Эволюция хронологических систем и глобальная реформа календаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: на основе анализа литературы изучить историю развития современного международного календаря, существующие проекты реформы григорианского календаря, определить и указать преимущества и недостатки существующих проектов и самой реформы для мира в целом и для отдельно взятой Российской Федерации, а также сформировать собственное мнение о наиболее приемлемом проекте.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………….стр.3
Введение………………………………………………………………………….…...стр.5
Глава I. История развития современного календаря….………………………....стр.8
Глава II. Летосчисление в Российской Федерации………………………………стр.13
Глава III.Проекты реформирования современного календаря…………………стр.21
Глава IV.Проведение реформы: за и против………………………………….….стр.30
Заключение…………………………………………………………………………стр. 36
Приложения…………………………………………………………………...........стр.37
Список использованной литературы……………………………………….…….стр.47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Сарсенбаев 2 курс.doc

— 325.00 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Сарсенбаев  Алибек Болатович

 

ЭВОЛЮЦИЯ  ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ГЛОБАЛЬНАЯ РЕФОРМА КАЛЕНДАРЯ

 

Курсовая работа

студента II курса

 

 

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук,

доцент

А.Е. Петров

 

 

 

Москва, 2011 
Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………….стр.3

Введение………………………………………………………………………….…...стр.5

Глава I. История развития современного календаря….………………………....стр.8

Глава II. Летосчисление в Российской Федерации………………………………стр.13

Глава III.Проекты реформирования современного календаря…………………стр.21

Глава IV.Проведение реформы: за и против………………………………….….стр.30

Заключение…………………………………………………………………………стр. 36

Приложения…………………………………………………………………...........стр.37

Список использованной литературы……………………………………….…….стр.47

 

Аннотация

Объём курсовой работы составляет  страниц. Из них 10 страниц составляют приложения.

Таблицы и иллюстрации в тексте курсовой работы не использованы. При написании курсовой работы было задействовано 24 печатных и электронных источника. Курсовая работа содержит введение, 4 главы, заключение, 6 приложений.

Ключевые  слова:

Календарь, система летосчисления, юлианский календарь, григорианский календарь, реформа, глобальный, тропический год, високосный день, проекты реформы, преимущества, недостатки.

Объект  исследования: эволюция систем летосчисления.

Цель данной работы: на основе анализа литературы изучить историю развития современного международного календаря, существующие проекты реформы григорианского календаря, определить и указать преимущества и недостатки существующих проектов и самой реформы для мира в целом и для отдельно взятой Российской Федерации, а также сформировать собственное мнение о наиболее приемлемом проекте.

Методы, использованные при написании работы:

  • анализ научной и публицистической литературы, мнений по данной проблеме
  • сравнительный анализ предлагаемых проектов реформирования календаря
  • прогнозирование и моделирование
  • аналогия
  • ретроспективный (исторический)
  • описательный

Выводы:

  1. Наиболее приемлем проект всемирного календаря, в силу своей относительной структурной идентичности нынешнему григорианскому календарю, а также исключительной точности. В конечном счёте реформа календаря будет проведена.
  2. Реформа календаря будет способствовать процессу глобализации. Наиболее  вероятно то, что в РФ реформа встретит одобрение.

 

Введение

Когда нам приходится слышать слово «календарь», мы зачастую даже не задумываемся о значимости счёта времени в нашей повседневной жизни, воспринимаем календарь как нечто само собой разумеющееся и не заслуживающее особого внимания. Что же есть календарь, для чего он нужен?

Календарь –  способ счисления дней в году, определённая система счёта времени. Человечество всегда испытывало необходимость в фиксации дат и измерении временных интервалов, то есть потребность в счёте времени, которую оно реализовывало в различных системах счисления. Необходимость эта навязывалась изначально религиозными, бытовыми потребностями, позже пополнившимися научными, экономическими, политическими и другими.

 С течением истории мы можем наблюдать существование календарей самых разных типов (солярные, лунные, лунно-солярные; календари с различным количеством месяцев), опирающихся на разные правила счёта времени, разные эры (фиктивные и реальные; астрономические, религиозные и политические), имевших хождение у различных народов в разные эпохи.

