Этногенез восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 10:53, реферат

Описание

Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера – Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга – Черным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, которая диктует основной ланшафт территории (равнины, зона лиственных лесов).

Содержание

Введение

Часть 1. Политическая организация восточных славян в догосударственный период

Часть 2.Основные хозяйственные занятия восточных славян в догосударственный период

Заключение

Библиография

Работа состоит из  1 файл

Этногенез.docx

— 336.90 Кб (Скачать документ)

Можно полагать, что после раздела антского союза  территория антов временно попала под  власть Великой Булгарии, а после  подчинения последней хазарам перешла  под их влияние. Не случайно ряд старых историков само расширение славянских территории на восток связывали как  раз со временем хазар, когда под  их властью создались благоприятные  условия для этого. Это, кажется, подтверждается и древнерусской  летописью, где речь идет о подчинении хазарам полян, северян, радимичей  и вятичей. Власть над упомянутой частью восточных славян позволяла  хазарам контролировать не только Волжский путь, но и Нижнеднепровский, связанный  через землю северян и вятичей  с Волгой. Однако такое положение  существовало недолго. Важно отметить, что славяне к VIII веку продвинулись далеко на восток, вплоть до Северного  Донца и Дона. Это подтверждается наименованием Дона славянской рекой  и наличием там славянских поселений. Так, в737 годуарабский полководец Марван ибн Мухаммед в ходе победоносной войны с Хазарией дошёл до некой  «славянской реки» (очевидно, Дона) и захватил в плен 20 000 семей местных  жителей, среди которых были славяне14. Пленники были угнаны в Кахетию, там они подняли восстание и были перебиты.

Кроме Антского союза источники позволяют предполагать существование некогда (в VI-VII вв.) какого-то политического объединения славян в районе Прикарпатья. Речь идет об известии, записанном арабским энциклопедистом  ал-Масуди (ум. 956 г.), который в свою очередь, пользовался сочинением побывавшего в византийском плену за сто лет до этого араба ал-Джарми. Тот написал специальный труд о славянах, основанный на сведениях, собранных им во время многолетнего пребывания в Византии. В частности ал-Джарми (в передаче ал-Масуди) пишет о том, что некогда, т.е. задолго до его времени, у славян существовало единое политическое объединение, которое он называет Валинана. Прежде ученые, как правило связывали это объединение со славянами-волынянами, жившими в северо-восточном Прикарпатье (современная северо-западная Украина). Однако несколько десятилетий назад возобладала точка зрения, высказанная польскими учеными, согласно которой Валинана это город Волин в Поморье. Не учитывалось, что Волина в IX веке, а тем более раньше, еще не существовало, а потому логичнее вернуться к ста рой гипотезе, по которой речь идет именно о части территории нынешней Украины. Наличие здесь какого-то (очевидно, недолговременного) союза славянских племен вполне допустимо, имея в виду само географическое положение этой области на перепутье к тем маршрутам, что вели славян на восток.

Очевидно, Волынь можно отнести к областям исконного  расселения славян, и здесь как  раз где-то в VI веке могло сложиться  объединение, о котором знали  в Византии еще в первой половине IX века, когда там находился ал-Джарми. Возможно, что Валинана погибла как  раз в результате аварского нашествия  еще до крушения Антского союза. Существование  славянского союза в Прикарпатье  допускали многие крупные историки (например Ключевский, Грушевский и  др.).

