Формы народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание

В зависимости от субъекта, осуществляющего власть, различают понятия государственной власти и народовластия. Суверенитет народа означает народовластие, при котором источником и носителем власти является народ, участвующий в осуществлении государственной власти. В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1. Формы народовластия……………………………………………………….5
1.1. Сущность и конституционные основы народовластия………………5
1.2. Непосредственная демократия: понятие, юридическая природа и формы. Особенности народовластия в некоторых странах……..………7
1.3. Представительная демократия: юридическая природа и формы. Особенности народовластия в некоторых странах………………………12

2. Суд в Японии………………………………………………………………....16
2.1. Конституционные основы судебной власти…………………………16
2.2. Судебная система Японии. Функции судебной власти……………..18
2.3. Законодательство Японии о судоустройстве………………………..23
Заключение………………………………………………………………………24
Список источников……………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

КР Конст.право заруб.стран.docx

— 56.03 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

по  предмету «Конституционное право зарубежных стран»

 

27. Формы народовластия:

  1. сущность и конституционные основы народовластия;
  2. непосредственная демократия: понятие, юридическая природа и формы;
  3. представительная демократия: юридическая природа и формы;
  4. особенности народовластия в одной из стран зарубежья.

 

63. Суд в одном из государств Азии или Австралии и Океании:

  1. конституционные основы судебной власти;
  2. судебная система выбранного вами государства;
  3. функции судебной власти;
  4. законодательство выбранного вами государства о судоустройстве.

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….4

1. Формы народовластия……………………………………………………….5

1.1. Сущность и конституционные  основы народовластия………………5

1.2. Непосредственная демократия: понятие,  юридическая природа и формы. Особенности народовластия в некоторых странах……..………7

1.3. Представительная демократия: юридическая природа и формы. Особенности народовластия в некоторых странах………………………12

 

2. Суд в Японии………………………………………………………………....16

2.1. Конституционные основы  судебной власти…………………………16

2.2. Судебная система Японии. Функции судебной власти……………..18

2.3. Законодательство Японии о судоустройстве………………………..23

Заключение………………………………………………………………………24

Список  источников……………………………………………………………..25

 

Введение

«Конституционное право зарубежных стран» – одна из важнейших учебных дисциплин, которые преподаются в высших учебных заведениях юридического профиля Республики Беларусь.

Изучение  данной учебной дисциплины связано  с повышением общей и правовой культуры студентов, развитием самостоятельного правового мышления, широкого кругозора  и профессиональной эрудиции.

Под предметом конституционного права  понимают чаще всего общественные отношения, которые образуют главные устои  общества и государства и непосредственно  связаны с реализацией государственной  власти.

Конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения политической, экономической, социальной, духовной сфер жизнедеятельности  общества.

Нормы конституционного права являются исходными, главными, основными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы.

Цель настоящей  контрольной работы – рассмотреть  теоретические вопросы, касающиеся форм народовластия, их сущности и конституционных основ на примере некоторых стран, а также рассмотреть судебную власть Японии. 

1. Формы народовластия

1.1. Сущность и конституционные  основы народовластия

В зависимости  от субъекта, осуществляющего власть, различают понятия государственной  власти и народовластия. Суверенитет  народа означает народовластие, при  котором источником и носителем  власти является народ, участвующий  в осуществлении государственной  власти. В соотношении понятий  суверенитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа обязательна для всех органов  государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.

В зарубежных странах принцип народного суверенитета традиционно толкуется как принцип  правления по воле большинства и  связывается с демократическим  политическим режимом и формами  демократии.

Демократия, как и государство, является исторической категорией. Ее понятие сложилось  еще в античном мире, а после  победы буржуазных революций в XVII-XIX вв. демократия повсеместно стала входить в политическую практику крупных промышленных держав (Великобритании, США, Франции). Понятию демократии в науке всегда придавалось различное толкование, поэтому не удивительно, что всегда существовало множество взаимоисключающих концепций о ней. Одни авторы понимали под демократией метод осуществления государственной власти, другие определяли как форму государства, третьи делали упор на классовый характер демократии, четвертые понимали под демократией формы осуществления власти и т. д.. Различные подходы к пониманию демократии вызвали к жизни концепции «плюралистической демократии», «компромиссной демократии», теории правящей элиты, плебисцитарной демократии и др..

«Классическая буржуазная демократия, — пишут  французские юристы Ф. и А. Демишель и М. Пикемаль, — означает, что  суверенитет принадлежит народу. Разумеется, революционная буржуазия  XVIII в. стремившаяся ограничить право участия в выборах, не сразу осознала все последствия, вытекающие из данной идеи. Авторы конституций ограниченных монархий и разного рода республик изобрели термин «национальный суверенитет» лишь для того, чтобы избежать употребления ясного и четкого термина «народный суверенитет». Нюанс этот важен и не сводится к простой игре слов. Если суверенитет принадлежит народу, то все граждане, в своей совокупности его составляющие, обладают частью этого суверенитета, что предполагает всеобщее избирательное право. Если же сувереном является нация — абстрактное юридическое лицо, чье существование не зависит от составляющих его индивидов, — то она может по своему усмотрению доверить определенному кругу лиц право избирать национальное представительство, другими словами, становится юридически возможным введение ограниченного избирательного права».

По мнению авторов, «понятие национального суверенитета представляло собой теоретический  барьер, возведенный против всеобщего  избирательного права. Тем не менее  и это понятие имело прогрессивное  значение. Оно позволило вернуть  суверенитет социальным коллективам  и тем самым опровергнуть ранее  господствовавшую доктрину, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть и он вверялся одному человеку (монарху божьей милостью). Основным условием демократии стало  следующее: коллектив не может управлять  собой, если он сам не обладает суверенитетом».

Приведенная выдержка позволяет увидеть прямую взаимосвязь понятий демократии, народного и национального суверенитетов, а также заметить разницу в  значении источника власти — монарха  либо народа. Кроме того, авторы отмечают, что демократия приравнивалась к  выборам, тогда как формам непосредственного  участия народа в управлении отводилась крайне незначительная роль.

Идея народовластия  нашла конкретное воплощение в соответствующих  положениях конституций различных стран. Причём нормы конституционного права неразрывно связывают не только понятия государственной власти и народовластия, но также и национального суверенитета, который выражается в возможности нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах.

Степень развития самоуправления зависит от степени  развития демократии в обществе. Чем  демократичнее общество, тем более  широко в нем развиты начала самоуправления. По мнению Ю.И. Скуратова, самоуправление — есть высшая цель и одновременно особая форма развития и организации  демократии, а отличие демократии от самоуправления заключается, по его  мнению, в том, что самоуправление более полно и непосредственно  воплощает основные принципы управления обществом".

Осуществление власти народа предполагает существование  в каждом государстве определенного  механизма властвования. В зависимости  от форм волеизъявления народа в науке  и конституционно-правовой практике обычно различают непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию. [3, 97]

 

1.2. Непосредственная  демократия: понятие, юридическая  природа и формы. Особенности народовластия в некоторых странах

Прямая демократия (непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Непосредственная (прямая) демократия может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э.), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы. В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии.

Характерной чертой прямой демократии является использование  гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность  за принятие и исполнение принимаемых  решений.

Варианты  и направления для инициирования  вопросов могут исходить как от отдельных  граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные  объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая  постановка и принятие конкретных решений  на уровне отдельных небольших групп  общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии являются сложность  с её применением на больших территориях: сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и  проведения голосования. [5,157]

Наиболее  распространенной формой непосредственной демократии являются выборы.

Под выборами в конституционном праве обычно понимают участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления функций по осуществлению власти.

