Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:13, контрольная работа

Описание

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.

Содержание

Тест
3
Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв……………...
5
Занятия, общественный строй и религия восточных славян………………..
7
2.1 Занятия восточных славян…………………………………………………….. 7
2.2 Общественный строй восточных славян……………………………………… 9
2.3 Религия восточных славян……………………………………………………...
11
Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика…………………………………………………………………………...
13
3.1 Образования государства у восточных славян……………………………….. 13
3.2 Норманнская концепция и ее критика………………………………………… 14
Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава)………………………………………………………………..

17
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ ГОТОВО.docx

— 44.31 Кб (Скачать документ)

     В третьем случае граждане  отделялись от городищ, расчищали  и выжигали леса, осваивали пустоши  и образовывали новые хозяйства.

     Определенную роль в хозяйстве  играли также скотоводство, охота,  рыболовство, бортничество.

     Скотоводство начинает отделяться  от земледелия. Славяне разводили  свиней, коров, овец, коз, лошадей,  волов.

     Развивалось ремесло, в том  числе на профессиональной основе  – кузнечное дело, но оно в  основном было связано с земледелием.  Из болотных и озерных руд  начали производить железо в  примитивных глиняных горнах (ямах).

     Особое значение для судеб  восточного славянства будет  иметь внешняя торговля, развивавшаяся  как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало  арабское серебро, так и на  пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

     Хозяйственная жизнь населения  направлялась таким могучим потоком,  как Днепр, который прорезывает  его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.

      1. Общественный строй восточных славян

В первые века нашей эры восточные славяне  жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена. С усовершенствованием  орудий труда и использованием тягловой силы лошадей или волов сравнительно небольшая семья могла вспахать и засеять участок земли, а  затем собрать урожай.

В VI—VIII вв. родовые связи ослабли. Семьи  одного рода стали селиться отдельно и самостоятельно распахивать новые  участки земли. Тут же оседали  и выходцы из других родов.

Община  продолжала существовать, но она стала  теперь объединять соседей, а не только родственников. Подобно тому, как  это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой  общины возникла соседская община.

У каждой семьи был теперь в пользовании  пахотный участок земли. Каждой семье  принадлежали

орудия  труда и собранный урожай. Это  была их частная собственность. Однако лесом, лугом, рекой соседи пользовались вместе, сообща. В соседской общине имущественное положение отдельных  семей уже не было одинаковым. Лучшие земли попадали в руки старейшин  и военных вождей. Они же захватывали  большую часть добычи во время  военных походов. Так вместе с  частной собственностью возникло и  имущественное неравенство.

Родовой строй постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени  полян, он исчезал быстрее славянских племен. Стали выделяться богатые  предводители — князья. Около них  создавались отряды воинов — княжеские  дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так  и назывался — полюдьем. Обычно князья отправлялись в «полюдье»  с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили  в славянский поселок и требовали  дань. Жители — «подданные» князя (от слова «дань») — несли ему  разное добро: особенно ценились меха куницы, бобра, белки. Несли мед в  кувшинах и деревянных ведерках, круги  воска и другие продукты сельского  хозяйства. Жители поселка и кормили  за свой счет князя с дружиной. Лошадям  князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят». Князья совершали военные набеги на владения друг друга. В случае победы это тоже обогащало их.

Славянские  племена в VI в. н. э. объединялись в  союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Так у восточных  славян возникли первые государственные  объединения. Центром одного из них  явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили,— Русской землей или Русью.  

      1. Религия восточных  славян

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил  природы, восприятие природного и человеческого  мира как единого целого.

     Зарождение языческих культов  произошло в глубокой древности  – в эпоху верхнего палеолита,  около 30 тысяч лет до н.э.

     С переходом к новым типам  хозяйствования языческие культы  трансформировались, отражая эволюцию  общественной жизни человека. При  этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.

     Самые почитаемые из языческих  богов были Род, Перун и Волос  (Белес); при этом каждая из  общностей имела и своих, местных  богов.

     Перун являлся богом молнии  и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества.

     В глубокой древности у славян  был широко распространен   культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.

     Каждое восточнославянское племя  имело своего бога-покровителя  и свои пантеоны богов, у  разных племен схожих по типу, но различных по имени.

     В дальнейшем особое значение  приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.

     Со временем все большую роль  начинает играть Перун – бог  грозы и дождя, «творец молний»,  который особенно почитался как  бог войны и оружия в княжеско-дружинной  среде. Перун не являлся главой  пантеона богов, лишь позже,  в период формирования государственности  и усиления значения князя  и его дружины, культ Перуна  стал укрепляться.

     Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку . В языческий пантеон входили также Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.

     Первоначально сохранялись и  тотемические представления, связанные  с верой в мистическую связь  рода с каким-либо животным, растением  или даже предметом.

     Кроме того, мир восточных славян  был «населен» многочисленными  берегинями, русалками, лешими и пр.

Деревянные  и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в  том числе человеческие.

     Языческие праздники были тесно  связаны с земледельческим календарем.

     В организации культа значительную  роль играли языческие жрецы  – волхвы.

     Главой языческого культа был  вождь, а затем князь. Во  время культовых ритуалов, проходивших  в специальных местах – капищах,  богам приносились жертвы. Языческие  верования определяли духовную  жизнь восточных славян, их нравственность.

     У славян так и не появилась  мифология, объясняющая происхождение  мира и человека, рассказывающая  о победе героев над силами  природы и т.п.

  1. Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика.
      1. Образования государства у восточных славян

К IX в. у  восточных славян началось формирование государства. Это можно связать  с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.

     Так, временем, с которого восточные  славяне входят во всемирную  историю, можно считать середину IX века – время, когда появился  путь «Из варяг в греки».Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов – Олегу.

     В 882 г. Олег предпринял поход  на Киев, обманом убил киевских  князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия). та дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.

     Существует точка зрения, что  поход Олега на Киев был  первым актом в драматической  вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).

     Древнерусское государство возникло  благодаря самобытному политическому  творчеству русского народа.

     Славянские племена жили родами  и общинами, занимаясь сельским  хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией,  они подвергались постоянным  военным нашествиям и грабежам  со стороны степных кочевников  и северных пиратов, поэтому  сама история вынудила их выбирать  или нанимать князей с дружинами  для самообороны и поддержания  порядка.

     Таким образом, из территориальной  сельскохозяйственной общины, имеющей  профессиональные вооруженные и  управленческие органы, действующие  на постоянной основе, возникло  Древнерусское государство, в  основании которого участвовали  два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа. Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.

     Основой хозяйственной деятельности  восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов  и внешней торговли.

     В новых условиях начался переход  от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой.

     Усложнились верования восточных  славян. На смену синкретическому  Роду – главному богу славян-охотников,  с развитием земледелия приходит  обожествление отдельных сил  природы. При этом все более  ощущается несоответствие существовавших  культов потребностям развития  восточнославянского мира.

     В VI – середине IX в. славяне  сохранили основы общинного строя:  общинную собственность на землю  и скот, вооружение всех свободных  людей, регулирование социальных  отношений с помощью традиций  и обычного права, вечевую демократию.

     Торговля и война у восточных  славян, попеременно сменяя друг  друга, все больше изменяли  уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию  новой системы отношений.

     Восточные славяне претерпевали  изменения, вызванные как собственным  внутренним развитием, так и  влиянием внешних сил, что в  своей совокупности и создавало  условия для образования государства.

Информация о работе Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика