Цивилизация Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание

Особенности того или иного сформировавшегося типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация.
На протяжении всей своей истории Япония, будучи довольно таки изолированным островным государством, хотя и использовала широко достижения континентальной цивилизации, являлась страной особенной. Исторический изоляционизм привел к консервации своеобразия местного менталитета и стиля жизни, вырабатывая стойкое убеждение в некой индивидуальности Японии, ее культуры, неповторимости, красот японского пейзажа.

Работа состоит из  1 файл

Конт_работаИМЦ.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)


Введение

 

Темой данной работы, написанной в рамках изучения курса «История мировых цивилизаций» выбрана «Цивилизация Японии».

Особенности того или иного сформировавшегося типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация.

На протяжении всей своей  истории Япония, будучи довольно таки изолированным островным государством, хотя и использовала широко достижения континентальной цивилизации, являлась страной особенной. Исторический изоляционизм привел к консервации своеобразия местного менталитета и стиля жизни, вырабатывая стойкое убеждение в некой индивидуальности Японии, ее культуры, неповторимости, красот японского пейзажа.

Поскольку рассмотрение всех составляющих цивилизации Японии не возможно в рамках объема данной работы, то было решено ограничиться изучением и более подробным рассмотрением лишь одной, но довольно значимой составляющей.

Исходя из вышесказанного, цель данной работы формулируется как изучение религии Японии, в рамках которой решаются задачи по изучению религиозных и религиозно-философских доктрин, сформировавшихся в Японии, таких как:

- синтоизм,

- буддизм,

- конфуцианство,

- даосизм,

- христианство.

 

Японское государство  занимает цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и другие острова, всего около 4 тысяч), омываемых  Тихим океаном, Японским, Охотским и  Восточно-Китайским морями. Рельеф островов - преимущественно горный, на территории государства расположены многочисленные действующие и потухшие вулканы, в том числе высшая точка Японии - вулкан Фудзияма. В Японии часты землетрясения, на Тихоокеанском побережье - цунами. Климат на островах субтропический муссонный, на севере умеренный, на юге тропический, осенью обычны тайфуны. Реки короткие, многоводные. Свыше половины территории островов заняты лесами (на Хоккайдо главным образом хвойные, южнее - субтропические вечнозеленые) и кустарниками.

Вследствие географического  положения и изоляции, в которой оказалась Япония с ХVII века (периода Токугавы, когда под страхом смертной казни были запрещены все поездки за рубеж) и до 1853 года, когда командор Мэтью Пери подошел на семи кораблях к берегам Японии и потребовал открыть свои порты для торговли с внешним миром, японцы смогли создать и сохранить свою особую цивилизацию. И хотя порой исследователи отказывают Японии в существовании самостоятельной цивилизации ввиду значительного китайского влияния, особенно в  
V - VII веках, в Японии сформировалась и сохранилась до настоящего времени исключительная самобытность в государственном устройстве, правовых институтах, социальной организации, экономике, религии и культуре.

Происхождение японцев до настоящего времени остается дискуссионным вопросом, однако, исходя из известных исторических и географических данных, делается вывод о формировании японского этноса в результате смешения в доисторическое время элементов, пришедших из различных частей Азии. Невозможно определенно установить динамику этого процесса, но вполне вероятно, что географическое положение Японского архипелага, протянувшегося дугой вдоль северо-восточной Азии и почти касающегося материка двумя своими оконечностями, привело к тому, что наибольшее влияние было оказано с севера, где ближайшие к материку берега в неолитическое время населяли монголоидные племена, пришедшие сюда через Корею. В то же время есть основания полагать, что некоторые черты раннеяпонской цивилизации, в частности, метод выращивания риса, происходят из южного Китая, и нет ничего невероятного в предположении, что население из этого региона участвовало в формировании японского этноса. Что же касается айну, народа, который ныне населяет Хоккайдо, то данные лингвистики и другие свидетельства говорят о том, что некогда ими был заселен весь архипелаг. Существуют разногласия по поводу их происхождения, однако современные ученые рассматривают их как представителей ранней кавказской языковой семьи.

Японская историография склонна относить основание Японии к  
660 году до нашей эры. Более реально, однако, считать началом истории Японии III – IV столетия нашей эры, когда жил легендарный Ямато Такэру, имеющий более всего шансов считаться историческим лицом. Ему удалось объединить под своей властью большую часть родов и племен Японских островов. Древнейшее название Японии не случайно звучало как «Ямато». В дальнейшем, в силу изолированного положения, японская народность прошла своеобразный, отличный от народов материковой Азии, путь развития, близкий к типу развития европейского феодализма.

