Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:51, шпаргалка

Описание

1. Новые подходы к истории.
2. Достоинства и недостатки формационного классового подхода.
....
93. Замыслы и итоги перестройки. Эволюция умонастроений.
95. Рыночные реформы 90х гг. в России, их результаты и социальная цена.
96. Развал СССР. Трудности демократизации политической системы.
99. Цивилизационный выбор современной России

Работа состоит из  1 файл

история России.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

 

11. Происхождение,  этногенез, ранняя история славян.

Проблема этногенеза относится к одной из самых  сложных в науке. Для ее решения  необходим синтез различных наук. Так, языкознание установило, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исторического языкознания свидетельствуют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с балтским. Влияния иранского языкового мира затронуло только часть славян. Славяне жили в Центральной Европе и находились в контакте с протогерманцами и проиталиками. В целом языкознание локализует первоначальную территорию обитания славян где-то в бассейне реки Вислы. Сторонники другой концепции центром будущей славянской миграции считают район среднего Дуная, полагая, что именно отсюда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы.  К сожалению, единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, не сформировался. Зато археология может оказать неоценимую помощь. Для нее наиболее важно установить генетическую преемственность при смене одной археологической культуры другой. Одно из наиболее спорных звеньев в цепочке, выстраиваемой археологами, - черняховская культура, которую некоторые исследователи относят к славянской. Существует точка зрения и о ее полиэтничном характере. Черняховская культура была разрушена в ходе Великого переселения народов (IV-V вв.). С северо-запада в Приднепровье пришли готы (некоторые исследователи считают черняховскую культуру готской). Волна за волной из просторов Центральной Азии набегали орды кочевников, которые по мере своего продвижения, вовлекали в поток народы, населявшие Восточную Европу, и вся эта лавина двигалась, снося все на своем пути. На смену гуннам пришли авары, на смену аварам - хазары и болгары. В это время особенное значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники. Древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют с финно-уграми на севере, певкинами и сарматами - на юге. Византийские писатели сообщают довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения готского историка VI в. Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки - венедов, антов и склавенов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Ими выделено три основных ареала распространения славянских археологических культур; в основу этого выделения положена, прежде всего, керамика. Первая - так называемая культура пражско-корчакского типа, один из коренных регионов распространения которой - Средняя и Южная Польша, а также Припятское Полесье. По всей видимости, это территория склавен. Другая культура - пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Здесь обитали анты. На западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известны фельдбергская и суковская. На территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. Части этих рассыпавшихся праславянских группировок расселялись по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. Некоторые исследователи полагают, что именно с этого времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, которые расселились по территории Русской равнины, дореволюционные историки называли "русскими славянами". В современной историографии закрепилось наименование "восточных славян".  Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы. Археология в начале XX столетия подтвердила подобную схему: выяснилось, что определенные разновидности женских височных колец соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского "племени".  Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, населявшими Восточную Европу до них или пришедших сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине. Более сложными были отношения с этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. Образованная ими Булгария  долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян. Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата находился в низовьях Волги. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам. Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды норманнов, называемых на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные секирой с остроконечным штыком. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.  Крепла военная организация славянского населения. Это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был выставлять тысячу. Одним из военных руководителей был и князь. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз, во главе которого стоял вождь, возвышающийся над вождями отдельных племен, входивших в союз. Помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. Им помогал совет старейшин, «старцы градские», - племенная знать, которая занималась гражданскими делами. Княжеская военная дружина зарождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был первым среди равных.  Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече, народные собрания - возникают в глубокой древности. В них участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось. Родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления. Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

 

12. Становление  государственности. Киевская Русь и ее международные контакты.

IX век в истории восточных славян ознаменовался переходом к государственной организации. Возникает Древнерусское государство или Киевская Русь. По мере перехода от предгосударственной формы политической организации к другой происходило складывание признаков государственности, главными из которых являются:

- размещение жителей  по территориальному признаку, а  не на основе кровных уз;

- наличие публичной  власти, отделенной от массы народа;

- взимание налогов на содержание публичной власти.

В IX в. самыми сильными центрами государствообразования у восточных славян являлись Киев и Новгород.

В Киеве процесс формирования признаков  государственности шел интенсивнее, чем в других славянских землях. Здесь быстрее сложилась система сбора дани, раньше выделился слой военно-дружинной знати, выполняющей властные функции. Немаловажную роль играло и географическое положение – на середине торгового пути «из варяг в греки», что делало его местом стечения русских и зарубежных купцов, дипломатов, религиозных миссионеров и т.д. В силу этих обстоятельств в конечном итоге именно Киев становится столицей Древнерусского государства.

По свидетельству авторов «Повести временных лет», в середине IX в. многие из восточнославянских племен, а также обитавшие рядом с ними неславянские племена являлись данниками своих соседей: поляне, северяне и вятичи платили дань хазарам, а чудь, меря и ильменские словене – варягам, приходившим из Скандинавии. В 862 г. варяги были изгнаны, но начавшиеся после этого усобицы вынудили племена, обитавшие по берегам озера Ильмень, призвать на княжение представителей варяжского племени Русь Рюрика, Синеуса и Трувора, обосновавшихся соответственно в Новгороде, Белоозере и Изборске. Двое дружинников Рюрика Аскольд и Дир взяли власть в Киеве, освободив полян от уплаты дани хазарам. После смерти Рюрика в 879 г. власть в Новгороде перешла к его родственнику Олегу. В 882 г. Олег прибыл в Киев с малолетним сыном Рюрика Игорем, убил Аскольда и Дира и занял киевский престол. Так были объединены 2 центра государствообразования – Киев и Новгород. Киев при этом был объявлен столицей и «матерью городов русских». Т.о. именно 882 г. традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Варяги были призваны на княжение, когда у восточных славян уже имелись признаки государственности: кровные узы уступали место территориально-политическим, формировался общественный слой с такими властными атрибутами, которые можно считать публичной властью, отделенной от народа.  Варяги, несомненно, внесли определенный вклад в формирование государства у восточных славян: их приход ускорил складывание ДГ. Но они, видимо, не инициировали этот процесс, а лишь подключились к нему на одной из стадий. Усилия первых киевских князей были прежде всего направлены на формирование территории государства и объединение восточного славянства под единой властью. Трудами Олега к Х в. в ДГ уже были объединены поляне, северяне, древляне, радимичи, словене, кривичи, вятичи, тиверцы, дулебы, хорваты, а также угорофинские племена меря и чудь. Благодаря активности Игоря, Ольги, Святослава и Владимира I  к началу XI в. племенной сепаратизм был постепенно подавлен и все восточнославянские племена были объединены. В 965 г. сын Ольги и Игоря Святослав разгромил государства волжских булгар, буртасов, а затем и Хазарский каганат, основав на новых землях русские поселения. На Северном Кавказе Святослав подчинил себе ясов (аланов) и касогов (адыгов) и остров Тмутаракань на Таманском полуострове. Владимир Святославович соединил западные территории. В 981 г. в результате войны с поляками он захватывает червенские города Перемышль, Червень и др., позже утраченные Русью и вновь возвращенные в состав в 30-х гг. XI в. в княжение Ярослава Мудрого, который известен упорной борьбой за сохранение целостности государства. В первые годы правления князю пришлось усмирять восстание в Полоцкой земле, а выступление его брата, тмутараканскрого князя Мстислава, в 1024 г. привело к расколу Руси на две части, объединить которые удалось лишь в 1036 г.после смерти Мстислава. В Прибалтике, в Чудской земле был основан город Юрьев (нынешний Тарту). У середине XI в.

 

13. Династия Рюриковичей.  Норманнская теория. Проблема наследования  княжеской власти.

Летописный рассказ о призвании  варягов послужил главным основанием «норманнской теории» происхождения восточнославянского государства, краеугольный камень которой был заложен немецкими учеными И.Г.Байером, Г.Ф.Миллером и А.Л. Шлецером, работавшими в Академии наук в России в 30-60-гг. XVIII в.  В трудах этих историков были сформулированы утверждения, ставшие впоследствии основой «норманнской теории».

  1. Слово «русь» имеет скандинавское происхождение.
  2. Скандинавской является также и династия киевских князей.
  3. Само государство восточных славян было создано норманнами.

Одним из первых оппонентов «норманнистов» стал великий русский  ученый М.В.Ломоносов, пытавшийся доказать славянское происхождение не только слова «русь», но и самого Рюрика, а также опровергнуть версию об организующей роли варягов в истории Россию. Аналогичную позицию занял и один из основоположников российской исторической науки В.Н.Татищев.

С самого начала данная дискуссия  из научной плоскости переходила в политическую. Зарождение НТ пришлось на период «бироновщины». Неудивительно, что многим современника и потомкам появление ее было воспринято кА стремление оправдать и «научно обосновать» засилье немцев в России. Острый интерес к НТ снова возник в 30-50-гг. XX столетия. Тезисы «норманнистов» берут на вооружение фашистские идеологи, пытавшиеся доказать расовою неполноценность славян. Стремясь развенчать утверждения нацистов, советские историки подчас переходили грань научности, категорически отрицая всякую роль варягов в образовании ДГ, сам факт призвания их на княжение. В наши дни отечественные историки предпринимают попытки более объективно, без предвзятости, подойти к рассмотрению основных аспектов НТ. Несмотря на усилия историков, археологов, лингвистов этот вопрос до сих пор открыт. Особенно сложен вопрос о происхождении термина «русь». Существуют десятки гипотез на этот счет. Среди них – версии о топонимическом происхождении этого слова – от названия реки Рось, притока Днепра, сравнительно близко к которой был расположен Киев, и о «социальном» его происхождении, ибо, по утверждению некоторых авторов русью у славян именовались высшие слои общества. Большинство авторов все же считает, что корень термина – в названии какого-то племени. Не известно пока, какое это было племя: южное или северное, славянское или неславянское.  У большей части историков не вызывает, между тем, сомнения скандинавское происхождение династии киевских князей. Историчность фигуры Рюрика в настоящее время признается в отличие от историчности его братьев – Синеуса и Трувора. Еще Байер высказал мнение, что летописец неверно перевел скандинавские выражения «сине-хус» и «тру-вор», означавшие, что Рюрик пришел «со своим домом» и «верной дружиной». Раздел территории на уделы между наследниками и наследие верховного  киевского престола в Доме Рюриковичей происходило «по старшинству». Естественно, что за место на верху родословной «лестницы» были бесконечны. Желание занять лучшее место в иерархии Дома Рюриковичей стимулировало политические амбиции князей и ожесточенную борьбу за лучший «стол». Именно эти амбиции и личное тщеславие разных членов династии порождали острые конфликты.  Есть все основания полагать, что Древняя Русь фактически представляла собой раннефеодальную монархию и в этом походила на другие европейские государства того периода. В ДГ имелись центробежные, сепаратистские тенденции, стремление отдельных князей земелеобособица, полностью утратив зависимость от всякого центра. Фактически традиция междоусобных войн на Руси укрепляется, когда спустя 18 лет мирного сокняжения  сыновья Ярослава Мудрого ополчились против старшего брата Изяслава, занимавшего киевский престол. В ходе этой усобицы, длившейся 20 лет, ушли из жизни ее зачинщики – Изяслав, Святослав и Всеволод, но военные столкновения только втягивали новых и новых участников, набирая обороты с невероятной скоростью и ослабляя, кроме всего прочего,  Русь перед лицом половецкой опасности. Только в 1097 г. на княжеском съезде в Любече было решено, что «каждый держит отчину свою», на время успокоив кровавые распри.

 

14. От язычества  к христианству. Выбор веры

Влияние христианства на славян проявилось задолго до его превращения в официальную религию Руси. Известно, например, что Константинопольским патриархом Фотием была создана русская епархия в 867 г. в Тмутаракани. Из договора 945 г. с греками известно, что среди киевских варягов было много христиан, была у них даже христианская церковь святого Ильи. Около 955 г. во время визита в Константинополь приняла христианство княгиня Ольга.

По некоторым источникам, еще во второй половине IX в. Русь имела связи с христианской Болгарией и Великоморавской державой, где проповедовали греческие миссионеры -  «солунские братья» Кирилл и Мефодий.

Начальная летопись рассказывает, что в 983 г. в Киеве разъяренная  толпа язычников убила воина-варяга и его сына за то, что отец отказался  отдать сына в жертву языческим богам. Это событие произвело большое впечатление на князя, уже пытавшегося не только привести в систему языческие представления подвластного ему народа, но и изменить представления соседних правителей о Руси как варварском государстве.

