Формы народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание

В зависимости от субъекта, осуществляющего власть, различают понятия государственной власти и народовластия. Суверенитет народа означает народовластие, при котором источником и носителем власти является народ, участвующий в осуществлении государственной власти. В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1. Формы народовластия……………………………………………………….5
1.1. Сущность и конституционные основы народовластия………………5
1.2. Непосредственная демократия: понятие, юридическая природа и формы. Особенности народовластия в некоторых странах……..………7
1.3. Представительная демократия: юридическая природа и формы. Особенности народовластия в некоторых странах………………………12

2. Суд в Японии………………………………………………………………....16
2.1. Конституционные основы судебной власти…………………………16
2.2. Судебная система Японии. Функции судебной власти……………..18
2.3. Законодательство Японии о судоустройстве………………………..23
Заключение………………………………………………………………………24
Список источников……………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

КР Конст.право заруб.стран.docx

— 56.03 Кб (Скачать документ)

Второй раздел закона посвящен народной инициативе и устанавливает, что на ограниченной территории со взаимосвязанными населенными  пунктами и экономикой, если ее отдельные  части находятся в нескольких землях, а население составляет не менее одного миллиона человек, может  быть осуществлена процедура народной инициативы. При этом народная инициатива направлена на то, чтобы территория нового районирования приобрела  единую земельную принадлежность.

Предметом народного  опроса в соответствии с разделом третьим Федерального закона является принятие закона, по которому предлагается изменение принадлежности территорий к той или иной земле. Опрашиваемый должен ответить, согласен ли он с предлагаемым изменением территории к той или  иной земле или желал бы сохранения ее прежнего статуса. Референдум, народная инициатива и народный опрос связаны с территориальным делением страны.

При этом не допускается  проведение референдума в отношении  законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях  на ратификацию международных договоров.

Статья 132 Конституции  Италии предусматривает возможность  проведения референдума о территориальном  изменении областей: слияние существующих областей, создание новых, а также может быть разрешено провинциям и общинам по их желанию отделиться от одной области и присоединиться к другой.

Кроме того, ч.2 ст.71 Конституции Италии предусматривает и такую форму непосредственной демократии, как законодательная инициатива народа: «Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем пятидесяти тысяч избирателей законопроекта, составленного в форме статей закона».

По конституционному законодательству Италии и Франции  референдумы проводятся при необходимости  внесения изменений в Конституцию. Так, итальянская конституция устанавливает, что законы, изменяющие Конституцию, сначала принимаются каждой из палат парламента после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев, а затем одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором голосовании.

В Италии такие  законы выносятся на референдум, если в течение трех месяцев по их опубликовании  этого потребует пятая часть  членов одной из палат, или пятьсот  тысяч избирателей, или пять областных советов. При этом ст.138 Конституции Италии устанавливает, что закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов.

Если же в  каждой из палат закон, изменяющий Конституцию, принят большинством двух третей их членов, то референдум не проводится.

Во Франции  инициатива пересмотра Конституции  принадлежит Президенту Республики, действующему по предложению Премьер-министра, а также членам Парламента.

Требуется, чтобы  проект или предложение пересмотра Конституции были приняты двумя  палатами в идентичной редакции. Пересмотр  Конституции является окончательным  после одобрения его референдумом. Однако проект пересмотра не передается на референдум, гласит ст.89 Конституции Франции, когда Президент Республики решает представить его на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса. В этом случае, также как и в Италии, требуется голосование квалифицированным большинством голосов. Проект пересмотра Конституции Франции считается одобренным только тогда, когда он получает большинство в три пятых общего числа поданных голосов.

Кроме того, французская  конституция устанавливает два  случая, когда никакая процедура  пересмотра конституции не может  быть начата или продолжена: это, во-первых, при посягательстве на целостность  территории, и, во-вторых, не может быть предметом пересмотра республиканская  форма правления.

Итальянская конституция в ст.75 предусматривает возможность проведения референдума для отмены, полностью или частично, любого закона или акта Республики, имеющего силу закона, за исключением законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров. Вынесенное на референдуме предложение считается принятым, если в голосовании участвовали большинство имеющих на это право и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными. Более подробно порядок проведения референдума и законодательной инициативы в Италии регулируется Законом № 352 от 25 мая 1970 г., утвердившим Положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, и законодательной инициативе народа.

