Формы народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание

В зависимости от субъекта, осуществляющего власть, различают понятия государственной власти и народовластия. Суверенитет народа означает народовластие, при котором источником и носителем власти является народ, участвующий в осуществлении государственной власти. В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1. Формы народовластия……………………………………………………….5
1.1. Сущность и конституционные основы народовластия………………5
1.2. Непосредственная демократия: понятие, юридическая природа и формы. Особенности народовластия в некоторых странах……..………7
1.3. Представительная демократия: юридическая природа и формы. Особенности народовластия в некоторых странах………………………12

2. Суд в Японии………………………………………………………………....16
2.1. Конституционные основы судебной власти…………………………16
2.2. Судебная система Японии. Функции судебной власти……………..18
2.3. Законодательство Японии о судоустройстве………………………..23
Заключение………………………………………………………………………24
Список источников……………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

КР Конст.право заруб.стран.docx

— 56.03 Кб (Скачать документ)

Все судьи независимы и связаны только Конституцией и законами; они действуют следуя голосу своей совести (часть третья статьи 76). Данный принцип служит дополнительной гарантией объективности судей при выполнении служебных обязанностей, равно как и принцип несменяемости, получивший выражение в статье 78, согласно которой судьи не могут быть освобождены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыскания. К числу конституционных гарантий независимости относится принцип, согласно которому размер вознаграждения судей не может быть уменьшен в период их пребывания в должности:

«Судьи Верховного суда в установленные сроки получают определенное вознаграждение. Размер вознаграждения не может быть уменьшен в период пребывания судьи в его должности» (часть шестая статьи 79);

«Все такие судьи занимают должность в течение десяти лет и могут затем быть назначены вторично. Однако по достижении возраста, установленного законом, они выходят в отставку» (часть вторая статьи 80).

Заседатели  в японском судопроизводстве не участвуют.

Конституция также гарантирует публичность судебных действий: разбирательство дел в судах и объявление решений производиться в открытых заседаниях. Однако, если суд единогласно решает, что гласность представляет опасность для публичного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях. Таким образом, для проведения закрытого судебного законодательства необходимо обязательное сочетание двух обстоятельств: установление наличия опасности публичного судебного разбирательства для публичного порядка или морали и единогласного голосования по этому вопросу всех судей. При этом дела о политических преступлениях, о преступлениях, связанных с печатью, или дела, в которых затрагиваются права граждан, гарантированные главой III Конституции, ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться при закрытых дверях. [6, 897]

 

 

 

 

2.2. Судебная  система Японии

В конце 1990 года был отмечен 100-летний юбилей рождения современной юстиции в Японии. Как уже упоминалось, возглавляет судебную систему Японии Верховный суд, который состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров. Это суд высшей инстанции, который полномочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Главный судья Верховного суда назначается Императором по представлению Кабинета. Нужно обратить внимание на такую особенность статуса членов Верховного суда Японии, как пересмотр назначения их народом при проведении первых после назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр – при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии каждых 10 лет. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно (статьи 79, 81 Конституции).

Народному пересмотру в ходе всеобщих парламентских выборов  обычно подлежат кандидатуры более  шести судей. Например, в ходе парламентских  выборов 20 октября 1996 года процедуру  пересмотра проходили девять судей, которые были назначены на должность  после всеобщих парламентских выборов 1993 года. После первого общенационального  пересмотра назначения членов Верховного суда в 1949 году через этот своеобразный тест прошло более сотни верховных  судей. Однако ни один из них не был  освобождён от должности в результате волеизъявления избирателей. Видимо, сам  факт возможности публичного голосования  «против» в ходе парламентских выборов  для очень многих способен выступать  сдерживающим фактором.

