Цивилизация доколумбовой Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:03, доклад

Описание

Доколумбовая Америка является одним из важнейших этапов и интереснейших примеров в развитии мировой цивилизации, но достаточно плохо освященным в отечественном информационном пространстве, а в научной сфере пока остается уделом относительно небольшой группы исследователей–энтузиастов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, Америку в древние времена населяли многочисленные индейские племена, среди которых наибольших высот в культурном развитии достигли астеки, майя, инки, строившие пирамиды, создававшие гигантские каменные изваяния и, в конце концов, покоренные испанскими конкистадорами. Более того, отсутствие достаточного количества компетентной, прежде всего, научно-популярной русскоязычной литературы, ведет к появлению значительного количества посредственных и откровенно псевдонаучных работ, которые не только не проливают свет на историю Древней Америки, но и еще больше запутывают широкую аудиторию, пытаясь поставить на первый план поиск некоего тайного смысла и мистических знаний в древних американских культурах. Конечно же, в подобных работах не могут найти отражение все особенности и многообразие цивилизаций Др

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.29 Кб (Скачать документ)

Классический период – время наивысшего расцвета Мезоамериканской цивилизации, когда родились ее, пожалуй, самые удивительные культурные достижения. Это время связано со взлетом  культуры майя и Теотиуаканского  государства. Древние майя, которых  в литературе часто именуют «греками доколумбовой Америки», еще в I тыс. до н. э. заселили низменности в восточной  части Мезоамерики. А с III в. н. э. на этой территории стали появляться, небольшие, но многочисленные государства  майя. Этот народ известен благодаря  своим удивительным по красоте городам  с многочисленными пирамидами, обнаруженным в непроходимой сельве, Майя также  являлись создателями самой развитой в Мезоамерике системы письма, которая в 1952 г. была дешифрована  нашим выдающим соотечественником  Юрием Валентиновичем Кнорозовым (1923–1999). Они усовершенствовали мезоамериканскую календарную систему и весьма точно вычислили солнечный год, который лишь на считанные минуты отличается от современного григорианского календаря. В IX в. произошел резкий и  малообъяснимый упадок культуры майя, их великолепные города внезапно были оставлены жителями, а центр политической и культурной жизни майя сместился  на север, на полуостров Юкатан, где  последние очаги майя были покорены испанцами в XVI в. 

Одновременно с  расцветом майя в I–VI вв. н. э. в Центральной  Мексике в районе современного города Мехико развивается, пожалуй, самое  могущественное государство за всю  историю Мезоамерики – Теотиуакан. Руины этого города давно были известны исследователям, благодаря  выдающимся постройкам, в первую очередь  гигантской Пирамиде Солнца, которую  очень часто сравнивают с Великими пирамидами в Египте. Долгое время  считалось, что Теотиуакан был чем-то вроде культурно-религиозного центра Мезоамерики, однако благодаря исследованиям  последних лет было доказано, что  Теотиуакан вырос, как столица огромной державы, простиравшейся от долины Мехико на западе до области майя на востоке, созданной путем масштабных завоеваний. В период расцвета в VI в. Теотиуакан являлся одним из крупнейших городов  мира своего времени с населением более 150000 человек. Но к VIII в. Теотиуакан постепенно пришел в упадок, огромное государство развалилось, и его  место заняли небольшие политические образования. 

В ранний постклассический период в истории Мезоамерики  доминировало сильное военное государство  тольтеков, появившееся на обломках Теотиуаканской державы. Фактически, тольтеки заложили основу культурного развития Центральной Мексики в постклассический период. Примечательно, что правители  многих государств этого региона  в XIII–XV вв. возводили свою родословную  к тольтекским владыкам, в частности  к легендарному Кецалькоатлю. Согласно известной легенде, Кецалькоатль (т.е. «Пернатый змей»), названный так  в честь почитаемого божества властвовал над тольтеками, но когда  он достиг вершины могущества, то ушел за море на восток. Эта легенда вновь  ожила, когда с востока приплыли корабли испанцев – посланников  Кецалькоатля, как полагали индейцы. 

Завершающий этап истории  Мезоамерики ознаменован расцветом  могущественного государства астеков. До XIII в. астеки были одним из кочевых  племен, пришедшим в долину Мехико из северных пустынных областей. Сами астеки своей прародиной легендарной  Астлан. В XIV в. на небольшом острове  посреди озера Тескоко астеки основали новую столицу Теночтитлан, грандиозными храмами которой впоследствии восхищались испанские завоеватели. В течение последующих ста  лет астеки подчинили все соседние государства и племена, расширив свои границы до побережья Мексиканского  залива на востоке, на юге – до владений сапотеков и до земель тарсков  на западе Мезоамерики. К сожалению, внезапное вторжение испанцев под  предводительством Эрнандо Кортеса  в 1521 г. положило конец государству  астеков, а вместе с ним и всей Мезоамериканской цивилизации. 

3. Андская цивилизация 

Другим не менее  значимым цивилизационным очагом Древней  Америки стал горный массив Анд, где  во II тыс. до н. э. зародилась особая, отчасти  сходная с Мезоамерикой, цивилизация. Первоначально считалось, что могущественная Империя инков, завоеванная в  середине XVI в. испанцами представляла сбой самостоятельную цивилизацию. Однако это была лишь вершина айсберга, последний этап развития более древней  цивилизации, история которой насчитывает  свыше трех с половиной тысяч  лет. 

Эпицентр Андской  цивилизации располагался в западной части Южной Америки на территории современного Перу, и ее ареал охватывал  весьма обширную территории вдоль массива  Анд от Эквадора на севере до центрального Чили на юге, а также Боливийское  нагорье и верховья Амазонки на востоке. Таким образом, зона Андской цивилизации  была вытянута на 4000 километров с севера на юг вдоль тихоокеанского побережья. С географической точки зрения, это  был весьма специфический регион, включавший в себя различные по климату  и ландшафту области. Основную часть  территории занимает горный массив Анд, с вершинами высотой более 6000 м н.у.м. Основными центрами развития цивилизации стали пригодные  для земледелия горные долины и нагорье  на высоте от 2000 до 4500 м., в том числе  бассейн высокогорного озера  Титикака на границе современных  Перу и Боливии и пуна – полоса тундро-степи на юге Перу и севере Чили. В западной части региона  с севера на юг тянется прибрежная полоса шириной до 50 км, образованная многочисленными наносными речными  долинами, текущим с гор в Тихий  океан, и пригодными для интенсивного земледелия. Здесь сложился второй эпицентр Андской цивилизации. 

Ключевыми факторами  в развитии Андской цивилизации  стало повсеместное использование  металлов, доместикация крупных животных и создание особой террасной системы  земледелия, что отличает ее от других культур Америки. На американском континенте не так много мест, где в древние  времена была возможна добыча металлов, в первую очередь, меди, а также  золота и серебра. Один из очагов металлургии  находился в Северной Америке  в районе Великих озер, второй –  в центральных и западных областях Мезоамерики, третий – на юге Центральной  Америки в районе Панамы и Колумбии, но самая масштабная добыча металлов велась, пожалуй, в рамках Андской цивилизации в Центральном и Южном Перу. Металлургия возникла здесь в конце II тыс. до н. э. и с тех пор все культуры в той или иной степени использовали изделия из золота, серебра и меди. Первоначально из металла изготавливали ритуальные предметы и украшения, но позже стали делать оружие и орудия труда. Например, воины инков и их противники к XV в. воевали исключительно медным оружием. Жители Анд делали изумительные по красоте золотые украшения, которых до наших дней сохранилось очень немного, так как большая часть сокровищ инков была переплавлена испанцами в слитки и вывезена в Европу. Они использовали металлы не только в чистом виде, но и научились делать сплавы: золота с серебром – электр, золота с медью – тумбага. 