Таким образом, подводя итог анализу, можно сделать  следующие выводы:

1. Все формы  непосредственной демократии способствуют  активизации политической жизни  любой страны.

2. Удельный  вес и значение каждой из  форм демократии различны и  зависят от множества национальных, исторических, политических и иных  обстоятельств, характерных для  каждого общества.

3. Значимость  этой формы народовластия столь  велика, что фактически все современные  конституции содержат положения  о формах непосредственной демократии. [3, 203]

 

1.3. Представительная  демократия: юридическая природа  и формы. Особенности народовластия в некоторых странах

Представительная  демократия – политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами.

Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия  в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии  граждан в принятии решений, в  выборе ими в органы власти своих  представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и  отдавать распоряжения.

Представительная  демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или  вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие  граждан в голосованиях, а также  когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания  неспециалистов.

Принципиальным  недостатком представительной демократии является формирование властных органов  посредством выборов, во время которых  избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения. Этот недостаток в ряде случаев устраняется  заменой выборов жеребьёвкой  для отбора в местную представительную власть депутатов из числа избирателей, желающих принять участие в её работе. При этом требуемый профессиональный уровень новых депутатов достигается  в процессе практической работы под  руководством наиболее опытной части  депутатов, оставшихся с предыдущего  созыва.

Концепция национального (народного) представительства сложилась еще в XVIII–XIX вв. и представляет собой совокупность следующих принципов:

1) национальное (народное) представительство учреждается Основным законом страны;

2) нация (народ), являясь носителем суверенитета, уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть (а не суверенитет);

3) для наиболее эффективного функционирования законодательной власти нация (народ) избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов, представителей (парламентариев);

4) член парламента  является представителем всей  нации, а не только тех, кто  его избрал, поэтому он не зависит  от своих избирателей и не может быть ими отозван;

5) работа парламента характеризуется особыми организационными формами деятельности, а его решения имеют основополагающий характер.

Исходя из сказанного, под представительной демократией  обычно понимают свободу народа выдвигать  своих представителей для управления государством, т.е. для принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории. В науке конституционного права этой форме правления всегда уделялось особое внимание.

Современная представительная демократия характеризуется  тем, что позволяет осуществлять власть в государстве постоянно  и непрерывно, а особенностью представительных органов власти является то, что  они формулируют и выражают волю народа в принимаемых ими законах  либо решениях. Кроме того, представительные органы являются связующим звеном между  народом и профессиональным государственным  аппаратом, всегда несколько обособленным от общества. Органы представительной демократии способствуют подконтрольности государства народу, поскольку в принимаемых ими нормативных правовых актах часто содержатся положения, которые регламентируют деятельность других властных структур.

Известно, что  в большинстве зарубежных стран  парламент имеет двухпалатную структуру. При этом в федеративных государствах нижняя палата рассматривается как  орган, представляющий всю нацию  в целом, а верхняя – как орган, представляющий интересы каждого субъекта федерации. Поскольку зарубежные федерации не всегда представляют собой многонациональные государства, а субъекты федераций фактически не отличаются друг от друга национальным составом населения, то верхняя палата парламента выражает не интересы отдельных наций, а особые интересы отдельных субъектов федерации.

Так, например, обстоит дело в Конгрессе США, состоящем из двух палат – Сената и Палаты представителей. В Палату представителей входит 435 членов, каждый из которых представляет около 500 тыс. избирателей. В соответствии с результатами переписи населения, проводимой каждые 10 лет, места в Палате представителей перераспределяются между штатами. Право определять границы избирательных округов по выборам в Палату представителей принадлежит законодательному собранию каждого штата. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в Палате по крайней мере одним членом. Члены Палаты представителей избираются на двухлетний срок.

Каждый штат представлен в Сенате двумя членами, т.е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие от Палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов Конгресса США.