Наиболее  распространённый способ прекращения  полномочий, предусмотренный для  членов Верховного суда Конституцией и Законом о Верховном суде, – уход в отставку по достижении 70-летнего возраста. Поскольку большинство  членов Верховного суда на момент их назначения на должность имеют возраст более 60 лет, то продолжительность их карьеры  в этом качестве редко превышает десятилетие. Изучение предшествующего опыта работы судей до момента их назначения в верховный судебный орган показало, что треть (шесть судей в данное время) были так называемыми карьерными или профессиональными судьями нижестоящих судов, треть (четверо в настоящее время) были частнопрактикующими юристами. Из остальных пяти судей двое были карьерными государственными прокурорами, один был карьерным дипломатом в ранге посла, один служил в качестве генерального директора в законодательном бюро Кабинета министров и последний был профессором права.

Компетенция Верховного суда распространяется на всю территорию страны и условно может быть разделена на три основные сферы: рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел; судебное управление; осуществление конституционного контроля.

Высший судебный орган Японии – последняя инстанция  для рассмотрения всех гражданских, уголовных и административных дел. Суд окончательно разрешает по второй инстанции дела о преступлениях  против государства, а по третьей  инстанции – остальные уголовные  и гражданские дела. При этом простые  дела рассматриваются членами любого из трёх отделений.

Верховный суд  также осуществляет определённые полномочия судебного управления в соответствии с традициями судебного централизма  данной страны. В этом качестве он обобщает судебную практику, издаёт руководящие  указания для нижестоящих судов, а также положения о прокуратуре  при судах, а также имеющие административный характер акты о судебной дисциплине и об управлении судами. Он наделён также властью устанавливать правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами.

Важную административную роль в управлении судебной системой играет Генеральный секретариат  Верховного суда. При Верховном суде действуют на постоянной основе юридические  курсы, имеющие исключительно большое значение для подготовки кадров не только для судебных, но и для других юридических органов.

Решения, касающиеся принципиальных положений руководящих  указаний и других важных вопросов управления, принимаются особой коллегией, состоящей из членов Верховного суда и других высших судов Японии. При этом Верховный суд может делегировать судам низших инстанций право устанавливать правила своей процедуры.

Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум – девять членов) под председательством  главного судьи или в составе  отделений (имеется три отделения  по пять судей в каждом, кворум составляют три члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей подлежат опубликованию. Эта практика основана на англо-саксонской системе права, но не соблюдается нижестоящими судами.

Верховный суд  вправе решать вопрос о конституционности  любого закона, указа, постановления  или административного акта. Такое  решение может быть принято, если за него проголосовало не менее восьми судей. В случае признания закона неконституционным, копия решения  посылается в Парламент и в  Кабинет министров. Особенность  конституционного контроля заключается  в том, что этот вопрос решается вне  связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск о неконституционности  акта подаётся в суд первой инстанции.

Японские  юристы отмечают большую консервативность Верховного суда. Так, профессор Е.Нода отмечает: «В первые двадцать пять лет  своей деятельности он признал неконституционным  только одно положение закона. С 1948 по 1956 годы он рассмотрел в общей  сложности 41991 иск о конституционности  – более чем 5000 исков в год!»

Верховный суд  Японии, в отличие от большинства  европейских конституционных судов, не имеет дела исключительно с  конституционным контролем, а также  не имеет специальной схемы выбора дел. Он не вправе по своему усмотрению истребовать у другого суда дело для проверки и исправления решений  по вопросам права в порядке certiorari, как это имеет место у Верховного суда США. Загруженность делами членов Верховного суда чрезвычайно велика, и поэтому Верховный суд определяет себе около 30 «научно-исследовательских судей» из числа весьма опытных судей нижестоящих судов. Для подготовки дел к слушанию имеется 20 «исследовательских секретарей». Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики США, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.

Исследовательские секретари имеются также в  высших и окружных судах. В окружных судах они проводят расследование  только в отношении дел, касающихся налогов и промышленной собственности. Исследовательские секретари, избранные  из числа судей, приостанавливают свой судейский статус на весь срок нахождения в этом качестве.

В рамках традиционной для Японии централизации «управления  правосудием» Конституция (часть первая статьи 80) устанавливает, что судьи  судов низших инстанций назначаются  Кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Все  такие судьи занимают свою должность  в течение 10 лет и могут быть затем назначены вторично. Однако при достижении возраста, установленного законом, они выходят в отставку.

