Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:13, контрольная работа

Описание

Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы.

Содержание

Тест
3
Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв……………...
5
Занятия, общественный строй и религия восточных славян………………..
7
2.1 Занятия восточных славян…………………………………………………….. 7
2.2 Общественный строй восточных славян……………………………………… 9
2.3 Религия восточных славян……………………………………………………...
11
Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика…………………………………………………………………………...
13
3.1 Образования государства у восточных славян……………………………….. 13
3.2 Норманнская концепция и ее критика………………………………………… 14
Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава)………………………………………………………………..

17
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ ГОТОВО.docx

— 44.31 Кб (Скачать документ)

Содержание

    Тест
3
  1. Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв……………...
5
  1. Занятия, общественный строй и религия восточных славян………………..
7
            2.1  Занятия восточных славян…………………………………………………….. 7
     2.2 Общественный строй восточных славян……………………………………… 9
    2.3 Религия восточных славян……………………………………………………...
11
  1. Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика…………………………………………………………………………...
13
            3.1 Образования государства у восточных славян……………………………….. 13
            3.2 Норманнская концепция и ее критика………………………………………… 14
  1. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава)………………………………………………………………..
 
17
Список  использованной литературы…………………………………………………… 19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕСТ 

    1. Родоплеменная знать славян – это

    а) вождь, старейшины, варяги-дружинники

    б) князь, старейшины, жрецы-волхвы

    в) вождь, дружина, бояре г) король, купцы, друиды 

    2. Центром  объединения восточнославянских  племен стал город

    а) Новгород б) Владимир в) Искоростень г) Киев 

    3. Какие  племена восточных славян населяли  территорию современной московской  области?

    а) древляне б) поляне в) вятичи г) северяне д) родимичи 

    4. Укажите,  какие причины привели к образованию  древнерусского государства

    а) появление  частной собственности на землю

    б) распад родовой общины, ее имущественное  расслоение

    в) образование  племенных союзов

    г) появление  соседской общины

    д) характерно все указанное е) характерно а) и б) 

    5. Кем  впервые был поставлен вопрос  о происхождении древнерусского  государства?

    а) древнегреческим  историком Геродотом

    б) летописцем Нестором

    в) немецкими  учеными, работавшими в Петербургсокй Академии наук И. Байером и Г. Миллером

    г) русским  ученым М.В. Ломоносовым

    д) в  Русской Правде Ярославичей 

    6. Как  называлась новая форма сбора  дани, установленная княгиней Ольгой?

    а) полюдье

    б) повоз в) оброк

    г) подушная подать д) уроки 

    7. Кто  входил в княжескую дружину?

    а) бояре, отроки, вои б) варяги, отроки, вои

    в) старшие бояре, отроки, младшие бояре

            г) бояре, варяги, вои 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Происхождение и расселение восточных славян в VI - VIII вв

Праславяне  выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э.

     В Центральной и Восточной  Европе существовали тогда родственные  между собой культуры, занимавшие  довольно обширную территорию. В  этот период еще нельзя выделить  чисто славянскую культуру, она  только начинает складываться  в недрах этой древней культурной  общности, из которой вышли не  только славяне, но и некоторые  другие народы.

      При этом, под именем «венеды», славяне впервые стали известны античным авторам еще I-II вв. н.э. – Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.

Так, римские  историки Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших  между германскими и сарматскими  племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных.

     Многие современные историки  видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое  единство и занимавших территорию  приблизительно нынешней Юго-Восточной  Полыни, а также Волыни и Полесья.

Византийские  авторы VI в. были более внимательны  к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи.

     Иордан возводит современных  ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв . Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).

     По византийским источникам устанавливается,  что к VI в. н.э. славяне занимали  обширные пространства Центральной  и Восточной Европы и делились  на 3 группы:

1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы);

2) анты (Междуречье Днепра и Днестра);

3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы  называют около 150 племен славян.

     Однако источники VI в. не содержат  еще указаний на какие-то различия  между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство  языка, обычаев, законов.

     «Племена антов и славян сходны  по своему образу жизни, по  своим нравам и своей любви  к свободе», «издавна живут в  народоправстве» (демократии), «отличаются  выносливостью, храбростью, сплоченностью,  гостеприимством, языческим многобожием  и обрядами». У них много  «разнообразного скота», они «возделывают  хлебные злаки, особенно пшеницу  и просо». В своем хозяйстве  они использовали труд «рабов  – военнопленных», но не держали  их в бессрочном рабстве, а  по истечении «некоторого времени  отпускали за выкуп» или предлагали  остаться у себя «на положении  свободных или друзей» (мягкая  форма патриархальной системы  рабства).

     Данные о восточнославянских  племенах имеются в «Повести  временных лет» монаха Нестора  (начало XII в.). Он пишет о прародине  славян, которую определяет в  бассейне Дуная. (Согласно библейской  легенде их появление на Дунае  Нестор связывал с «вавилонским  столпотворением», приведшим, по  воле Бога, к разъединению языков  и их «рассеиванию» по всему  миру). Приход славян на Днепр  с Дуная он объяснял нападением  на них воинственных соседей  - «волохов», вытеснивших славян  с прародины.

     Таким образом, название «славяне»  появилось в источниках только  в VI в. н.э. В это время  славянский этнос активно включается  в процесс Великого переселения  народов – крупного миграционного  движения, охватившего Европейский  континент в середине I тысячелетия  н.э. и почти полностью перекроившего  его этническую и политическую  карту.

     Расселение славян на обширных  пространствах Центральной, Юго-Восточной  и Восточной Европы стало главным  содержанием поздней фазы Великого  переселения народов (VI – VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся  в лесостепных областях Восточной  Европы, именовалась антами (слово  иранского либо тюркского происхождения) . Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.

     Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.

     Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.

Большинство современных ученых считает, что  прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).

     Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).

     Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой  половине I тысячелетия н.э. земли  от верхней и средней Вислы  до среднего Днепра.

     Расселение славян происходило  по трем основным направлениям:

- на  юг, на Балканский полуостров;

- на  запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;

- на  восток и север по Восточно-Европейской  равнине.

     Соответственно в результате  расселения сформировались три  существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные  славяне.

  1. Занятия, общественный строй и религия восточных славян
 
      1. Занятия восточных  славян

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой  земледельческую культуру.

     Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.   Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.

     В степных районах применялось  переложное земледелие, схожее с  подсекой, но связанное со сжиганием  не деревьев, а ивовых трав.

     С VIII в. в южных районах получает  распространение полевое пашенное  земледелие, основанное на использовании  плуга с железным мехом, тяглового  скота и деревянной сохи, сохранившейся  до начала XX в.

Восточные славяне применяли три способа  расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких  лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).

     В первом случае обилие свободных  земель позволяло каждому обработать  столько земли, сколько было  возможно.

     Во втором случае каждый стремился,  чтобы выделенные ему для обработки  земли размещались ближе к  городищу. Все удобные земли считались  общей принадлежностью, оставались  неделимыми, обрабатывались сообща  либо делились на равные участки  и через определенный период  времени распределялись по жребию  между отдельными семьями.

Информация о работе Образование государства у восточных славян. Норманнская концепция и ее критика