Легенда остается легендой, но бесспорны главные факты: поход Владимира на греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму, крещение его в 988 и 989 г.и женитьба на греческой принцессе Анне. После возвращения в киев с греческими и болгарскими миссионерами Вл. крестил киевлян на берегу Днепра. Судя по всему, сам факт крещения носил добровольно-принудительный характер. Первоначально христианство распространилось преимущественно по линии Днепр – Волхов. В Новгороде новая вера встретила сопротивление языческого населении, жестоко подавленное посадником. К востоку от великого водного пути, в бассейне Волги и Оки, христианство распространялось медленно. Например, в Ростовской земле сопротивление продолжалось еще почти два века. Русь автоматически включилась в сферу византийского культурного влияния. После разгрома Зап. Рим. империи варварами Византия оставалась главным хранителем христианской культуры и письменности. Русскую церковь возглавлял митрополит Киевский и всея Русской земли. Митрополия зависела от патриарха Константинопольского, который считал своим правом ставить на Руси митрополитом грека. Жизнь прихожан в вопросах морали, семейно-брачных отношений регулировалась на основе церковных законов, собранных в сборнике «Кормчая книга» («Номоканон»). Церковь стала основным институтом феодальной культуры ДР, играя позитивную роль в развитии русской государственности, обогащая социальным и политическим опытом древнерусское публичное право. После принятия христианства духовная жизнь Руси надолго будет определяться слитностью христианства и язычества, двоеверье будет сказываться на всех уровнях общественного сознания.  Почему в. к. Владимир из четырех конфессий избрал православие? В какой мере оно соответствовало психическому складу русских людей того времени? Многочисленные неудачи христианских миссионеров часто объяснялись тем, что местное население, которое они хотели приобщить к католической вере, многие сотни или даже тысячи лет жили в ином психологическом мире. Историки- марксисты, которые никогда не учитывали психологический фактор, объясняли выбор Владимира устойчивыми экономическими связями Древней Руси с Византией, функционировавшими на "Пути из Варяг в Греки"? Сегодня становится ясно, что бытовавшее объяснение, правильное в своей основе, не единственное и даже не определяющее. В Х веке Древняя Русь имела весьма интенсивные связи с Западным миром. Свидетельствами таких контактов являются памятники католического культа, которые встречаются при раскопках древнерусских храмов. Видимо, православные священники не видели в них ничего предосудительного. С точки зрения летописцев, экономический фактор не играл никакой роли в выборе веры.  В. князь и его окружение выбрали православие, ибо оно в большей степени, чем другие конфессии, соответствовало русскому характеру. По-видимому, основные причины, определившие итог выбора веры, были следующие: Красота культа греков. Доброта православия. Любовь к веселию, к питью и еде, которое православие не запрещает. Жизнерадостность новой веры, о которой писал митрополит Илларион в трактате "Слово о законе и благодате", (1037 г.). Определенное значение имело также то обстоятельство, что православие было менее формализовано, чем другие культы, как, например, иудаизм.

 

15. Роль православия  в русской истории. Особенности  менталитета.

В Р. П. Ц., в ее святых русский человек всегда видел не только личных заступников, но и хранителей Русской Державы. В самые тяжелые годы нашей истории русские иерархи всегда защищали национальные интересы России. Сергей Радонежский благословил русские полки и лично в. к. Дмитрия Ивановича на смертельный бой с ордами Мамая. В годы Смутного времени церковь в лице иерархов Гермогена и Филарета, монахов Троице-Сергиевой Лавры возглавила борьбу с польско-литовскими оккупантами. В 1812 г. Р. П. Ц. активно поддерживала освободительную войну против Наполеона. И не случайно освобождение России от галлов с "двунадесяти языками" отмечается церковью в день Р. Х.- 7 января. Отметим еще одну черту русского национального характера, которая в какой- то мере сформировалась под влиянием православия. Это исключительная толерантность нашего народа к чужим верованиям и полное отсутствие представления о своей исключительности, превосходстве над другими народами, презрения к ним. Русские всегда проживали в полиэтнической среде, соседствуя с десятками больших и малых народов. Нет никаких письменных или материальных доказательств ни от эпохи Древней и Московской Руси, а так же Российской империи о межнациональных конфликтах на территории нашего Отечества. Это только Ульянов-Бланк (В.И. Ленин), у которого не было ни капли русской крови, мог писать, что Россия была "Тюрьмой народов". Поднимая Русь на борьбу с ордой, С. Радонежский призывал громить полчища Мамая, но никак не татаро-монгол, которые принесли столько горя, пролили столько крови русских людей. Национализм никогда не был составляющей русского менталитета. Немецкий ученый и дипломат Адам Олеарий, посетивший Россию в 1634, 1636 и 1647 годах, писал: " Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий: с лютеранами, и кальвинистами, армянами, татарами, персами и турками". В национальном вопросе русские всегда придерживались христианской догмы, сформулированной апостолом Павлом в посланиях к Колоссянам и Галатам о том, что нет ни грека, ни иудея, ни скифа, ибо все равны перед Богом.(Павел - Галатам. 3, 28; Павел- Колоссянам-3,11). Следует отметить, что Р. П. Ц. закрепляла в cознании великоросса те черты характера, которые сформировались еще в глубокой древности. Но и сама церковь четко реагировала на изменения настроений верующих. Она строила свои проповеди с учетом этих изменений. Признавая фактор обратной связи, Р. П. Ц. всегда была своевременна и актуальна. 

