II Ватиканский собор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение вклада II Ватиканского Собора в развитие современной католической теологии. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки реформ;
- проанализировать догматические изменения;
- проанализировать декларацию о миссионерской деятельности;
- проследить изменения в пастырском служении;
- определить специфику отношения к нехристианским религиям.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава I. Предпосылки реформ……………………………………...9
Глава II. Основное содержание деятельности II Ватиканского Собора
2.1. Догматические изменения…………..……………………….17
2.2. Пастырское служение…………………….…………………..26
2.3. Миссионерская деятельность……………………………….29
2.4. Отношение к нехристианским религиям…………………..31
Заключение……………………………………….………………….34
Список источников и литературы………………………………35

Работа состоит из  1 файл

2 ватиканский собор.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава I. Предпосылки реформ……………………………………...9

Глава II. Основное содержание деятельности II Ватиканского Собора

  2.1. Догматические изменения…………..……………………….17

  2.2. Пастырское служение…………………….…………………..26

  2.3. Миссионерская деятельность……………………………….29

  2.4. Отношение к нехристианским религиям…………………..31

Заключение……………………………………….………………….34

Список источников и литературы………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Актуальность обусловлена тем, что на примере работы II Ватиканского Собора можно рассмотреть как были устранены противоречия между доктриной католицизма, церковно-иерархической структурой, традициями Церкви и реальностями современного мира, способствовать единству христиан и добиться обновления теологии и практики католической церкви и ее приспособления к требованиям современности.

        Целью работы является изучение вклада II Ватиканского Собора в развитие современной католической теологии. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

- рассмотреть предпосылки реформ;

- проанализировать догматические  изменения;

- проанализировать декларацию о миссионерской деятельности;

- проследить изменения в пастырском  служении;

- определить специфику отношения к нехристианским религиям.

        Объектом исследования является процесс развития современной католической теологии.

        Предметом исследования является деятельность II Ватиканского Собора, который внес огромный вклад в осмысление места и роли католической церкви в современном мире, в её адаптацию к основным проблемам современности.

      Хронологические рамки совпадают с периодом деятельности II Ватиканского Собора (11 октября 1962- 8 дек 1965).

       Методология  исследования базируется на сочетании  теоретико-аналитического и исторического подходов к реконструкции и анализу  католической теологии и, в том числе, деятельности II Ватиканского Собора, диалектическом понимании единства познавательного и ценностного в духовной сфере общественной жизни, принципах историзма и системности, позволяющих проследить становление современной доктрины католицизма в широком контексте общественных процессов и явлений XX в. Положения принятые на II Ватиканском Соборе рассматриваются нами как совокупность идеологий, имеющих религиозно-теологическую, этическую, политическую, социально-экономическую направленность, но тесно взаимосвязанных в своей трактовке духовного мира человека, путей духовно-нравственного и социального обновления человеческого общества.

        Источниковедческая база исследования. Основу источниковедческой базы исследования составляют официальные документы Святого престола. Помимо самостоятельных изданий они публикуются в бюллетене Ватикана «Акта апостолице седис» («Acta Apostolicae Sedis»), ежегодном справочном издании «Аннуарио понтифичо» («Annuario pontificio»), а также полуофициальных изданиях Ватикана - ежедневной газете «Оссерваторе романо» («L'Osservatore romano») , еженедельных изданиях этой газеты на французском, английском и испанском языках; журнале «Чивильта каттолика» («Civilta Cattolica»), издающемся дважды в месяц. Кроме того, существует и официальный Интернет-сайт Ватикана. По статусу официальные документы Святого престола можно разделить на несколько групп:

        1. Апостольские и догматические  конституции (constitutiones apostolicae), затрагивающие как вероучительные, так и организационные вопросы, имеющие особую значимость для католической церкви. Главенствующее место в этой группе занимают конституции, изданные Вселенским собором и одобренные папой. Они содержат доктринальные положения церкви и имеют неоспоримый характер для католиков.

        Для изучения современной католической  церкви из источников этой  группы особый интерес представляют  материалы Второго Ватиканского  собора, в том числе  Догматическая  конституция о Церкви («Lumen gentium»), а также Конституция о священной литургии(«De sacra Liturgia»), Догматическая Конституция об источниках Откровения («De fontibus Revelatione»), Догматическая Конституция о  Церкви  («De Ecclesia unitate»), Декрет о пастырских обязанностях епископов в Церкви («De pastorali munere episcoporum in Ecclesia»), Декрета о миссионерской деятельности Церкви (Ad Gentes), Декларация об отношениях Церкви и нехристианских религий («Nostra aetate»).

