Эпоха камня и бронзы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:38, реферат

Описание

Современные представления о жизни далеких предков основываются на изучении мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились остатки труда человека — каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи кости животных. Немалое значение имеют и этнографические данные из жизни тех народностей. Они позволяют лучше объяснить некоторые стороны материальной и духовной культуры древнейшего человечества. Но главную информацию все же дает наиболее массовый материал первобытного общества — каменные и металлические орудия труда.

Содержание

1.Введение
2.Казахстан в эпоху камня
2.1. Палеолит
2.2. Мезолит
2.3. Неолит
2.4. Энеолит
3. Казахстан в эпоху бронзы
3.1. Особенности эпохи бронзы
3.2. Андроновская культура эпохи бронзы
3.3. Хозяйство андроновцев
3.4. Общественный срой
3.5. Домашние промыслы
3.6. Народ, общество, обычай
3.7. Религия и искусство
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

эпоха камня и бронзы.docx

— 44.31 Кб (Скачать документ)

В социальном отношении эпоха  неолита была временем родовых общин, господства коллективного труда  и общей собственности на средства производства. Вместе с тем это  было время более высоких форм организации общества: образования  племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких (большего или меньшего числа) родовых общин, объединенных кровнородственными узами  и однородным характером хозяйства.

Неолитические стоянки по характеру расположения на местности  делятся на четыре типа: родниковые, речные, озерные и пещерные. Как  правило, на стоянках речного и озерного типов содержится значительное количество находок, что свидетельствует о  постоянном или продолжительном  пребывании здесь человека.

Основной инвентарь таких  стоянок — ножевидные пластины и изделия на них. Наиболее распространены на территории Казахстана родниковые стойбища, чаще всего временные, сезонные местопребывания бродячих охотников. На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обработки и их совершенствованию. Объектом охоты были куланы, медведи, олени, джейраны. косули, кабаны, лошади, волки, быки. кеклики. фазаны, черепахи.

Каменная индустрия характеризуется  заготовками в виде пластин средних  размеров и микропластин, обломков пластин и отщепов. Большинство фрагментов керамики без орнамента, только некоторые имеют вдавленные горизонтальные линии, от которых идут вниз прямые или вертикальные линии.

На территории Казахстана обнаружено несколько неолитических  погребений, в основном в Северном Казахстане. Ни одно из захоронений  не имеет внешних признаков на поверхности. Во всех могилах вместе с костями лежали наконечники  стрел, что указывает не только на то, что наши предки занимались охотой, но и на то, что они вступали в  частые военные конфликты. В погребениях  мало керамики, а в некоторых ее нет вовсе. Тесные культурно-хозяйственные  связи того времени, существовавшие в пределах мира охотников и рыболовов, ярко отразились в археологических  материалах.

2.4. Энеолит

Энеолит - медно-каменный век, эпоха открытия первого металла – меди. Внедрения в жизни людей металла, в частности медных орудий.

В Северном Казахстане в  энеолите появляется памятники Ботайской культуры – Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое озеро и др. Первые памятники Ботайской культуры были обнаружены археологической экспедицией В.В.Зайберта.

Особенности эпохи энеолита:

    • Значительная оседлость, обусловленная производящими формами хозяйство, как скотоводство и земледелие и развитыми домашними промыслами;
    • В домостроительстве преобладали капитальные полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническим деревянным шатровым перекрытием;
    • Орудия труда: кремневая индустрия отщеповая. Ведущие типы – наконечники копий, дротики, стрелы, крупные ножи, скобели, скребки.;
    • Для керамики характерна полуяйцевидная форма тулова с открытой горловиной. Орнамент наносился сплошь по всей поверхности или зонами гребенчатой, веревочной, рее ямочной техникой;
    • Распространение коневодства и культ огня;
    • Погребения в пределах поселения, захоронения коллективные и одиночные;
    • Антропологический тип – протоевропеоидный.

 

 

  1.  Казахстан в эпоху бронзы

3.1 Особенности эпохи бронзы.

