Цивилизация доколумбовой Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:03, доклад

Описание

Доколумбовая Америка является одним из важнейших этапов и интереснейших примеров в развитии мировой цивилизации, но достаточно плохо освященным в отечественном информационном пространстве, а в научной сфере пока остается уделом относительно небольшой группы исследователей–энтузиастов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, Америку в древние времена населяли многочисленные индейские племена, среди которых наибольших высот в культурном развитии достигли астеки, майя, инки, строившие пирамиды, создававшие гигантские каменные изваяния и, в конце концов, покоренные испанскими конкистадорами. Более того, отсутствие достаточного количества компетентной, прежде всего, научно-популярной русскоязычной литературы, ведет к появлению значительного количества посредственных и откровенно псевдонаучных работ, которые не только не проливают свет на историю Древней Америки, но и еще больше запутывают широкую аудиторию, пытаясь поставить на первый план поиск некоего тайного смысла и мистических знаний в древних американских культурах. Конечно же, в подобных работах не могут найти отражение все особенности и многообразие цивилизаций Др

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.29 Кб (Скачать документ)

В XI в. на обломках культуры мочика на северном побережье Перу возникает государство Чимор, вобравшее  в себя культурные традиции мочика. Благодаря активной экспансионистской  политике правителей к началу XV в. Чимор  превратился в огромную империю, простиравшуюся с севера на юг вдоль  побережья Перу более чем на тысячу километров. Ее столица находилась в городе Чан-Чан, которая в середине XV в. подверглась нападению войск нового могущественного соперника – государства инков. 

Инки относились к народности кечуа – группе скотоводческих племен которая расселились в  Центральном Перу на территории, ранее  подвластной государству Уари. Затем  одно из племени кечуа обосновалось в долине Куско, а его вожди  принятии титул – Инка. Согласно красивому мифу, записанному в  сочинениях испанских хронистов, Инка Манко-Капак, сын Солнца и Луны, спустился  со своей женой и единокровной сестрой Мама-Окльо в районе озера  Титикака, откуда направился на север. Солнцем ему был вручен золотой  жезл – символ власти, и там, где  жезл легко вошел в землю, и  был основан город Куско. Постепенно правители инков начали проводить  масштабные завоевания на югу и на севере и таким образом к началу XVI в. создали огромную империю, которая  охватывала огромную территорию, протяженностью в 4000 км с севера на юг вдоль Анд, от Эквадора до Центрального Чили. Вся  империя была связана сетью дорог  для передвижения гонцов, войск и  торговых караванов, общая протяженность  которых составила около 30000 км. Инки строили величественные города и  высокогорные крепости, такие как  Мачу-Пикчу и Вилькабамба. Они  использовали «узелковое письмо» –  кипу для ведения хозяйственной  документации, достигли высот в изготовлении художественных украшений из золота, серебра и бронзы. Однако испанское  завоевание под предводительством  конкистадора Франциско Писарро  в 1531–1533 гг. положило конец истории  этого величественного государства  Нового света и всей Андской цивилизации. 

4. Высокоразвитые  культуры Древней Америки 

История древней  Америки не ограничивается только двумя  регионами, где появились высокоразвитые цивилизации. Наоборот, в течение  нескольких тысячелетий человек  заселил практически весь американский континент, от арктических островов на севере до Огненной земли на его  южной оконечности, группы примитивных  охотников и собирателей освоили  совершенно различные по природно-географическим условиям территории, тундру, тайгу  и равнины Северной Америки, небольшие  острова 

Разумеется, Древняя  Америка, не была ограничена только двумя  цивилизациями, и во многих других областях Нового Света появились выдающиеся культуры, которые, хоть и находились на более низком уровне социально-политического, экономического и культурного развития, тем не менее, они внесли важный вклад  в историю доколумбовой Америки. К числу таких важных и весьма значимых для общего развития континента следует отнести: Миссисипскую культурную общность, культуру Пуэбло и комплекс культур Северных Анд. 

В центральной части  североамериканского континента югу  от области Великих озер в рамках одной из самых больших речных систем мира – Миссисипи, сложился ареал культуры, которая оставила после себя не мало интересных памятников. Эпицентр данной культуры располагался вдоль течения Миссисипи и ее притоков – рек Миссури, Огайо и Теннесси. Эта территория с особыми природно-географическими условиями, в восточной части бассейна Миссисипи проходил раздел между двумя природными зонами: лесной на северо-востоке и степной на юго-западе, поэтому здесь были благоприятные условия для занятий присваивающим хозяйством – охотой и собирательством, а также, впоследствии, и высокопродуктивным земледелием. 

