Этногенез восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 10:53, реферат

Описание

Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера – Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга – Черным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, которая диктует основной ланшафт территории (равнины, зона лиственных лесов).

Содержание

Введение

Часть 1. Политическая организация восточных славян в догосударственный период

Часть 2.Основные хозяйственные занятия восточных славян в догосударственный период

Заключение

Библиография

Работа состоит из  1 файл

Этногенез.docx

— 336.90 Кб (Скачать документ)

Этногенез – момент зарождения и последующий процесс  развития  какого-либо   народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает  как   начальные  этапы  возникновения  какого-либо  народа,  так  и  дальнейшее   формирование его  этнографических,  лингвистических  и  антропологических   особенностей.       К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а   также субэтнические группы малой  численности:  поморы,  казаки  донские,   казаки  запорожские,  казаки-некрасовцы,   русскоустьинцы,   марковцы   и   некоторые  другие.  Территория   проживания   этих   народов   компактна,   ограничена  с   запада   Польшей,   прибалтийскими   странами,   странами   Скандинавии, с севера –  Северным  Ледовитым  океаном,  далее  с  востока   реками Двина и Волга и с юга – Черным морем. Основная часть приходится на   Восточноевропейскую равнину, которая диктует основной ланшафт  территории   (равнины, зона лиственных лесов). 

*************************Содержание 

Введение 

Часть 1. Политическая организация восточных славян в  догосударственный период

Часть 2.Основные хозяйственные занятия восточных  славян в догосударственный период

Заключение 

Библиография 
 

Введение 

Проблема изучения политической организации и основных хозяйственных занятий восточных  славян в догосударственный период достаточно сложна. Тому есть несколько  причин. Во-первых, догосударственный  период для любого этноса – это, как правило, дописьменный период, что  значительно сужает круг доступных  источников и степень достоверности  имеющихся. Во-вторых, политические структуры  догосударственного периода не выражены отчётливо, поскольку характерной  чертой этого исторического времени  является синкретизм (нерасчленённость) общества и управленческих структур. В-третьих, к числу восточных славян принадлежит множество племён, исторический путь которых схож, но не вполне идентичен. В значительной степени сказанное  относится и к разнообразным  формам хозяйственной деятельности рассматриваемой ветви индоевропейской  группы народов. Наконец, четвёртая  причина связана с разнообразием  взглядов на генезис государственности  у восточных славян. Споры по поводу причин, времени, места и особенностей формирования восточнославянской государственности, начавшись в XVIII веке, не утихают  и по сей день.

Именно последняя  причина придаёт рассматриваемой  теме особую актуальность. Ведь не зря сказано: «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь». Изучение периода, непосредственно предшествовавшего формированию восточнославянской государственности, позволяет глубже осознать сущность этого евразийского феномена, отметить его характерные черты, а также установить причинно-следственные связи между развитием экономической и политической подсистем восточнославянского общества.

Исходя из сказанного, целью предпринимаемого исследования можно считать выявление характерных особенностей, присущих политической и экономической жизни восточнославянского общества в догосударственный период.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

Определение хронологических  рамок догосударственного периода  жизни восточнославянского общества;

Изучение признаков  политической организации восточных  славян на этом этапе исторического  развития;

Анализ информации о хозяйственных занятиях восточнославянских племён в рассматриваемый период;

Систематизация  и обобщение результатов исследования.

Круг источников и литературы, полагаемых в основу исследования, определяется его целью и задачами. К важнейшим источникам принадлежат иностранные описания жизни восточных славян – «Стратегикон», раздел из «Книги» Ибн-Фадлана «О русах на Волге», а также древнейший отечественный источник – «Повесть временных лет». Литература по истории рассматриваемого периода не весьма обширна, но вполне доступна – это труды В.О. Ключевского, Г.С. Лебедева, Н.И. Павленко и других отечественных учёных. К сожалению, по объективным причинам при изучении догосударственного периода истории восточнославянского общества пока имеется больше вопросов, нежели ответов. В результате авторы учебников при его освещении, как правило, немногословны.

В соответствии с тематикой исследования оно  подразделяется на введение, две части  и заключение.

Основными методами исследования стали:аналитический, сравнительный, дедукции и индукции. 

