Экономические воззрения раннего христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:57, реферат

Описание

Первоначальное христианство, проповедуя ненависть к рабовладельческому Риму, осуждая богатство и провозгласив равенство всех людей, отразило свойственные ему изначальные «наивности» с его «демократически-революционным духом» социальных низов римского общества.
В первой трети IV века христианство превращается в государственную религию. Церковь, приобретя экономическую мощь, начинает играть активную роль в социально-политической жизни общества.

Содержание

1. Введение.
2. Основная часть.
2.1 Воззрения святых отцов.
2.2 Иоанн Златоуст (накопительство, эпизод с Ананией и Сапфирой).

2.3 Позиция «отцов церкви» в отношении использования богатства.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

1 реферат.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

                                 Югорский государственный университет.

 

 

 

        Реферат на  тему:

 

 Экономические воззрения   

     раннего христианства.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнила: Блинкова А.А. группа6282

                                                                                        Проверил: Яцкий С.А.

 

 

 

 

                                      

 

 

                                             г. Ханты- Мансийск 2008г.

 

                                                      План.

 

 

  1. Введение.

 

  1. Основная часть.

 

    1. Воззрения святых отцов.

 

    1. Иоанн Златоуст (накопительство, эпизод с Ананией и Сапфирой).

 

 

    1. Позиция «отцов церкви» в отношении использования богатства.

 

  1. Заключение.

 

  1. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение.

 

Первоначальное христианство, проповедуя ненависть к рабовладельческому Риму, осуждая богатство и провозгласив равенство всех людей, отразило свойственные ему изначальные «наивности» с его «демократически-революционным духом» социальных низов римского общества.

В первой трети IV века христианство превращается в государственную  религию. Церковь, приобретя экономическую  мощь, начинает играть активную роль в социально-политической жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим воззрения святых отцов на собственность с ее ролью в экономике. Что было собственностью и богатством в ранние века? –  предметы потребления преимущественно сельскохозяйственного и ремесленного происхождения, или их денежный эквивалент. Причем такая собственность формировалась в значительной степени на основе принудительного изъятия соответствующих продуктов рабовладельцами или феодалами.

     Иисус Христос в притчах приводит примеры самого разнообразного, в том числе и предпринимательского, труда. Причем в некоторых притчах упрек получают те, кто не хочет трудиться, так сказать, “по-капиталистически”. Так,  в притче о талантах есть такие слова владельца имения, адресованные ленивому рабу: “надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью” . Неужели не понятно, что “мое с прибылью” - это капитал, т.е. предпринимательская частная собственность? Поскольку трудиться – есть и необходимость и обязанность в этом мире, то трудовая деятельность вовсе не заброшена. Наоборот, она осуществляется в полной мере на базе общей собственности, которая выступает как совокупность средств производства. 

В христианстве считалось, что верующим следует продать то, что они имеют, и раздать вырученное бедным или что они должны давать ссуду, не ожидая ничего взамен (возможно, даже возврата денег), — являются идеалистическими императивами.

Они осуждали распутную роскошь  и чрезмерное богатство, они предписывали раздачу милостыни и ограничения в потреблении мирских благ, но при этом не уделяли внимания анализу.

Более того, было бы совершеннейшим абсурдом видеть воплощение меркантилистских теорий в совете Тертуллиана довольствоваться простыми продуктами собственного сельского хозяйства и ремесел, вместо того чтобы жаждать ввозимых из-за границы предметов роскоши, или усматривать теорию ценности в его замечании о том, что изобилие и редкость как-то связаны с ценой. То же самое относится к христианским проповедникам последующего периода. Они не уступали никому по уровню культуры и развивали методы рассуждений, отчасти пришедших из греческой философии и римского права, о предметах, которые они считали достойными. Но ни Лактанций (260-340 гг.), ни Амвросий (340-397 гг.), который мог бы несколько развить свое утверждение о том, что богатые рассматривают как свою законную собственность общественные блага, ими самими приобретенные, ни Иоанн Златоуст (347-407 гг.), ни св. Августин (354-430 гг.), искусный автор Civitas Dei и «Исповеди», сами obiter dicta {оговорки (лат.)} которого обнаруживают аналитический склад ума, никогда не углублялись в экономические вопросы, хотя и занимались политическими проблемами христианского государства.

