Цивилизация доколумбовой Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:03, доклад

Описание

Доколумбовая Америка является одним из важнейших этапов и интереснейших примеров в развитии мировой цивилизации, но достаточно плохо освященным в отечественном информационном пространстве, а в научной сфере пока остается уделом относительно небольшой группы исследователей–энтузиастов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, Америку в древние времена населяли многочисленные индейские племена, среди которых наибольших высот в культурном развитии достигли астеки, майя, инки, строившие пирамиды, создававшие гигантские каменные изваяния и, в конце концов, покоренные испанскими конкистадорами. Более того, отсутствие достаточного количества компетентной, прежде всего, научно-популярной русскоязычной литературы, ведет к появлению значительного количества посредственных и откровенно псевдонаучных работ, которые не только не проливают свет на историю Древней Америки, но и еще больше запутывают широкую аудиторию, пытаясь поставить на первый план поиск некоего тайного смысла и мистических знаний в древних американских культурах. Конечно же, в подобных работах не могут найти отражение все особенности и многообразие цивилизаций Др

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.29 Кб (Скачать документ)

Доколумбовая Америка  является одним из важнейших этапов и интереснейших примеров в развитии мировой цивилизации, но достаточно плохо освященным в отечественном  информационном пространстве, а в  научной сфере пока остается уделом относительно небольшой группы исследователей–энтузиастов. Согласно наиболее распространенной точке  зрения, Америку в древние времена  населяли многочисленные индейские  племена, среди которых наибольших высот в культурном развитии достигли астеки, майя, инки, строившие пирамиды, создававшие гигантские каменные изваяния и, в конце концов, покоренные испанскими конкистадорами. Более того, отсутствие достаточного количества компетентной, прежде всего, научно-популярной русскоязычной  литературы, ведет к появлению  значительного количества посредственных и откровенно псевдонаучных работ, которые не только не проливают свет на историю Древней Америки, но и  еще больше запутывают широкую аудиторию, пытаясь поставить на первый план поиск некоего тайного смысла и мистических знаний в древних  американских культурах. Конечно же, в подобных работах не могут найти  отражение все особенности и  многообразие цивилизаций Древней  Америки. Данный краткий обзор призван  отчасти восполнить этот пробел и  познакомить всех интересующихся с  основными этапами и характерными чертами истории цивилизаций  Древней Америки. 

Древнеамериканские  цивилизации представляют нам удивительный пример, высоких достижений в области  технических и хозяйственных  навыков, искусства, общественного  развития, достигнутых без применения привычных нам средств. Индейцы  до прихода европейцев никогда не изготавливали железных орудий, они  не использовали тягловых животных, не применяли колеса. Они не культивировали ни одной сельскохозяйственной культуры, из известных в Старом Свете. Для  строительства великолепных пирамид  и дворцов не применяли сложного технического оборудования. Но, тем  не менее, их достижения вызывают удивление  и восхищение у современников. И  многие пытаются найти ответ на вопрос, как это стало возможно? 

В свете изучения древней истории человечества, цивилизации  Древней Америки представляют для  исследователей особый интерес еще  и потому, что по уровню своего развития они находились на той же ступени, что и выдающиеся цивилизации  Древнего Востока – Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Но во времени они находились намного ближе к нам. Первые европейцы, попавшие на американский континент, познакомились  с местными цивилизациями на пике их развития, оставив о них самую  разнообразную информацию, доступную  нашим современникам. К сожалению, конкистадоры стерли эти самобытные уголки древних цивилизации, но тем  интереснее становится для нас их изучение. 

1. История открытия  и изучения древнеамериканских  культур 

Древняя, или доколумбовая, Америка у большинства обывателей ассоциируется с двумя важнейшими регионами — Мезоамерикой и Андской  цивилизацией, известных своей богатой  историей, многочисленным архитектурным  памятникам, монументальной скульптурой, предметами искусства, и отраженными  с многочисленных свидетельствах европейских  хронистов эпохи колонизации XVI в. Только в рамках этих регионов на территории Америки сложились культуры, которые по своим признакам и характерным чертам в полной мере подходят под определение высокоразвитых цивилизаций. Однако культурный ареал Древней Америки намного шире, и фактически в него включается весь американский континент. Даже в его самых отдаленных уголках отмечены следы человеческой деятельности. 