Часть 1. Политическая организация  восточных славян в догосударственный  период

восточнославянское  общество догосударственный период

Под политической организацией обычно понимают: «1) систему  устойчивого взаимодействия разнородных  по своему происхождению компонентов  ради достижения общих социальных целей  политическими средствами; 2) объединение  людей, ставящих перед собой задачу достижения общей (или общих) политической цели на основе сотрудничества в рамках такого объединения»1.В приведённых здесь определениях отчётливо просматриваются два существенных признака политической организации: 1) объединение компонентов (людей); 2) общая цель создания такого объединения. Применительно к социально-политической истории указанные признаки просматриваюся в теории «вызова-и-ответа», сформулированной известным английским историком Арнольдом Тойнби (1889-1975): «Естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней»2. Ответом на эти «вызовы» являются, в частности, разнобразные формы политической организации этносов, приспосабливающихся к специфическим природным условиям своего обитания.

Словосочетание  «природная среда» в полной мере относится  к первичным цивилизациям, которые  не знали государственной традиции, сталкиваясь исключительно с  первородными, географическими и  климатическими факторами. К вторичным  цивилизациям (в частности, - восточных  славян) применим «вызов» как природной, так и социальной-политической, культурной, экономической среды более «зрелых», прошедших определённый исторический путь, соседствующих с ними цивилизаций.

Вместе с тем  невозможно отрицать влияние природно-климатических  и гаографических факторов на развитие восточнославянских племён. Недаром  И.Кохлеус говорит в посвящении к своему изданию ПомпонияМелы: «Для историки география – то же, что  солнце для мира»3.

Поэтому первый раздел «Краткого пособия по русской  истории» В.О. Ключевского называется «Природа восточно-европейской равнины»4. Великий русский историк отметил, что впервые термин «славяне» (венеты, анты, склавены, sclaveni) появляется в трудах латинского историка готов Иорнанда (VI в.)5. На рубеже VI-VIIвв. был написан византийский трактат «Стратегикон», посвящённый военному искусству и военным обычаям различных стран и народов. Некоторые средневековые источники называют автором «Стратегикона» византийского императора Маврикия (582-602 гг.), но большинство современных учёных считает эти сведения недостоверными. Автор трактата пишет о патриархальном рабстве у славян: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченого времени, но, ограничивая (срок рабства) определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?»6. Судя по описанию, славяне в это время ещё не знали ни частной собственности, ни государственности: «У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах»; «Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют»; «Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя»7.

В другом описании, принадлежащем арабскому путешественнику  и писателю Ахмеду Ибн-Фадлану, мы видим  иную картину. Это неудивительно, поскольку  сведения Ибн-Фадлана относятся  к более позднему историческому  периоду, а именно к 911-922 годам. Автор, будучи послом багдадского халифа, совершил поездку в Волжскую Булгарию, повстречав на Волге русов (выходцев из Руси). Русы прибыли на Волгу по торговым делам, у них имеются  богатые и бедные, религиозные  представления, письменность и правитель: на месте погребения своего торгового  предводителя было «написано имя  этого мужа и царя русов»8. Видимо, формирование государственности у восточных славян происходило где-то в промежутке между VI и Х веками. Более точная датировка затруднена. Г.С. Лебедев, например, опираясь на археологические материалы, пишет, что земля ильменскихсловен с центром в Новгороде стала основой первичного «племенного княжения» «не позднее последней четверти I тысячелетия н.э.»9. Во-первых, государство – очень сложное социально-политическое явление, которое не может появиться в одночасье. Во-вторых, при анализе имеющиеся источников исследователи приходят к весьма различающимся выводам по проблеме происхождения государственности у восточных славян.

Наиболее распространённым является мнение, в частности, высказанное  Сергеем Парамоновым (псевдоним  – Лесной) в работе «Откуда ты, Русь?»: «Уже во второй половине IX века в Восточной Европе существовало два больших славянских государства  – Новгородское (Русью ещё не называвшееся) и Киевское (носившее имя Руси)»10. Основным источником, подтверждающим его, является общеизвестная «Повесть временных лет», предположительным автором которой является Нестор, и отнсящаяся к XII веку. Этот источник связывает появление государственности с призванием варяга Рюрика (862 г.), а также объединением под властью установившейся династии Киева и Новгорода. Однако в той же «Повести временных лет» упоминается новгородский правитель Гостомысл, предшествовавший Рюрику. Поэтому верхней хронологической границей рассматриваемого нами периода следует считать весь IX век.

