Формы территориального-государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание

С целью упразднения многозначности и неодинакового истолкования термин "форма государственного устройства" часто заменяется другими, такими, как "территориально-государственное устройство", "национально-территориальное устройство", "административно-территориальное устройство", "политико-территориальная организация государства", "территориальное устройство".

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2 стр.
Глава 1. Общая характеристика унитарного государства………………..4 стр.
Глава 2. Федерация.
2.1 Федеративное государство: основные характеристики…………...….10 стр.
2.2. Особенности российского федерализма…………………………..….17 стр.
Глава 3. Межгосударственное устройство государства.
3.1 Исторические формы межгосударственного устройства…………….19 стр.
3.2 Отличительные особенности конфедерации………………………….25 стр.
Заключение………..………………………………………………………...28 стр.
Список использованной литературы………………………………………30 стр.

Работа состоит из  1 файл

формы территориального государственного устройства2.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Это еще раз подтверждает тот факт, что хотя сюзеренитеты и протектораты, например, дань прошлому, некоторые исторические формы можно  рассматривать и как явление  настоящего, что служит доказательством  того. что в большинстве своем  определение формы территориального устройства зависит только от конкретных условий, в которых  находится государство.

                  3.2 Отличительные особенности конфедерации.

Говоря о межгосударственном устройстве. нельзя не выделить особо  конфедерацию, статус которой и в  наши дни вызывает оживленные споры. Понятие конфедерации, которое сложилось в западноевропейской науке дает Ф. Эмарока, который отмечает, что с XIX века конфедерациями стали называться образования, создаваемые государствами для достижения общих целей. При крайней неопределенности и расплывчатости понятия конфедерации главным является то, что это ассоциация двух и более суверенных государств, в которых суверенитет членов сохраняется. Кроме того, Эрмакора пишет, «что к конфедерациям относятся все виды объединений государств: унии, альянсы, союзы и т.д. – все то, что ныне объединяется термином «международные организации». Те из них, которые содержат черты наднациональности, приближаются к федеративному государству.            Как видно взгляды на данную форму объединения государств, несмотря на то, что она является исторически чуть ли не самой первой, разнятся и довольно сильно. Думается, что помимо собственного мнения автора, это зависит в основном, во-первых, от того, какой подход используется при характеристике конфедерации – государственно-правовой или международно-правовой, а во-вторых, от взглядов, господствующих в тот или иной промежуток времени. Тем не менее, на современном этапе в научной и учебной литературе утвердилось мнение, что конфедерация – это, прежде всего, союз государств. На основании этого можно сделать вывод, что это форма межгосударственного объединения, а не форма государственного устройства, хотя такое смешение понятий ещё встречается в литературе. При этом, конфедерация является международно-правовым образованием с наличием черт государственности, что видно при рассмотрении ее признаков. Выделяя признаки конфедерации следует согласиться с Ю.А. Тихомировым, который в качестве типичных черт конфедерации называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов. Среди признаков конфедерации также можно назвать право сецессии ее субъектов (т.е. право свободного выхода из конфедерации) и право нуллификации (т.е. отказа в признании или отказа в применении актов союзной власти). Органы конфедераций могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств - членов конфедерации их одобрят. Таким образом, конфедеративная форма межгосударственного устройства представляет собой объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. А для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, принимать управленческие решения.          Необходимо отметить, что некоторые признаки, выделяемые обычно в литературе вряд ли обоснованно считать универсальными. Такие традиционно выделяемые признаки конфедерации, как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета, единой налоговой системы в настоящее время опровергаются практикой. Например, в Европейском Союзе, имеющем конфедеративные элементы, дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, а в ближайшем будущем планируется создание общей обороны, валютно-финансовой системы (единая валюта - евро уже создана). Безусловно, столь высокая степень интеграции различных государств во многом сближает конфедерацию и федерацию. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях России и Белоруссии. Введение гражданства Европейского Союза, закрепленное Маастрихтским договором, является беспрецедентным шагом в истории как института гражданства, так и межгосударственных структур. Настоящая тенденция нашла свое место и при создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. В Договоре о создании Союзного государства глава II полностью посвящена вопросам единого гражданства. Согласно ст.14 договора, граждане, государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства.            Таким образом, можно сделать вывод, что конфедеративное объединение государств по способу образования начинается с договора, носящего международно-правовой характер. Государства сохраняют независимый статус, собственные экономические системы, налоги и валюту, войсковые формирования. Однако в определенной степени в конфедеративном объединении могут проявляться зачатки государственно-правового объединения, т.е. более тесного объединения, при котором просматриваются контуры будущего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершение.

