Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:51, шпаргалка

Описание

1. Новые подходы к истории.
2. Достоинства и недостатки формационного классового подхода.
....
93. Замыслы и итоги перестройки. Эволюция умонастроений.
95. Рыночные реформы 90х гг. в России, их результаты и социальная цена.
96. Развал СССР. Трудности демократизации политической системы.
99. Цивилизационный выбор современной России

Работа состоит из  1 файл

история России.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

 Участие казны  в торговле неизбежно вело  к ограничению, регламентации  торговой деятельности русских  купцов, имело следствием расстройство, дезорганизацию товарооборота, удушение свободного, основанного на рыночной конъюнктуре предпринимательства. «Государственные монополии, налоги, повинности – это были силовые средства, применённые петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач».  Самодержавное государство стремилось за счёт купечества и его профессионального дела – торговли быстро добыть деньги и товары для решения своих грандиозных проблем. «Денежные налоги делились на постоянные и экстраординарные. Размеры постоянных налогов оставались стабильными долгие годы. Они формировались из нескольких групп налогов. «Приказные» налоги – это идущие на нужды центральных ведомств. В начале 10-х годов XVIII века появились постоянные налоги на строительство новой столицы: «деньги к санкт-петербургскому городовому делу на кирпичное дело», «на известное зжение», «деньги на припасы и на дело судов». Значительную группу постоянных денежных налогов составляли сословные налоги, то есть те, которые платили отдельные сословия. Были проведены две переписи населения – в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян – 1 рубль 10 копеек в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли 12 миллионов рублей в год). Реформа армии и военно-морского флота. В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. Допетровская армия обладала плохой выучкой, слабым вооружением, отсутствием дисциплины, это порождалось тем, что воину – держателю поместья не было резону рисковать собой во имя своего государя и государства. «Пётр видел причину неудач русской армии в XVII веке, а также под Нарвой в отсутствии «распоряжения» - чёткой организации, «регулярства» (понятие, охватывающее и выражающее смысл и цель реформы армии)». «С 1705 года правительство делает следующий шаг – прекращает приём в «вольницу» и переходит к набору в так называемые рекруты непосредственно с крестьянского населения, чего не было раньше. Это было вызвано острой нехваткой людей в армии потребности, которой уже не могли удовлетворяться за счёт волонтёров и «даточных». Рекрутская система полностью отвечала особенностям социальной и экономической структуры страны. Если рекрутская система комплектования сложилась в течение 5 лет, то устройство всей армии вырабатывалось примерно лет десять, вплоть до Полтавы, когда Пётр окончательно убедился в правильности выбранных решений.

 Основу армии  составляла пехота. Наряду с пехотными  полками были созданы гренадёрские  полки, солдаты которых, помимо обычного вооружения, были оснащены гранатами. Не меньшие изменения претерпела кавалерия. Она состояла из драгунских полков, укомплектованных кавалеристами, которые были обучены ведению боя в пешем строю. Гордостью русской армии стала быстро восстановленная после нарвского поражения артиллерия, делившаяся на полковую, полевую и осадную. К артиллерии были приписаны и созданные Петром инженерные части. Кроме того, в России появились и гарнизонные войска, размещённые в многочисленных крепостях. В 1720-х годах была создана так называемая ландмилиция (территориальные войска, набираемые на время) из живших на юге однодворцев. Они сторожили опасные южные границы. Детально и глубоко была разработана система организации и управления армии. В течение первой четверти XVIII века были созданы центральные учреждения, ведавшие нуждами армии: Военный, Адмиралтейский, Провиантский приказы, на смену которым в 1718 – 1719 годах пришли Военная и Адмиралтейская коллегии. Высшей тактической единицей, как и раньше, оставался полк. Полки объединялись в бригады, бригады – в дивизии.  В основе тактического обучения войск Петра лежали не только одни чисто технические приёмы, но и воспитание ответственности, инициативы, сознательной дисциплины, то есть всего того, без чего не может существовать армия. Особое значение в этих условиях приобретали воинские уставы, регламенты – одним словом, кодекс военного права. Пётр уделял их составлениям много внимания, введя в них основу жизни армии, да и всего общества. На смену «Учению и хитрости ратного строю» Алексея Михайловича в начале XVIII века пришли новые уставы: «Строевое положение», «Учреждение к бою» и др.  В 1716 году был издан знаменитый «Устав воинский», которым определялись не только организация и устройство армии, обязанности военнослужащих, основы строевой и полевой службы, но и военно-уголовные, административные законы. Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Большое значение для организации армии имела табель о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы, как военных, так и штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения.

Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-либо нарушений в порядке  прохождения службы

 

39. Административно-бюрократическая  реформа. Насаждение “регулярного” государства и системы патернализма.

Считая самодержавную  власть важнейшим орудием проведения преобразований, Петр особое внимание уделял проблемам реорганизации  подчиненного ему аппарата управления. Архаичные государственные структуры  Московской Руси явно не вписывались в новую эпоху и, в частности, плохо справлялись с решением тех сложных задач, которые возникли перед ними в связи с начавшейся Северной войной. Реформируя властные структуры, Петр руководствовался идеями распространенного в тогдашней Европе учения об управлении – так называемого камерализма, пропагандировавшего бюрократическую модель организации государственного аппарата, что предполагало построение его по функциональному принципу, строгое разделение труда внутри административной машины и пр. Унаследованная Петром система управления никак не отвечала этим требованиям.

В результате петровских преобразований аппарат власти самодержавия обрел новый облик. Постепенно прекратила свою деятельность Боярская Дума. Высшим государственным учреждением страны стал созданный в 1711г. Сенат. Подчиняясь непосредственно царю, Сенат руководил работой администрации, выполнял законосовещательные функции при монархе и выступал в роли верховной судебной инстанции. Надзор за деятельностью Сената с 1722г. Осуществлял генерал-прокурор. Сенат, в отличие от Думы, являлся чисто бюрократической структурой, всецело зависел от царя.

 На смену приказной системе управления с характерным для нее невысоким уровнем специализации при Петре I пришла коллежская система. К ее созданию царь приступил в конце 1717 г. В 1723г. функционировало 10 коллегий, каждая из которых курировала строго определенный круг вопросов государственной жизни. Коллегии, за исключением Военной, Адмиралтейской и Коллегии иностранных дел, подчинялись Сенату. Организационное устройство и порядок работы коллегий определялись изданным в 1720 г. «Генеральным регламентом». Каждая коллегия состояла из «присутствия», в работе которого участвовали президент, вице-президент, советники и асессоры, и канцелярии, возглавлявшейся секретарем и ведшей делопроизводство. Вопросы, входившие в компетенцию соответствующей коллегии, рассматривались ее «присутствием» и решались большинством голосов. Петр I был убежденным приверженцем принципа коллегиальности, считая «что один не постигнет, постигнет другой». Надзор за деятельностью коллегий с 1722 г. осуществляли прокуроры, подчинявшиеся генерал-прокурору.

Неоднократным реорганизациям подвергался в Петровскую эпоху аппарат власти на местах. В 1707-1710 гг. страна была разделена на 6, а затем — на 10 губерний. Последние делились на провинции, а те (с 1719 г.) — на дистрикты. Во главе этих административно-территориальных единиц стояли губернаторы (генерал-губернаторы), воеводы и земские комиссары.

Чиновники всех категорий при Петре I начали обеспечиваться денежным жалованьем. Разработанная под руководством царя Табель о рангах создала новую иерархию служебных разрядов в государственном аппарате, при царском дворе, а также в военной сфере, разделив их на 14 классов. Продвижение по ступенькам этой бюрократической лестницы должно было осуществляться в соответствии с принципом «годности», а не «породы».

Коренные изменения произошли в сфере управления Православной Церковью. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр не назначил ему преемника. В 1721 г. патриаршество было вообще упразднено. Высшее управление церковными делами возлагалось на Духовную коллегию, переименованную вскоре в Синод. Надзор за деятельностью Синода поручался назначенному монархом обер-прокурору. Не желая допускать существования в лице Церкви института, пользующегося в своих отношениях с властью известной долей самостоятельности, Петр I подчинил духовенство жесткому государственному контролю. Превратившись в результате в одно из звеньев правительственного механизма, Церковь утратила способность выступать в роли авторитетной общественной силы, что обернулось в конечном счете кризисом Православия, который ярко проявился спустя почти два столетия после петровских реформ, в пору пережитых страной в начале XX в. социальных катаклизмов.

В целом реформы Петра привели к созданию более «регулярной», рем прежняя, системы управления государством. Отношения внутри государственного аппарата, порядок его работы определяли отныне (правда, во многом лишь на бумаге) не традиции, не личный произвол, а абстрактные юридические нормы, хотя еще и весьма далекие от совершенства. Процесс деперсонификации и рационализации управления, будучи в основе одним из важнейших симптомов перехода от средневековой государственности к современной, стимулировался (Петром, рассчитывавшим таким путем усилить контроль за чиновничьим аппаратом и, введя его деятельность в рамки выражавших волю (монарха нормативных актов, пресечь попытки бюрократических структур использовать власть для собственных «нужд». Разумеется, реально бюрократический аппарат, созданный Петром, существенно отличался от того идеала, которым руководствовался монарх, перестраивая систему управления. Многие юридические нормы, призванные регулировать работу государственной машины, к жизни имели весьма слабое отношение. Взяточничество и произвол, казнокрадство, низкий уровень исполнительной дисциплины, проявлявшийся в игнорировании даже царских распоряжений, — все это было характерно для новых учреждений в не меньшей мере, чем для старых. Излечить государственную машину от недугов подобного рода не могла даже железная воля царя-преобразователя.

