Эпоха Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:24, реферат

Описание

Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь.
Петр I – знаковая личность для России. Таких личностей в истории государств бывает немного, но на долгие годы, а точнее навсегда, они оставляют особый след в цивилизации этих государств.

Содержание

1. Ведение
2. Какой досталась Россия Петру?
3. Азовский поход
4. «Великое посольство»
5. Первые новшества
6. Создание армии и флота
7. Экономика в эпоху Петра I
8. Новые явления в культуре и быте
9. Церковная политика при Петре
10. Заключение
11. Литература

Работа состоит из  1 файл

Эпоха Петра I.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)


 

          РЕФЕРАТ

              ПО ОТЕЧЕСТВЕНННЙ ИСТОРИИ

 

 

 

       Эпоха Петра I

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                2009

 

 

 Содержание

 

 

 

  1. Ведение
  2. Какой досталась Россия Петру?
  3. Азовский поход
  4. «Великое посольство»
  5. Первые новшества
  6. Создание армии и флота
  7. Экономика в эпоху Петра I
  8. Новые явления в культуре и быте
  9. Церковная политика при Петре
  10. Заключение
  11. Литература

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ведение

 

Великий Пётр – твой труд велик,

А замыслы  твои безмерны,

Всю Русь поднял ты из земли,

И знать очистил  ты от скверны.

        1996 г (автор не известен)

 

Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший  всю российскую жизнь.

Петр I – знаковая личность для России. Таких личностей в истории государств бывает немного, но на долгие годы, а точнее навсегда, они оставляют особый след в цивилизации этих государств.

Петр относится к  великим деятелям земли русской, отношение к которым волей-неволей определяет отношение к самой России, русскому человеку, их месту и назначению на земле.

Петр являлся фигурой огромного  исторического масштаба, фигурой  сложной и весьма противоречивой. Разумеется, в характере Петра  Алексеевича были и положительные  черты. Он был умен, любознателен, трудолюбив, энергичен. Не получив систематического образования, он тем не менее обладал обширными познаниями в самых разнообразных сферах науки, техники, ремесла, военного искусства. Нет сомнений, что все, что он делал, было направлено, по мнению самого Петра, на благо России, а не его, царя, лично. Но многие личные качества  Петра были обусловлены характером той суровой эпохи, в которой он жил, и в значительной мере определили его жестокость, подозрительность, властолюбие и т.п. Весьма показательно, что Петру нравилось, когда его сравнивали с Иваном Грозным. В достижении поставленных целей он не гнушался никакими средства-ми, был не просто жесток к людям (лично, например, рубил головы стрельцам в 1689г.), но вообще смотрел на человека как на орудие, материал для создания того, что было им задумано для блага империи. Петр не останавливался перед применением самых изощренных методов средневековья: пыток, слежки, поощрения доносов. Он был убежден, что во имя государственной "пользы" можно пренебречь моральными нормами.

Эпоха Петра I (1672–1725) явилась  переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая  не претерпела бы изменений, вызванных  энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Какой досталась Россия Петру?

В конце  XVII в., когда  на русском престоле оказался молодой  царь Петр I, наша страна переживала переломный  момент  своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить  страну  оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к  Черному, ни  к  Балтийскому, через которые  могла  бы  развивать  внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно  покидали  свои  поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Между старым, родовитым  боярством  и  служивыми  людьми  дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили  непрерывные восстания крестьян и городских  низов, которые  боролись и  против  дворян, и против бояр, т. к.  они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры  соседних государств —  Швеции, Речи Посполитой, которые непрочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем  моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого  уклада России нужен был  умный  и талантливый  руководитель, незаурядный  человек. Таким и оказался Петр I.     Петр не только постиг веление времени, но и отдал  на  службу этому велению  весь  свой  незаурядный  талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу  государственный размах. Петр  властно  вторгался  во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

 

 

 

 

 

 

3. Азовский поход

 

Получив власть, Петр не сразу взял управление в свои руки. Некоторое  время продолжались еще  его шумные потехи, буйные пиры и  строительство  кораблей.