 Знаменитый Иоанн Златоуст, виднейший представитель восточного христианства конца IV — начала V в., в своей полемике против накопительства подчеркивал относительность богатства: источник всего зла — это избыток и желание иметь больше, чем мы нуждаемся. В другом месте он пояснял, что не тот богат, кто окружен всяческими владениями, но тот, кто не нуждается во многом; не тот беден, у кого нет ничего, но тот, кому много требуется. Иоанн Златоуст считал, что для того, чтобы жить в богатстве и не зависеть от него, нужна особая, сугубая благодать, которая дается Богом далеко не всем. Для остальных же путь к совершенству один: “пойди, продай имение свое, раздай бедным и последуй за Христом”. Впрочем, и сам Климент Александрийский считал общение имуществ устроением более высоким, чем обладание собственностью: "Бог предназначил род наш для общности… Все - общее, и богатыене  должны  стремиться иметь больше…  Ибо Бог дал нам (я знаю это)право пользования,  но в пределах необходимого,  и определил,  чтобы пользование было общее.  Неуместно, чтобы один имел в избытке, когда многие нуждаются". Заповедь “не укради” применима к общей собственности. Именно в этом смысл эпизода с Ананией и Сапфирой. Иоанн Златоуст, квалифицирует их проступок как грех святотатства, “присвоения посвященного Богу”. Иначе говоря, общая собственность в христианской общине справедливо рассматривается святителем как Божия. Анания же и Сапфира, провозгласив передачу всех вырученных за имение денег общине, но часть из них утаив, фактически совершили кражу общей собственности, которая в этом случае стала не просто кражей, а святотатством.

В то же время большое внимание уделялось условиям, позволявшим  отделить праведное богатство от неправедного, прежде всего условий  приобретения богатства и способов его использования. Так, жесткой критике подвергалась практика придерживания товаров в расчете на последующий рост цен. Василий Великий (IV в.), еще один видный идеолог восточного христианства, призывал богатых людей, чтобы они не ждали нехватки хлеба, чтобы открыть свои амбары, не наживали золота на голоде и не пользовались всеобщей нищетой для умножения богатства.

Особенно показательна позиция  «отцов церкви» в отношении использования  богатства. Следуя аристотелевской  традиции, они осуждали тех, кто копит богатство, в противовес тем, кто его расходует на необходимые для жизни блага и на пожертвования нуждающимся. Порицая накопительство, отцы церкви не делали исключения и для накоплений производительных, направляемых на расширение производства. Современный экономист склонен видеть в этой позиции явное заблуждение, ибо для него накопления, инвестиции — главный источник прогресса.

Наиболее яркое представление  об экономических взглядах идеологов  раннего христианства дают труды  Августина Блаженного (353—430 гг.), считающегося одним из «отцов церкви». Он доказывал необходимость для всех трудиться, ссылаясь на слова апостола Павла: «кто не работает, да не ест»; наиболее почетным занятием считал земледелие и осуждал торговлю, имеющую своей целью получение барыша. Весьма важным было обоснование Августином положения о том, что физический труд также почетен, как и умственный. Однако на освобождении рабов он не настаивал, усматривая главную задачу христианской церкви в содействии их нравственному совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение.

 

Каков бы ни был наш социологический  диагноз мирских аспектов раннего  христианства, совершенно ясно, что  христианская церковь никогда не ставила пред собой цель осуществить какую-либо иную общественную реформу, кроме реформы морали поведения отдельного человека. Ни в какое время, даже до своей победы, которую можно приблизительно датировать Миланским эдиктом Константина (313 г.), христианская церковь не предпринимала фронтального наступления на существующую общественную систему или на какой-либо из ее важнейших институтов. Она никогда не обещала экономический рай, во всяком случае в земной жизни. Именно поэтому вопросы «как?» и «почему?» применительно к экономическим механизмам не вызывали интереса ни у ее лидеров, ни у ее писателей.

   Хотя святые отцы раннего христианства и писали о собственности и богатстве как “о таковых”, сегодня, опираясь на многовековой опыт хозяйственного развития, мы вправе сделать вывод о том, что они анализировали исторически конкретные формы собственности, присущие их времени.

  Заключая это выступление хочется еще раз повторить, что альтернатива “общее-частное” вовсе не специальный, маловажный для христианства вопрос. Это дилемма глубочайшая, за которой стоит два мировоззрения, два совершенно различных устроения души. Недаром вся история человечества изобилует напряженным поиском ее решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Литература.

 

1) Сайт www.history.ru/

 

2)Ядгаров Я.С. История экономических  учений: Учебник. — 4-е изд.

 

3) Аникин А.В. Юность науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конкретные формы собственности, присущие их времени.

Заключая это выступление хочется  еще раз повторить, альтернатива «общее- частное» вовсе не специальный, маловажный для христианства вопрос. Это дилемма глубочайшая, за которой стоит два мировоззрения, два совершенно различных устроения души. Недаром вся история человечества изобилует напряженным поиском ее решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические воззрения раннего христианства