Экономическое развитие России во второй половине XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание

16 век - период демографического и хозяйственного подъема, выразившегося в росте народонаселения, увеличении массы драгоценного металла на денежном рынке (благодаря все возраставшему притоку золота и серебра из испанских владений в Америке и улучшению технологии добычи серебра в Германии), расширении международной торговли, росте продуктивности сельского хозяйства, расширении промышленности, улучшении условий жизни основной массы населения.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА
§1.1.Развитие ремесла и торговли
§1.2 Развитие сельского хозяйства
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ИВАНА IV
§2.1.Созыв первого Земского собора. Судебник Ивана IV
§2.2.Опричнина и ее влияние на судьбу Российского государства.
Заключение
Список источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Марченко.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

В 16 веке Москва превращается в центр важнейших сухопутных и речных путей России. С образованием единого Русского государства произошли изменения в сложившихся ранее торговых путях. Расширение территории страны и вследствие -возникновение новых рынков - приводило к появлению новых направлений торговых путей, которые как и старые торговые дороги, все более тяготели к Москве как административному центру страны. Эти пути утрачивали свое самостоятельное значение и становились радиусами, соединяющими столицу с периферией. Ряд торговых путей в 16 веке имел особенно большое значение. По Москве-реке шел водный путь на Оку и далее на Волгу. Через Стромынку вела дорога на северо-восток в направлении Суздаля. С Тверской улицы начиналась дорога на Тверь и далее на Великий Новгород. Сретенская улица вела на Ярославский тракт, а от Рогожской слободы шел тракт на Казань и Нижний Новгород. [14]

Через пригородное село Коломенское шла дорога на юг в Серпухов и Тулу. Через Арбат и Дорогомилово выходила Можайская дорога в направлении к Смоленску. Все эти дороги разветвлялись далее в целую сеть путей и расходились по всему пространству Русского государства.
Основной магистралью между двумя крупнейшими русскими городами Новгородом и Москвой остается и в 16 веке старинная дорога от Москвы до Новгорода через Волок Ламский, Тверь и Торжок. С присоединением Новгорода к Москве укрепляются экономические связи между этими городами. Несколько важных торговых путей расходились от Новгорода на запад и северо-запад. По ним осуществлялись связи со странами Западной Европы. Один из торговых путей на Запад шел от Новгорода к Пскову, а дальше к Ивангороду и Нарве, в Ригу, Литву. К Ивангороду шли от Новгорода и другие дороги, минуя Псков по Луге до г. Ямы, через Петровский погост, через Лужский ям. Одна из дорог вела от Новгорода в Холмогоры через селение Сумы. Особенно большое значение во второй половине 16 века приобрел торговый путь от Москвы к Белому морю через Ярославль, Вологду, Тотьму, Устюг. Этим путем шла оживленная торговля с Англией и Голландией. Эта дорога насчитывала более 1500 верст, и путешествие по ней могло продолжаться до 50 дней. На юг от Москвы уходило несколько торговых путей. Одним из главных в 16 веке был донской. Этим старинным путем, известным еще с конца 14 века пользовались митрополиты Пимен и Киприан, ездившие из Москвы в Царьград и обратно. От Москвы караваны шли водой или сухим путем до Коломны и Рязани, а оттуда тремя дорогами - через Михайлов, Ряжен, Старую Рязань - к Воронежу и Дону. По Дону суда следовали до Азова, а затем морем к Константинополю. Общая протяженность пути от Москвы до Азова составляла около 2230 км. На это затрачивалось примерно 55 дней. Кроме донского пути на юг вели также и сухопутные дороги через Белгород, Путивль, Новгород-Северский, Брянск, Брынь, Калугу. Об этой дороге упоминается в Турецких и Крымских посольских книгах. Торговые люди ездили иногда в Турцию и кружными путями: через литовские земли. Однако большого значения эти торговые пути в 16 веке не получили, так как в этот период отношения с Литвой были натянутые, и литовские власти старались не пропускать русских торговых людей через свои земли. Большое развитие во второй половине 16 века получил Волжский торговый путь. Это произошло в связи с присоединением Казани и Астрахани. Этот путь начинался обычно в Москве, откуда путники спускались по Москве-реке и Оке до Волги. Англичане начинали свои путешествия по Волге от Ярославля. Водный путь от Москвы до Астрахани продолжался 1,5-2 месяца. В Астрахани товары перегружались на морские суда и путь продолжался в восточные страны вдоль берегов Каспийского моря. Несколько сухопутных дорог вело от Астрахани в Среднюю Азию и Иран.Север всегда привлекал русских мореплавателей. К 16 веку относятся значительные успехи в освоении ими Северного морского пути. Северный путь в Европу был известен русским людям издавна. В конце 15 века им пользовались русские послы Григорий Истома, Дмитрий Зайцев и Дмитрий Радев. В литературе утвердилось мнение об открытии морского пути из Западной Европы в Белое море англичанами. Источники полностью опровергают это мнение. "На самом деле Ченслер прошел по тому пути, по которому задолго до него в 12-15 веках ходили новгородские военные экспедиции и русские послы: Григорий Истома, Дмитрий Зайцев, Дмитрий Герасимов и другие русские люди". В конце 16 века общегосударственное значение приобрел также путь через Ледовитый океан до устья реки Таз, притока Оби, получивший название Мангазейского морского хода. Кроме больших транзитных торговых путей существовало множество дорог, имеющих местное значение, связывавших крупные города с сельской округой и более мелкими городскими пунктами. В 16 веке существовало уже сводное описание дорог Русского государства. На основании существовавших ранее дорожников и чертежей в конце 16 века был составлен общий чертеж  Русского государства, содержащий описание дорог, рек, городов и урочищ. По-видимому, в это время, составлялись также описания и морских путей - поморские лоции. Одна из них легла, очевидно, в основу карты "Белого моря и реки Мезени", составленной в конце 16 века Лукой Вагенером.[15]

В целом эволюция экономических отношений России в 16 веке была весьма сложной. С одной стороны, шел процесс развития феодализма вглубь и вширь, который приводил к закрепощению крестьян и увеличению прав землевладельца на личность непосредственного производителя. С другой стороны, в России происходил бурный рост товарно-денежных отношений, намечалось превращение ремесла в мелкое товарное производство, возникали мануфактуры, возрастало значение наемного труда, увеличивался обмен между областями и с зарубежными странами. Развитие феодализма не могло приостановить развития товарно-денежных отношений, но и последние пока еще никак не угрожали устоям феодальной собственности на землю и принципу внеэкономического принуждения.


 

§1.2 Развитие сельского хозяйства

Боярская вотчина оставалась господствующей формой феодального землевладения. Наиболее крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Бывшие местные князья стали вассалами Государя всея Руси. Их владения превращались в обычные вотчины ("обояривание князей") .

Расширялось, особенно во второй половине XVI в., поместное землевладение. Государство в условиях недостатка денежных средств для создания наемной армии, желая подчинить себе бояр-вотчинников и удельных князей, пошло по пути создания государственной поместной системы. Например, в районе Тулы 80 % владений в конце XVI в. были поместьями.[16]

Раздачи земель привели к тому, что во второй половине XVI века значительно сократилось черносошное крестьянство (крестьяне, жившие в общинах и платившие подати государству) в центре страны и на северо-западе. Значительное количество черносошных крестьян осталось лишь на Севере страны, в Карелии, а также в Поволжье и Сибири.

В особом положении находились крестьяне, жившие на осваиваемых землях Дикого поля (на реках Днепр, Дон, Средней и Нижней Волге, Яике). Земельные наделы крестьян здесь получали за службу по охране русских рубежей.

Ко второй половине XVI в. на южных окраинах России начало складываться казачество (от тюркского слова "удалец", "вольный человек" .[17]

Рост феодальной эксплуатации приводил к массовому бегству крестьян на свободные земли Дикого поля. Там они объединялись в своеобразные военизированные общины; все важнейшие дела решали на казацком кругу. В среду казачества рано проникло имущественное расслоение, что вызвало борьбу между беднейшими казаками, голытьбой и старейшинами – казацкой верхушкой. С XVI в. правительство использовало казачество для несения пограничной службы. Оно снабжало казаков порохом, провиантом, выплачивало им жалованье.

Единое государство способствовало развитию производительных сил. Широкое распространение получило трехполье, хотя подсечно-огневое земледелие не утратило еще своего значения. Главной формой ренты оставался натуральный оброк. Барщина не получила еще широкого распространения. Собственную запашку феодалов обрабатывали страдные (от "страда" - сельскохозяйственные работы) и кабальные(должники, отрабатывавшие проценты долга или добровольно подписавшие "служилую кабалу" холопы.

Россия в XVI в. сделала шаг вперед в социально-экономическом развитии, которое в разных землях шло неравномерно. Экономика страны носила традиционный характер, основанный на
господстве натурального хозяйства и феодальных порядков.

                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ИВАНА IV

 

§2.1.Созыв первого Земского собора. Судебник Ивана IV

В 1549г был созван первый Земской собор – совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов – бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости. Выступая перед участниками собора, Иван обличал бояр-кормленщиков, притеснявших детей боярских, христиан и служилых. Он затронул вопросы внутренних таможенных барьеров, ограничения местничества, всеобщей переписи, пересмотр землевладения. Это выступление способствовало пробуждению общественной мысли в России. Настала пора расцвета русской публицистики.