Архаическая история  этого региона связана палеолитической  традицией Кловис, существовавшей в XII–X тыс. до н. э., и известной благодаря  особому типу продолговатых каменных наконечников. Однако только в середина II тыс. до н. э. здесь в течении  Миссисипи складывается ареал развитой культуры, созданный примитивными охотниками и собирателями, и получивший в  науке название Вудленд. К этому  времени здесь впервые появляется керамика, традиция строительства погребальных курганов, появляются медные изделия, принесенные из района Великих озер, а также зачатки земледелия. На рубеже эр в рамках культуры Вудленда появляются поистине монументальные сооружения – многочисленные земляные насыпи – погребальные курганы высотой  до 10 м. и длиной более 100 м. Более  того, насыпи перестают играть роль исключительно погребальных построек, но также становятся святилищами  и основаниями для жилищ элиты. Строятся насыпи сложной геометрической формы, например, в штате Огайо (США) обнаружен комплекс насыпей площадью около 10 км2, состоящий из насыпей  в форме восьмиугольников, кругов и простых линий. 

В сер. I тыс. н. э. на основании  культуры Вудленда формируется Миссисипская культурная общность, которая заимствовав  многое от предшественников, создает  одно из наиболее развитых обществ  на территории Северной Америки до прихода европейцев. В бассейне Миссисипи  появляются крупные протогорода, которые  являлись центрами простых политических образований. В них возводятся монументальнее постройки – земляные насыпи, которые  выполняли роль святилищ и мест погребения элиты. Их население занималось высокопродуктивным земледелием в пойме крупных  рек и установило экономические  и культурные связи, связавшие весь бассейн Миссисипи, возможно доходившие и до Мезоамерики. 

Пик расцвета общности пришелся на X–XII вв. и связан, в первую очередь с развитием поселения  Кахокия, расположенного в месте  слияния Миссисипи и Миссури. В XII в. население Кахокии составляло около 20 тысяч человек. На территории городища было обнаружено несколько  десятков насыпей, в том числе  большая четырехступенчатая платформа  Манкс-Маунд высотой более 30 м., а  само поселение было окружено мощной стеной из лиственничных бревен. Но в XIII в. Кахокия пришла в упадок и  на ее место вышли другие центры, такие как Маундвил, Этоуа и  Спиро-Маунд. Продолжается традиция строительства  насыпей сложной формы, в частности, обнаружены насыпи в форме различных  животных – Змеи, Крокодила Слона. Однако к середине XV в. Миссисипская культурная традиция окончательно пришла в упадок и к появлению здесь  европейцев от ее наследия практически  ничего не осталось. 

Другой важный регион культурного развития в Северной Америке находился на юго-западе континента и стал основой для  формирования общности, получившей название культура Пуэбло (от исп. pueblo – «поселение»). Юго-запад существенно отличался по природным условиям от бассейна Миссисипи, это засушливые области в южных отрогах Кордильер (ныне территории штатов Аризона, Нью-Мексико, Юты, Колорадо и Техаса), большая часть которых покрыты пустынными плато, изрезанные узкими каньонами с небольшими плодородными долинами. Именно здесь в небольших оазисах, окруженных пустынями и враждебными полукочевыми племенами охотников и собирателей, возникает особая культурная общность земледельцев, концентрировавшаяся вокруг грандиозных жилых комплексов. 

Культурное развитие региона началось приблизительно в  конце II тыс. до н. э., когда сюда проникает  традиция культивации кукурузы, фасоли и тыквы, затем в конце I тыс. до н. э. появляется керамическое производство, а затем в первых веках нашей  эры в долинах небольших рек, пригодных для земледелия, появляются оседлые поселения. Приблизительно в VIII–X вв. поселения увеличиваются  в размерах, и на их основе строятся долговременные жилища из камня. Их жители занимались высокопродуктивным земледелием  с использование ирригационных  сооружений, изготовлением расписной  керамики, плетеных корзин. Порой поселения  представляли собой единые многоэтажные жилые комплексы со сложной планировкой, включающие жилые помещения на несколько  десятков и даже сотен человек, святилища  круглой формы – кивы, и другие общественные сооружения. Враждебное окружение заставляло жителей долин  строить укрепленные поселения  – либо обносить их стенами, либо использовать естественную защиту скальных навесов, которые во множестве встречаются  в каньонах. 

Всего было обнаружено несколько десятков крупных поселений. Пик расцвета культуры пришелся на X–XV вв., когда появляются грандиозные  поселения, такие как сооружения каньона Чако в Аризоне, или Меса-Верде  на юге Колорадо. Например, поселение  Пуэбло-Бонито в каньоне Чако представляло собой комплекс из одно–четырех этажных  домов, расположенных амфитеатром  вокруг общественной церемониальной площади. А Меса-Верде – грандиозный  жилой комплекс, с десятком многоэтажных сооружений, был построен под большим  скальным навесом, на высоте 20 метров над  уровнем пойме ручья на дне  каньона, где находились сельскохозяйственные угодья. Но на самом юге культурного  ареала, в пустыни Сонора на севере современной Мексики, возникло крупное  поселение Касас-Грандес, которое  представляло собой совершенно иной центр городского типа, с многочисленными  монументальными постройками и  площадями, святилищами и площадками для игры в мяч. Его появление  здесь объясняется сильным влиянием мезоамериканских культурных традиций. В XV в. культура Пуэбло приходит в упадок вследствие засухи и под ударами  кочевых племен. И к моменту  появления на Юго-западе европейцев в XVIII в. от культурного наследия жителей  Юго-запада остались лишь их заброшенные  каменные жилища. 

В это же период в  северной части Южной Америки  на территории современной Колумбии возникает ряд культур, которые  оказались тесно связаны с  историей колонизации этого региона  испанцами. В северной оконечности  горной гряды Анды, ограниченной с  севера побережьем Карибского моря, с  запада – Тихим океаном, а с  востока тропическими лесами бассейна Ориноко, основные центры культурного  развития были расположены в нескольких обширных горных долинах, в частности  на плоскогорье Сабана-де-Богота, расположенном  на высоте 2500 м. над уровнем моря. Во II тыс. до н. э. здесь формируются ранние земледельческие культуры, а в конце I тыс. до н. э. в регионе распространяется металлургия золота и традиция изготовления фигурной расписной керамики. В начале I тыс. н. э. в обществах северных Анд происходят значительные социальные изменения и появляются богатые захоронения, и первые примеры монументальной архитектуры. Захоронения были совершенно разными по своей конструкции, например, в культуре кимбая знать хоронили в шахтовых гробницах глубиной до 30 м., а в культуре сан-агустин строили каменные склепы, у входа в которые ставили монументальные изваяния божеств и фантастических существ, а тело помещали в массивные каменные саркофаги. В погребения клали многочисленные золотые украшения, но, к сожалению, до наших дней сохранилось не так много целых погребений. 

Но наибольших успехов  в обработке драгоценных металлов достигли племена чибча-муисков  и тайрона. В конце I тыс. н. э. они  создали сложное общество, основанное на земледелии, с многолюдными поселениями, могущественными вождями, развитым ремеслом и торговлей. Культуры мусков и тайрона сохранились вплоть до появления в Южной Америке  испанских конкистадоров в начале XVI в. Во время завоевания области  муисков испанцами в 1537–1538 гг. под  предводительством Гонсало Хименеса де Кесады, один из ритуалов вождей муисков  стал основой для появления, самой  невероятной легенды эпохи конкисты об Эль-Дорадо – «Золотом человеке». Согласно преданию, один из вождей муисков  Гуатавита, ежедневно совершал обряд  омовения в водах горного озера, покрываясь с головы до ног золотой  пылью, и приносил дары богам, бросая в воду золотые предметы. Найденные  впоследствии золотые изделия муисков  действительно изображают торжественные  церемонии, в которых вождь в  окружении своих приближенных плывет на плоту, для совершения ритуала. В  действительности же подобный обряд  совершался лишь раз в жизни вождя, когда он вступал во власть. Но предание настолько прочно засело в сознании конкистадоров, у которых новый  неизведанный континент неизменно  ассоциировался с несметными сокровищами, что родилась легенда об Эль-Дорадо, стране где, правит «Золотой человек» – правитель, ежедневно осыпающий  себя золотым песком, где настолько  много золота, что дома построены  из золотых кирпичей, а улицы вымощены золотым булыжником. И руководствуясь этой легендой многочисленные отряды конкистадоров вплоть до конца XVIII в. безуспешно искали эту мифическую страну в горных отрогах Анд и дебрях Амазонии, пока, наконец, в начале XIX в. легенда не была окончательно развеяна европейскими естествоиспытателями.

Информация о работе Цивилизация доколумбовой Америки