Нас же интересуют современные системы счисления, в частности григорианский календарь, признанный международным, развитие летосчисления в России, проекты реформы современного календаря, а также преимущества и недостатки реформы.

Актуальность

В условиях современного мира и глобализации, для которой характерна унификация, стирание межкультурных границ, введение всемирного календаря – одна из приоритетных задач, стоящих перед мировым сообществом. Вопрос о реформе календаря является пограничным между двумя областями научного знания (хронология и глобалистика) и связывает их между собой. Для полиаспектной глобалистики, занимающейся проблемами глобализации реформа календаря интересна, в первую очередь, с точки зрения её последствий.

 Проблема  введения единого календаря без  каких-либо монокультурных следов в его структуре стоит достаточно давно. Впервые проекты реформы были предложены ещё в конце XIX века. Говорить о них на международном уровне начали в 40-е -50-е гг. XX века. Несколько раз инициировалось  введение календаря, однако находились противники реформы в лице консервативных верхушек ряда стран.

Введение всемирного календаря облегчит экономические расчёты, деятельность правовых органов, статистические расчёты, составление графиков и расписаний работы транспорта, облегчит задачу определения праздничных нерабочих дней.

Поскольку вопрос о введении единого календаря остаётся нерешённым несколько десятилетий, то и литературы по данной проблеме написано колоссальное количество.

Задачи:

  • рассмотреть основные понятия и категории хронологии как исторической дисциплины
  • рассмотреть процесс исторического развития наиболее распространённых систем летосчисления
  • проанализировать научную литературу, публицистические работы и мнения, существующие в отношении данной проблемы
  • дать описание и характеристику существующих проектов реформирования григорианского календаря
  • обосновать собственную гипотезу о наиболее жизнеспособной модели реформы и её приемлемости для России
  • выразить своё мнение относительно проблематики работы
  • сформулировать выводы

Гипотеза, выдвинутая в рамках данной работы, заключается в том, что наилучшим вариантом проведения календарной реформы, в случае её проведения, является проект всемирного календаря, а также то, что реформа будет необходима Российской Федерации. Аргументы будут представлены в соответствующих главах.

 

Глава I

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЛЕНДАРЯ

 

1.1 Календарь

Календарь –  система счёта времени. Само слово «календарь» имеет латинское происхождение (лат.«calendas»; календы – первый день месяца). Первые календари были лунными, так как смена лунных фаз была наиболее очевидной временной единицей большей, чем сутки. На основе этой периодичности и создавались первые календари у древних народов. Лунными были календари вавилонский, древнееврейский и другие. Первым солнечным (солярным) календарём был египетский. Были также лунно-солнечные календари (вавилонский, китайский, древнегреческий). Древнеримский, реформированный в юлианский, календарь также был лунно-солнечным. Многие календари древности были несовершенны с точки зрения соответствия тропическому году, продолжительность которого составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Так, древнеегипетский год содержал в себе 365 суток. Древнеримский – 355 суток.

 

1.2 Юлианский календарь

В древнем Риме в ходу был лунно-солнечный календарь, содержавший в себе 355 дней. Год  был разделён на 12 месяцев. Каждый месяц в свою очередь содержал в себе 29 дней или 31  день. За начало года принимался день 1 марта. Поскольку разница между тропическим годом и годом календарным была велика – около 10 дней, то для уничтожения различия, насколько это было возможно, раз в два года вводился дополнительный месяц – марцедоний (в некоторых источниках «марцедониус»). Название месяца произошло от латинского слова «merces», что означает «плата», так как в этом месяце должны были завершаться все расчёты за прошедший год, связанные с арендной платой. Изначально длина марцедония составляла 20 дней, однако позже, в связи с увеличением длины марцедония до 22 и 23 суток (с чередованием каждые 2 года), его стали вводить 2 раза в 4 года. В результате принятых мер средний год стал содержать в себе 366 дней, что больше длины тропического на 0,75 суток. Также путаницу в древнеримскую календарную систему вносили жрецы-понтифики, используя своё право введения дополнительных дней и месяцев.

