Эпоха Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:24, реферат

Описание

Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь.
Петр I – знаковая личность для России. Таких личностей в истории государств бывает немного, но на долгие годы, а точнее навсегда, они оставляют особый след в цивилизации этих государств.

Содержание

1. Ведение
2. Какой досталась Россия Петру?
3. Азовский поход
4. «Великое посольство»
5. Первые новшества
6. Создание армии и флота
7. Экономика в эпоху Петра I
8. Новые явления в культуре и быте
9. Церковная политика при Петре
10. Заключение
11. Литература

Работа состоит из  1 файл

Эпоха Петра I.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

В результате Петровской политики в экономической области  за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Новые явления в культуре и быте

Серьезные преобразования в области культуры начались еще  в XVII веке в связи с наступлением Нового времени. Эти преобразования значительно ускорились в эпоху Петра Великого.

Главное, с чем столкнулся Петр в начале своих преобразований - это отсутствие подготовленных кадров, способных проводить реформы во всех сферах: военном деле, государственном аппарате, науке, строительстве, архитектуре и т.д. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от иностранцев. К приходу Петра к власти страна располагала единственным учебным заведением - Славяно-греко-латинской академией. Но после отстранения в 1694 году от руководства ею братьев Лихуд академия вместе со 150 учениками стала хиреть.

Имелось два пути приобщения к западной науке: приглашение иностранных  учителей (а это обходилось дорого) и отправка русской молодежи для  учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две категории людей - члены посольств и верхушка купечества (гости). Теперь выезд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 году был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали к княжеским фамилиям.

Сближение с западом  проявлялось в заботах правительства  о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (25 августа 1698 года) Петр выступил в роли цирюльника, велев принести ножницы, и самочинно обрезав бороды, у шокированных этой выходкой бояр. Первым лишился бороды боярин Шейн, вторым «князь-кесарь» Ромодановский и другие. [7]

Борьба шла и с  широко рукавным платьем. Вскоре после  возвращения"великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортово  дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы). В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взял ножницы и, начав укорачивать рукава.

В 1700 г. был принят специальный  указ об обязательном ношении венгерского  платья (кафтанов), а в следующем  году было запрещено носить русское  платье, его изготовление и продажа  карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие голы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Подлинным пособием для  дворянина стало так называемое "Юности честное зерцало" (1717г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения  светского человека, избегающего  дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости придерживающегося европейских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество.

Перемены в быте и  нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены ассамблеи, которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от Рождества  Христова; новолетие началось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

В 1702 г. на Красной площади  Москвы был сооружен театр, открывший  двери простой публике.

В петровскую эпоху зарождается  интерес к светской музыке, любительскому  музицированию, развивается профессиональное хоровое искусство. Завоевывает популярность бравурная военно-строевая музыка.

В первые годы XVIII в. издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников.

Архитектура переживала в петровское время переходный период, так или иначе отражавший западноевропейское влияние. Наиболее заметно оно в становлении в конце XVII — начале XVIII в. так называемого нарышкинского стиля, или стиля «московского барокко» церковной архитектуры.

Для новой культуры были характерны светскость и "государственный" характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался, унифицировался в соответствии с интересами самодержавия.

 

 

 

 

 

 

 


 

[7] - Н.И.Павленко «ПётрI и его время», Москва «Просвещение» 1989, с.33.

 

9. Церковная политика при Петре

 

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно  более эффективное использование  церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах") . После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

. В 1700 году умер  патриарх Адриан, и Петр I запретил  избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 году патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан Святейший правительствующий Синод, или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в  составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымало значительную их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную  реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской  церковью. Уничтожение патриаршества  отражало стремление Петра ликвидировать  немыслимую при самодержавии петровского  времени "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В России ещё  только начинались  преобразования, их уже заметил сторонний наблюдатель  Гейнс: «Царь совершил за последнее  время ряд чудес… Сравните  его Россию со старою – разница та же, что между днём и ночью». [8]

С уходом из жизни Петра  Великого окончилась, пожалуй, самая  важная эпоха в развитии Российского государства. Петр Алексеевич совершил крутой переворот в политической культуре государства, ибо вместо священной особы самодержца всероссийского перед обществом явился «первый гражданин» этого общества, гражданин властный, но энергичный, тянущий в гору за десятерых, как точно сказал о нем И.Т. Посошков, в то время как под гору тянули миллионы. Поражающий воображение народа имидж царя-труженика, бывшего и плотником, и кузнецом, в сочетании с яркими проявлениями фанатичного служения Отечеству, имел в ту эпоху огромное вдохновляющее воздействие, играл роль мощного импульса активизации огромных масс людей. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________________________________________________

[8] - Н.И.Павленко «ПётрI и его время», Москва «Мысль» 1990, с.114. 

[9] - Боханов А.Н., Горинов М.М. Книга II. «История России с начала XVIII до конца XIX века», Москва ACT  2001 с.6.

Литература

 

  1. Н.И.Павленко «Пётр I и его время», Москва «Просвещение» 1989.
  2. Н.И.Павленко «Пётр I и его время», Москва «Мысль» 1990.
  3. С.Ф.Платонов Лекции по русской истории Москва «Высшая школа» 1993.
  4. Под редакцией М.М.Шумилова, С.П.Рябкина История России IX-XX вв.   Санкт-Петербург издательский дом «Нева» 1997.
  5. С.Г.Пушкарёв «Обзор русской истории» Ставрополь «Кавказский край» 1993.
  6. Боханов А.Н., Горинов М.М. Книга II. «История России с начала XVIII до конца XIX века», Москва ACT  2001.

Информация о работе Эпоха Петра I