Определенные  особенности в механизме представительной власти можно отметить в Индии. В  соответствии со ст. 79 индийской Конституции под парламентом понимается триединое учреждение, состоящее из Президента Индии и двух Палат. Верхняя палата (Раджья Сабха) именуется Советом штатов. Это обусловлено тем, что Индия — федерация, состоящая в настоящее время из 25 штатов и 7 союзных территорий. Нижняя – носит название Народная палата (Лок Сабха).

Президент, хотя и считается членом парламента, участия в заседаниях Палат не принимает. Лишь в начале каждой сессии он обращается к парламенту с посланиями.

Совет штатов, призванный отражать федеративную структуру государства, состоит из 250 членов: 12 из них назначаются президентом из числа лиц, имеющих специальные знания или практический опыт в области литературы, науки, искусства, видных общественных деятелей, а 238 человек являются представителями штатов и союзных территорий. Они избираются путем косвенных выборов. Избранными могут быть граждане Индии, достигшие 30 лет, обладающие политическими и гражданскими правами. Причем, избрание проходит не вполне одинаково в штатах и союзных территориях. Так, представители штатов избираются парламентами (законодательными собраниями) штатов, но только их выборными членами на основе пропорциональной избирательной системы. Такая избирательная система означает, что места распределяются между кандидатскими списками партий в зависимости от числа собранных голосов.

Представители союзных территорий избираются двухступенчатыми выборами: сначала на основе пропорциональной системы избирается коллегия выборщиков, а затем эта коллегия избирает представителя в Совет штатов. Члены Совета штатов избираются на 6 лет, но 1/3 выбывает из него каждые 2 года. Новые выборы происходят в начале каждого третьего года. В отличие от Народной палаты Совет штатов не может быть распущен досрочно. Считается, что таким образом сохраняется непрерывность представительного правления.

Идея представительства  отдельных частей государства (регионов) воспринята и в некоторых унитарных государствах. Так, в ст.24 Конституции Франции записано, что Сенат избирается путем косвенного голосования и обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате. Подобного рода запись имеется и в Конституции Италии, где в ст.57 сказано, что Сенат избирается на базе областей. Причем ни одна область не может иметь меньше семи сенаторов; область Молизе избирает двух сенаторов, а Валле-д'Аоста – одного сенатора. Распределение мест между областями производится пропорционально численности населения областей, определяемой последней переписью.

Генеральные Кортесы, устанавливает ст.66 испанской Конституции, представляют испанский народ и состоят из Конгресса депутатов и Сената. Палатой территориального представительства является Сенат. В каждой провинции избирается 4 сенатора путем всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного голосования. В провинциях, расположенных на островах, каждый остров или группа островов, имеющие свой орган кабильдо (cabildo) или Островной Совет также избирают сенаторов в количестве трех либо одного. Свои нормы представительства установлены для городов Сеута и Мелилья и автономных сообществ.

Кроме того, во всех зарубежных странах и в верхних  и в нижних палатах парламента представлены общегосударственные  политические партии.

Так, например, ст.14 Регламента Палаты депутатов итальянского парламента предусматривает, что бюро Палаты может разрешить создание группы в составе двадцати или менее депутатов при условии, что эта группа представляет надлежаще организованную и действующую партию, которая выдвинула на выборах свой список кандидатов по крайней мере в двадцати избирательных округах, и эти списки получили не менее одной квоты голосов по отдельному округу и не менее 300 тыс. голосов избирателей по стране в целом. [3, 208]

 

 

 

2. Суд в  Японии

2.1. Конституционные  основы судебной власти

Конституция Японии в части первой статьи 76 провозгласила, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким  судам низших инстанций, какие будут  учреждены законом. Принцип осуществления правосудия только судом имел для послевоенной Японии особо важное значение, так как означал упразднение произвола тех административных трибуналов, которые действовали в этой стране ранее. Боязнь произвола и желание иметь нормальную судебную систему были настолько сильны, что во второй части указанной статьи Конституции было запрещено учреждать какие бы то ни было особые суды и установлено, что административные органы не могут осуществлять судебную власть с правом вынесения окончательного решения.

Информация о работе Формы народовластия