Переломной точкой в истории Древней Америки  стал 1492 г., когда три испанские  каравеллы под командованием  генуэзца Христофора Колумба (Кристобаля Колона) после многомесячного плавания через Атлантический океан достигли группы Багамских островов на периферии  Карибского бассейна и тем самым  положили начало эпохе освоения европейцами  нового, неизведанного дотоле, континента. В Новом Свете европейцы вступили в контакт с местным населением, и, вопреки ожиданиям, индейцы (как  их окрестили европейские колонизаторы), оказались отнюдь не дикими и примитивными. Европейцы, убежденные в том, что  Европа являлась передовым центром  мировой цивилизации, столкнулись  с древними высокоразвитыми культурами, которые произвели неизгладимое впечатление на «просвещенных» представителей Старого Света. В связи с этим, один из важнейших вопросов, который  задавали себе наиболее видные мыслители  средневековой Европы – откуда в  Америке появился человек, и как  он смог создать там высокоразвитую цивилизацию? 

После многочисленных, но не слишком успешных пыток дать вразумительные ответы на эти вопросы  со стороны деятелей церкви и европейских  философов, в XIX в. дискуссия постепенно перешла в научную плоскость. Научный мир того времени разделился на два лагеря: диффузионистов и  изоляционистов. Первые объясняли происхождение  древних американских цивилизаций: майя, астеков, инков, непосредственным влиянием древнейших цивилизаций Старого  Света. В первую очередь теми, которые  обладали навыками мореходства и  теоретически были способны пересечь Атлантический океан и достичь  берегов Америки: египтянами, финикийцами  греками, римлянами, кельтами, китайцами, полинезийцами. Появлялись и совершенно фантастические теории, которые называли индейцев потомками легендарных  атлантов, населявших исчезнувший континент  Атлантиду, когда-то находившегося  в центре Атлантического океана. Однако наиболее достоверная информация содержится лишь в «Исландских Сагах» – средневековом  источнике, посвященном истории  освоения северных земель Европы. Установлено, что скандинавские мореходы, основавшие в начале X в. несколько поселений  в Гренландии, совершили на рубеже X–XI вв. серию плаваний в страну, которую они называли Винланд  – «Земля винограда», где они  контактировали с местными жителями. Современные исследователи отождествляют  Винланд с восточным побережьем Северной Америки, и полагают, что  скандинавы могли доплыть до района современного города Бостон. Однако ни какого существенного влияния на культурное развитие американских индейцев эти эпизодические контакты не оказали. 

Изоляционисты же, напротив, отрицали любую возможность подобных контактов и указывали на автохтонное  происхождение доколумбовых цивилизаций. Позже масла в огонь споров подлил известный норвежский путешественник–энтузиаст Тур Хейердал, который в 1970 г. c группой  единомышленников совершил успешное плавание на реконструированной древнеегипетской папирусной лодке «Ра» от берегов  Африки к островам Карибского моря, показав, тем самым возможность подобных плаваний в древнее время. Разумеется, даже такой смелый эксперимент ни в коем случае не является доказательством теории, и весомым аргументом могут быть лишь достоверные археологические находки. 

Современные исследования, в частности находки древнейших палеолитических стоянок в Северной Америке, установили, что наиболее вероятным  местом проникновения человека в  на американский континент стала  так называемая Берингия – участок  суши между Чукотским полуостровом и Аляской, появившийся вследствие понижения уровня мирового океана во время ледниковых периодов. Таким  образом, группы палеолитических охотников  могли перейти с азиатского континента на американский, и впоследствии на протяжении нескольких тысячелетий  их потомки заселили весь американский континент вплоть до его южной  оконечности – Огненной земли. Это  подтверждает и тот факт, что американские индейцы относятся к монголоидной расе, то есть их предков следует  искать в Азии. Остается дискуссионным  вопрос о времени проникновения  человека в Америку, по одной точке  зрения это произошло достаточно рано в период около 50000 лет до н. э., по другой – в более поздний  период – около 20000 лет до н. э. По крайней мере, большинство ранних археологических находок в Северной Америке датируется временем не ранее 18000 лет до н. э. 

Группы примитивных  охотников и собирателей освоили  совершенно различные по своим природно-географическим условиям территории: тундру, тайгу, засушливые пустыни и равнины Северной Америки, острова Карибского моря, бескрайние тропические леса Амазонии, горные долины Анд и прерии Патагонии, что, разумеется, отразилось на уровне их культурного  развития, но лишь в отдельных областях сложились условия для появления  высокоразвитых цивилизаций. Традиционно  история доколумбовой Америки ассоциируется  с двумя высокоразвитыми цивилизациями  Мезоамериканской и Андской. 

2. Мезоамерика 

Мезоамерика – это  культурно-географическая область  в северной части перешейка между  Северной и Южной Америками –  участке суши между Тихим океаном  на юго-западе, Мексиканским заливом  и Карибским морем на северо-востоке, которая включает в себя на современной  политической карте значительную часть  Мексики, Гватемалу, Белиз (бывш. Британский Гондурас), западные районы Гондураса  и Сальвадора. Северная граница Мезоамерики  пролегает приблизительно по широте северного субтропика, южная –  вдоль границы между Гватемалой, Гондурасом и Сальвадором. Мезоамерика  включает в себя несколько различных  природно-географических областей. Северные и центральные районы заняты южными отрогами Кордильер – нагорьем Сьерра-Мадре, расположенным на высоте в среднем 2000 м над уровнем моря (высшая точка, гора Орисаба – 5747 м), которое  постепенно понижается на юго-востоке  к перешейку Теуантепек (220 м н.у.м.). Горные районы обладают умеренным, но местами засушливым климатом. Восточная  часть Мезоамерики включает низинные территории полуострова Юкатан и  Центральных низменностей майя –  область с тропическим климатом, плотно покрытую дождевыми лесами –  сельвой. По климатическим условиям с ними сходны области побережья Мексиканского залива, изрезанные многочисленными заболоченными речными долинами. Климатический год делится на два периода: сухой сезон (с начала ноября по середину мая) и сезон дождей (с мая по конец октября). 

В Мезоамерике можно  выделить несколько наиболее значимых областей, которые стали районами формирования культурных традиций и  занимали важное место в истории  цивилизации: «Бассейн Мехико» –  обширная долина в Центральной Мексике  вокруг озера Тескоко, ставшая одним  из эпицентров земледелия, место расселения племен науа; «Оахака» – горный штат в Южной Мексике, область формирования культур сапотеков и миштеков; «Побережье Мексиканского залива»  – низменные территории в центральной  Мексике, образование многочисленными  реками, впадающими в залив, здесь  в разное время развивались культуры ольмеков, тотонаков и уастеков; «Область майя» – восточная часть  Мезоамерики, включающая низменные  территории на севере и в центре, а также горные области на юге, ареал расселения племен майя и формирования их культуры, «Западная Мексика» –  территория группы западных штатов Мексики  на побережье Тихого океана и Калифорнийского  залива, место развития ряда самобытных культур, таких как тараски. 