 

16. Русь и  кочевники. Проблема степи и  ее влияние на русскую историю.

Одним из существенных факторов исторического развития южнорусских княжеств XI — начала XIII в. являлось их пограничное положение. К югу и юго-востоку от них раскинулась половецкая степь. Здесь на протяжении почти двух веков обитали кочевые тюркоязычные племена половцев, вступавшие в различные отношения с Русью. Иногда они были мирными, сопровождавшимися браками и военными союзами, но чаще, о чем шла речь выше, враждебными. Не случайно перед Русью так остро стояла задача укрепления южных и юго-восточных границ. Знаменитый призыв автора «Слова о полку Игореве» — «Загородите полю ворота», обращенный к русским князьям в 1185 г., был злободневным на протяжении всей истории русско-половецких отношений. Чтобы читатель мог себе яснее представить, с каким врагом «лицом к лицу» стояла Южная Русь в XI — начале XIII в., целесообразно дать хотя бы краткий очерк истории половцев. Впервые русичи столкнулись с половцами в 1055 г., когда орда хана Балуша подошла к южным рубежам Руси. К этому времени половцы заняли все пространство степей, вытеснив оттуда печенегов, торков, берендеев. Стабильных границ Половецкая земля не имела. Кочевой уклад хозяйства вынуждал половцев занимать все удобные для кочевий земли, вторгаться в пределы соседних государств и захватывать (пусть временно) их окраинные территории. В большей мере от половцев терпело южно — русское порубежье, но грабительские их походы достигали и северных границ Византийской империи. Как и их предшественники, половцы делились на отдельные ханства или объединения, каждое из которых занимало «свою» территорию. Северная граница «Поля Половецкого» проходила на Левобережье — в междуречье Ворсклы и Орели, на Правобережье — в междуречье Роси и Тясмина, западная — но линии Ингульца. На юге оно включало северокавказские, приазовские и крымские степи. Этнически эта огромная страна не была только половецкой. Здесь жили и другие народы: аланы, яссы, хазары, гузы, косоги. Они, вероятно, являлись основным населением городов Шаруканя, Сугрова, Балина на Донце, Саксина на Волге, Корсуня и Сурожа в Крыму, Тмутаракани на Тамани. В различных письменных источниках эти центры названы половецкими, или кипчакскими, но это не от того, что они были населены половцами, а потому, что находились в пределах Половецкой земли или пребывали в даннической зависимости от половцев. Некоторые из существовавших ранее городов (например, Белая Вежа) были разгромлены и превращены в половецкие зимовники. История половцев после заселения ими восточноевропейских степей разделена исследователями на четыре периода. Первый — середина XI — начало XII в., второй — 20—60-е годы XII в„ третий — вторая половина XII в., четвертый — конец XII — первые десятилетия XIII в. Каждый из этих периодов имеет свои особенности как в области внутреннего развития половцев, так и в области их взаимоотношений с русскими и другими соседями. В целом первый период характеризуется необычайной агрессивностью половцев. Они устремлялись к границам богатых земледельческих стран, вторгались в их пределы, грабили местное население. Страсть к наживе толкала отдельных представителей половецкой верхушки к участию в войнах русских князей друг с другом или же с западными соседями. За эту помощь они получали двойную цену: богатые дары от союзников и контрибуцию с побежденных. В этот период своей истории половцы находились на начальной, таборной стадии кочевания, характеризовавшейся постоянным передвижением их орд по степи. Это обстоятельство затрудняло организацию серьезных военных экспедиций русских военных дружин против них. Начало XII в. ознаменовалось значительными изменениями в жизни половцев. К этому времени все степное пространство было разделено между отдельными ордами, и каждая из них кочевала в пределах вполне определенной территории. Теперь половцы, оказавшиеся непосредственными соседями Руси, не могли безнаказанно вторгаться в ее пределы. Их ожидали ответные удары. В течение первых двух десятилетий объединенные силы южнорусских княжеств нанесли половцам несколько серьезных поражений. В 1103 г. они были разгромлены в районе р. Молочной, впадающей в Азовское море, в 1109, 1111 и 1116 гг. такая же участь постигла и донецких половцев. Во время этих походов русские дружины овладели городами Шаруканом, Сугровом и Балином. Летопись сообщает, что половцы в результате военных походов русских в Степь были угнаны «за Дон, за Волгу, за Яик». Именно тогда, как полагают исследователи, хан Отрок ушел со своей ордой из района Северского Донца «в Обезы» — на Кавказ.    