 

В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, то есть была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название – бронзовый век.

 

       Эпоха бронзы делится на три периода:

 

1) Ранняя бронза – ХVІІІ  – ХVІ вв. до н.э.

 

2) Средняя бронза –  ХV – ХІІІ вв. до н.э.

 

3) Поздняя бронза –  ХІІ – VІІІ вв. до н.э.

 

В бронзовом веке архаические  формы хозяйства и быта эпохи  неолита сменяются скотоводством  и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э. у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.

В конце 2-го - нач. 1-го тыс. до н.э. (период поздней бронзы) большинство населения степных районов Казахстана, переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. Выделение скотоводов из остальной массы племен явилось первым крупным общественным разделением труда.

В середине 2-го тыс. до н.э. племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Обнаружено более 100 поселений и 150 могильников эпохи бронзы. Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны).

Древние мастера эпохи  бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления  и полировки. Для растирания зерна  продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось  производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись  керамика, ткани, изделия из кожи и  шерсти.

Происходит изменение  в общественном отношении. Быстрое  развитие скотоводства и металлургии  требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене  материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй. Происходило  накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравенства, семейной собственности, вело к разложению первобытнообщинного  строя. В религиозных верованиях существовал культ огня, культ  предков, зарождались космогонические  культы.

3.2  Андроновская культура эпохи бронзы

В раннем (ХVІІІ-ХVІ вв. до н.э.) и среднем (ХV-ХІІ вв. до н.э.) периодах бронзового века Казахстан населяли племена андроновской культуры, охватывающие, помимо Казахстана, Сибирь, Приуарлье и Среднюю Азию. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Андроновская культура – условное название для целого ряда культур, носители которых родственны по историческим судьбам, развитию.

В 1914 году экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г.Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской. Археологические памятники Андроновской культуры свидетельствуют о том, что племена, принадлежавшие к ней, вели оседлый образ жизни, жилища строили в поймах рек. Патриархальные семьи селились в больших землянках, полуземлянках, к которым примыкали различного рода хозяйственной постройки, занимались разведением скота, обработкой посевов. Для Андроновской культуры характерно наличие металлических (чаще бронзовых) орудий труда, оружия, предметов украшения (из золота, бронзы, меди), керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом.

Начиная с ХІІ в.до н.э. (третий период ХІІ – ХІІІ вв.) андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и            Бегазы – Дандыбаевской – в Центральном Казахстане, названной по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска. Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры:

1) Хозяйственная жизнь  была основана на кочевом скотоводстве;

2) Строительство особого  типа надгробных сооружений;

3) Своеобразный погребальный  обряд; 

4) Появление новых форм  глиняной посуды;

5) Наличие большого количества  шахт по добыче меди.

 

 

3.3  Хозяйство андроновцев

Большинство андроновских поселений  располагалось на берегах маленьких  степных рек или ручьев, стекавших  с гор. Рядом с ними в поймах рек находились поля и огороды. При  раскопках поселений были найдены  горшки с остатками пригоревшей  каши из проса. На всех поселениях обычными находками были зернотерки, прямоугольные  и круглые песты для дробления  и растирания зерна на муку, серпы, каменные мотыги. Более  существенную роль играло в жизни андроновцев скотоводство. Животные давали пищу, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей андроновцев было молоко. Из него изготавливали творог и сыр, о чем свидетельствуют находки сосудов с дырочками для отцеживания сыворотки. Мясо было деликатесом, его ели в праздничные дни, приносили и в жертву богам. Основными животными были овцы, коровы, лошади. В пищу в основном шли молодые животные, в возрасте двух-трех лет, породистых особей оставляли на племя. Такая система позволяла поддерживать численность скота и его высокую продуктивность.

Андроновцы были прекрасными скотоводами. Они первыми в мировой практике ввели стойловое содержание скота зимой. В морозное время молодняк помещали в отапливаемое жилище, отгораживая специальный отсек. К домам пристраивались загоны. Андроновцы разводили двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносились на скалы.