Высшие суды (всего восемь, имеют шесть отделений) суть суды первой инстанции по делам о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также служат апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела рассматриваются коллегией из трёх судей, дела о некоторых государственных преступлениях рассматривает коллегия из пяти судей.

Окружные  суды (всего их 50,имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражданских  и уголовных дел, а также апелляции  на решения, вынесенные дисциплинарными  судами. Эти суды расположены в  каждой из 47 префектур. Дела рассматриваются  чаще всего судьёй единолично либо коллегией из трёх судей, если дело касается большой суммы иска или  обвинения в преступлении, которое  наказывается лишением свободы на срок более одного года. Законодатель стремиться вывести судей этих судов, насколько  возможно, из-под влияния местных  властей. В этих целях границы  судебных округов построены таким  образом, чтобы они не совпадали с границами территориальных единиц местного самоуправления.

Суды по семейным делам имеют такую же структуру, как и окружные суды, и действуют при окружных судах и их отделениях. Они выполняют примирительные функции выносят решения по делам, связанным с семейным правом, со спорами о наследстве, рассматривают дела о мелких уголовных преступлениях несовершеннолетних (в возрасте до 20 лет). Как вспомогательные органы для разрешения отнесённых к их компетенции определённых законом категорий гражданско-правовых дел при семейных судах существуют примирительные комиссии, в каждую из которых входят судья и представители населения. В штатах семейных судов для подготовки к рассмотрению дел несовершеннолетних действуют так называемые исследователи, в обязанности которых входит изучение на научной основе личности несовершеннолетнего, окружающей его социальной среды, обстоятельств совершения им преступления или иного антиобщественного деяния и т.п. При необходимости получить более полную и глубокую характеристику личности несовершеннолетнего семейный суд направляет его в классификационный пункт для несовершеннолетних. Эффективность семейных судов достаточно высока, однако их перегруженность мешает индивидуализации подхода к несовершеннолетним.

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражданские дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен и мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются одним судьёй, который не обязательно должен иметь юридическое образование.

Прокуратура действует на основе Закона о прокурорах 1947 года. Определённое противоречие между принципом независимости прокуратуры и субординационными отношениями с Министерством юстиции формально разрешается тем обстоятельством, что относительно конкретных дел министр может давать указания лишь генеральному прокурору, но не нижестоящим прокурорам.

Прокуроры должны следовать правилам, установленным  Верховным судом. Согласно этим правилам основные функции прокуратуры включают следующее:

  • предварительное (досудебное) расследование наиболее важных и сложных уголовных дел;
  • разрешение ряда уголовных дел без передачи их на судебное рассмотрение (эта процедура, именуемая «отсрочка возбуждения обвинения», применяется даже при наличии улик, достаточных для направления дела в суд);
  • возбуждение судебного преследования;
  • поддержание обвинения в суде;
  • надзор за разрешением мелких дел полицией;
  • общий надзор за следствием в органах полиции;
  • надзор за исполнением наказаний, назначенных судом.

Специфичны  для Японии комиссии по контролю за деятельностью прокуратуры. Они создаются из представителей населения и имеют ограниченную компетенцию: прокурор «учитывает» мнение комиссии, которое, однако, его не обязывает.

Правовую  основу организации и деятельности японской полиции образует Закон о полиции 1954 года. В соответствии с его предписаниями полиция существует как самостоятельное государственно-муниципальное ведомство. Государственную часть полицейской системы составляет главное полицейское управление и состоящие при нём учреждения (штаб дворцовой полиции, полицейская академия, НИИ полиции), а также его периферийные органы. К числу периферийных органов относятся управления полицейских округов. При этом каждый округ охватывает территорию нескольких префектур. Как и в ситуации с судебными округами, здесь также преследуется цель оградить органы полицейского управления от влияния местных властей. Кроме того, это преследует ещё одну важную цель – концентрацию управления и средств. Муниципальную часть полицейской системы образуют полиции префектур. Так называемую муниципальную полицию каждой префектуры возглавляет штаб, которому подчиняются отделения полиции – основные рабочие органы полицейской системы.

Информация о работе Формы народовластия