Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:13, контрольная работа
Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.
Тест
3
Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв……………...
5
Занятия, общественный строй и религия восточных славян………………..
7
2.1 Занятия восточных славян…………………………………………………….. 7
2.2 Общественный строй восточных славян……………………………………… 9
2.3 Религия восточных славян……………………………………………………...
11
Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика…………………………………………………………………………...
13
3.1 Образования государства у восточных славян……………………………….. 13
3.2 Норманнская концепция и ее критика………………………………………… 14
Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава)………………………………………………………………..
17
Список использованной литературы…………………………
В третьем случае граждане
отделялись от городищ,
Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.
Скотоводство начинает
Развивалось ремесло, в том
числе на профессиональной
Особое значение для судеб
восточного славянства будет
иметь внешняя торговля, развивавшаяся
как на Балтийско-Волжском
Хозяйственная жизнь населения
направлялась таким могучим
В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена. С усовершенствованием орудий труда и использованием тягловой силы лошадей или волов сравнительно небольшая семья могла вспахать и засеять участок земли, а затем собрать урожай.
В VI—VIII вв. родовые связи ослабли. Семьи одного рода стали селиться отдельно и самостоятельно распахивать новые участки земли. Тут же оседали и выходцы из других родов.
Община продолжала существовать, но она стала теперь объединять соседей, а не только родственников. Подобно тому, как это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой общины возникла соседская община.
У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали
орудия
труда и собранный урожай. Это
была их частная собственность. Однако
лесом, лугом, рекой соседи пользовались
вместе, сообща. В соседской общине
имущественное положение
Родовой строй постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее славянских племен. Стали выделяться богатые предводители — князья. Около них создавались отряды воинов — княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался — полюдьем. Обычно князья отправлялись в «полюдье» с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители — «подданные» князя (от слова «дань») — несли ему разное добро: особенно ценились меха куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты сельского хозяйства. Жители поселка и кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят». Князья совершали военные набеги на владения друг друга. В случае победы это тоже обогащало их.
Славянские
племена в VI в. н. э. объединялись в
союзы. Во главе их стояли князья наиболее
сильных племен. Так у восточных
славян возникли первые государственные
объединения. Центром одного из них
явилось племя рось, или русь, проживавшее
в древности на реке Рось (приток Днепра,
ниже Киева). Позже название этого племени
распространилось на всех восточных славян,
которых стали называть русами, а территорию,
на которой они жили,— Русской землей
или Русью.
В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.
Зарождение языческих культов
произошло в глубокой
С переходом к новым типам
хозяйствования языческие
Самые почитаемые из языческих
богов были Род, Перун и Волос
(Белес); при этом каждая из
общностей имела и своих,
Перун являлся богом молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества.
В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.
Каждое восточнославянское
В дальнейшем особое значение
приобретает культ великого
Со временем все большую роль
начинает играть Перун – бог
грозы и дождя, «творец молний»
Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку . В языческий пантеон входили также Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.
Первоначально сохранялись и
тотемические представления,
Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.
Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие.
Языческие праздники были
В организации культа
Главой языческого культа был
вождь, а затем князь. Во
время культовых ритуалов, проходивших
в специальных местах –
У славян так и не появилась
мифология, объясняющая
К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.
Так, временем, с которого восточные
славяне входят во всемирную
историю, можно считать
В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия). та дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что
поход Олега на Киев был
первым актом в драматической
вековой борьбе между
Древнерусское государство
Славянские племена жили
Таким образом, из
Основой хозяйственной
В новых условиях начался
Усложнились верования
В VI – середине IX в. славяне
сохранили основы общинного
Торговля и война у восточных
славян, попеременно сменяя друг
друга, все больше изменяли
уклад жизни славянских племен,
вплотную подводя их к
Восточные славяне
Информация о работе Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика