Церковная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:33, реферат

Описание

Церковная реформа Петра I — мероприятия, осуществлённые Петром I в начале XVIII века, которые кардинально изменили управление Православной Российской Церкви.
Положение Русской Церкви до реформ Петра I
К концу XVII века в Русской Церкви накопилось значительное количество как внутренних проблем, так и проблем, связанных с её положением в обществе и государстве, а также практически полным отсутствием системы религиозно-церковного просвещения и образования. Во второй половине столетия, вследствие не вполне удачно проведённых реформ патриарха Никона, произошёл старообрядческий раскол. Это накладывало значительный отпечаток на общество того времени. Также, в период правления Алексея Михайловича Патриархом Никоном проводила

Работа состоит из  1 файл

Церк реформа Петра I.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

     Положение чёрного духовенства

Пётр явно не любил монахов. Это была черта  его характера, сложившаяся, вероятно, под сильным влиянием ранних впечатлений детства.

Монастырь, в  глазах Петра, есть совершенно лишнее, ненужное учреждение, а раз оно  ещё является очагом смут и бунтов, то он, по его мнению, и вредное  учреждение, которое не лучше ли будет совсем уничтожить? Но на такую  меру не хватило и Петра. Очень рано начал он, однако, заботиться о том, чтобы путём самых строгих ограничительных мер стеснить монастыри, сократить их число, воспрепятствовать появлению новых. Всякий указ его, относящийся к монастырям, дышит желанием уколоть монахов, показать и им самим и всем всю бесполезность, всю ненужность монашеского жития. И всё дальнейшее законодательство Петра относительно монастырей неуклонно направляется к трём целя: к уменьшению числа монастырей, к установлению тяжёлых условий для принятия в монашество и к тому, чтобы дать монастырям практическое назначение, извлечь из их существования какую-нибудь практическую пользу. Ради последнего Пётр клонился к тому, чтобы обратить монастыри в фабрики, училища, лазареты, инвалидные дома, то есть «полезные» государственные учреждения.

Дальнейшими мерами монахам предписывалось жить в монастырях неисходно, всякие долговременные отлучки  иноков запрещались, монах и монахиня могли выйти за стены монастыря  только часа на два, на три, да и то с  письменным разрешением от настоятеля, где за его подписью и печатью прописан срок отпуска монашествующего. В конце января 1724 года Пётр опубликовал указ о звании монашеском, об определении в монастыри отставных солдат и об учреждении семинарий, госпиталей. Этот указ, окончательно решая, чем быть монастырям, по обыкновению рассказывал, зачем и почему предпринимается новая мера: монашество сохранялось только ради «удовольствования им тех, кои прямой совестью оного желают», и для архиерейства, ибо, по обычаю, архиереи могут быть только из монахов. Однако через год Петра не стало, и этот указ не успел войти в жизнь со всей полнотой.

     Духовная  школа

Духовный Регламент  в двух своих разделах «Дела епископов» и «Домы училищные и в них  учители, и ученики, и проповедники»  давал указание об учреждении специальных духовных школ (архиерейские школы) для подготовки священников, уровень образования которых к этому времени был крайне неудовлетворителен.

     Вводилась обязательность обучения для сыновей  священнослужителей и причетников; необученные подлежали исключению из духовного сословия. Согласно Регламенту, епархиальные духовные училища должны были содержаться на средства архиерейских домов и доходов с монастырских земель.

Во исполнение проекта, изложенного в Регламенте, духовные училища семинарского типа постепенно создавались в разных городах России.

В училища принимались  мальчики, уже получившие начальное  образование у себя дома или в  цифирных школах.

     В результате церковной реформы церковь  потеряла огромную часть своего влияния  и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

Информация о работе Церковная реформа