Горные районы Анд  были одним их немногих мест в Америке, где с доисторических времен сохранились  крупные животные – ламы, близкие  родственники верблюдов. Эти невысокие, но выносливые, покрытые густой шерстью  животные, были приспособлены природой для жизни в горах. Человек  научился использовать эти достоинства  – одомашненные ламы давали шерсть для пряжи и молоко, их использовали в качестве вьючных животных, способных  передвигаться по горным тропинкам, изредка употребляли в пищу, в  основном в ритуальных целях. 

Человек быстро освоил все пригодные для жизни речные долины в Центральных Андах, и  уже на раннем этапе развития цивилизации  свободной земли для занятия  земледелием стало не хватать. Поэтому  жители Анд научились использовать малопригодные для этих целей  горные склоны, на которых они стали  строить специальные террасы. Террасы  уступами поднимались верх по склонам, их заполняли плодородной почвой и подводили специальные оросительные каналы, которые питались из резервуаров, устроенных высоко в горах. Таким  образом, удалось решить проблему нехватки земли. Испанцы, впервые попавшие в  Перу в начале XVI в. были настолько  поражены видов бесконечных террас, уходящих гигантскими лестницами высоко в горы, что нарекли горы Андами (от исп. anden – парапет, терраса). 

Поскольку Анды отличаются крайне сложным ландшафтом, то здесь  весьма разнообразно представлены климатические  зоны. На севере в Эквадоре и на востоке  в предгорьях Анд это влажный  тропический климат, на побережье  Перу относительно засушливо и прохладно, но отсутствуют существенные перепады температуры. В горных долинах, особенно в поясе альпийских лугов –  парамо на севере Перу, климат умеренный  и весьма пригодный для деятельности человека, а в высокогорье на юге  Перу, где начинается полоса тундро-степи  – пуна, условия весьма суровые, но подходящие для занятия скотоводством. Еще южнее в северном Чили пуна сменяется засушливыми пустынями. Значительное влияние на климат зоны Андской цивилизации оказывают  теплые и холодные тихоокеанские  течения, порой на определенный период существенно меняющие климатические  условия в западной части континента. 

Из наиболее важных для становления и развития Андской  цивилизации областей следует выделить: северное побережье Перу с плодородными речными долинами, где сложились  великолепная культура мочика и могущественное государство Чимор; южное побережье  Перу, где на засушливых равнинах зародилась культура наска, известная своими гигантскими  изображениями на земле; центральное перуанское нагорье, в долинах которого возникли государство Уари и Империя инков; бассейн Титикаки, где также сложилось могущественное государство Тиуанаку. 

Поскольку культуры Андской цивилизации так и  не изобрели письменность, то у нас  нет ни какой достоверной информации об исторических событиях того времени. Поэтому, преимущественно археологические  находки, в первую очередь распространение  типов керамики, стали основой  для разделения истории Анд на отдельные хронологические периоды.

период  время

Докерамический период  4000–2000 гг. до н. э.

Начальный период  2000–800 гг. до н. э.

Ранняя фаза  800–200 гг. до н. э.

Ранний переходный период  200 г. до н. э. – 500/600 г. н. э.

Средняя фаза  500/600–1000

Поздний переходный период  1000–1470

Поздняя фаза  1470–1532 

Докерамический период, аналогично Мезоамерике, стал временем, когда наиболее удобные области  Анд активно осваивались кочевыми и полуоседлыми группами людей, занимавшихся охотой, собирательством, морским промыслом, примитивным земледелием, изготовлением  различных орудий труда. В последующие  – Начальный период и Раннюю фазу – в Андах появляется ряд высокоразвитых культур, занимавшихся монументальным строительством, созданием мегалитических скульптур, изготовлением сложнофигурной и полихромной керамики. К таковым  можно отнести культуру Чавин, появившуюся  в долине реки Мараньон на севере Перу в X в. до н. э. и просуществовавшую  вплоть до III в до н. э. Эта культура известна по грандиозному храмовому  комплексу Чавин-де-Уантар, построеноому по П-образной схеме, традиционной для  того времени. Возможно, что в IV–III вв. Чавин стал самым сильным политическим образованием в Перу и достиг уровня государства. Однако затем последовал ее постепенный упадок и в первых веках нашей эры в Андах  появились новые культурные традиции. 