Большинство историков  сходятся в том, что формой общественных отношений восточных славян в VII-VIII веках была военная демократия. Её отличительными признаками являются: 1) участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших  общественных проблем; 2) особая роль народного  собрания как высшего органа власти; 3) всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эусплуатации рабов и соседей. Наличие соседской  общины («верви», «мира») и патриархального  рабства тормозило процесс социальной дифференциации.

К VIII веку на территории, населённой славянскими племенами, «возникло 14 племенных союзов –  военных объединений»11. Сохранение их требовало усиления власти вождя и правящей верхушки. Главой военной силы и правящей социальной группы становятся князь и княжеская дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в ещё более крупные формирования – «союзы союзов». Существовало три крупных политических центра, которые считаются протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племён с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания(местоположение спорно, предположительные варианты – Тамань, Поволжье, Рязань). Археологами выделено три основных ареала распространения славянских археологических культур; в основу этого выделения положена, прежде всего, керамика. Первая - так называемая культура пражско-корчакского типа, один из коренных регионов распространения которой - Средняя и Южная Польша, а на территории нашей страны - Припятское Полесье. По всей видимости, это территория склавен. Другая культура - пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников (и не только Иордана), здесь обитали анты. Наконец, на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известны фридбергская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Такова схема, которой придерживается часть современных исследователей. Следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных, все названные районы расселения славянства - праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. Части этих рассыпавшихся праславянских группировок расселялись по территории Восточной Европы в VII-VIII вв.

Заметим, что  древляне, северяне и т.д. в «Повести временных лет»12 племенами не именуются, хотя в современных переводах термин «племя» нередко фигурирует. Ряд ученых уже давно сделали вывод, что в древнерусской летописи речь идет не о племенах, но о союзах племен. Такое мнение подкреплялось и большой территорией таких «племен», как северяне, кривичи и др. Нет термина «племя» или подобного ему и в списках славян Константина Багрянородного, который ведет речь о славянах древлянах, северянах и т.д. Вместе с тем перед нами еще, несомненно, объединение догосударственного или предгосударственного порядка, скорее всего именно союзы близко родственных племен. В этих союзах, уже занимавших определенную, четко фиксируемую территорию, налицо переходные черты к политическому объединению типа раннеклассового общества. В этом плане древляне, поляне и т.д. по-видимому, идентичны таким германским «племенам», как франки, саксы, бавары и т.д., которые на деле представляли союзы племен, хотя и сох ранили наименование одного (господствующего) племени.

Хронологические рамки существования Антского союза  приходятся приблизительно на 30-е годы VI века - первые годы VII века, когда союз был сокрушен аварами, С этого  времени имя антов исчезает со страниц истории столь же неожиданно, как и появляется там. Это свидетельство  того, что термин «анты» вряд ли употреблялся среди самих славян и, строго говоря, не имело этнического смысла. По-видимому, он имел чисто территориально-политический смысл и исчез после аварского  разгрома. «Народная память сохранила  предания об аварах как о людях  богатырского сложения, покоривших славян и всячески притеснявших их»13. В частности, если обрин хотел куда-либо ехать, то он запрягал в телегу дулебских женщин вместо скота. Летописец завершает сказание тем, что, по его словам, Бог разгневался на обров за их гордыню и истребил их, так что ни одного обра не осталось. Здесь возникает ряд интересных вопросов. Летопись говорит о славянах-дулебах, т.е. (волыняная часть восточных славян) хотя дулебы как племя известны и в Чехии, так что, возможно, перед нами очень древнее общеславянское сказание. Что касается гибели гордецов обров, то на самом деле их первоначально побил византийский император Ираклий, после того как авары «сделали свое дело», т.е. по его приказу сокрушили Антский союз. Сделали они это, скорее всего, не в одиночку, но вместе со своими союзниками булгарами, обитавшими у Азовского моря. Однако Аварский каганат как политическое объединение существовал до конца VIII века, когда он был уничтожен Карлом Великим.

Информация о работе Этногенез восточных славян