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.   Унитарное государство  - это всегда единое государственное образование, которое делится лишь на административно-территориальные части. Слово «единый» очень точно и емко отражает основную суть этой формы государственного устройства, которая  в то же время допускает существование автономий. Но при достаточно большом количестве положительных моментов нельзя не отметить главный минус: такая форма устройства не приемлема для многонациональных государств. В отличие от федерации.           Традиционно федерацию характеризуют как добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Но в разных странах федерации имеют свои особенности, обусловленные прежде всего их национальным составом. Однако такой, на первый взгляд. положительный факт как широкий круг прав, предоставленный субъектам федерации, порождает серьезные проблемы, основной из которых является проблема выхода субъекта из состава федерации. На мой взгляд, единственным способ избежать ситуацию с такими острыми вопросами – это изначально четко разграничить сферы деятельности и компетенции федерации и ее субъектов.    Конфедерацию и иные формы объединения государств принято рассматривать в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм межгосударственных форм государств. И в данной работе конфедерация рассматривалась именно с этой позиции, поскольку в современной теории государства назрела необходимость выделить и определить новое понятие – форма межгосударственного устройства объединений государств, так как в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое количество новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности.      Каждая из вышеперечисленных форм имеет свои особенности и характерные черты, положительные и негативные стороны и должна  рассматриваться с учетом всех факторов: и исторического, и географического, и т. д. Развитие и преобразование уже существующих форм в новые – процесс естественный и закономерный, но в то же самое время каждая из уже существующих форм имеет будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы.

  1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Международное частное право. Сборник нормативных документов. – М.: Изд-во «Приор», 2000.
  2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ». - 2000.
  3. Бойко Ю. П. Федеративные государства: европейский опыт // История государства и права. – 2008. - № 7.
  4. Большой юридический словарь./ Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Инфра-М. – 2001.
  5. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция. – 2000.
  6. Гречко Л.В., Шинкарецкая Г.Г. Понятие конфедерации и СНГ // Московский журнал международного права. – 1994. - №2.
  7. Иванов И.В. Понятие формы государственного устройства в юридической науке // Актуальные проблемы гуманитарной науки и гуманитарного образования: Сб. науч. трудов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007.
  8. Калиниченко П.А. О гражданстве Европейского Союза // Московский журнал международного права. – 2000. - №3.
  9. Князев Г. А. Конфедерации прошлого – сетевые государства будущего? // Правоведение.- 2008. -№5.
  10. Конюхова И. А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. – 2007.- №2.
  11. Косилкин С.В. Институт гражданства Союза Белоруссии и России – проблемы и перспективы // Московский журнал международного права. – 2000. - №3.
  12. Марченко М.Н. Форма государства // Теория государства и права. 3-е изд., расширен. и доп. / Под общ. ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2001.
  13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М. Юристъ, 2001.
  14. Рассказов Л. П. Теория государства и права // - 2-e изд. - М.: ИД РИОР, 2007.
  15. Тихомиров. Ю.А. Государственность: крах или воскрешение // Государство и право. – 1992. - №9.
  16. Фомина Н. А. К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009.- № 3.
  17. Цисар Л. А. Федеративное государство: особенности, основные характеристики// Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 12.
  18. Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001.
  19. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран (курс лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Формы территориального-государственного устройства