американцы создали невиданное по разрушительным последствиям атомное  оружие и продемонстрировали его  мощь, применив против своего противника — Японии. США не скрывали своих претензий на роль ведущей мировой державыИным было положение Советского Союза. СССР понёс огромные человеческие и материальные потери в войне, сыграл решающую роль в победе над фашизмом. Он располагал мощной армией и хотел использовать дислокацию своих вооружённых сил в других странах в собственных интересах, не собираясь действовать в русле американской политики.Что касается других великих держав, то вес Великобритании и Франции после Второй мировой войны значительно уменьшился. Они были озабочены, прежде всего, сохранением своих колониальных империй, где нарастало национально-освободительное движение. Германия, Япония и Италия в результате поражения в войне утратили военную мощь и политическое влияние. Их территории были оккупированы. Экономический потенциал этих стран нуждался в восстановлении. Поэтому решающую роль в мировых делах стали играть США и СССР. Взаимоотношения между ними во многом определяли международный климат послевоенных десятилетий.Но едва закончилась Вторая мировая война, как США задумали силовое уничтожение своего бывшего союзника. 14 декабря 1945 г. Объединенный комитет военного планирования издал директиву № 432\Д, в которой говорилось: «Единственным оружием, которое США может эффективно применить для решающего удара по основным центрам СССР, являются атомные бомбы, доставленные самолётами дальнего действия». Предполагалось составить план нападения на советские промышленные центры, использовав для этих целей около 200 атомных бомб, хотя в то время на вооружении американской армии имелись всего две атомные бомбы. Их носителями могли стать только стратегические бомбардировщики Б-29. Однако они были не в состоянии достичь намеченные на советской территории цели. Дальность действия Б-29 не превышала 6 тыс. км, в то время как расстояние от Нью-Йорка до Москвы 7 505 км, от Сан-Франциско до Хабаровска — 7 262 км. Поэтому авторы директивы предлагали использовать для Б-29 авиабазы на Британских островах, в Италии, в Индии, в Китае и Японии. Вокруг США и СССР начали группироваться поддерживавшие их страны. Постепенно сформировались два лагеря — капиталистический и социалистический. Первый составили наиболее экономически развитые страны Западной Европы, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и др. В другой вошли государства Восточной Европы и некоторые страны Азии: Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Восточная Германия (ГДР — Германская Демократическая Республика), Монголия, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам. В этих странах при поддержке Советского Союза к власти пришли коммунисты. Неудивительно, что они признавали ведущую роль СССР в мировых делах и полностью поддерживали его на международной арене. Однако становление социалистического лагеря шло отнюдь не безболезненно. В 1948 г. вспыхнул конфликт между СССР и Югославией, руководство которой пыталось проводить относительно самостоятельный внешнеполитический курс. Это вызвало недовольство Сталина, и Югославия была отлучена от социалистического лагеря, все отношения с ней были разорваны.В течение четырёх десятилетий между упомянутыми лагерями существовали напряжённые и конфликтные отношения, получившие название «холодной войны» («холодная война» — термин, введённый в употребление американским журналистом Уолтером Липпманом; он подразумевает жёсткую конфронтацию противоборствующих сторон — СССР и США и их союзников: гонку вооружений, идеологическое противостояние, локальные конфликты, не перераставшие в новую мировую войну). К подобному развитию событий подталкивали обе группировки. Началом «холодной войны» принято считать речь бывшего британского премьер-министра Уинстона Черчилля в г. Фултоне (США) 5 марта 1946 г., в которой он заявил о необходимости объединения усилий США, Великобритании и других западных государств для противодействия советской экспансии.

Билет 44.Особенности социально-экономического и политического развития СССР в послевоенные годы (1946-1953).