 

40. Укрепление  Российской империи при Петре  1.

Первоначально внешняя политика петровского правительства  имела ту же направленность, что  и в предшествующий период. Это было движение России к Югу, стремление ликвидировать Дикое Поле, которое возникло в очень давние времена в результате наступления кочевого мира. Оно преграждало дорогу России к торговле на Чёрном и Средиземном морях, препятствовало экономическому развитию страны. Одним из препятствий для решения этой проблемы был «украинский вопрос». На Правобережье был свой гетман – Пётр Дорошенко, а на Левобережной – Иван Брюховецкий. Попытки России присоединить П. и сделать столицей всей Украины Чигирин – привела к войне с Турцией. В 1686 г., заключив Вечный мир с Речью Посполитой, Россия присоединилась к «Священной Лиге» - союзу европейских государств, направленному против Турции. Выполняя условия договора, Россия совершает военную акцию, вошедшую в нашу историю под названием «Походы Голицына». Азово-Днепровские походы Петра были продолжением той же политики, правда, несколько в ином направлении. Главной целью стала крепость Азов. В начале июля русская армия сосредоточилась под Азовом. Отсутствие у Петра реального военного опыта, согласованности действий, флота, который мог бы блокировать крепость с моря, не позволили взять крепость. Более успешными были действия в устья Днепра, где российская армия под командованием Шереметева сумела захватить крупную турецкую крепость Кизикермен и ещё 3 небольших крепости. Неудача под Азовом не смутила Петра. Он энергично готовился к новому походу. И после осады 1696 г. пала крепость Азов. Это была первая большая победа в борьбе за выход к южным морям и первая военная школа для Петра. 6 декабря 1696 г. был объявлен указ об отправлении в Европу Великого Посольства из 250 человек с самим царём. Нет единства в определении цели посольства: 1) она состояла в укреплении и расширении антитурецкого союза; 2) это было лишь официальное прикрытие, а реальной и более важной задачей для Петра была дипломатическая подготовка войны со Швецией. Первым крупным городом, куда прибыло посольство, была Рига. Из Риги через Митаву Пётр прибыл в Кенигсберг, далее посольство направилось в Голландию. Там, как и в не менее развитой Англии, Петра ожидала неудача – ему не удалось склонить правительства этих государств к антитурецкой коалиции. Пётр хочет побывать ещё в Венеции, но, получив известие о новом восстании стрельцов, устремился в Москву. Однако, узнав о разгроме стрельцов, он не стал так спешить и привёл переговоры с королём польским Августом 2, которые в историографии считаются началом антишведского союза в Европе. В Царствование Петра апогея достигает интерес России к своим западным соседям, но было бы неправильно забыть и о восточной политике Российского государства. Колонизация Сибири сталкивала наше государство с Цинским Китаем – вооружённые стычки постоянно перерастали в длительные конфликты, прекратить который был призван Нерчинский договор 1689 г.  По договору русские обязались оставить открытые и освоенные землепроходцами южные районы Приамурья и Уссурийского края. В любом случае торговые отношения развивались весьма успешно.  В правлении Петра значительное  место во внешней политике России начинают занимать среднеазиатские и прикаспийские направления. Одновременно Пётр приступает к изучению вопроса о возможности налаживания торговых связей с Индией через Иран. Российская дипломатия пыталась противопоставить Иран Турции, что было достаточно сложно ввиду слабости первого. Летом 1722 г. начался Персидский поход русской армии во главе с самим Петром. В 1723 г. – был подписан русско-персидский договор, согласно которому Персия уступала России всё западное и южное побережье Каспийского моря. На уступки пошла и Порта – был подписан договор, согласно которому Турция признала территориальные приобретения, полученные Россией по Петербургскому трактату. Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами  экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Идёт процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится более чёткой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия, Указ о единонаследии 1714 г. Он разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде, что вело к прекращению дроблению земельной собственности. Табель о рангах вводила в обиход 14 рангов. Вместо «породы» и «знатности» основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности. С 1718 г. Пётр перешёл к новой системе сбора прямых налогов – подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения.  В результате петровского правления всё население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в три сословия: привилегированное дворянство, посадское население и крестьянство.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"