Формирование сословной монархии в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:14, контрольная работа

Описание

Парламент - высший представительный орган власти, который впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства, при котором существенно возросло значение законодательной роли парламента. Данная тема является актуальной, поскольку разобраться в истории и особенностях развития сословно-представительной монархии, так как и в современную эпоху существуют государства с конституционной монархией, при которой власть монарха ограничена парламентом. Конституционная монархия, например и по сей день существует в Великобритании, Норвегии, Дании, Швеции. Важной особенностью развития сословно-представительной монархии являлось то, что власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.

Содержание

1. Введение
2. Формирование сословной монархии в Англии
3. Основные положения Великой Хартии вольностей
4. Возникновение парламента и укрепление сословного представительства в Англии.
5. Заключение
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Формирование сословной монархии в Англии.docx

— 35.73 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Введение
  2. Формирование сословной монархии в Англии
  3. Основные положения Великой Хартии вольностей
  4. Возникновение парламента и укрепление сословного представительства в Англии.
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Парламент - высший представительный орган власти, который впервые  был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства,  при котором существенно возросло значение законодательной роли парламента. Данная тема является актуальной, поскольку разобраться в истории и особенностях развития сословно-представительной монархии, так как и в современную эпоху существуют государства с конституционной монархией, при которой власть монарха ограничена парламентом. Конституционная монархия, например и по сей день существует в Великобритании, Норвегии, Дании, Швеции. Важной особенностью развития сословно-представительной монархии являлось то, что власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. В процессе формирования общегосударственных сословий сложилась в большинстве стран Европы в 13-14 вв. сословное представительство в Англии в виде парламента, во Франции в виде Генеральных штатов,  в Испании в виде кортесов, в России сословное представительство существовало в виде земских соборов в 16-17 вв.

Поэтому разобраться, что  же первоначально послужило возникновению  и формированию сословно-представительной монархии, и какую роль она сыграла в дальнейшем является первоочередной задачей в написании данной работы. Существенное место в истории английского права заняла Великая хартия вольностей. Она оказала первостепенное влияние не только на политические и правовые идеи многих странах, но и сыграла ключевую роль в колониальный период ее истории, при разработке основных положений конституции в различных странах, обеспечила конституционный контроль за властью, гарантию свободы и принципов демократического способа правления.

Великая хартия вольностей (Magha Charta) - важный правовой памятник конституционной истории Англии, который признается одним из основополагающих законов Великобритании.

Хартия представляет большой интерес и как историко-правовой документ. Она отражает борьбу социальных группировок средневековой Англии в начале XIII века. Хартия формулирует  ряд важнейших юридических принципов  судебно - административной системы  английского феодального государства.

Цель данной работы раскрыть значимость и особенности развития сословно-представительной монархии в Англии, как сложилась форма правления, которую историки называют сословно-представительной монархией и какова ее характерная черта в период феодальной раздробленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  сословной монархии в Англии.

Предпосылки для возникновения сословной  монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению  с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием  городов, начавшимся складыванием внутреннего  рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную  опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального  класса, нуждавшиеся в сильном  централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к  обеспечению безопасности торговых путей – условий, необходимых  для развития внутреннего рынка. Процесс государственной централизации  в этот период был прогрессивен, так как он облегчал древнейшее экономическое  развитие феодального общества. Централизация  феодального государства при  сословной монархии выражалось в  концентрации в руках короля его  аппарата судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности  крупных феодалов, в развитие общегосударственного законодательства и налогообложения, в росте и осложнении государственного аппарата. Централизованное государство  требовало значительных денежных средств, обязательной предпосылкой получения  которых (в форме государственных  налогов) было распространение денежной формы феодальной ренты. Однако центральная  власть была не в состоянии непосредственно, минуя согласие феодалов и государственных  советов, получить эти средства с  основной массы налогоплательщиков – крестьянства и горожан. С этим было связано возникновение в  большинстве стран Европы сословно-представительных собраний общегосударственного масштаба, завершавшее процесс формирования сословной монархии в каждой стране: Генеральных штатов – во Франции; парламента – в Англии; имперского сейма – в Германии.