Важнейшей функцией славянских племенных союзов была военная. Походы против Византийской империи  приводили, с одной стороны, к  ознакомлению с государственными порядками, с другой – к дифференциации социальных структур восточнославянского этноса. Превратившиеся в вассалов своих  предводителей дружинники становились  профессиональными воинами. Теперь их благополучие всецело зависело от размеров полученной добычи. Дружинник  отрывался от общины, переставал жить её интересами. Постоянные дружины  давали князьям силу не зависящую  от воли народного собрания. Вероятно, не позднее VIII века князья стали собирать особую плату (дань) с общин. Во всяком случае, рассказывая о событиях IX века, автор «Повести временных лет» говорит о дани как о чём-то традиционном. Возможно, что первоначально  она была возмещением за военные  заслуги – охрану от вражеских  набегов. Дух воинского комитата – дружины прекрасно описан Франко Кардини. Причём автор считает, что  русское слово «дружина» «и лингвистически, и семантически ближе всего к  исконному воинскому смыслу германского druhti-, «вооружённый отряд». Родство  двух слов, trustis – дружина, очевидно. Но оно только кажущееся в их сходстве с немецким Treue – «верность». Напомним, однако, что в современном русском  языке понятие «приятель» выражается тем же термином – «друг». Таким  образом, весь этос русской дружины  находится на стыке понятий «дружба» - «верность»15. Судя по терминологии, комитат представляется замкнутой группой, имеющей явно выраженную инициационную структуру, для которой характерен глубокий социальный смысл. В комитате есть вождь, ветераны и новобранцы, воплощающие различные категории возраста и компетентности, учителя и ученики. Наличие подобной стратификации, предполагающей иерархические отношения, однако, не исключает, а, напртив, подчёркивает стремление к равенству, порождаемому общностью жизней и судеб. Подхлёстываемые жаждой завоеваний и богатств не в меньшей степени, чем жаждой авантюры, комиты соревнуются друг с другом, чтобы снискать расположение и любовь своего вождя. Предводитель же ведёт борьбу за стяжание славы и приобретение добычи, которую затем делит со своими. Спутники его в свою очередь сражаются за него и получают за это вознаграждение.

По археологическим  данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились  уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы  и княжеские управители, имевшие  свою землю, и младшую, жившую при  князе и обслуживавшую его  двор и хозяйство. Дружинники по поручению  князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался  до весеннего вскрытия рек, когда  князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Кроме того, важнейшими элементами политической организации  славянских племен были совет старейшин  и вече – общее собрание свободного мужского населения племени.Арабский историк Масуди сообщает о древнем  славянском князе Маджаке, а уже  известный нам готский историк  Иордан – о князе Боже. Таким  образом, помимо вождей племен, были еще  вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Племенной  князь мог избираться на время, в  период военных действий. Его власть не велика по сравнению с властью  вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять, войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья отправляли и некоторые  религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские  памятники – старцы градские (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных  руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине Х в., переломное время княжения Владимира, они еще  участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники  принимали участие в княжеской  думе, княжеских пирах, которые выполняли  важную социальную функцию – общения  населения с князем. Старциеградские  – племенная знать, которая занималась гражданскими делами.Племенные веча - народные собрания - возникают в  глубокой древности. О них писал  еще Прокопий Кессарийский, повествуя  об антах и склавенах. Изучение древнейших свидетельств о вечесвидетельствует  о том, что в нём участвовало  все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось.

Выделение знатной  верхушки ещё не означало широкого распространения имущественного неравенства  в славянском обществе. Судить об этом можно в первую очередь на основании  археологических данных. Раскопки древних  городищ VII-IX вв. не позволяют говорить о богатых и бедных жилищах. Быт  всех общинников был приблизительно одинаков. Скот находился в общем  владении – это подтверждается отсутствием  индивидуальных хлевов и загонов. Расслоению препятствовали на первых порах общинные традиции и обычаи. Поэтому даже переход к пашенному земледелию далеко не сразу приводил к обогащению одних и обнищанию других семей.