Термин «Мезоамерика»  был впервые введен в научный  оборот в 1943 г. мексиканским исследователем немецкого происхождения Паулем Кирхоффом, давшего это определение  для обозначенного нами региона, все части которого, были связанны общими историко-культурными традициями. Хотя первоначально под Мезоамерикой понималась совокупность отдельных  цивилизаций: ольмеков, сапотеков, майя, астеков и других. Позднее исследование Мезоамерики показало, что это  единый взаимосвязанный организм, и  ни одна так называемая «цивилизация»  не была изолированной в своем  развитии. Более того, поздние мезоамериканские культуры постепенно впитывали в  себя традиции предшествующих. Таким  образом, в настоящее время Мезоамерика  понимается как единая цивилизация, существовавшая в период с 2500 л. до н. э. до 1521 г. Начальной точкой отсчета  истории Мезоамерики принято  определять время появления первых оседлых поселений и формирования ареалов ранних земледельческих  культур в долинах горного  массива Сьерра-Мадре, а также  появление керамического производства в этом регионе. Символическим концом Мезоамериканской цивилизации считается  завоевание государства астеков  испанским конкистадором Эрнандо  Кортесом в 1519–1521 гг., хотя, разумеется, прошло еще более двухсот лет, прежде чем культурные традиции Мезоамерики  окончательно растворилось в новой  латиноамериканской культуре. 

История Мезоамерики  разделяется на несколько основных этапов, критерием для которых  является расцвет той или иной культуры. В свою очередь каждый из этапов подразделяется на несколько  фаз, выделенных исследователями на основании датировок археологического материала.

период  фаза  время

Архаический период   7000–2500 гг. до н. э.

Доклассический период  ранняя  2500–1200 гг. до н.э.

средняя  1200–400 гг. до н. э.

поздняя  400 г. до н. э. – 200 г. н. э.

Протоклассический подпериод   0–200 гг. н. э.

Классический период  ранняя  200–400 гг.

средняя  400–600 гг.

поздняя  600–750 гг.

терминальная  750–950 гг.

Постклассический  период  ранняя  950–1250 гг.

поздняя  1250–1521 гг. 

Архаический период стал временем зарождения Мезоамериканской цивилизации, когда многочисленные кочевые группы людей стали осваивать  плодородные долины на территории современной  Мексики, заниматься примитивным земледелием  и освоением ископаемых ресурсов. Следущий за ним доклассический период ознаменовался расцветом двух наиболее важных культур для становления  Мезоамериканской цивилизации. В 1100–400 гг. до н. э. на южном побережье Мексиканского  залива возникла культура ольмеков, за которой в научной литературе закрепилось устойчивое определение  – «материнская культура». Первые исследователи  полагали, что именно ольмеки создали  основу для всех последующим культур  Мезоамерики. Ольмеки известны как  создатели гигантских каменных голов, алтарей и скульптур, строители  первых в Америке пирамид. Однако им ошибочно приписывается создание государства, городов, письменности и  календаря, которые впоследствии стали  непременным атрибутом высокоразвитых культур Мезоамерики. Ольмеки были, пожалуй, первой и ранних культур  Мезоамерки, достигшей высот в  искусстве и социально-политической организации, но отнюдь не единственной. 

Не менее важна  для развития цивилизации другая культура – сапотеков. Это одна из индейских народностей, представители  которой ныне проживают на территории южного мексиканского штата Оахака, в период между VIII в. до н.э. и IX в. н.э  создавшая выдающуюся культурную традицию. В V в. до н. э. сапотеки впервые в Мезоамерике  создали государство с центром  в Монте-Альбане – искусственно возведенном городе, на совершенно пустом и малопригодном для этих целей месте, но являвшимся географическим центром нового политического образования. Монте-Альбан стал религиозным и  политическим центром государства  сапотеков. Они также впервые  в Мезоамерике стали использовать иероглифическое письмо, дешифровать  которое исследователям пока не удается. Сфера применения письма достаточно широка: от кратких подписей к изображаемым на рельефах персонажам до весьма пространных  текстов с записями имен, топонимов  и календарных дат на массивных  каменных монументах. Исследователи  сходятся во мнении, что это было не примитивное идеографическое  письмо, а достаточно проработанная  система. Кроме того, сапотеки дали Мезоамерике разработанную календарную  систему, впоследствии заимствованную многими культурами и использовавшуюся вплоть до испанского завоевания. 

Информация о работе Цивилизация доколумбовой Америки