Сословно-представительная монархия в Англии формировалась  в течение XIII в. Были существенно  ограничены иммунитетные права крупных  феодалов. В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязательства  перед сюзереном, в случае злостного  невыполнения которых могла последовать  конфискация их земель.

Усиливается расслоение крестьянства, растет численность  лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фригольдеры  часто приобретают рыцарское  звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.

Крепостное  крестьянство – вилланы – в XIII в. оставалось бесправным. Собственником  всего имущества, принадлежащего виллану, признавался его лорд.

Однако  укрепившая свои позиции королевская  власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной  жизни представителей господствующих сословий. Движение за ограничение  злоупотреблений центральной власти возглавляли бароны, к которым  периодически присоединялись рыцарство  и масса фригольдеров.

 

 

 

 

 

Основные положения Великой  Хартии Вольностей.

Реформы Генриха  II и упорядоченная ими система управления и правосудия достаточно быстро укоренились в Англии. Однако при нем и особенно при его преемниках, терпевших неудачи во внешней политике, возрастают крайние проявления монархической власти, усиливаются административный и финансовый произвол королевских чиновников, происходит ущемление прав церкви. Столкновение короля с римским папой по поводу назначения кандидата на пост архиепископа Кентерберийского привело к наложению на Англию интердикта (запрещения совершать все богослужения и церковные обряды).

Действия  администрации короля Иоанна Безземельного  были восприняты как выход за установленные  обычаем и хартиями королей пределы  вмешательства власти в "права  и вольности" подданных, требующие  восстановления и защиты. Движение за ограничение произвола королевской  администрации возглавляли, при  участии церкви, непосредственные вассалы  короны - бароны, к которым присоединились рыцарство и масса фригольдеров, недовольных чрезмерными поборами и вымогательством королевских  чиновников. Широкая оппозиция свободных  сословий королю была особенностью политического  конфликта 1213-1215гг. и сопровождалась принятием документа, который приобрел большое историческое значение - Великой  хартии вольностей 1215 г. Этот документ считается в Англии первым конституционным  актом. 1

Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и  стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных  прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок  опеки, получения рельефа, взыскания  долга и т.п. Так, ст.2 Хартии ставила  определение суммы рельефа с  вассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего  по наследству. Ленный опекун по ст.4 должен был получать в свою пользу умеренные  доходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупным феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о заповедных королевских лесах и реках (ст.44, 47, 48).

Интересы  рыцарства в наиболее общем виде были выражены в ст.16 и 60, где говорилось о несении за рыцарский лен  только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его  вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами. Хартия учитывала  и интересы нового, быстро растущего  свободного сословия - горожан, включая  торговую прослойку (купцов). Статья 13 подтверждала за городами древние вольности  и обычаи, ст.41 разрешала всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю без взимания с них  незаконных пошлин. Статья 35 устанавливала  единство мер и весов, важное для  развития торговли1.

Учитывая  роль церкви в этом конфликте, король был вынужден в первой же статье Хартии подтвердить ее исконные свободы  и привилегии. Особое значение имела  многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст.18 - 20, 38-40, 45 и  др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся  с XII в. судебно-административные и правовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и на местах2.

Так, по ст.38 чиновникам нельзя было привлекать кого-либо к ответственности только по устному  заявлению и без свидетелей, заслуживающих  доверия. В ст.45 король обещал не назначать  на должности судей, констеблей, шерифов  и бейлифов лиц, не знающих законов  страны и не желающих их добровольно  исполнять. Хартия также запрещала  в ст.40 взыскивать произвольные и  непропорциональные судебные пошлины. Определенные споры вызывало содержание ст.21 о суде равных для графов и  баронов и ст.34 о запрете применения одного из видов королевских приказов, однако считается, что они также имели "восстановительный характер" и не являются отходом от сложившихся к тому времени принципов правосудия

Особую известность  получила ст.39 Хартии. Она гласила: "Ни один свободный человек не будет  арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как  по законному приговору равных его  и по закону страны"1. Таким образом, она запрещала арест -, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или "обездоливание каким-либо образом" свободных людей иначе, как по законному приговору равных или по закону страны. В XIV в. ст.39 Хартии неоднократно уточнялась и редактировалась парламентом как гарантирующая неприкосновенность личности всех свободных.

