Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:13, контрольная работа

Описание

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.

Содержание

Тест
3
Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв……………...
5
Занятия, общественный строй и религия восточных славян………………..
7
2.1 Занятия восточных славян…………………………………………………….. 7
2.2 Общественный строй восточных славян……………………………………… 9
2.3 Религия восточных славян……………………………………………………...
11
Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика…………………………………………………………………………...
13
3.1 Образования государства у восточных славян……………………………….. 13
3.2 Норманнская концепция и ее критика………………………………………… 14
Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава)………………………………………………………………..

17
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ ГОТОВО.docx

— 44.31 Кб (Скачать документ)
      1. Норманнская концепция и ее критика.

Норманнская теория (норманизм) – это одна из теорий образования Древне-русского государства, согласно которой, государство в Древней Руси создали пришедшие на земли восточных славян норманы, выходцы из Скандинавии, которых отождествляли с «варягами-русью». Их противники (антинорманисты) считали, что государство на Руси складывалось самостоятельно и было результатом внутреннего развития, а варяги и русь были либо славянами, либо неславянскими народами. Норманнская теория возникла в XVIIIв. и связывается с появлением трудов Зигфрида Байера (1694-1738).

Немецкий  учёный приехал в Россию на работу в 1726 г. Основная идея его труда «О варягах» заключалась в утверждении, что варяги и русь были не славянского, а германского (норманнского) происхождения.

З.Байер сформулировал три аргумента норманизма, которые до настоящего времени используются для доказательства этой концепции:

1. Варяги, согласно русским летописям, живут  «за морем», следовательно, они  шведы.

2. Имена  послов и купцов в договорах  Древней Руси с Византией (Х  в.) не славянские, следовательно, они германские.

3. В  греческих источниках названия  Днепровских порогов даны по-славянски  и по-русски, при сравнении эти  названия явно отличаются, поэтому  Байер за русов признает германо-язычных шведов.

Последователем  идей Байера стал Г. Миллер, который  добавил четвёртый аргумент в  пользу норманизма.

В диссертации  «Происхождение имени и народа российского», главным источником для которой  явились датские и скандинавские  саги, Миллер определил варягов и  руси как скандинавов-шведов. Название «русь» он выводит от финского названия Швеции «Руотси» (эстонское «Роотси»), предполагая, что от этого понятия произошло название «Русь».

Противником норманнской концепции выступил М.В.Ломоносов (1711-1765). Он критиковал Миллера за привлечение только иностранных источников и пренебрежения славянскими.

Ломоносов производил русов от иранского племени роксолан («россаланы»), которое считал славянским. Согласно Ломоносову, летопись называет варягами различные прибалтийские народы, но варяги-руси в «Повести временных лет» имеют особое значение.

По его  мнению, часть варягов-руси вместе с готами (по Ломоносову они тоже славяне) пришли к балтийскому побережью, где испытали влияние старогерманского языка.

Отмечая германское и германо-шведское влияние  на варяжские имена, учёный критически относится к «германизации» Байером  славянских имён. Он приходит к выводу, что «на скандинавском языке  не имеют сии имена никакого знаменования».

До настоящего времени пока никто из норманистов вывод Ломоносова не опроверг. Но сам учёный ошибочно пытался объяснить происхождение некоторых имён из славянского. Распространённое у кельтов имя Дир (твёрдый, крепкий) он объяснял из славянского как «драч», имя Аскольд от славянского оскорд (топор).

Ломоносов также указал на то, что в русском  языке практически нет германизмов, что было бы противоречивым, если бы русь или варяги были германским народом.

Интересны возражения учёного по поводу происхождения  названия «Русь» от финского обозначения  Швеции «Руотси». По его мнению, ни славяне, ни варяги такого этнонима не знали, и было бы совершенно невероятным, чтобы «два народа, славяне и варяги, бросив свои прежние имена, назывались новым, не от них происшедшим, но взятым от чухонцев».

Третьим видным норманистом называют Августа Шлецера (1735-1809).

Опираясь  на тезис предполагаемого Нестора-летописца  о том, что варяги пришли из «заморья», он считал, что до призвания варягов-русов не было на Руси ни государства, следовательно, ни последовательной истории.