Традиционное мировоззрение жителей Японии сформировалось под влиянием трех важнейших религиозно-философских доктрин - синтоизма, конфуцианства и буддизма - и отчасти под влиянием даосизма и христианства, среди которых главенствующее место занимает истинно японская религия синто.

Синто (буквально «путь богов») - это древняя японская религия. Хотя истоки ее, по общему признанию, неизвестны, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что она возникла и развилась в Японии вне китайского влияния.

Впервые термин «синто»  встречается в письменных памятниках 7 века. В это время на основе местных  разрозненных религиозных культов  в центральной части острова  Хонсю начинается формирование единой для древнеяпонского государства религии, что было связано, в первую очередь, со становлением централизованного государства и с его потребностью в унифицированной идеологии. Для достижения этой цели были составлены мифологическо-летописные своды «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 год) и «Нихон секи» («Анналы Японии», 720 год), в которых была предпринята попытка сведения мифов отдельных родовых и территориальных образований в единую стройную систему (эта задача никогда не была решена на практике окончательно, и наряду с официально зафиксированными пантеоном и мифами синто всегда существовало множество их локальных вариантов). Основной задачей этих сводов было обоснование легитимности «правящего» рода, глава которого («сын неба» или, в устоявшейся европейской терминологии, «император») играл роль верховного жреца и почти никогда не обладал реальными всеобъемлющими распорядительными полномочиями, которые принадлежали другим кровнородственным структурам (в древности - родам Сога, Фудзивара, впоследствии - родам сегунов Минамото, Асикага и Токугава). Этот своеобразный дуализм системы властных отношений в значительной степени предопределил уникальность ситуации, состоящей в том, что правящая японская династия не знала перерыва, по крайней мере, начиная с V века до нынешнего времени.

Характерной чертой религии  синто или синтоистской мифологии  является соединение в ней мифов  земледельцев, охотников и рыбаков, племен алтайской и аустронезийской  языковых групп, что отражает сложный  процесс этногенеза японцев. Наблюдаются  определенные параллели и с шаманистическим комплексом обитателей Корейского полуострова. Однако основными в синтоизме следует признать все-таки аграрные обряды. Это было связано с тем, что раннеяпонское государство было, прежде всего, государством земледельцев (главным образом рисоводов). На религиозную практику раннего синтоизма большое влияние оказали также конфуцианство и особенно религиозный даосизм.

В религии синто отсутствует  концепция единого Творца. Согласно синтоистской мифологии, природные  объекты (включая сами острова Японии) были созданы в результате деятельности парных (мужских и женских) божеств.

Вначале сонм божеств, пребывавших  на Равнине Высокого Неба, отрядил  брата с сестрой - Идзанаки и Идзанами - для того, чтобы они создали Японские острова. Погрузив копье в морскую воду, они стали месить ее, пока частички земли, имевшиеся в ней, не сбились в самый первый остров. После этого Идзанаги и Идзанами спускаются на остров, чтобы создать теперь целый архипелаг, который они и порождают вполне «человеческим» способом.

У них родилась богиня солнца Аматэрасу, бог луны Цукиёми  и бог ветра и воды Суса-ноо. Аматэрасу и Сусаноо вступили между собой в борьбу. Аматэрасу  победила и осталась на небе, а Сусаноо  был изгнан в страну Идзумо на землю. Сын Сусаноо - Окунинуси сделался правителем Идзумо. Аматэрасу не смирилась с этим и принудила Окунинуси передать правление ее внуку Ниниги. Ниниги сошел с неба и принял управление государством Идзумо. В знак власти ему вручили три священных предмета - зеркало (символ божественности), меч (символ могущества) и яшму (символ верности подданных). От Ниниги произошел Дзиммутэн-по, мифический первый император Японии, положивший начало династии японских императоров - микадо. Зеркало, меч и яшма с тех давних времен остаются эмблемой японского императорского дома.

Император микадо в сознании японца благодаря своему «божественному»  происхождению состоит в родстве  со всем народом, он - глава нации-семьи. Даже сегуны, господствовавшие в Японии более трехсот лет, называли себя представителями микадо. Идея микадо, освященная синтоизмом, не исчезла из сознания японцев и сегодня, хотя, конечно, ее регулирующая сила значительно ослабла.

До настоящего времени в синтоистских храмах совершаются различные обряды в честь императорской семьи (по некоторым данным, их насчитывается более ста тысяч).

Результатом этих действий стало и еще одно важное культурное последствие: японцы стали считать, что их божества - ками - обладают, прежде всего, творящей, производительной сущностью. И потому стали обращаться к ним во всех тех случаях, когда требовалось обеспечить эту производящую способность. При императорском дворе существовала Палата Божеств, жрецы которой профессионально отправляли обряды, призванные обеспечить плодородие в масштабах страны (ведущая роль принадлежала наследственным жрецам из родов Накатоми, Имибэ и Урабэ). Что касается деревенских общин, то там эти обряды чаще всего отправлялись самими деревенскими жителями, которых определяли жребием и периодически сменяли.

Официальный пантеон  раннего синто представляет собой божеств-предков наиболее могущественных аристократических родов. Главными категориями этих божеств являются:

1) «небесные божества»  (родились и действовали на  небе - божества космогонического цикла);

2) «детей и внуков  небесных божеств» (родились на небе, но действовали также и на земле - «культурные герои»);

3) «земные божества» - родились и действовали на земле (предки покоренных племен и родов).

Каждое из этих многочисленных божеств обладало человеческими  потомками. И чем более могущественным был род, тем к более древнему божеству он возводил свое происхождение. Поскольку главное божество синтоистского пантеона богиня Аматэрасу относилась к категории «дети и внуки небесных божеств», то ее центральное место в пантеоне объяснялось чисто историческими обстоятельствами возвышения правящего рода (его фамилия была, вероятно, табуирована и потому осталась для нас неизвестной). Таким образом, можно утверждать, что структура синтоистского пантеона в значительной мере отражает социальную структуру общества VII - VIII веков.

Большую роль в религии  синто играли локальные ландшафтные божества, считавшиеся охранителями той или иной местности, а также людей, там обитавших. В особенности это относилось к божествам гор, поскольку именно горы являлись основными сакральными точками пространства: считалось, что именно там обитают души предков. Не случайно, что большинство синтоистских храмов также было расположено в горах. Вместе с формированием в культуре эстетических представлений природным ландшафтным объектам были приписаны эстетические характеристики, чем и объясняется особое внимание, уделяемое японской литературой и искусством пейзажным жанрам.

Согласно религии синто, каждый человек после смерти становится предком, и, следовательно, объектом для поклонения - вне зависимости от своих прижизненных деяний. О синтоистском божестве невозможно однозначно сказать - доброе оно или же злое, поскольку синтоизм не относится к числу религий с разработанными этическими понятиями. Не существует в нем и божества, которое можно было бы соотнести с дьяволом, с воплощением абсолютного зла. Из культа предков проистекает трепетно-уважительное отношение японцев к прошлому. Прошлое - это то время, когда жили предки. Поэтому история этой страны не знает революций, основным содержанием которых является отрицание прошлого времени, желание начать все «сначала». Отсюда и преувеличенная (с точки зрения европейцев) любовь обитателей Японского архипелага к истории, вообще ко всему, что произошло когда-то в прошлом.

Синтоизм свободен от религиозной идеи «центральной власти» всевышнего, он учит главным образом культу предков и поклонению природе. В синтоизме нет других заповедей, кроме общежитейских предписаний соблюдать чистоту и придерживаться естественного порядка вещей. У него есть одно общее правило морали, согласно которому необходимо поступать согласно законам природы, щадя при этом законы общественные. По синтоистским представлениям, японец обладает инстинктивным пониманием добра и зла, поэтому соблюдение обязанностей в обществе тоже инстинктивно.

Священной книгой синтоизма являлась «Кодзики», хотя и не в том же смысле, что Библия в христианстве или Коран в исламе. В ней были объединены две идеи - идея кровного племенного единства и идея политической власти.

Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.

Первая концепция утверждает, что все сущее является результатом  саморазвития мира: мир появился сам  по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бытия, согласно доктрине синто, исходит из самого мира, а не от какого-то верховного существа, как у христиан или мусульман. На таком понимании мироздания покоится религиозное сознание японца, удивляющегося вопросам европейцев: «Какая у вас вера?» или того более - «Верите ли вы в бога?».

Вторая концепция подчеркивает силу жизни. Согласно мифологии, первое сексуальное сближение произошло  между богами. И потому секс и  моральная вина никогда не связывались  в сознании японцев. Все, что естественно, согласно данному принципу, должно уважаться, не уважается только «не чистое», но и всякое «не чистое» может быть очищено. Именно на это направлены ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклонности к приспособлению, адаптации. Благодаря этому японец оказывается способным принять почти любую модернизацию после того, как она очищена, скорректирована, согласована с японской традицией.

Третья концепция утверждает единство природы и истории. В  синтоистском воззрении на мир нет  разделения на живое и неживое: для приверженца синто животные, растения, вещи – это все живое и во всем живом и в самом человеке живет божество ками. Некоторые считают, что люди и есть ками, или ками располагаются в людях, или люди могут впоследствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками - это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается путем слияния с ками в повседневной жизни.

Четвертая концепция связана с многобожием, так как синто возник из местных культов природы, поклонения местным, родовым и племенным божествам.

Информация о работе Цивилизация Японии