Возникновение христианства и ранней церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:38, доклад

Описание

Римская империя и христианство возникли почти одновременно. Их союз через несколько веков привел к рождению средневекового мира, а в далекой исторической перспективе наметил тенденцию формирования европейской идентичности.
Но в момент их возникновения едва ли можно найти в истории силы, более противостоящие, более несхожие по историческим масштабам, могуществу, духовному смыслу, пониманию главнейшего вопроса человеческой культуры — что есть человек.
В правление императора Августа в далекой Иудее родился младенец, который, став взрослым, был провозглашен Христом, Сыном Божиим, и стал основателем новой религии — христианства.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение христианства и ранней церкви.docx

— 29.47 Кб (Скачать документ)

Возникновение христианства и ранней церкви. Римская империя и христианство возникли почти одновременно. Их союз через несколько веков привел к рождению средневекового мира, а в далекой исторической перспективе наметил тенденцию формирования европейской идентичности.

Но в момент их возникновения  едва ли можно найти в истории  силы, более противостоящие, более  несхожие по историческим масштабам, могуществу, духовному смыслу, пониманию главнейшего  вопроса человеческой культуры —  что есть человек.  
В правление императора Августа в далекой Иудее родился младенец, который, став взрослым, был провозглашен Христом, Сыном Божиим, и стал основателем новой религии — христианства. О жизни Иисуса Христа и его учении мы знаем преимущественно из Нового Завета — части Библии, которую христиане считали письменным свидетельством заключения Богом нового союза — завета — с человеком; откровением, продолжающим Ветхий Завет. 
Иисус Христос начал свое общественное служение после крещения, когда ему исполнилось 30 лет, т. е. на пятнадцатом году правления римского императора Тиберия. Иисус Христос пророчествовал о наступлении Царства Небесного, которое открыто нищим духом и плачущим, жаждущим правды и милостивым, миротворцам и изгнанным за правду. 
Христианство своим исходным началом имело ветхозаветное ожидание Мессии — Божественного посланника. Христос нес людям религию любви и спасения, выступив против диктата иудейского закона. В раннем христианстве не следует искать систематизированного учения с догматикой и теологией. По Евангелиям, Иисус Христос очень просто говорит о самом важном — Боге и человеке, о том, как надо жить, чтобы обрести спасение — вечную жизнь. Эта простота и великая любовь, исходившая от Христа, обращали к нему сердца людей, прежде всего простых, не способ пых мудрствовать, жаждущих не понять разумом, а принять душой божественную истину. 
Обращение каждого отдельного человека к Христу было всегда актом индивидуальной веры и собственного выбора, изменявшего саму духовную суть человека. Избравший Христа обретал надежду на спасение, личное бессмертие и Царство Божие. Самый последний раб мог почувствовать бесконечную силу Божественной любви и благодати. В этом личностном характере веры заключалась сила, которая помогла христианству в конце концов победить другие религии, соперничавшие с ним на заре его существования, а в исторической перспективе — стать одной из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. 
Во II в. произошло окончательное размежевание между христианами и иудеями — сторонниками иудаизма — древней религии евреев. Римская администрация и интеллектуальная элита долго не различали их, рассматривая христианство лишь как одну из иудейских сект. Размежеванию между христианами и иудеями способствовало вспыхнувшее в Иудее восстание. Христиане, проповедовавшие смирение и подчинение власти, его не поддержали. Восстание было подавлено римлянами, столица иудеев Иерусалим была разрушена, а на его месте воздвигнут римский город Элиа Капитолина. 
Важнейшую роль в становлении христианства сыграло то, что оно обрело свою организацию — церковь. Первые общины христиан возникли в Иудее, Сирии, в Малой Азии. Во второй половине I в. они появились в Риме и на территории Италии. Эти общины были весьма демократичными, их члены называли друг друга «братьями» и «сестрами». Христиане собирались для совместной молитвы и трапезы, имевшей священный смысл. Формы культа и повседневного поведения христиан, которые должны были строго следовать евангельским заветам, еще только вырабатывались. 
На раннем этапе последователями Христа становились в основном люди из социальных низов. Христиане проповедовали святую бедность, осуждали стяжательство, накопительство, собственность. Сплачивали христиан и ожидания скорого второго пришествия Христа и конца света; необходимость держать свою веру и собрания в тайне, так как римское государство их преследовало. 
В общине совершались древнейшие христианские таинства — магически-культовые обряды крещения и причастия (евхаристия) хлебом и вином, символизировавшими плоть и кровь Иисуса Христа. Таинства были призваны содействовать нисхождению Божественной благодати на верующего. Постепенно число таинств увеличилось до семи, включив еще и миропомазание, исповедь, церковный брак, елеосвящение (соборование), священство. Вначале харизматическими лидерами христиан были апостолы — ближайшие ученики Христа. Постепенно во главе христианских общин становились старейшины — пресвитеры. Их помощниками были диаконы. С укрупнением христианских общин, накоплением ими собственного имущества, расширением кругл деятельности появилась необходимость не только в религиозном наставничестве, но и в административно-хозяйственном руководстве. Функции духовного пастыря и распорядителя всей жизнью общины взял на себя епископ. Начала складываться церковная иерархия. Значительную власть в своих руках концентрировал епископ общины крупного города, религиозного центра. Образовался клир — особый слой, объединявший священников, епископов, священнослужителей низших ступеней. 
Во II в. на основе общин создаются устойчивые религиозные структуры, ориентированные не на временное существование в ожидании конца света, а на пребывание в земном мире. Общины превращаются в составные части особой религиозной организации — церкви, объединяющей духовенство и мирян на иерархических основаниях. Впоследствии церковью стали называть и здания, где отправляется христианский религиозный культ, со специально выделенными местами для молитвы и алтарем. Однако в самом главном понимании церковь в христианстве — это мистическая община, объединяющая всех верующих, ныне живущих, некогда живших и будущих, во главе с Христом. 
Во II в. христианство еще только начинало систематизировать основы вероучения, вырабатывать догматику. Богословское обоснование христианства и его защита от нападок со стороны многочисленных противников было осуществлено апологетами (защитниками). Они пошли по пути, обозначенному еще предтечей христианской теологии Филоном Александрийским, пытаясь соединить богословие с эллинистической философией. 
Во II и III вв. накал полемики между христианами и их противниками нарастал. Римское языческое общество, терпимо относившееся ко многим чужеземным религиям, резко осуждало христианство. Оно испытывало страх перед непоколебимой верой христиан, которую не могли порушить ни муки, ни смерть. Рим в течение трех веков подвергал христиан жестоким гонениям. Христианская церковь насчитывает десять гонений, начиная с императора Нерона, превратившего христиан в пылающие факелы, и кончая Диоклетианом, время которого церковь назвала «эрой мучеников». По империи учинялся тотальный розыск христиан. С ними расправлялись на аренах цирков, пытали и казнили. Однако христиан становилось все больше и больше. Христианство проникало во все социальные слои. Во втором десятилетии IV в. преследования христиан прекратились. В 313 г. был издан Миланский эдикт, разрешавший христианам свободно исповедовать свою религию. Для христианства наступила эпоха соборов и ересей, борьбы за «церковь торжествующую», которая завершилась союзом церкви и империи. 

Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее. Поэтому его также называют Никейским Собором.

Память свв. отцев I Вселенского Собора в 7-ю неделю по Пасхе.

 

Собор созывался прежде всего для того, чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария, учившего, что второе Лицо Троицы, Логос, меньше Первого Лица, Бога Отца и было создано Богом Отцом, с епископом Александрийским Александром и его сторонниками [1]. Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской Империи, грозя миру в Церкви.

Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской Империи, поспешил созвать епископов со всех концов Земли для решения этого  спора и установления мира в Церкви и империи. Для осуществления  этого император Константин предоставил  епископам средства передвижения и  оплатил им проживание.

      Христианство возникло в Палестине в I веке н. э. как одно из апокалиптических мессианских движений внутри иудаизма, в основе которого лежали учение Иисуса Христа и вера в его воскресение из мёртвых. Выделение христианства как особой, отличной от иудаизма, религии, сопровождающееся конфликтами как с традиционным иудаизмом того времени, так и внутри самой христианской общины, происходит в течение нескольких десятилетий[1]. Несомненно сходство некоторых идей, верований и культовых практик раннего христианства и современных ему апокалиптических течений в палестинском иудаизме, таких как ессеи. Тем не менее, прямая связь первых христиан с общинами, подобными кумранской, остаётся недоказанной. Среди исследователей нет также единой точки зрения на то, в какой мере раннехристианская проповедь (керигма, или, точнее, керигмы разных групп первых христиан в разное время) воспроизводит керигму Самого Иисуса[2]. В истории раннего христианства можно выделить ряд ключевых моментов, таких как выступление «эллинистов», начало проповеди среди язычников и Иерусалимский Собор 49 года, каждый из которых делал христианство всё более несовместимым с иудаизмом. Вместе с тем, в своём развитии христианство в очень большой степени опиралось на идеи современного ему раввинистического иудаизма[3].

Василий Дмитриевич Сарычев

Церковь основана Самим Господом Иисусом Христом, не только в смысле первоначального учреждения ее, но и в том, что Он Сам стал Основанием ее.

Различают естественное (1) и сверхъестественное (2) начало в основании христианской Церкви. Как просто религиозное общество, - общество одинаковом верующих людей, объединившихся вокруг Иисуса Христа во имя Его учения. Церковь получила свое естественное начало. Принято считать, что таким моментом естественного начала Церкви была Нагорная проповедь Спасителя, объединившая слушателей Его в одно общество Его последователей.