«Никто  не может более печатать, что Русь задолго до Рюрикова пришествия называлась уже Русью», - писал он.

Изучение  византийских источников привело Шлецера к выводу о том, что была не одна, а две «Руссии» - одна Балтийская, другая Причерноморская. Оппонентом Шлецера выступил ректор Дерптского университета Густав Эверс (1781-1830).

Будучи  немцем, он работал в России и  являлся русским учёным. Эверс считал себя учеником Шлецера, но практически отверг все теоретические построения своего учителя.

Он предполагал, что на юге, в Причерноморье, обитал народ «рос» или «рус», который  дал начало Русскому государству. Изначально он сближал этот народ с хазарами, затем рассматривал его как причерноморский  народ. Вслед за Ломоносовым Эверс подтвердил, что «германских слов очень мало в русском языке».

К числу  антинорманистов XIX в. относится славист Ю.Венелин (1802-1839).

Он находил  варягов на южном побережье Балтики, откуда, по его мнению, происходило  расселение славян севера-запада.

В настоящее  время на антинорманнских позициях находятся киевские историки и археологи.

Они считают, что русы – это единственный народ, живший в Приднепровье или Причерноморье  с древних времён.

  1. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

Олег  после смерти Рюрика в 882 году захватил Любеч, Киев, убил правивших в нем Аскольда и Дира и сделал Киев своей столицей. После утверждения в Киеве, Олег неоднократно воевал с хазарами и другим кочевым народом северного Причерноморья - печенегами. Он освободил ряд славянских племен от дани хазарам. В 907 г. он собрал ополчение всех восточнославянских племен, совершил поход на столицу Византии Константинополь (Царьград). После похода был заключен чрезвычайно выгодный для Руси договор с Византией.

После смерти Олега правителем Руси стал Игорь. Ему удалось в основном сохранить единство государства. В 941 он предпринял неудачный поход  на Царьград, в 944 начал новый поход, но Византийцы заключили с ним  мир, который подтверждал еще  раз условия старого договора Олега. К годам правления Игоря  относится сбор дани в пользу князей с подвластных им территорий. Игорь  попытался собрать еще большую  дань с древлян и погиб в 945.

В Киеве  остался княжить четырехлетний  сын Игоря Святослав, первые годы правила его мать Ольга, первое, что  она сделала - отомстила древлянам, их столицу (Искоростень) сожгли, князь Мал убит. Могущество Руси было восстановлено. Она восстановила дань, которая потом превращалась в государственный налог. В 957 Ольга возглавила посольство в Константинополь, она провела переговоры с императором и была крещена по православному обряду.

Святослав прославился как великий полководец, т.к. всю жизнь провел в походах. Он подчинил Киеву вятичей, которые  платили дань хазарам. Разграбил  территории государства Булгарии, уничтожил Хазарский каганат. В 965 уничтожил города хазар Итиль и Саркел, после чего каганат пришел в упадок, появились владения Руси на Северном Кавказе, с центром в городе Тмутаракани. В 967 пошел за Дунай на Болгарского царя, по просьбе византийцев, разгромил там всех, ему понравились Балканы и он основал г. Переяславец, сделав его своей столицей. Он хотел создать большое государство, включавшего земли всех славян и Византии. Но на Киев напали печенеги, он вернулся, разбил их, потом пошел опять в свой город - а там все изменилось, захватил власть Иоанн Цимисхий, византийский император. Святослав долго сражался с Византией, это было кровопролитное время. В 971 заключает с Иоанном мирный договор, по которому Русь покидает Болгарию, а Византия не препятствует их уходу. На обратном пути напали печенеги и князь погиб. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Гринин Л. Е. История России с древнейших времен. В 3-х частях. Ч.  
    1. Волгоград, 1995.
  2. Платонов С. Ф., Полный курс лекций по русской истории. С.-П.,1997.
  3. Седов В. В. Восточные славяне в VI-VIII в. М., 1982.
  4. Л. М. Пятецкий. История России для старшеклассников и абитуриентов. – Т.I. – М.: Московский  Лицей,1998
  5. Рыбаков В. А. Мир истории. Начальные века Русской истории.  
    М., 1987.

Информация о работе Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика