Цивилизация Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание

Особенности того или иного сформировавшегося типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация.
На протяжении всей своей истории Япония, будучи довольно таки изолированным островным государством, хотя и использовала широко достижения континентальной цивилизации, являлась страной особенной. Исторический изоляционизм привел к консервации своеобразия местного менталитета и стиля жизни, вырабатывая стойкое убеждение в некой индивидуальности Японии, ее культуры, неповторимости, красот японского пейзажа.

Работа состоит из  1 файл

Конт_работаИМЦ.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Наряду с вышеперечисленными религиями в Японии присутствовало и христианство, с которым японцы познакомились в XVI веке после открытия страны европейцами. В результате активной деятельности португальских и испанских миссионеров, искусно использовавших в своих интересах политические амбиции местных феодалов, к началу XVII века число обращенных в католицизм достигло нескольких сотен тысяч человек.

Особенно прочно христианство утвердилось на юге страны, на острове Кюсю, где появились христианские общины. Под лозунгами христианства вспыхивали крестьянские восстания, оно использовалось и местными князьями для ослабления своей зависимости от центра. Соответственно, карательные экспедиции сёгунов были направлены, прежде всего, против христиан. Их казнили, а иностранных миссионеров изгоняли из страны.

В 1611 - 1614 годах сёгун Токугава Иэясу издал указы о запрещении христианской религии, в 1624 году были запрещены въезд и проживание в Японии испанцев, а в 1639 году - и португальцев. В 1639 году исповедование христианства было окончательно запрещено. Португальским кораблям, поскольку они доставляли христианских миссионеров, запрещалось даже приближаться к японским берегам.

С того времени и вплоть до 50-х годов XIX века, когда была отменена политика строгой изоляции страны, проводимая правительством феодального дома Токугава, христианство существовало лишь в виде тайного культа.

Со второй половины XIX века Япония стала вновь ареной деятельности миссионеров, на этот раз не только католиков, но и протестантов: в Нагасаки обосновалась первая протестантская миссия, в Иокогаме были построены католическая и протестантская церкви, появились и православные священники. Деятельность миссионеров становилась все оживленнее. Однако в конце XIX века на них снова обрушились гонения властей. Деятельность апологетов христианства резко активизировалась в период оккупации Японии США после второй мировой войны, однако существенных успехов она не принесла. Влияние христианских церквей распространяется на относительно небольшую часть населения, преимущественно городского.

Говоря о религиозных  течениях, нельзя не упомянуть о  существовавших сектах. Уже в середине XIX века в Японии начался постепенный кризис традиционных религий. Синтоизм и буддизм перестали отвечать насущным религиозным потребностям многих (особенно молодых) японцев. Поэтому на сцену начали выходить разнообразные «новые секты» разной степени радикализма. Для них характерны безусловный культ Учителей - руководителей сект, упрощение богослужения и вероучения, готовность верующих отдать все, что у них есть (включая жизнь), на благо секты, фанатизм, нетерпимость к другим религиям, вера в скорый Конец Света.

Наиболее известной  сектой является Аум Синрикё, основанная Асахарой Сёко. Впрочем, обычно секты не занимаются терроризмом.

 

Заключение

 

В заключение можно отметить, что в отличие от культур стран Запада, в культуре Японии наблюдается значительное пересечение и взаимовлияние всех ее религий. Несмотря на периодически вспыхивавшие религиозные конфликты и споры (обычно за близость к государственной власти), большую часть времени этим вероучениям приходилось сосуществовать. Особенно это касается пересечения буддизма и синтоизма - часто один храм является местом поклонения и буддам, и ками. Японцы научились религиозной терпимости благодаря синкретической религии феодальной эпохи. Сыграл свою определенную роль в этом и период существования синто как надрелигиозного культа.

Японцы, не любящие четких определений и самоограничений жесткими рамками, часто исповедуют сразу несколько религий, хотя при этом в повседневной жизни они менее религиозны, чем какой-либо другой народ мира. Для современных японцев религия - это не вопрос веры, а способ оформления тех или иных жизненных событий: рождения ребенка, смерти, свадьбы, школьных экзаменов, сезонных праздников, взросления, старения. И поэтому религиозность проявляется, главным образом, в соблюдении традиционных обрядов, особенно домашних. Публичные религиозные церемонии привлекают многих, но отчасти лишь как развлечение и интересное зрелище.

Для каждой жизненной  ситуации в Японии существует наиболее подходящая (или модная) религиозная форма, которую можно выбрать по вкусу из обширного набора существующих практик. Так при рождении ребенка благословение можно получить в местном синтоистском храме. Но это не помешает японцу устроить пышные буддистские похороны. В настоящее время, хотя всего около одного процента населения Японии считают себя христианами, становится все более и более популярен такой атрибут христианства как «венчание», так как оказывается намного дешевле свадьбы по традиционному обряду.

Все это считается совершенно естественным и не вызывает никаких трудностей. Связано это именно с тем, что религия, прежде всего, ассоциируется с определенной обрядностью (разного характера, эстетики и стоимости), и японцы просто проявляют завидную практичность. Цель же всех вероучений полагается одинаковой - снятие жизненных осложнений, а потому не возникает и противоречий.

 

Список использованной литературы

 

1. Гаджиева, Е. А. Страна восходящего солнца: история и культура Японии / Е. А. Гаджиева. Ростов-н/Дону: Феникс, 2006.

2. Древние цивилизации / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989.

3. Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке /  
Б. С. Ерасов. М.: Наука, 1990.

4. Игнатович, А. Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории /  
А. Н. Игнатович. М.: Наука, 1987.

5. Киддер, Дж. Э. Япония до буддизма. Острова, заселенные богами / Дж. Э. Киддер. М.: Центрполиграф, 2003.

6. Лещенко, Н. Ф. Япония в эпоху Токугава / Н. Ф. Лещенко. М.: Крафт+, 2010.

7. Мещеряков, А. Н.  Герои, творцы и хранители японской  старины / 
А. Н. Мещеряков. М.: Наука, 1988.

8. Моисеева, Л.А. История цивилизаций / Л. А. Моисеева. Ростов-н/Дону: Феникс, 2000.

9. Накорчевский, А. А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика) /  
А. А. Накорчевский. СПб.: Азбука-классика, 2004.

10. Овчинников, В. В. Сакура и дуб: Впечатления и размышления о японцах и англичанах / В. В Овчинников. М.: Сов. Россия, 1983.

11. Пасков, С. С. Япония в раннее Средневековье VII-XII века. Исторические очерки / С. С. Пасков. М.: Либроком, 2011.

12. Пронников, В. А., Ладанов, И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки) / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. Web: http://lib.rus.ec/b/153626/read#t70 (20.04.2012).

13. Светлов, Г. Е. Традиционные верования японцев: Локальные и синкретические культы / Г. Е. Светлов. М.: Наука, 1991.

14. Web: http://uchebos.ru/2011-03-09-20-08-07/57-2011-03-09-07-41-17.html (26.04.2012)

15. Web: http://yaponia.net (26.04.2012)


Информация о работе Цивилизация Японии