С помощью  выборов формируются различные  органы государственной власти —  парламенты, президенты, главы администраций, судебные органы, а также органы местного самоуправления. В США, например, избранию подлежат президент и вице-президент, обе палаты Конгресса США, органы власти в штатах, включая губернаторов, вице-губернаторов и членов законодательных собраний, советы а графств, муниципальные советы, советы специальных округов и должностные лица органов штатов и на местном уровне, и в том числе судьи, окружные атторнеи и представители правоприменяющих органов (шерифы, полицейские медицинские эксперты — коронеры и др.). Конституции, как правило, закрепляют главные принципы избирательного права, определяют круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения избирательного права. Причем объем конституционного регулирования довольно различен. Одни конституции ограничиваются отдельными разрозненными статьями, а другие вводят специальные главы или разделы о выборах. Например, ст. 48 Конституции Италии провозглашает, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане — мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. Конституция предусматривает, что голосование в Италии является общественным долгом. В Конституции Греции имеются главы, посвященные порядку избрания Президента Республики и Палаты депутатов. Пункт 3 ст.51 этой Конституции устанавливает, что депутаты избираются прямым, всеобщим и тайным голосованием гражданами, имеющими право голоса, а закон может ограничивать право голоса только по условиям минимального возраста, гражданской недееспособности или вследствие осуждения за некоторые тяжкие уголовные преступления. Конституционные положения детально развиваются в избирательных законах, регламентах палат законодательных (представительных) органов власти и иных нормативных актах.

Избирательное право и выборы являются важнейшим  элементом политической жизни любой  страны также потому, что с их помощью происходит легитимация  власти.

Важнейшей формой прямого народовластия является референдум.

Референдум  — это всенародный опрос, в  котором принимают участие все  граждане государства, имеющие избирательные  права. Он проводится по особо важным вопросам государственной либо общественной жизни.

В конституционном  праве различают несколько видов  референдума:

а) императивный и консультативный;

б) конституционный  и законодательный;

в) обязательный и факультативный;

г) общегосударственный  и местный.

При императивном референдуме волеизъявление народа выражается в принятии решения, имеющего важную юридическую силу и действующего на всей территории страны.

Консультативный референдум имеет целью выявление общественного мнения, которое учитывается органами государственной власти в процессе принятия какого-либо закона или иного важного решения.

Разделение  референдума на конституционный и законодательный основано на правовом характере принимаемых актов: конституции или закона.

Обязательным референдум считается тогда, когда орган, его назначающий, обязан при наличии определенных конституцией условий назначить его проведение.

При факультативном референдуме, наоборот, компетентный государственный орган по своему усмотрению решает вопрос о назначении референдума.

Референдумы могут проводиться либо по инициативе высших законодательных органов (например, Швейцария, Норвегия, Дания, Болгария), либо по инициативе президента (Франция, Греция).

Отношение к  референдуму также различное. Например, в США нет федерального законодательства о референдуме, а на уровне отдельных  штатов они носят в основном консультативный, совещательный, а не обязательный характер. Это связывают с тем, что американцы считают проведение референдумов нецелесообразным, поскольку в этих случаях, по их мнению, происходит подмена представительных органов, а значит и снимается с них ответственность за принимаемое решение. Кроме того, имеется опасение некомпетентного решения вопросов на референдумах и подмены профессионализма популизмом. Кроме того, американцы против проведения референдумов из-за их дороговизны.

В соответствии с п.6 ст.29 Основного закона в ФРГ предусматривается возможность проведения референдума, народного опроса и народной инициативы. Подробности их проведения регулирует Федеральный закон о процедуре референдума, народной инициативы и народного опроса от 30 июля 1979 г. В соответствии с этим законом, раздел первый которого посвящен референдуму, установлено, что предметом референдума является закон о новом территориальном делении. Здесь определяется порядок проведения референдума и порядок образования новой земли или земли в новых границах.

Информация о работе Формы народовластия