Шпаргалка по "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:11, шпаргалка

Описание

Билет 1 Происхождение быт и верование восточных славян в древности.
Славяне – индоевропейская группа . Перовое упоминание содержится в Готских Хрониках епископа Иордана ( 58 нэ.)Восточная европа делилась на три племени .
Анты, Венеды, Склавене- Пра(протославянские племена.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ ШПОРА !!!.docx

— 191.06 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Билет 46.Кризисные(застойные)явления в советском обществе  в 60-70-е годы: причины и сущность

1970–1980 гг. вошли в историю СССР  как годы «застоя» в политике, экономике, культуре, национальных  отношениях.В общественно-политической жизни страны: 1) властвовали безраздельно консервативные тенденции. Получила официальное одобрение концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. она была законодательно закреплена во вступлении к новой Конституции СССР. Также был закреплен Конституцией тезис о руководящей и направляющей роли КПСС; 2) на практике не все провозглашенные Конституцией демократические свободы выполнялось. В частности, Советы народных депутатов всех уровней оставались лишь декорацией, а реальная власть принадлежала партийному аппарату, который вырабатывал и принимал все главные решения. Его контроль над обществом оставался всеобъемлющим; 3) аппарат и составлявшая его номенклатура, партийно-государственные чиновники определенного уровня, употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. – Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Большинство министров и секретарей обкомов в тот период занимали свои должности по 15–20 лет. Большинство членов Политбюро ЦК КПСС находилось у власти более 15 лет; 4) происходит сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция, так как всевластие партийной элиты не было подкреплено собственностью и она постепенно стала стремиться к закреплению за собой доли общественной собственности, которой управляла.«Застойные» явления в экономике: 1) в 1970-80-е гг. происходило экстенсивное развитие экономики; 2) строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню (ВАЗ, КамАЗ); 3) росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда); 4) увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом; 5) достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо; 6) командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами; 7) сельское хозяйство принимало огромные капиталовложения, но заметного роста производства не показывало.Тяжким бременем для экономики страны были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет с США.Назревание кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах: 1) с каждым годом сокращались возможности затратной модели роста экономики, сокращалась добыча топливно-сырьевых ресурсов, передвигаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, она дорожала; оборудование изнашивалось и морально устаревало; 2) происходили серьезные деформации в социальной сфере. Доходы людей постоянно росли, но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить населению достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Развивался дефицит, обычным явлением становились очереди и «блат»; 3) возникает так называемая «теневая экономика» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.); 4) после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.). Он начал расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили главным образом высокопоставленные руководители и чиновники, что выявило масштабы и опасность создавшихся кризисных явлений.

Билет 47.Попытка «перестройки» Советского общества в 1985-1991гг.

Ускорения социально-экономического развития не произошло, так как административно-командная  система оставалась непоколебленной, в ее рамках продолжало работать все  народное хозяйство, активно использовались методы нажима, штурмовщины и т.д. Неотъемлемой частью системы был огромный бюрократический аппарат, насчитывавший 18 млн. человек. Очень медленно приходило понимание необходимости проведения более глубоких реформ. В 1987 г. руководство заговорило о консерватизме аппарата, торможении им проводимых реформ. В январе этого года на Пленуме ЦК Горбачев заявил о необходимости перестройки, то есть модернизации социализма. В связи с этим была выдвинута задача демократизации общественной жизни, обновления кадров. В июне на Пленуме ЦК было принято решение о проведении экономической реформы. Была провозглашена принципиально важная цель - переход от административных к преимущественно экономическим методам руководства. Однако эта цель не была подкреплена созданием механизма осуществления. Практически не был допущен плюрализм собственности, не был введен хозрасчет. С 1 января 1989 г. вступил в силу закон о государственном предприятии (объединении), отразивший непоследовательность горбачевской политики. Права предприятий были расширены, а реальные полномочия министерств и ведомств не сокращены. Подобное половинчатое реформирование лишь способствовало росту диспропорции в народном хозяйстве, поскольку нарушало старые экономические связи, а новую систему не создавало. Заметного влияния на экономику не оказывало разрешение создавать (май 1988 г.) самостоятельные, не подчиненные государству, кооперативы. В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти была поставлена задача реформирования политической системы, так как считалось, что именно в ней со-Р крыты многие корни "механизма торможения" общественных пре-" образований. В документах партии закреплялась модель "гуманного, демократического социализма", повторялись в общих чертах идеи "социализма с человеческим лицом" периода "пражской весны" 1968 г. Было заявлено о возможности совмещения постов первых секретарей партийных комитетов с постами председателей соответствующих Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву для того, чтобы пропустить местных партийных руководителей через сито выборов. Была также намечена избирательная реформа, содержавшая элементы альтернативности. В решениях конференции делалась попытка соединения "социалистических ценностей" с некоторыми элементами политической доктрины либерализма. Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформированию Советов, в лице которых Горбачев хотел иметь новый "двигатель" перестройки, эффективного помощника партии. Следует отметить, что либерализация политической системы не пошла на пользу КПСС: она, привыкшая лишь командовать, не сумела проявить гибкость, адаптироваться к новым условиям. В духовной жизни общества новшеством стала политика гласности. Этот термин впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС (1986г.): "...без гласности нет и не может быть демократизма". Выдвижение этого лозунга объяснялось сопротивлением переменам со стороны старой номенклатуры и необходимостью для реформаторов активнее опереться на общественное мнение. Правда, Горбачев подчеркивал: "Мы за широкое развитие гласности, но в интересах общества, социализма, в интересах народа". Но даже такую гласность консервативные круги не готовы были принять, видели в ней попытку "очернить" социализм, "атаковать КПСС" и высказывались за сохранение монополии КПСС на гласность. Но уже невозможно было остановить начавшееся раскрепощение сознания. К.Б. Валиуллин, Р.К. Зарипова. История России, XX век. ЭПОХА "ПЕРЕСТРОЙКИ" (1985-1991 гг.). Попытки модернизации

 

Билет 48. Распад СССР: причины и последствия.