В 1695 году можно считать переломным в жизни Петра. Вспоминая, прежние годы забав, Пётр  писал: «Хотя в ту пору, как трудились мы под Кожуховым в марсовой потехе, ничего более, кроме игры, на уме не было, однако эта игра стала предвестницею настоящего дела». [1]

Прочитав эти строчки,  можно предположить, что Пётр имел пристрастие к войне, так как под «настоящим делом», которое было продолжением морских потех, он подразумевал Азовский поход – первый самостоятельный шаг своего правления.

Такое предположение  было бы ошибочно, так как Пётр не питал отвращения к войне, но и не считал, что  война – его призвание. Однажды он сказал «Какой тот великий герой, который воюет ради собственной только славы, а не для обороны отечества, желая быть обладателем Вселенной!» [2]

Когда в 1695 году осуждался план похода на Азов, Пётр ещё не связывал взятие крепости с началом борьбы за выход в Европу через южные моря. Цель похода была такова -  обезопасить южные границы государства от ежегодных вторжений крымских татар, которые грабили население и сжигали посевы, уводили тысячи украинцев и русских в плен, чтобы затем их продавать в восточных странах на невольничьих рынках.

Русских войск было всего 31 тысяча человек, и командовали  ими три генерала — Лефорт, Головин  и Гордон. Взять Азов было нелегко, хотя в нем тогда кроме жителей было не более 8000 неприятельского гарнизона, но город был обведен крепким валом и рвом, а также двумя каменными стенами. Петр, в звании бомбардира, сам заряжал пушки и стрелял из них бомбами. 5 августа предприняли генеральный штурм крепости, но турки отбили его. В сентябре русские приготовились к новому штурму, а между тем начали вести подкопы, но делали это так неискусно, что, когда последовал взрыв, то побито было много своих. Возобновлены были опять попытки к штурму, которые окончились так же безрезультатно. Наконец, 27 сентября решено было оставить осаду.

Первая неудача не повергла Петра в уныние, а напротив, только усилила в нем желание, во что бы то ни стало овладеть Азовом и проложить себе путь к Черному морю. Прежде всего, он видел, что необходимо построить на Дону гребной флот, во-первых, для удобного перевоза войска, во-вторых, для действий против турок с моря. Для устройства верфи Петр выбрал Воронеж. Зимою он отправился туда сам и в течение нескольких месяцев занимался постройкой судов. К весне было окончено 23 галеры, 2 корабля, 4 брандер» и 1300 струг. Это, несмотря на большие затруднения: работники бегали от работы, жестокая зимняя стужа мешала работам, происходили пожары. Распоряжаясь всей постройкой, царь то и дело сам брался за топор.

С первых чисел апреля 1696 г. начали спускать суда на воду, а  тем временем подходили собиравшиеся в Воронеж войска. Армия вновь оказалась у стен крепости. Были учтены промахи компании прошлого года, и гарнизон крепости, оказавшись блокированным не только с суши, но и с моря, капитулировал.

«Новой дотоле невиданной была и встреча победителей: предшествующее время не знало ни салютов в  честь победоносных войск, ни триумфальных ворот, ни прославлявших доблесть ратных людей виршей, ни скромно шагавшего по улицам столицы организатора победы – царя Петра» [3]

Победа не вскружила  голову Петру. Он понимал, что находится  у самых истоков борьбы за превращение  России в морскую державу. Так  же он не строил иллюзий относительно военной мощи России.

«Создание флота можно считать второй самостоятельной акцией Петра. Она оставила глубокий след в жизни страны и потребовала значительно больших  жертв от её населения, чем Азовские походы». [4]

 

 

 


[1] - Н.И.Павленко «Пётр I и его время», Москва «Просвещение» 1989, с.23.

[2] - Н.И.Павленко «Пётр I и его время», Москва «Просвещение» 1989, с.23.

[3] - Н.И.Павленко «Пётр Великий», Москва «Мысль» 1990, с.93.

[4] - Н.И.Павленко «Пётр I и его время», Москва «Просвещение» 1989, с.26.

4. «Великое посольство»

В марте 1697 г. в Европу отправилось посольство для поиска союзников в войне с Турцией. Великими послами были назначены  Лефорт, Головин и Возницын. В посольстве числилось 50 человек, в том числе 35 волонтеров, среди которых под именем Петра Михайлова был сам царь Пётр. Вскоре инкогнито царя оказалось раскрыто, толпы любопытных стали ходить за ним по пятам, и Петр должен был уехать.