На основе решений Земского собора были проведены следующие реформы:

1.                  Военная

2.                  Судебная

3.                  Церковная

4.                  Реформы центрального и местного управления[18]

Военная реформа запрещала местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т.е. главнокомандующему. Назначения на высшие воеводские посты по принципу «породы» и знатности приводили на поле брани к катастрофическим последствиям. Новые законы позволили назначать в товарищи к главнокомандующему менее знатных, но зато более храбрых и опытных воевод. Одновременно было решено поместить в Московском уезде «избранную тысячу», т.е. из 1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы опорой самодержавной власти. Вводился новый порядок комплектования армии: каждый землевладелец обязан был выставить с каждых 150 десятин земли одного вооруженного воина на коне. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству. За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли. Было создано постоянное войско из стрельцов, вооруженных пищалями, составлявших личную охрану царя. Многочисленные княжие дружины уступили место единому дворянскому ополчению. [19]

На стоглавом соборе правительство поставило вопрос о будущих судьбах монастырского землевладения, что встретило решительное противодействие со стороны воинствующих церковников – осифлян. В мае 1551г был издан указ о конфискации всех земель и угодий, переданных Боярской думой епископам и монастырям после смерти Василия III. Осуществление нового земельного законодательства позволило правительству пополнить фонд поместных земель.[20]

После коронации Грозного проведена была церковная реформа. Духовный собор канонизировал несколько десятков местных угодников, объявленных чудотворцами. Русская церковь обрела больше святых, чем имела за все 5 веков своего существования, тем самым, возвеличив значение церкви. В мировоззрении Ивана большую роль сыграл митрополит Макарий – наставник царя. Высокообразованный человек, прекрасный дипломат, он ловко приноровлял свою пастырскую миссию к запросам светских властей.

Была проведена губная реформа. Власть в уездах перешла к губным и земским старостам. Они подчинялись Разбойному приказу. Была отменена система «кормлений» наместников, ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Название «кормление произошло оттого, что областные управители собирали пошлины в свой карман, т.е. в буквальном смысле кормились за счет населения».

При Избранной раде складывается приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Важнейшими из них были: Посольский, Пушкарский, Разбойный, Ямской, Стрелецкий, Поместный, Казанский, Сибирский, Челобитный. Возглавляли приказы думные дьяки, им подчинялись подьячие, земские, которые стояли во главе канцелярий. Так складывался профессиональный аппарат управления.[21]

В 1549 году «собор примирения» принял решение об исправлении Судебника «по старине» и год спустя приказы передали на утверждение думы новый Судебник. Составители не внесли изменений во взаимоотношения феодалов и крестьян. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и «суд Божий» - поединок между спорящими, «за правыми сила». Вводилась смертная казнь за разбой. Нормы Юрьева дня были сохранены без больших перемен: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году, но увеличен был размер «пожилого». В 1581г впервые были введены заповедные годы, запрещавшие переход крестьянина от одного феодала к другому в определенный год.  Судебник ускорил формирование приказов, расширил функции приказной бюрократии, ограничил власть наместников. Новые статьи предусматривали обязательное участие выборных земских властей – старост и «лучших людей» в наместничьем суде.[22]

Со времен феодальной раздробленности знать и князья не платили в казну податей.  Царский судебник предписывал «тарханов» впредь никому не выдавать, а старые грамоты изъять.  Власти довершили реформу податного обложения, объявив о введении «большой сохи» – налога по сословной принадлежности землевладельца.

Реформы укрепили государственное управление, военную систему, заметно способствовали централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства и царской власти, но носили компромиссный характер.

 

§2.2.Опричнина и ее влияние на судьбу Российского государства.

Реформы государственного управления 50-х годов укрепили центральную власть и подорвали политическую силу боярства. Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. В 1560 году Иван избавился от Избранной рады. Но длительные и тяжелые войны, новые налоги разоряли страну, было много недовольных среди дворян, священников, посадских людей. Еретики призывали к уничтожению икон, самой церкви, проповедовали равенство всех людей, общность имущества. Сам Иван Васильевич во всех своих подданных видел только холопов. Их обязанностью, по убеждению царя, было беспрекословное подчинение его воле.

В 1553г Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу младенца Дмитрия. Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника и хотели «на государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата царя. Иван IV выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. Царь опасался Владимира, имевшего большой авторитет в стране; многие бояре с крупными вотчинами сохранили экономическую независимость; опасаясь казни, бежал в Литву бывший друг Ивана IV князь Андрей Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка.  Соратники советовали установить диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия. Но такое крупное политическое решение не могло быть принято без утверждения в Боярской думе. Тогда, чтобы вырвать у думы согласие, Иван предпринимает крупный политический маневр: он решил добровольно оставить трон и покинуть Москву.

2 февраля 1565г Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и объявил об учреждении опричнины («опричь» – кроме, особо) для «охранения» своей жизни. Далее он заявил о передаче Московского государства в управление Боярской думы и присвоении себе неограниченных полномочий – без совета «опаляться» на непослушных бояр, казнить их, отбирать в казну «животы». В опричнину, подвластную царю, вошли 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны – Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина, Старая Руса, Каргополь, Соль Галицкая и Вычегорская, Суздальский, Вяземский и Можайский уезды. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа земщиной, где сохранялись старые порядки во главе с боярами. Даже Москва была разделена на опричнину (Арбат, Пречистенка, Знаменка) и земщину.[23] В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Их придирчиво допрашивали об их происхождении, родословной жены и дружеских связях. Каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю. Опричники носили черную одежду и привязывали к поясу некое подобие метлы как символ стремления «вымести» из страны измену. Чтобы обеспечить опричников землями, из опричнины насильственно выселялись бояре-вотчинники, дворяне, приказные люди.

Информация о работе Экономическое развитие России во второй половине XVI века