После окончания второй мировой  войны положение СССР было противоречивым. Государство расширило свою территорию, усилилась в военном отношении. Резко возросло влияние Советского Союза в Европе и в мире в  целом. У СССР появились союзники – страны «социалистического содружества». В то же время страна понесла огромные людские и материальные потери, около 27 млн. человек погибли на фронтах  Великой Отечественной войны, в  плену, умерли в тылу от голода и  болезней. Большой урон был нанесен  народному хозяйству: страна потеряла более 18% экономического потенциала. Сотрудничество стран антигитлеровской коалиции ушло в прошлое, уступив место «холодной  войне».Источники восстановления народного хозяйства, приоритеты экономического развития, социальная политика, особенности внутриполитического и идеологического курса – все это определялось главным образом двумя факторами: стремлением сохранить статус великой державы, а затем сверхдержавы, что было в условиях «холодной войны» единственным способом обеспечения экономической и политической независимости; а также существованием в стране в высшей степени централизованной политической и экономической системы, реформировать которую глава государства – И.В. Сталин не считал своевременным.Советское руководство отказалось от получения экономической помощи от США по плану Маршалла – плану оказания помощи послевоенной Европе, поскольку участие в Европейском экономическом совещании и получение дешевых американских кредитов привели бы к отказу от самостоятельной роли в мировой политике, к экономической, а в перспективе, возможно, и политической зависимости от США. Этот отказ означал, что восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства планировалось осуществлять за счет внутренних ресурсов, так же, как и индустриализацию 30-х – начала 40х годов: за счет эксплуатации деревни, трудового энтузиазма, накоплений населения, широкого применения репрессий. Надеждам на некоторую децентрализацию экономики и демократизацию политической системы не суждено было сбыться. Главными задачами экономического развития СССР в первые послевоенные годы были восстановление народного хозяйства; развитие экономики в условиях приоритетности энергетики, угольной и металлургической промышленности, оборонного комплекса. Восстановление народного хозяйства началось в 1943 году и осуществлялось по мере освобождения временно оккупированной территории. Но восстановительным считается период с 1946 по 1950 (четвертая пятилетка). Восстановление промышленности осуществлялось одновременно с ее демилитаризацией. В 1946 – 1947 гг. были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности и созданы наркоматы (с весны 1946 г. – министерства) гражданского производства. Демобилизованные воины пополняли, прежде всего, ряды рабочего класса. Армия сократилась с 11,4 млн. человек в мае 1945 года до 2, 9 млн. человек в конце 1948 года. В связи с началом войны в Корее в 1950 года она вновь увеличилась до 5,8 млн. человек. Был восстановлен нормальный режим труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливались 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. В 1947 году была отменена карточная система на продовольственные товары. Формальная демилитаризация экономики завершилась в 1947 году. По существу расходы на оборону не сократились.Промышленность восстанавливалась очень быстро. Заработали Днепрогэс – крупнейшая электростанция Европы, шахты Донбасса, металлургические гиганты юга России – Запорожсталь и Азовсталь. Новые промышленные предприятия строились на Урале, в Сибири, в Закавказье и Средней Азии. В республиках и областях, присоединенных к СССР накануне Великой Отечественной войны, были созданы новые отрасли промышленности: газовая, автомобильная, металлообрабатывающая, электротехническая и другие. Особое внимание уделялось развитию обороной промышленности, прежде всего, созданию атомного оружия. На развитие ВПК направлялись колоссальные средства в ущерб производству предметов потребления, социальной политике, сельскому хозяйству. Целью было ликвидировать монополию США на атомное оружие. В 1949 году в СССР была создана атомная, в 1953 – водородная бомба. В конце 40-х годов в Советском Союзе начались работы по использованию атомной энергии для производства электричества. Первая в мире Обнинская АЭС вступила в строй в 1954 году. В целом промышленность была восстановлена в рекордные сроки: в основном в 1947 году. К концу 1950 года уровень 1940 года был превышен на 73%. Однако легкая и пищевая промышленность план не выполнили. Усиливались диспропорции между развитием тяжелой промышленности и производством продукции группы «Б», оборонным комплексом и гражданским производством. Современной техникой оснащались в основном предприятия, связанные с ВПК.