Распад СССР, оформленный Беловежским  соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.     Причины распада СССР. В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался. Почему? Приведем наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи:     — СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;     — СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;     — сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;     — советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;     — единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;     — политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.     Значение распада СССР. Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределам^ России, национальных меньшинств в целом.     Становление новой российской государственности. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.

 

 

Билет 49.Социально-экономическое положение России на современном этапе

Социально-экономическое состояние  региона-субъекта РФ определяется общими для страны макроэкономическими  тенденциями. Кроме того, современные  региональные ситуации в значительной степени дифференцированы объективными факторами: природно-ресурсным и  трудовым потенциалом, географическим положением, политической ситуацией, ориентацией  на выполнение определённых федеральных  функций и др. Таким образом, макроэкономические тенденции обостряют региональные проблемы, а специфические особенности  конкретных регионов обусловливают  основные различия в проведении экономических  реформ. Усугубляет ситуацию то, что  не сформирован механизм отношений  региона-субъекта РФ и центра, отсутствует  чётко сформулированная государственная  региональная политика, нет системы  исследования, планирования и прогнозирования  развития региона. Определяя развитие региона как устойчивой и эффективно усложняющейся системы, важно знать  естественные предпосылки, историю  хозяйственного освоения и современное  социально-экономическое положение. Понимание причин трансформации многих сторон жизнедеятельности регионов в новых условиях поможет определить степень их кризисного состояния, позволит определить круг проблем и найти пути смягчения сложившейся ситуации.

Билет 50.Мир после холодной войны. «Холодная война», по официальному заявлению закончившаяся в 1990 году, в которую были втянуты две мощнейшие страны мира, продолжалась несколько десятилетий с 1945 по 1990 год. Она привела к экономическому и военному вмешательству основных враждующих сил в страны Ближнего Востока, Азии, Африки и к непрекращающемуся соперничеству между Западом и Востоком. Стоит отметить, что если бы не «холодная война», многие страны не были бы втянуты в данные региональные конфликты.Ялтинская схема, делившая мир на сферы влияния, оставалась в силе с 1945 по 1990 годы, однако по окончании «холодной войны» отпала сама необходимость в «жандармских» функциях. Международные экономические связи, торговое сотрудничество в 90-х годах ХХ века оказывали огромное влияние на мировое развитие; главным критерием деятельности какого-либо государства являлось состояние экономики, а торговые отношения с тарифами или санкциями были прерогативой преуспевающих стран, что вело к развитию протекционистской политики (попытка Японии нагрузить мировой рынок электроникой и автомобилями). Отношения между странами-экспортерами нефти, бедным третьим миром и Западом оставались животрепещущим вопросом. Сырьевые страны не могли создать долговременных объединений для поддержания цен на свою продукцию, эквивалентных западным. Таким образом мир был перенасыщен дешевой нефтью, а ее экспортеры и не думали повышать благосостояние народа– они вкладывали деньги в вооружение. Попытки некоторых африканских и латиноамериканских стран борьбы с бедностью путем индустриализации и модернизации привели к гигантским долгам, проценты с которых сводили на нет международную помощь. Перед странами Восточной Европы открылись дороги в мировую экономику, где решающую роль играют индустриально развитые западные страны. Благодаря «холодной войне» люди осознали, что запасы мировых ресурсов исчерпаемы, природа «не всеядна», а ядерная энергия – опасна и вредна. Кроме всего прочего, нельзя не учесть астрономические людские потери, большой поток эмигрантов из бедных стран на Запад. Несмотря на то, что с распадом СССР исчезла угроза ядерной войны, появилась новая опасность: ядерным оружием могли завладеть маленькие страны со слабой экономикой во взрывоопасных районах. К Договору о нераспространении ядерного оружия от 1968 года в настоящее время присоединились 178 государств, но некоторые, в том числе Франция и Израиль, продолжают заниматься его разработкой. В 90-х годах страны Восточной и Центральной Европы столкнулись с серьезными проблемами перехода от командной социалистической системы к свободной рыночной экономике. К сожалению, с окончанием конфронтации сверхдержав не исключились возможности вспыхивания локальных конфликтов (в Азии, Африке, Европе, Латинской Америке, Тихоокеанском регионе). В декабре 1991 года главы государств и правительств 12 стран-участниц ЕЭС (европейского экономического сообщества) в голландском городе Маастрихт решили создать Европейский Союз, основанный на ЕЭС и дополненный новыми формами кооперации. Но немедленно осуществить Маастрихтские решения не удалось (финансовые кризисы 1992-1993 годов и другие объективные причины). Окончание «холодной войны» положило конец великой угрозе всему человечеству. Впервые за всю историю ХХ столетия могущественные державы более не готовились к нападению друг на друга. Произошла переоценка отношений, в обстановке взаимного доверия сокращались и даже частично уничтожались военные запасы, что являлось несомненным прогрессом. Однако на планете сохраняются горячие точки, которые угрожают региональной и международной стабильности, и мир, как и век назад, оказался на переходной ступени развития.


Информация о работе Шпаргалка по "История"