       2. Энциклики  (encyclicae), папские послания и письма (litterae et epistulae pontinciae), преимущественно имеющие вероучительный, нравственный или социальный характер. Различаются окружные послания (litterae encyclicae), обращенные ко всей Церкви, и окружные письма (epistolae encyclicae), адресованные отдельной группе церковных иерархов, например, епископам одной страны. Особо выделяются рукописные послания (chirographa), которые обычно направляются одному из кардиналов и написаны от руки самим папой. Они имеют скорее административный, нежели вероучительный характер, и содержат предложения и указания касательно способа разрешения отдельных церковных вопросов. Подобного рода документы направлялись также главам государств или некоторым выдающимся церковным иерархам по определенным проблемам.

        Для изучения истоков современной католической теологии важными источниками являются и энциклики. В настоящем исследовании использовались, прежде всего, энциклики, отражающие эволюцию официальной позиции Святого престола по актуальным вопросам общественной жизни - энциклика Пия ХI  «Ubi arcano»; энциклика Папы Пия ХII «Humani generis»; энциклика Папы Иоанна XXIII «Ad Petri Cathedram» (29 июня 1959); энциклика Папы Павел VI «Ecclesiam suam»  (6 августа 1964).

           В современной  историографии  существует достаточно большое количество исследований, посвященных деятельности II Ватиканского Собора.

           В советской исторической литературе  имя и труды С. Г. Лозинского (1874-1945) занимают видное место.  В данной курсовой работе была  использована его книга «История папства». В ней дается глубокий марксистский анализ деятельности папства как религиозно-политического центра католической церкви в XX в.

           Патрик де Лобье в своей   монографии «Три града. Социальное  учение христианства» рассматривает социальное учение христианской церкви от эпохи раннего христианства и по настоящее время, деятельность П Ватиканского Собора. В, заключении автором в алфавитном порядке публикуется «Лексикон», в котором приведены основные принципы и категории католической социальной доктрины, их трактовка. Кроме того, автор исследует основные проблемы современности и показывает взгляд на них католической церкви. Следует отметить и то, что автором дается довольно обширная библиография по социальной доктрине церкви, представленная в хронологическом порядке.

        Юрий Табак в своей книге  «Православие и католичество. Основные  догматические и обрядовые расхождения»  простым и доступным языком  излагает основные догматические  и канонические различия между  Православной и Католической Церквами, показывая читателю не только расхождения, но и те общие черты, которые объединяют Великие Церкви и позволяют им искать пути для сближения и взаимопонимания.

          Книга Рашковой Р.Т. «Ватикан  и современная культура» посвящена  самому крупному и влиятельному направлению в христианстве - католицизму. Католическая Церковь, выполняя религиозные задачи, так тесно связала себя с земной жизнью общества, что без нее немыслимо представление о западно-европейской цивилизации. Книга знакомит читателя с католическим вероучением и религиозной практикой и раскрывает ту роль, которую католическая церковь сыграла в истории государств и народов. Важнейшие события в истории Церкви показываются на примере деятельности выдающихся пап, основателей орденов, известных богословов. Большое место в книге занимает рассказ о деятельности II Ватиканского Собора.

        «История Второго Ватиканского  собора» под редакцией Джузеппе  Альбериго – первое критическое  историческое исследование этого  события. В пяти томах «Истории» анализируются основные этапы собора: подготовительный период и соборные сессии. События II Ватиканского собора рассматриваются в контексте предыдущих соборов.

         Книга известного шведского теолога  «История теологии» профессора  Бенгт Хегглунда представляет собой подробное и последовательное исследование этапов богословского пути, пройденного Церковью, начиная с периода апостольских отцов и кончая ставшим уже прошедшим двадцатым веком. Безусловным достоинством книги является то, что автор представил не только описание ключевых, основных и судьбоносных событий истории теологии, но отображает в своем исследовании всю полноту спектра развития церковной жизни. Автор дает оценку  шестнадцати официальным текстам, составляющих решения  II Ватиканского Собора.

         Сурманек Ш. в своей книге  «Общие тенденции развития католицизма  после II Ватиканского собора»  пишет, что Второй Ватиканский  собор (1962-1965) привнес серьезные  изменения в жизнедеятельность  католической церкви, особо это  касается социальной доктрины. Он отмечает, что сам по себе собор не решил сразу и все проблемы, но весь последующий этап развития католической церкви прошел под знаменем именно его решений. Это связано прежде всего с переворотом в мышлении католических теологов, а также с преемственностью римских церковных властей, что способствовало развитию католической социальной доктрины в едином русле. Изменения социальной доктрины и общих установок католической церкви произошли в силу объективных причин: мир слишком изменился, и не замечать этого грозило обернуться полной дискредитацией католической церкви и христианства в целом. Автор дает анализ документов, которые были приняты на соборе.

         Завершая обзор историографии,  отметим, что в исследованиях  зарубежных и отечественных ученых глубокий анализ философских и теологических основ католического учения, как правило, сочетается с исследованием различных аспектов  католической теологии.

        Многие из этих исследований  чрезвычайно важны для понимания  решений принятых Вторым Ватиканским Собором, сути и духа социально-экономических воззрений католической церкви, а также формирования целостного представления о социальной доктрине католической церкви.

          Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

Глава I.  Предпосылки  реформ

             23 декабря 1922 г. папа Пий ХI обнародовал энциклику «Ubi arcano», где изложил программу своего понтификата. В ней он впервые публично высказал пожелание о возможном возобновлении работы незавершенного Ватиканского I Собора, прерванного в 1870 г. Папа поручил систематизировать архивы предыдущего Собора, начать исследования его материалов, в том числе тех, которые были подготовлены, но не были обсуждены («Acta Congregationum generalium», изданные в 5 т. при папах Пие IX и Льве ХIII). Экспертами-теологами было выделено несколько тем для обсуждения на будущем Соборе, решение которых в свое время было отложено из-за первой мировой войны: догматическая конституция о вере (в т. ч. догмат о взятии Девы Марии в Небесную Славу с душой и телом), вопрос о Церкви, о подготовке канонического кодекса Церквей восточного обряда (униатских), о международном порядке, о работе организаций Католического действия, проблемы школьного образования, «женский вопрос». 22 октября 1923 г. гос. Секретариат от имени папы разослал кардиналам, архиепископам, епископам, прелатам и аббатам nullius письма с предложением в течение 6 месяцев высказать свое мнение по поводу возобновления Собора, прерванного во время понтификата Пия IX. Из 1165 опрошенных 913 чел. высказались «за», 63 воздержались от ответа, 34 выступили против. Однако после заключения Латеранских соглашений 1929 г. папский престол, занятый организацией государства Ватикан и папской администрации, вопрос о созыве Собора отложил.1

         Папа Пий ХII вновь обратился к идее созыва общецерковного католического Собора. 4 марта 1948 г. он распорядился создать подготовительную комиссию, которая занялась бы подготовкой документов для будущего обсуждения. Ее президентом был назначен нунций в Италии архиепископ Франческо Боргонджини Дука (впоследствии кардинал), секретарем - профессор догматического богословия Лувенского университетата иезуит П. Шарль. Комиссия подготовила письмо епископату с перечислением многих вопросов современности, которые могли бы быть разрешены на Соборе, с предложением высказаться по этому поводу в свободной форме. В силу возникших в комиссии разногласий по вопросу организации Собора она провела свое последнее заседание 4 янв. 1951 г. и передала вопрос на рассмотрение папе; тот принял решение не продолжать работу с проектом. Многие из материалов Комиссии были использованы папой Пием ХII, в том числе в энциклике «Humani generis». В окончательном варианте текстов Ватиканского Собора насчитывается не менее 201 цитаты или отсылки к 92 документам папы Пия XII.2

           Папа Иоанн XXIII 25 января 1959 г., через 3 месяца после своего избрания на престол в римском базилике св. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), впервые сделал официальное объявление о своем намерении созвать новый вселенский Собор католической Церкви, главными задачами которого он назвал возвращение к древним формам изложения вероучения, упорядочение церковной дисциплины, оживление религиозной  жизни, а также выделил экуменический аспект. Известие о намерениях папы Иоанна XXIII провести Собор было полной неожиданностью для многих, видевших в 77-летнем понтифике фигуру «переходного периода». Даже в официальной ватиканской прессе сообщение о выступлении папы в базилике св. Павла было обойдено молчанием, в официальной газете «L'Osservatore Romano» информация о планируемом Соборе впервые появилась лишь 1 февраля.3

          В начале февраля 1959 г. текст выступления папы был передан на рассмотрение членам коллегии кардиналов, после чего в Рим стали поступать отклики и предложения, касающиеся тематики Собора. Для суммирования всех пожеланий и предложений 17 мая 1959 г. была создана Предподготовительная комиссия (ППК). Ее председателем был назначен префект Конгрегации по чрезвычайным церковным делам, госсекретарь Ватикана кард. Доменико Тардини, секретарем - прелат-аудитор трибунала Rota Romana Перикле Феличи. В состав ППК вошли асессоры и секретари куриальных конгрегаций.4

           На открывшейся 26 мая 1959 г. 1-й рабочей сессии Предподготовительной комиссии было заявлено, что созываемый Собор ориентируется на решение текущих проблем Римско-католической Церкви и не ставит своей целью завершение доктринальных определений I Ватиканского Собора. Объявлялось, что официальным языком созываемого Собора будет латынь - «язык Церкви». 18 июня были разосланы почти 2800 писем прелатам и аббатам nullius, резиденциальным и титулярным епископам, нунциям, викариям и апостольским префектам, генеральным настоятелям братств и конгрегаций, а также богословским и юридическим факультетам католических университов с предложением подготовить «исследования в области их специализации по проблемам, которые могут быть с пользой обсуждены и решены на Соборе». Были проведены консультации с ведомствами курии, нунциями и католическими университами. 5

Информация о работе II Ватиканский собор