^ Сельское хозяйство по-прежнему являлось основным источником развития промышленности. Как и в 30-е годы, из деревни изымались огромные средства. Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства не окупали затрат и периодически снижались, что позволяло понижать цены на предметы потребления в городах. Вознаграждение за труд в колхозах носило символический характер. Колхозники жили в основном за счет личного подсобного хозяйства, размер которого в годы войны увеличился. Но уже в 1946 году личные подсобные хозяйства были урезаны и обложены непомерными налогами. Каждый крестьянский двор должен был поставлять государству определенное количество мяса, молока, яиц и других продуктов, часто без учета реальных возможностей хозяйства.Колхозникам не полагалась пенсия, они не имели паспортов и не могли без разрешения председателя колхоза покинуть свою деревню. В 1947 году был подтвержден принудительный характер труда в колхозах. Все сельские жители, не работавшие в промышленности и не служившие в государственных учреждениях, были обязаны трудиться в колхозах, вырабатывая определенное количество трудодней. На развитии сельского хозяйства отрицательно отразились разгром научной генетики и ликвидация единоличных хозяйств в западных областях Белоруссии, Украины, в республиках Прибалтики и в Правобережной Молдавии. Коллективизация в районах, присоединенных к СССР в 1939 – 1940 годах, разрушила эффективные хозяйства на селе. Плановые задания четвертой пятилетки в области сельского хозяйства выполнены не были, тем не менее, по официальным данным, уровень сельскохозяйственного производства в 1950 году почти достиг уровня довоенного 1940 года.^ Политическая система СССР. Осенью 1945 года был упразднен ГКО (Государственный Комитет Обороны). Политическая система по сравнению с довоенным периодом ни в чем существенном не изменилась. По-прежнему функционировали три «пирамиды власти»: партийная, советская и хозяйственная. Реальное руководство всеми сферами общественной жизни было сосредоточено в Политбюро (с 1952 года – Президиуме) и Секретариате ЦК коммунистической партии. Законы и постановления, разрабатываемые в высших партийных инстанциях, формально утверждались Верховным Советом СССР, который «формировал» правительство – Совет народных комиссаров (с марта 1946 года – Совет Министров). Фактически кандидатуры на должности министров утверждались в Секретариате ЦК. Местные партийные организации контролировали работу советов, деятельность администрации предприятий и учреждений, колхозов и совхозов. Все ключевые решения принимал лично И.В. Сталин – председатель Совета Министров и руководитель партии, переименованной в 1952 году из ВКП(б) в КПСС.Жесткость административно-командной системы управления страной после победы в войне усилилась. Это было связано с общей обстановкой «холодной войны», а также с тем, что миллионы советских людей побывали за рубежом, общались с населением освобождаемых Советской Армией государств, с союзниками по антигитлеровской коалиции. ^ Высшее руководство СССР решило активизировать борьбу за чистоту идеологии, усилить репрессивный курс. Начались кампании против аполитичности в литературе и искусстве, против космополитизма и «низкопоклонства» перед Западом. Было подвергнуто резкой критике творчество М. Зощенко и А. Ахматовой, несколько литературоведов и критиков были обвинены в буржуазном национализме. По идеологическим причинам надолго приостановилось развитие генетики, кибернетики, психологии, отрицались квантовая теория и теория относительности, И.В. Сталин лично принял участие в дискуссиях по вопросам языкознания и экономики, тем самым предопределив поражение оппонентов.Репрессии по-прежнему рассматривались как средство найти виновных в неудовлетворительном состоянии экономики, тяжелом положении трудящихся, как мера, способная объединить народ вокруг партии и правительства против его «врагов», как инструмент, обеспечивающий работоспособность административно-мобилизационной системы. В 1946 году срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли, на рубеже 40 – 50-х годов были якобы обнаружены вредители в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения. Были сфабрикованы «дела» против руководства Ленинградской партийной организации, против председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, крупного ученого-экономиста. Все явственнее становилось противоречие между объективной необходимостью изменений в экономике, социальной политике, методах управления и неспособностью партийно-государственной верхушки во главе с И.В. Сталиным осознать эту необходимость и провести реформы. После кончины Сталина 5 марта 1953 г., на фоне острой борьбы за власть между его основными соратниками, наметились некоторые контуры либерализации государственно-политической системы в СССР.

Билет 45.Противоречивые тенденции в руководстве страной и хозяйственных реформах СССР в 50-60е годы.

