Формирование сословной монархии в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:14, контрольная работа

Описание

Парламент - высший представительный орган власти, который впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства, при котором существенно возросло значение законодательной роли парламента. Данная тема является актуальной, поскольку разобраться в истории и особенностях развития сословно-представительной монархии, так как и в современную эпоху существуют государства с конституционной монархией, при которой власть монарха ограничена парламентом. Конституционная монархия, например и по сей день существует в Великобритании, Норвегии, Дании, Швеции. Важной особенностью развития сословно-представительной монархии являлось то, что власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.

Содержание

1. Введение
2. Формирование сословной монархии в Англии
3. Основные положения Великой Хартии вольностей
4. Возникновение парламента и укрепление сословного представительства в Англии.
5. Заключение
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Формирование сословной монархии в Англии.docx

— 35.73 Кб (Скачать документ)

1. История государства и права зарубежных стран : учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «МарТ», 2009.

В конце XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 г. был созван "образцовый" парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

Создание  парламента повлекло за собой изменение  формы феодального государства, возникновение монархии с сословным  представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне  его, а также взаимоотношения  с монархом определили особенности  как структуры, так и компетенции  английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин. Первоначально при выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430г. установил, что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могут участвовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.

Первое время  возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению  размеров налогов на движимость и  к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешенности налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно  парламент средневековой Англии приобрел три важных полномочия: право  законодательной инициативы и участия  совместно с королем в издании  законов, право решать вопросы о  сборах с населения в пользу королевской  казны и право осуществлять определенный контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых  случаях в качестве особого судебного  органа1.

Право законодательной  инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских  петиций королю. Чаще всего они  содержали просьбу о запрете  нарушения старых законов или  об издании новых. Король мог удовлетворить  просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название биллей. Так оформилось понятие закона (статута) как акта парламента, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин2.

В течение  XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 г. провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 и 1371 гг. распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.

Стремясь  оказывать большее влияние на государственное управление, которое  являлось бесспорной прерогативой короны, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билль об опале".


  1. История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов : в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – Ч. 1
  2. История государства и права зарубежных стран : учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «МарТ», 2009

Английский  парламент, в отличие от французских  и германских сословных ассамблей, был единственным общенациональным органом, не имевшим региональных аналогов. Его полномочия и регулярная

деятельность, превращение его в постоянный элемент системы управления способствовали не ослаблению, а укреплению прерогатив и легитимных основ королевской  власти. Не случайно сложившаяся конституционная  доктрина рассматривала корону как  составную часть парламента (король и две палаты). На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

 

Заключение

 

Таким образом, Великая хартия вольностей 1215года - важный первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Большинство  статей регулировали сеньориальные  права короля и вассальные обязанности  баронов. Хартия фиксировала опеку  короля над его несовершеннолетними  вассалами. Регламентировался порядок  ленной опеки: опекун должен был сохранять  владение и получать с него доходы.

Определялась  подсудность баронов: они выходили из-под юрисдикции королевских судов, их могли судить только равные им по званию - пэры. Споры о землевладении  подлежали рассмотрению сеньориальных  судебных курий. Король обещал соблюдать  свободу церковных выборов. Вассальные отношения между баронами и рыцарями регулировались по аналогии с обязательствами  баронов по отношению к королю.

По существу документ сводился к закреплению  привилегий участников оппозиции - баронов, церкви, рыцарей, городского патрициата. Вместе с тем Хартия содержит статьи, провозглашавшие политическое ограничение  королевской власти и защиту прав свободных граждан, позволяющие  характеризовать этот документ как  первый в конституционной истории  Англии.

Огромное  значение для английской правовой системы  имели статьи, гарантировавшие защиту от административного и судебного  произвола. Правосудие отделялось от личности короля: общие тяжбы рассматривались  судом в Вестминстере. Впредь королевские  чиновники не могли привлекать лицо к судебной ответственности только на основании устного заявления  и без свидетелей.

Великая хартия вольностей не была реализована на практике в полной мере. Однако в историю она вошла как первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Статьи Хартии о контрольных и совещательных функциях Совета королевства подготовили правовую базу для английского парламента. Однако наибольшую известность приобрели статьи, гарантировавшие свободному населению Англии неприкосновенность личности и справедливое правосудие.

Важнейшим итогом гражданской войны был созыв  первого в истории Англии сословно - представительного учреждения - Парламента (в январе 1265 года). Создание парламента повлекло за собой изменение формы  феодального государства, возникновение  монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне  его, а также взаимоотношения  с монархом определили особенности  как структуры, так и компетенции  английского средневекового парламента. Первоначально функции парламента сводились к определению размеров налогов и к подаче петиций  на имя короля.

Однако, постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важных полномочия:

1) право законодательной  инициативы и участия совместно  с королем в издании законов,

2) право решать  вопросы о сборах с населения  в пользу королевской казны  и 3) право осуществлять определенный  контроль над высшими должностными  лицами и выступать в некоторых  случаях в качестве особого  судебного органа.

Практика  взаимоотношений королевской власти и парламента рождала конвенциональные нормы или соглашения конституционного характера. Именно они послужили  теоретическим обоснованием для  последующего ограничения королевской  власти в годы Английской революции.

Таким образом, принятие Великой хартии вольностей и формирование английского парламента являются важными этапами в развитии английского государства и права.

 

Список литературы:

  1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2008.

2.История государства и права  зарубежных стран : учебник / под  ред. И.В. Абдурахмановой. – 3-е  изд., исправ. и доп. – М. : Издательский  центр «МарТ», 2009.

3. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2 т. Т.1: Древний мир и Сред-ние века / ред.Н.А.Крашенинникова. – М.: Норма, 2008.

4.История государства и права зарубежных стран: учебник/ под ред. К.И. Батыра.- 5-е изд.- М.: Проспект, 2008.

  1. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Сост. Н.А.Крашенинникова. М., 2000.
  3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2005. – Т.1.

 

 

 

 

 

 

  1. 1 История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов : в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – Ч. 1.
  1. 1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2005. – Т.1.
  2. 2. История государства и права зарубежных стран : учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой. – 3-е изд., исправ. и доп. – М. : Издательский центр «МарТ», 2009.

Информация о работе Формирование сословной монархии в Англии