Можно утверждать, что в  период ранней и средней бронзы, то есть до начала I тыс. до н. э., андроновцы были оседлыми; вели смешанное хозяйство, занимались земледелием и скотоводством. Последнее было придомным. При такой форме животноводства пастбища быстро скудели. Для сохранения продуктивности скотоводства и увеличения стада нужны были новые формы содержания животных. У андроновцев  был полукочевой тип скотоводства, когда женщины и дети жили в селе, занимаясь земледелием, а мужчины и подростки вместе со стадом весной и летом уходили на дальние пастбища, а поздней осенью возвращались домой.

3.4  Общественный строй

В эпоху бронзы произошли  заметные изменения в организации  общественной жизни. Материнский род  сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагалась, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных. К началу 1 тыс. до н.э. родовая община андроновцев разложилась, в результате были выделены три сословные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники.

Войны, как средство обогащения, становится обычным делом, поэтому  из среды общинников выделяется военная  аристократия войны-колесничие. В особую группу выделяются жрецы. Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и  знаний, их отличительным признаком  были деревянная чаша и особая шапка. Таким образом, в обществе появились  группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Регулирование отношений  в обществе происходило через  народное собрание. Оно решало все  дела, избирало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых  обычаев и традиций. Племенная  верхушка сосредотачивает в своих  руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.

 

3.5  Домашние промыслы

В андроновской семье делали все необходимое для жизни: пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь, расшивая узорами из цветных нитей, украшая аппликацией и бисером. Нитки для ткани пряли из шерсти животных и пуха. Использовались конопля, дикий лен, крапива. Уже были известны ткацкий станок и веретено. Судя по находкам в погребениях, андроновцы носили кожаную обувь без каблуков, которая сшивалась сухожилиями животных. Одежду изготавливали из шерстяных тканей, застегивая на костяные пуговицы. Одежда женщины состояла из длинного, ниже колен, шерстяного платья с длинными рукавами. Юбка спереди расшивалась полосами белых пастовых бусинок. Разрез одежды вокруг шеи украшался стеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. Ткани окрашивались в ярко-красные и фиолетовые цвета. В ушах женщины носили бронзовые серьги и серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом, шею украшали бронзовые гривны, иногда с надетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках носили браслеты и перстни. В качестве оберегов от злых сил и женщины и мужчины носили клыки диких животных, раковины, привезенные с берегов дальних морей. Мужчины были вооружены луками и стрелами с бронзовыми наконечниками листовидной формы. В ближнем бою использовались копья с бронзовыми же наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы, каменные булавы.

3.6  Народ, общество, обычаи

Изучение поселений и  могильников эпохи бронзы, наблюдения за жизнью народов, стоявших на приблизительно одинаковом развитии, а также сопоставление  андроновцев с конкретным народом, этносом, позволяют восстановить их жизненные обычаи. Как уже отмечалось, андроновцы жили в больших домах большой семейной общиной, когда вместе жили и вели общее хозяйство несколько поколений родственников. Из материалов поселений не видно сколько-нибудь заметного социального и имущественного неравенства, однако, исследования кладбищ позволили установить разницу в степени богатства и положения человека в обществе. Уже в эпоху ранней бронзы в общей массе захоронений выделились погребения с большей, чем у других, величиной и глубиной могилы, сложными деревянными конструкциями, большим количеством поставленных в могилу горшков с пищей. В этих же могилах найдены остатки колесниц и захоронений коней, а при погребенных бронзовые ножи, бронзовые и каменные наконечники стрел, каменные булавы. Такая же картина прослеживается в эпоху средней и поздней бронзы. Судя по большой разнице в устройстве курганов и могил, вещам, туда помещаемым, андроновское общество не было однородным. Люди знатные и богатые занимали привилегированное положение. После их смерти за заслуги перед обществом сородичи возводили особое, отличное от друтих, могильное сооружение, не считаясь с затратами и трудом.

Информация о работе Эпоха камня и бронзы