Итак, причинами реформирования советской  экономики в 50-е годы можно назвать  чрезвычайное перенапряжения советского народного хозяйства, которое долгое время находилось в состоянии  предельной мобилизации (форсированная  индустриализация, война, восстановление), результатом чего стало невиданное разорение деревни, нищета основной массы населения, принудительность труда большинства его. Все эти  факторы не только сдерживали дальнейшее развитие страны, но и угрожали социальным взрывом, а потому требовали немедленных  изменений.После смерти Сталина начался пересмотр экономической политики страны. Хрущев искренне хотел ликвидировать недостатки в экономике и придавал этому первостепенное значение. Первые шаги были направлены на совершенствование аграрной политики, на решение продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из глубокого кризиса. Этапным в этом отношении стал сентябрьский (1953 г.) пленум ЦК КПСС, который принял постановление о неотложных мерах подъема сельского хозяйства.Одним из первых мероприятий нового руководства страны стало существенное снижение сельскохозяйственного налога, списание задолженности по налогам за предыдущие годы, увеличение размеров приусадебных участков. Существенно были снижены нормы обязательных поставок государству продукции животноводства, увеличены закупочные цены на продукцию колхозов и совхозов (в 5,5 раза на мясо, вдвое - на молоко и масло, на 50% на зерновые). Такое повышение закупочных цен было крайне необходимым шагом, ведь они, практически, были во многих случаях значительно ниже затраты на их производство. Именно низкие цены фиксировали неэквивалентный обмен между сельским хозяйством и промышленностью, который в последние годы жизни Сталина стал особенно поразительным (в 1927/28 г. за 1 ц ржи можно было приобрести 35 м ситца, или 17 кг сахара, или 21 кг масла, а в 1952 г. в соответствии 1,5 м ситца, 0,9 кг сахара, 0,5 кг масла). Такие цены не обеспечивали не только расширенное, но и простое воспроизводство в колхозах и совхозах.Оздоровлению аграрного сектора способствовало также повышение цен на продукцию, которую колхозы продавали государству свыше обязательные поставки и внедрение более высоких цен на продукцию совхозов. Весьма важным в этом направлении было и решение относительно отмены обязательных поставок и натуроплаты за работу МТС, а также переход к заготовок сельскохозяйственной продукции по единым ценам, что дифференцировались по зонам. Не менее важным был также шаг руководства страны в сторону смягчения жесткой регламентации деятельности колхозов. В 1955 г. им было предоставлено право самостоятельно принимать решения по организации производства и использования своих ресурсов при условии выполнения обязательных поставок продукции государству.Довольно много делалось для укрепления материально-технической базы на селе. В целом по стране за 1954-1958 гг. в сельское хозяйство было направлено 664 тыс. тракторов, 361 тыс. зерноуборочных комбайнов, 571 тыс. грузовых машин. Правда, капиталовложения в сельское хозяйство в течение 1951-1960 гг. составляли лишь 18% от общего их объема, но по сравнению с предыдущим временем они были довольно значительными.С середины 1950-х годов сельское хозяйство, впервые за долгие годы, стало рентабельным, доходы колхозников значительно выросли и продолжали расти в 1957-1958 гг. Среднегодовые темпы сельскохозяйственного производства в 1954-1959 гг. составили более 7%. Однако, как и раньше, преобладала политика экстенсивного развития. Наращивание темпов роста производства сельскохозяйственной продукции достигалось не за счет интенсивного использования техники, передовых технологий, более урожайных зерновых и технических культур в земледелии, а за счет освоения крупных массивов земель в Сибири, на Алтае и в Казахстане. Сюда из Украины в 1954-1955 гг. выехало свыше 100 тыс. человек, в основном молодые, активно отсылалась техника. Лишь в 1955 г. в Казахстан и на Алтай было отправлено более 11 тыс. тракторов и 8 тыс. комбайнов, которые и составили основу технической базы вновь созданных хозяйств.Однако желаемых результатов освоения земель в Казахстане и на Алтае не дало, хотя сначала (в 1956-1958 гг.) и обеспечило половину хлеба, что заготовлявся государством. А вот на сельское хозяйство европейской части СССР, в том числе и Украины, за счет которого и создавались новые совхозы, оказало негативное влияние. В то же время продовольственная проблема оставалась острой, жизненный уровень сельского населения низким. Крестьянство, как и раньше, не было заинтересовано работать в колхозах, ведь плата за труд была слишком низкой, а государство продолжала на свое усмотрение распоряжаться результатами его работы.