В Ранний переходный период в I в. н. э. на засушливом южном  побережье Перу возникает своеобразная культура Наска. Культура приобрела  известность не благодаря крупным  городам и постройкам, каковых  обнаружено совсем немного, а необычным  памятникам – геоглифам, гигантским рисункам, выполненным на земной поверхности. Это могли быть и простые прямые линии длинной до нескольких сот  метров и фигурные изображения животных и птиц. Рисунки были настолько  большими, что их удалось заметить только с самолетов. Искатели дешевых  сенсаций быстро причислили эти необычные  памятники к следам деятельности инопланетных пришельцев, однако геоглифы имели вполне земное происхождение. В то время как многие народы древности возводили колоссальные храмы для поклонения своим божествам, индейцы Наска сооружали на земле дорожки сложной формы, по которым проходили ритуальные процессии, посвященные богам. И благодаря засушливому климату они сохранились очень хорошо. 

В то же самое время  в начале I тыс. н. э. на северном побережье  Перу, среди обширных речных оазисов  появляется великолепная культура мочика. Мочика стали известны, прежде всего, своей потрясающей керамике. Они  научились делать сосуды сложной  формы, с тонкими горлышками и  изящными ручками, изображающие скульптурные портреты и фигуры правителей, животных, птиц, различные плоды и здания. При этом мочика изготавливали свои сосуды в очень больших количествах, сравнимых, пожалуй, с керамическим производством Древней Греции. Многие сосуды были покрыты росписями, из которым  мы много знаем от религии, мифах  и истории мочика. При помощи простых  ткацких станков мастера мочика изготавливали великолепные ткани  из хлопка и шерсти лам. Одна из самых  выдающихся археологических находок  культуры мочика была сделана в городище Сипан на северной оконечности побережья  Перу. Там была обнаружена группа пирамид, построенных из кирпича-сырца, в  которых археологи открыли несколько  совершенно не тронутых грабителями  погребений, принадлежавших правителям мочика. В гробницах найдено множество  великолепных изделий из золота, серебра  и меди – украшения и регалии  власти, ритуальные предметы. По своему богатству захоронения Сипана могут  сравниться, пожалуй, только с гробницами египетских фараонов. Постепенно в VII в. культура мочика стала клониться  к упадку и в VIII в. прекратила свое существование. 

В VI–VII вв. на смену  культурам мочика и наска приходят крупные государственные образования  Уари – в центральном и северном Перу и Тиуанаку – на юге в  области озера Титикака. Это были сложные политические образования, которые по своей структуре напоминали Теотиуаканское государство в Мезоамерике  – вокруг политико-экономического центра формировалось ядро государства, которое постепенно обрастало периферией, путем подчинения соседних племен и  создания административных центров  и торгово-военных опорных пунктов. В государстве, таким образом, отсутствовала  жесткая централизованная система  управления, но в течение определенного  периода поддерживался контроль над обширной территорией. В рамках государств Уари и Тиуанаку распространялись общие экономические связи и  насаждались единые культы божеств. Правители Уари начали строительство  сети дорог, проводили политику переселения  покоренных племен для освоения новых  земель, создали особую систему фиксации информации – «узелковое письмо». Таким  образом, мы имеем дело с примерами  создания ранних держав в рамках Андской  цивилизации, которые, впрочем, не отличались внутренней прочностью. Достигнув к IX в. пика своего расцвета, к XI в. государства-соперники  постепенно приходят в упадок и им на смену приходят новые государства. 

Информация о работе Цивилизация доколумбовой Америки