В главе, посвящённой  славянам, арабский историк Масуди упоминает мощное царство ад-Дир  с большими городами и сильной  армией. Некоторые исследователи  высказывали предположение, что  название «ад-Дир» следует интерпретировать как личное имя, и царь ад-Дир идентифицируется со скандинавом Диром, который, согласно первой летописи, вместе с Аскольдом  упрочился в Киеве около 860 г. Эта  точка зрения вряд ли приемлема, поскольку  не подтверждается фактическим материалом. Так, «были произведены раскопки более чем 7 тысяч древлянских  могильных холмов. Они относятся  к периоду с IXпо XIII век. Преобладающим  типом захоронения является погребение. Состав предметов небогат. Обнаружены были простые горшки, деревянные вёдра, стеклянные бусы, серьги из бронзы или серебра низкой пробы. Среди других предметов, найденных при раскопках, можно указать на изделия из кремня, маленькие железные ножи, серпы, фрагменты шерстяной ткани и кожаную обувь»16. Была ли ситуация такой же в VII и VIII веках, или благосостояние древлян оскудело после того, как они были вытеснены к северу от киевских земель? Трудно сказать определённо. Однако следует перейти к более подробному рассмотрению хозяйственной деятельности восточных славян в догосударственный период. 

Часть 2.Основные хозяйственные занятия  восточных славян в догосударственный  период 

Главным занятием восточных славян в известную  нам эпоху было земледелие в сочетании  с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали  промыслы, тем более, что во внешней  торговле особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

Славянские посёлки  были невелики – от одного до пяти дворов. Населённые пункты в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением. Византийский автор писал, что «славяне живут в бедных, разбросанных поодиночке хижинах»17. Раскопки позволяют представить облик древнего славянского жилища. Это небольшая полуземлянка с полом на метр-полтора ниже уровня земли, деревянными стенами, обмазанной глиной крышей, почти касающейся скатами земли. Внутри – глиняная или каменная печь, топящаяся по-чёрному, т.е. без дымохода. Жильё не отличалось просторностью – площадь его составляла от 10 до 20 мІ. Посёлки обносились земляными валами, следы которых нередко встречаются археологам. На валах, вероятно, ставили частоколы для защиты от врагов и диких зверей. Посёлки располагались обычно по берегам рек. В пользу такого расположения говорит группировка древних городищ «гнёздами», разделёнными расстоянием в несколько десятков километров. Внутри «гнезда» посёлки располагались значительно ближе друг к другу.

Жизнь среди  лесов и болот была нелегкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти  сухое и сравнительно открытое место  и расчистить его. Первоначально  славянские поселки были редкими  островками среди «лесного моря». Их жители вели хозяйство, применяясь к  окружающим условиям. Главное место  среди их занятий занимало земледелие. Но в VII в. славяне еще не знали  ни двуполья, ни трехполья. У славян господствовала пере ложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах) системы  земледелия. При переложной системе  на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали  на 2 – 4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова. При лесном перелоге земля отдыхала 10 – 15 лет. Подсечно-огневая  система названа так потому, что  деревья подрубали и оставляли  сохнуть на корню, а затем выкорчевывали  и сжигали. Как и при переложной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали  новый. Настоящей пахоты не велось –  землю лишь рыхлили. Такая организация  земледелия вынуждала славян время  от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все  более отдаленных земель. Лишь в VIII веке в степных и лесостепных  районах наряду с переложным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII века. Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо, дававшие высокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижением на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место.

Переход к пашне  вызвал создание новых орудий. В VII-VIII веках землю обрабатывали деревянным ралом, опиравшимся на полоз и  подрезавшим почву в горизонтальном направлении с помощью железногонаральника. В IX веке в лесостепной полосе его  заменил плуг, снабжённый вместо наральника лемехом и отвалом, способный  подрезать и переворачивать пласт. В лесной зоне главным орудием  стала соха, рыхлившая, но не переворачивавшая землю. Работать сохой было тяжело, её приходилось постоянно держать  в руках, на весу. От пахаоя требовалось  немалое искусство для обеспечения  постоянной глубины вспашки. Но на лесных почвах с неглубоким питательным  слоем, где нужна именно мелкая пахота, соха зачастую оказывалась выгоднее плуга. Она маневренна, удобна для  работы среди оставшихся после расчистки  леса пней и корней. Да и лошади на севере были малорослы, тяжёлый плуг оказывался им не под силу.

Информация о работе Этногенез восточных славян