Хрущев и его руководство пытались улучшить ситуацию в аграрном секторе целым рядом мер, которые, практически, не дали положительных результатов. К этим мерам можно отнести решение догнать США по производству мяса, масла, молока на протяжении трех-четырех лет; принудительное введение посевов кукурузы по всей стране; хімізацію земледелия, которая, однако, не была обеспечена соответствующими мощностями в химической промышленности.Большие надежды возлагались на реорганизацию МТС и продажа техники колхозам и совхозам, что обещало несколько ослабить контроль государственной бюрократии над селом. На февральском (1958 г.) пленуме ЦК КПСС было признано, что существующая форма производственно-технического обслуживания колхозов за помощью техники МТС перестала способствовать развитию производительных сил деревни, порождала знеосіблення в руководстве и снижала ответственность за рост урожайности, ведь на одной земле хозяйничали два “хозяева” - колхоз и МТС.Вместе с тем при осуществлении этих мероприятий не был учтен целый ряд факторов, которые крайне негативно повлияли на состояние сельского хозяйства (чрезвычайно высокие цены на технику, отсутствие достаточных средств в хозяйствах для выкупа последней, потеря квалифицированных кадров, которые работали в МТС и не хотели работать в колхозах, и т.д.). Другие административные реорганизации - укрупнение колхозов, преобразование части из них на совхозы и др. - также не дали заметных положительных сдвигов.Но все-таки нельзя не заметить, что аграрная политика М. Хрущева в определенной степени открывала перед советским сельским хозяйством новые возможности, вселяла в многомиллионные массы крестьянства надежды на лучшее будущее. Однако положительный потенциал преимущественно административных реформ Хрущева в области сельского хозяйства был до конца 50-х годов исчерпан, а последующие реорганизации и новации неизбежно оказывались неэффективными и ошибочными.В последние годы правления Хрущева, в годы семилетки (1959-1965) темпы развития советского сельского хозяйства заметно снизились, планы роста производства продукции растениеводства и животноводства не были выполнены, эффективность сельскохозяйственного производства была низкой. Большинство авторов обвиняет в этом Хрущева, по инициативе которого непомерно возросли посевы кукурузы, но если во многих регионах СССР эта культура не давала урожаев, и даже не вызревала (в Нечорнозем'ї, Прибалтике, Белоруссии), то в Украине она могла дать определенный положительный эффект. Однако просчетов в аграрной политике времен Хрущева было довольно много. Так, преобразование колхозов в совхозы не всегда было экономически оправданным и на самом деле было попыткой ускорить процесс “перерастания колгоспно-кооперативной собственности в общенародную”, которая теоретически была основой коммунистической формации. Негативными были и последствия введения ограничений на подсобное хозяйство крестьян.Рост производства сельскохозяйственной продукции в годы семилетки сдерживался серьезными просчетами в планировании его материально-технического обеспечения, в частности, решением о сокращении производства сельскохозяйственной техники после ликвидации МТС в расчете на то, что непосредственно в колхозах она будет использоваться значительно лучше; достаточно негативно сказалось и значительное увеличение цен на технику и запасные части; невыполнение плана производства минеральных удобрений и ряд других.Просчеты и ошибки в аграрной политике были главной причиной того, что в стране сложилась напряженная ситуация в снабжении населения продовольствием. Государство вынуждено было пойти на повышение розничных цен на мясо и масло, что вызвало массовое недовольство, а в некоторых случаях и в крайних формах. С 1963 г. СССР был вынужден импортировать зерно. Это дискредитировало всю политику М. Хрущева в области сельского хозяйства, хотя в ней, как отмечалось, было много и положительного, особенно в 50-е годы.Большие изменения происходили не только в аграрном секторе, но и в других отраслях экономики. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но недостаточную роль научно-техническому прогрессу, техническому уровню промышленности. Ведь в середине 1950-х годов стало совершенно очевидным, что без приоритетного развития новых направлений в науке советской экономике не выстоять в противостоянии с Западом. И в целом ряде партийных документов ставится вопрос относительно ускорения НТП, внедрение в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники, создается Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике.Промышленное производство в “хрущевское” десятилетия развивалось достаточно динамично. По официальным данным, в Украине в 1951-1958 гг. промышленная продукция ежегодно возрастала на 12,3%, а в 1959-1965 - на 8,8%. Как и во всей стране, меняется структура топливного баланса за счет увеличения добычи нефти и газа (нефти - в 4,6 раза, газа - в 4 раза). Растет и добыча электроэнергии, как за счет тепловых электростанций, так и гидроэлектростанций “Днепровского каскада”. При этом следует заметить, что последние строились без учета экологических требований и интересов сельского хозяйства.