Но это  было только естественно образовавшееся общество, как образуются и другие религиозные общества. И если бы Церковь Христова была только таким  обществом, она не обладала бы существенными  отличиями от других религиозных  обществ. Между тем, Церковь христианская есть явление исключительное. Это  не простое общество одинаково верующих, но союз сверхъестественный или богочеловеческий, Церковь в особенном и собственном  значении этого слова. Таким союзом общества христиан должно было стать  впоследствии, т.е. в частности не с момента Нагорной беседы, а позднее. Сам Иисус Христос общество, образовавшееся, из учеников и последователей во время  Его земной жизни еще не называет Церковью. Ее образование Он относит  к будущему: говоря: "созижду Церковь Мою". Пока не произошло дело Искупления, Церковь, как спасительное средство, не могло быть учреждено: воссоединение людей с Богом - спасение - было осуществлено в конце искупительного подвига Христа Спасителя. Значит, с этого момента конце искупительного подвига Спасителя - можно видеть начало возможности основания Церкви. Но тем, что она есть, Церковь стала со дня Сошествия Св. Духа. Этот день был днем явления, открытия на земле Церкви Христовой, как таинственного установления, как сверхъестественного богочеловеческого союза, возглавляемого Христом и одушевляемого Духом Святым. С этого дня Церковь уже могла усвоять человечеству блага Искупления, данные Ему Христом.

С внешней  стороны Церковь есть видимое  общество людей на земле, существующее и развивающееся в земных условиях и отношениях. С внутренней стороны  Церковь - сокровищница истины и Благодати, данной Иисусом Христом. Но и по видимой стороне Церковь есть учреждение Божественное, установленное Самим Господом. Необходимость видимой Церкви следует из понятия об образе Искупления, совершенного Сыном Божиим. Если бы Он для спасения людей не принимал плоти человеческой, а прямо нисходил в сердца каждого человека Своею искупительною благодатию, то, может быть не было бы нужды в видимой Церкви: тогда можно было бы согласиться с протестантами, что Христос основал только Церковь невидимую, внутреннюю. Но воплощение Христово, Его искупительный подвиг в видимом образе, показывает, что дело спасения сообразуется с особенностями существа человека, обладающего природой не только духовной, но и телесной. Несомненно, что дело спасения, совершенное Христом видимым образом, должно и продолжаться на земле видимым образом. Как известно, и Сошествие Св. Духа на апостолов совершилось видимым образом, ощутительным для внешних чувств. Это было как бы знамением видимого явления таинства Церкви. И Церковь с самого начала явилась как видимое общество - начиная с момента Сошествия Св. Духа. Принимавшие благовестие о спасении видимым образом - чрез крещение - присоединились к видимому же обществу - частной Церкви. Дальнейшая жизнь Церкви в апостольское и послеапостольское время устроялась под знаком ее видимости: обязательными были собрания верующих для молитв и слушания слова Божия: она имела в видимое устройство и в отношении иерархии, обличенной властию учения, священнодействия и управления. Сам Христос установил и особые внешние действия для совершения Таинств в которых под видимыми образами сообщается верующим невидимая Благодать Божия. Видимые проявления Своего земного бытия имела и Церковь Ветхозаветная.

Цель Церкви - строение человеческого спасения, т.е. достижения человеком воссоединения с Богом Царства Божия, истинного бессмертия и блаженства. Сын Божий был послан Отцом, чтобы спасти погибающее во грехах человечество. Но спасение есть акт продолжающийся, потому что в нем участвуют все новые и новые поколения верующих. И вот, чтобы совершенное Христом дело спасения постоянно и непрерывно продолжалось на землю. Он основал Свою Церковь, верующие, входящие в ее состав, образуют таинственное Тело Христово и продолжают Его дело, дело спасения. Высшая задача Церкви, как продолжительницы дела Христова, состоит, таким образом, в том, чтобы совершать призвание и возрождение людей грешников к новой Святой жизни, получаемой от Христа Спасителя, как нового Адама. Чрез таинственное Тело Христово - Церковь - люди воссоединяются с Богом, начало чего положено в Воплощении Спасителя. Цель Церкви, таким образом, - приведение верующих в Царство Божие.

 

Указание  на освящающую цель Церкви дает ап. Павел  в посл. к Ефесянам. "Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю Себе Славну Церковь, не имущу скверны или порока или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна" (Еф. 5,25).

 

Все это возможно только при наличии и действии в Церкви не человеческих только, но и божественных сил, потому что из людей никто не свободен от заблуждений. И апостол Петр учит, что чрез Церковь, "вся нам божественныя силы, яже к животу и благочестию, подана разумом Призвавшего нас" (2 Петр. 1, 3-4).

 

Итак, Церковь  живет под Тожественным руководством, имея Главою Иисуса Христа, а Просветителям  Духа Святаго.


Информация о работе Возникновение христианства и ранней церкви