15 августа он приехал  в Амстердам и прожил здесь  около четырех месяцев, при  посредничестве бургомистра Витсена,  который был некогда в России, Петр определился простым рабочим на ост - индийскую верфь и с чрезвычайным увлечением занялся постройкой специально для него заложенного фрегата, заставляя и своих русских волонтеров работать вместе с собою. Позже Пётр скажет, что под руководством мастера Поля он усвоил всё, «что надобно доброму плотнику знать» Чтобы постичь тайны кораблестроения и усвоить теорию, Петру пришла мысль посетить «владычицу морей» Англию в 1698 , где он мог изучить ремесло инженера - кораблестроителя. [5]

Принятый в Лондоне очень радушно королём, Петр поспешил к своему любимому делу. Он прилежно изучал теорию кораблестроения, занимался математикой, ездил в Вулич осматривать литейный завод и канал, обозревал госпитали, монетный двор, посещал парламент, побывал в Оксфордском университете, заглядывал в разные мастерские, но потом возвращался опять к своему любимому кораблестроению.

Одна из задач «великого  посольства» была успешно решена – волонтёры постигли азы кораблестроения, некоторые усвоили основы инженерного искусства.

Что же касается главной  задачи, ради которой «великое посольство»  отправилось в дальнее путешествие, то здесь царя и его дипломатов постигла неудача.

16 июня 1698 посольство торжественно въехало в Вену. Австрийцы были традиционными врагами турок, и Петр сильно рассчитывал на союз с ними.

Но, увы, — склонить императора Леопольда к войне с Турцией  Петру не удалось. Та же неудача настигла посольство еще раньше в Голландии  и Англии. Европейские державы  были глухи к призывам России, поскольку  стремились развязать себе руки для назревавшей войны с Францией за испанское наследство.

Остался последний потенциальный  союзник — Венецианская республика, куда Петр собирался ехать из Вены.

Однако летом 1698 г. из Москвы пришло сообщение о новом  восстании стрельцов, которое вынудило царя вернуться в Россию.

Только после Кракова  Петр узнал о разгроме восставших стрельцов. Дальше ехали, уже не спеша. В Раве Петр встретился с Августом II — курфюрстом саксонским и королем  польским. Задержался здесь надолго. В разговорах с глазу на глаз оба правителя, ставшие приятелями, оформили на словах, скрепив их взаимными клятвами, союз против Швеции.

Консервативные силы, группировавшиеся вокруг царевны Софьи  и Милославского, использовали в  политической борьбе недовольство стрельцов. В условиях перехода к регулярной армии стрелецкое войско оказалось ненужным государству.

Лишаемые былых прав и средств к существованию, стрельцы не раз восставали. Самым крупным был стрелецкий мятеж: 1698 г. Мятеж был подавлен, но после возвращения царя из-за границы более тысячи стрельцов были возвращены из ссылки и подвергнуты публичной казни. Царевна Софья была пострижена в монахини и заключена в монастырь.

 Стрелецкое войско  было фактически ликвидировано. 

25 августа 1698 г. Петр  вернулся в Москву. Его ждали неотложные дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________

[5] - Н.И.Павленко «ПётрI и его время», Москва «Просвещение» 1989, с.29. 

 

5. Первые новшества

В эпоху Петра Еще важное значение имели нововведения, принятые в 1699— гг. Начало кораблестроения и мореплавания, артиллерийское дело и строительство крепостей остро поставило вопрос о необходимости инженеров, техников, мастеров, знавших математику, умевших читать карты, пользоваться инструментами. Для армейских полков требовались госпитали и тем самым медицинский персонал, знание медицинской науки. Конечно, нанимали за большие деньги специалистов-иностранцев. Но Петр, увидевший за границей академии и университеты, обсерватории и школы, многое другое, прекрасно понимал, что нужно в России заводить те же учреждения и заведения.

Приглашенный из Англии профессор Абердинского университета Генри Фераарсон с двумя товарищами в 1701 г. начал преподавать математику в Навигацкой (Навигационной) школе, расположенной в Сухаревой башне в Москве. За нею появились и другие математические школы.

Информация о работе Эпоха Петра I