Второй период половецкой истории совпал по времени с начальным этапом феодальной раздробленности на Руси, ознаменовавшейся обострением междукняжеских отношений, частыми междоусобными войнами, соперничеством претендентов за великокняжеский стол. В этих условиях борьба с половцами отошла на второй план. Отдельные походы немногочисленных русских дружин в степь не могли достичь ощутимых побед. Князья, особенно представители черниговских Ольговичей, больше думали о том, как использовать половцев в борьбе за Киев, чем о безопасности границ. Установление союзнических отношений с половцами (дикими), привлечение их к участию в решении внутренних дел Руси способствовало сравнительно быстрому возрождению могущества кочевников. В это время они переживают высший этап своего развития. Завершился переход ко второму способу кочевания, характеризовавшемуся появлением устойчивых границ каждой орды и наличием постоянных зимовников. Вместо крупных, но неустойчивых объединений, появились небольшие орды, состоявшие как из кровнородственных, так и некровнородственных семей и родов. В половецком обществе военно-демократические отношения сменялись раннефеодальными. Третий период половецкой истории отмечается, с одной стороны, усилением давления кочевников на южнорусское пограничье, с другой — консолидацией русских сил для ответных антиполовецких походов. Чаще всего русские дружины направлялись в район Поднепровья, где хозяйничали поднепровские и лукоморские половецкие орды, угрожавшие безопасности днепровского (греческого) торгового пути, особенно его южного отрезка. Разумеется, путь этот не находился, как это иногда утверждается, в руках поднепровских половцев, но, чтобы он мог выполнять свое назначение, требовалась постоянная его охрана, посылка в наиболее опасные участки (Канев, район порогов) русских войск. Летопись говорит о таких походах под 1167, 1168, 1169 и другими годами. Русские князья ходили и в глубинные районы половецких кочевий. В 1184 г. полки князей Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича нанесли поражение половцам в устье Орели. В плен была захвачена почти вся половецкая верхушка: Кобяк Кареневич с сыновьями, Изай Билюкович, Товлый, Осолук и др. Аналогичный поход русские полки осуществили и в 1187 г., в результате которого были разгромлены половецкие зимовища на р. Самаре.   В отличие от поднепровских половцев, не представлявших во второй половине XII в. сколько-нибудь значительной угрозы для Руси, донские, возглавляемые энергичным ханом Кончаком, постоянно вторгались в русские земли, грабили население. О Кончаке, сыне хана Отрока и грузинской царевны Гурандухт, русские летописцы отзываются то как о могучем богатыре «иже снесе Суду», то как об окаянном и безбожном разорителе Руси. Разгром русских полков Игоря Святославича в 1185 г. показал, что для успешной борьбы с «Донским союзом» Кончака сил одного княжества было недостаточно. Поражение на Каяле «открыло» юго-восточную границу Руси со Степью. Донские половцы получили возможность не только безнаказанно грабить пограничные районы Новгород-Северского и Переяславского княжеств, но и вторгаться в пределы Киевской земли. Четвертый период половецкой истории характеризуется некоторым улучшением русско-половецких отношений. Летописи отмечают для этого времени преимущественно участие половцев в княжеских междоусобицах, главным театром которых стали Галицкое и Волынское княжества. Разумеется, это не значит, что половцы вообще отказались от своей традиционной политики грабежа. Даже и после их поражения в двух битвах с монголо-татарами (в 1222 и 1223 гг.) половцы осуществляли нападения на русские земли. В 1234 г. они разорили Поросье и окрестности Киева. Это была их последняя акция. Власти половцев в южнорусских степях пришел конец. Источники свидетельствуют, что в 30-х — начале 40-х годов половцы вели упорную борьбу с монголо-татарами, но были покорены ими и вошли в состав Золотой Орды. Таким образом, половцы, занявшие огромные пространства южнорусских степей, за 200 лет своей истории прошли путь от таборных кочевий до создания кочевнического государственного объединения в социально-экономической области и от военной демократии до феодализма в области общественных отношений. Огромная роль в этом принадлежит Древнерусскому государству, находившемуся на неизмеримо более высокой (по сравнению с половцами) ступени своего исторического развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"