Экономическая политика, которая проводилась партийно-государственным руководством во главе с Г. Хрущевым, в целом способствовало промышленному росту, особенно таким ее элементам, как более активное использование кредитно-финансовых методов стимулирования выполнение и перевыполнение плановых заданий (в частности внедрение в августе 1954 г. дифференцированного режима кредитования хорошо и плохо работающих предприятий), ориентация на укрепление хозрасчетных отношений, поиски путей совершенствования форм и методов материального стимулирования работников промышленности, расширение прав союзных республик в планировании, управлении и финансировании промышленных предприятий на их территории и др. Но просчеты в экономической политике в годы семилетки стали одной из причин того, что в последние годы падают темпы роста производительности труда и капиталовложений, серьезной проблемой становится долгострой. Отставание сельского хозяйства сдерживало развитие легкой и пищевой промышленности.Однако с самого начала “хрущевских” преобразований было понятно, что почти всем им противостоит существующая система управления, засилье бюрократического аппарата. С 1954 по 1955 г. был проведен целый ряд мероприятий, направленных на ее совершенствование, завершившихся реформой 1957 г., направленной на реорганизацию управления промышленностью по территориальному принципу. На февральском пленуме ЦК КПСС было принято постановление “О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью и строительством”, суть которой заключалась в ликвидации отраслевых министерств и создании с 1 июля 1957 г. территориальных органов управления - советы народного хозяйства (совнархозов), которые непосредственно подчинялись Совету Министров союзной республики. Всего было создано 105 экономических административных районов, в том числе 11 в Украине. Функциями Госплана СССР оставались лишь общее планирование и координация территориально-отраслевых планов и распределение между союзными республиками важнейших фондов. Постановление подчеркивала главная задача, которая была призвана решить реформа: максимальное использование имеющихся ресурсов благодаря разрушению ведомственных границ, а также сохранение приоритетов развития тяжелой индустрии.Для оперативного управления совнархозами из центра были созданы республиканские совнархозы, а в 1962 г. - Совет народного хозяйства СССР. Совнархозы осуществляли руководство всеми подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями в пределах соответствующего административного района.Первые результаты реформы были достаточно успешными. Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство, наконец, она обеспечила более комплексное развитие экономических районов. Стало возможным более рационально использовать местные ресурсы и научно-технические кадры.Однако реформа, рожденная в недрах аппарата и реализована им же, не зацепила основ хозяйственного механизма, который существовал, а лишь частично решила задачи, которые стояли перед ней, породив при этом массу новых проблем. И хотя внешне новая, “раднаргоспівська”, система управления существенно отличалась от предыдущей, сущность ее была той же. Оставался тот же принцип распределения сырья, продукции, тот самый диктат поставщика в отношении потребителя. Экономические рычаги просто не могли стать определяющими в условиях абсолютного господства командно-административной системы. Совнархозы в отношении предприятий практически оставались теми же министерствами, только они функционировали в пределах определенной территории, а не отрасли. Новые задачи решались с помощью старого экономического механизма, а значит, в 1950-х годах при осуществлении экономических преобразований не было должной последовательности и целеустремленности, а главное - не ставилась задача проведения радикальной реформы существующего хозяйственного механизма.В итоге центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны в целом, часть совнархозов оказалась неспособной к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. начинается укрупнение совнархозов: более слабые начали присоединять к более мощных (на 1962 год в Украине их оставалось 7).На рубеже 1950-1960-х годов экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Дались плашмя не только объективные причины, но и многочисленные управленческие екперименти в экономике, субъективизм и волюнтаризм ее руководства, значительный рост военных расходов, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой.

Информация о работе Шпаргалка по "История"