В Хартии сделана  попытка установить определенные политические механизмы, гарантии, которые могли  бы воспрепятствовать ее нарушению  в дальнейшем и возвращению к  прежней политике королевской администрации. Иногда эти гарантии именуются "конституционными статьями" Хартии. В ст.61 предусматривается  учреждение комитета из 25 баронов с  определенными контрольными функциями 'в отношении короля. С учетом ссылок на необходимость действий баронов  совместно с "общиной всей земли" можно сказать, что эта статья санкционировала как идею, так  и осуществленную попытку сопротивления  центральной власти, посягнувшей  на права и свободы подданных. Произвольное и бесконтрольное взимание королем "щитовых денег" и иных сборов привело к регламентации  процедуры взимания денежных поборов, установленной в ст.12 и 14. В них  предусматривалось создание "общего совета" королевства, с согласия которого могли взиматься "щитовые  деньги" и феодальное вспомоществование, предусмотренное вассально-ленным обычаем. Соответственно определялся  и состав этого "общего" совета, состоявшего пока только из непосредственных вассалов короля (ст.14). Характерно, что  этот совет должен был решать вопрос и о взимании феодального вспомоществования  с Лондона. Остальные виды налогов  и сборов, в том числе наиболее тяжелый побор с городов - талью, король мог по-прежнему взимать единолично.

Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала необратимость  процесса усиления королевской власти в Англии и ее нежелание искать политические компромиссы. Через несколько  месяцев после окончания конфликта  Иоанн Безземельный, помирившись  с папой, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 гг.), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе ст.12, 14 и 61.

Из политических институтов, предусмотренных Хартией, более или менее утвердился Большой  совет королевства, имевший совещательные  функции и состоявший из крупных  феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался "парламентом". Однако такой "парламент" пока не мог считаться сословным представительным учреждением.

Однако в  историю Великая хартия вольностей вошла как первый конституционный  акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Статьи Хартии о контрольных и совещательных  функциях Совета королевства подготовили  правовую базу для английского парламента. Однако наибольшую известность приобрели  статьи, гарантировавшие свободному населению Англии неприкосновенность личности и справедливое правосудие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование английского  парламента

Несмотря  на возникновение в Англии объективных  предпосылок консолидации свободных  сословий и перехода к новой форме  феодального государства - монархии с сословным представительством, укрепившаяся королевская власть не только не проявляла готовности привлекать представителей сословий к решению  вопросов государственной жизни, но и постоянно нарушала, по их мнению, границы своих королевских прерогатив. В 1258 г. на Совете в Оксфорде вооруженные  бароны, вновь воспользовавшись недовольством  широких слоев свободного населения  королевской политикой, заставили  короля принять так называемые Оксфордские  провизии. В них предусматривалась  передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с  исполнительным Советом для решения  важных вопросов три раза в год  или чаще должен был собираться Большой  совет магнатов, состоящий из 27 членов. Последовавшие затем в 1259г. Вестминстерские  провизии предусматривали некоторые  гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии  в центральном управлении страной  удовлетворены не были. Требования баронов были расценены как попытка  установления баронской олигархии1.

В этих условиях часть баронов во главе с Симоном  де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством, откололась от олигархической группы и объединилась с рыцарством и городами в самостоятельный  лагерь, выступающий против короля и его сторонников. Раскол в стане  оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских  провизий. В ходе начавшейся в 1263 г. гражданской войны силам де Монфора  удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264г. де Монфор стал верховным  правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии  в государственном управлении. Важнейшим  итогом гражданской войны был  созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения - парламента (1265 г). В него наряду с  баронами и духовными феодалами  были приглашены представители от рыцарей  и наиболее значительных городов.

Информация о работе Формирование сословной монархии в Англии