К I в. до н.э. назрела реформа календаря, проведённая в 46 г. до н.э.(в некоторых источниках 45 г. до н.э.) Гаем Юлием Цезарем. Пореформенный календарь получил название юлианского, по имени инициатора реформы. Проект реформы составили александрийские астрономы под руководством Созигена.

Основой для нового календаря  послужил египетский с длиной года в 365 дней. Однако реформаторы не стали полностью следовать египетской культуре летосчисления. В юлианский календарь также были встроены ежемесячные римские праздники (календы, ноны и иды). Календы приходились на первые числа, ноны – на пятые в коротких месяцах (30 дней) и на седьмые числа в длинных (31 день), иды – на тринадцатые числа в коротких и пятнадцатые в длинных месяцах. Раз в 4 года вводились дополнительные сутки, следовательно, средняя длина года в четырёхлетнем цикле составила 365 суток 6 часов. К февралю, длившемуся 28 суток, добавился один день между 23 и 24 числами. Т.е. в феврале удлинённого года было два дня 24 февраля. Такой дополнительный день назывался «бис сектус» (второй шестой –bis sectus- до мартовских календ), в нашем произношении известный как «високос», отчего удлинённый год называют високосным.

Кроме того согласно реформе была увеличена продолжительность месяцев до 30 и 31 дня за исключением февраля, длина которого составляла 28 или 29 дней. За начало года принималось 1 января, так как именно в этот день вступали в должность многие римские магистраты, в том числе и консулы.

В 325 году на Вселенском Никейском  соборе юлианский календарь был введён как обязательный для всех христианских  стран.

 

1.3 Недостатки юлианского календаря

Несмотря на принятые меры разница между тропическим и календарным годами сохранилась и составила 11 минут 14 секунд. Отставание в одни сутки при такой разнице накапливается за 128 лет, то есть юлианский календарь не был достаточно точным.

Отставание юлианского календаря было замечено ещё в XIV веке. В 1324 г. византийский учёный Никифор Григора указал императору Андронику II на отставание весеннего равноденствия. Было также предложение исправить календарь, однако оно было отклонено из опасения разногласий между Православными Церквами. Кроме Никифора Григоры на неточности указывали и другие византийские учёные Матвей Властарь, Исаак Аргир, однако Православная Церковь отказывалась проводить реформу.

Разница в 10 суток накопилась за 1280 лет к XVI веку. Для христианской церкви отставание календаря от тропического года на 10 суток имело принципиальное значение из-за несовпадения дат церковных праздников с канонами. В частности это грозило сдвигом Пасхи на лето при сохранении даты дня весеннего равноденствия 21 марта (так как Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния после 21 марта) и сдвигом Рождества, приходившегося на зимнее солнцестояние, в сторону весны. С начала XV века и до середины XVI предпринимались многочисленные попытки реформирования юлианского календаря. Этот вопрос поднимался на многих церковных соборах (Базельский 1437 г., Латеранский 1512-1517 гг. Тридентский 1545-1563 гг.). Им занимались папы Павел III, Пий IV (действовавший по поручению Тридентского церковного собора). Создавались специальные комиссии из духовных лиц и учёных (со своими проектами выступали Николай Коперник, Николай Кузанский, немецкий астроном и математик Региомонтан), однако ввиду множества противоречий (следование канонам Церкви, предполагаемые последствия реформы и другие) введение нового календаря откладывалось.

 

1.4 Григорианский календарь

Новый календарь был введён в 1582 г. при папе Григории XIII, в честь которого и был назван. Проект календаря был составлен итальянским врачом, математиком и астрономом Алоизо (Луиджио) Лилио совместно с астрономом Христофором Клавиусом (Кристофер Клавий). Специальной папской буллой, названной по первой строке «Iter gravissimas…» (лат. «среди важейших»), указывалось «выбросить» 10 дней, вследствие чего после 4 октября 1582 г. сразу наступило 15 октября того же года. Указанные 10 дней (с 5 по 14 октября 1582) отсутствуют в григорианском календаре и не берутся в расчёт при решении хронологических задач. Эта мера позволила уничтожить разницу между календарным и тропическим годом, накопившуюся с 325 г. Весеннее равноденствие стало снова приходиться на 21 марта, а не на 11, как это было до реформы.

Информация о работе Эволюция хронологических систем и глобальная реформа календаря