Буржуазные реформы 60-70 –х гг. XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:36, контрольная работа

Описание

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
2. Крестьянская реформа 1861 Г…………………………………………………….4
2.1. Подготовка реформы………………………………………………………....4
2.2. Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения…………….....5
2.3. Крестьянский надел…………………………………………………………...6
2.4. Повинности……………………………………………………………………8
2.5. Выкуп……………………………………………………………………..……8
2.6. Ответ крестьян на реформу……………………………………………….…..9
3. Реформы в области местного самоуправления…………………………..………11
4. Судебная реформа…………………………………………………………...…......14
5. Военная реформа……………………………………………………………………15
6. Реформы в области народного образования и печати………………………..…..15
7. Значение буржуазных реформ…………………………………………………..….17
Заключение……………………………………………………………………….....…18
Список используемой литературы…………………………………………......…..19

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 57.31 Кб (Скачать документ)

Наибольший размах крестьянское движение приняло в  центрально-чернозёмных губерниях, в Поволжье и на Украине, где основная масса крестьян находилась на барщине, и особенно острым был аграрный вопрос. Наиболее сильными оказались волнения в начале апреля 1861 г. в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), в которых участвовали десятки тысяч и которые закончились их кровавым усмирением – сотни крестьян были убиты и ранены. 

К лету 1861г. правительству  с помощью крупных воинских подразделений, путем расстрелов и массовых сечений  розгами удалось ослабить взрыв  крестьянского протеста. Однако весной 1862г. поднялась новая волна крестьянских выступлений, связанных с введением  уставных грамот, в которых фиксировались  конкретные условия выхода крестьян на волю в отдельных имениях. Более  половины уставных грамот не были подписаны  крестьянами. Отказ от принятия уставных грамот, называемых крестьянам силой, часто выливался в крупные  волнения, которых в 1862г. произошло 844. 

Обострение классовой  борьбы в деревне в 1861-1863 гг. оказало  своё воздействие на развитие революционно-демократического движения. Возникают революционные  кружки и организации, распространяются революционные воззвания и прокламации. В начале 1862 г. создаётся наиболее крупная после декабристов революционная организация «земля и воля», поставившая своей основной задачей объединение всех революционных сил с крестьянством для общего натиска на самодержавие. Борьба крестьянства в 1863 г. не приобрела той остроты, какая наблюдалась в 1861 – в 1862 г. В 1863 г. произошло 509 волнений. Наиболее массовым крестьянское движение в 1863 г. было в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, что связано с влиянием польского восстания в 1863 г. 

Крестьянское  движение 1861-1863 гг., несмотря на размах и массовость, выливалось в стихийные  и разрозненные бунты, легко подавляемые  правительством. Имело значение и  то, что путём разновременного  проведения реформы в помещичьей, удельной и государственной деревне, а также в национальных окраинах России правительству удалось локализовать вспышки крестьянского движения. Борьба помещичьих крестьян в 1861-1863 гг. не была поддержана удельными и государственными крестьянами.

2.6. Значение  крестьянской реформы 1861 Г. 

Реформа 1861 г. явилась  переломным моментом, гранью между  двумя эпохами – феодализму и  капитализму, создав условия для  утверждения капитализма как  господствующей формации. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию  помещиков на эксплуатацию крестьянского  труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для  развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Условия реформ 1861г. обеспечивали помещикам постепенный переход крепостнического хозяйства к капиталистическому. 

Буржуазная по содержанию реформа 1861г. вместе с тем  была и крепостнической, она и  не могла быть иной, ибо проводили  ее крепостники. Крепостнические черты  реформы 1861г. обусловили сохранение многочисленных феодально-крепостнических пережитков в социальном, экономическом, политическом строе по реформенной России. Главным  крепостническим пережитком являлось сохранение помещичьего землевладения  – экономической базы политического  господства помещиков. Помещичьи латифундии консервировали полукрепостнические  отношения в деревни в виде отработков или кабалы. Реформа 1861г. сохранила феодальный сословный строй: сословные привилегии помещиков, сословную неравноправность и изолированность крестьянства. Сохранялась и феодальная политическая надстройка – самодержавие, выражавшее и олицетворявшее собой политическое господство помещиков. Делая шаги по пути превращения в буржуазную монархию, русское самодержавие не только приспосабливалось к капитализму, но и активно вторгалось в экономическое развитие страны, стремилось использовать новые процессы для укрепления своих позиций. 

Реформа 1861 г. не разрешила задачи окончательной  ликвидации феодально-крепостнических  порядков в стране. Поэтому те причины, которые привели к революционной  ситуации на рубеже 50-60 гг. 19 века и падению  крепостного права продолжали действовать. Реформа 1861 г. лишь отсрочила, но не устранила  революционной развязки. Крепостнический  характер реформы 1861 г., её двойственность и противоречивость придавали особую остроту социально-экономическим  и политическим конфликтам в пореформенной  России. Реформа «породила» революцию  не только тем, что сохранила крепостнические  пережитки, но и тем, что, «открыв  известный клапан, дав некоторый  прирост капитализму», она способствовала созданию новых социальных сил, боровшихся за ликвидацию этих пережитков. В пореформенной  России формировалась новая социальная сила – пролетариат, который не менее, чем крестьянства, был заинтересован в коренной ликвидации остатков крепостничества в социально-экономическом и политическом строе страны. К 1905 г. крестьянство отличалось от крестьянства крепостной эпохи. На смену забитому патриархальному крестьянину пришел крестьянин капиталистической эпохи, побывавший в городе, на фабрике, много видевший и многому научившийся. 
 

3. Реформы в области местного самоуправления. 

Одной из уступок, «которые отбила у самодержавного правительства  волна общественного возбуждения  и революционного натиска», В. И. Ленин  называл земскую реформу, посредством  которой самодержавие стремилось ослабить общественное движение в стране, привлечь на свою сторону часть «либерального  общества», укрепить свою социальную опору  – дворянство.  

В марте 1859г. при  Министерстве внутренних дел под  председательством Н. А. Милютина была создана комиссия для разработки закона «О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде». Уже заранее  предусматривалось, чтобы вновь  создаваемые органы местного управления не выходили за рамки чисто хозяйственных  вопросов местного значения. В апреле 1860г. Милютин представил Александру II записку о «временных правилах» местного управления, которое строилось по принципу выборности и бессословности. В апреле 1861г. под давлением реакционных придворных кругов Н. А. Милютина и министерства внутренних дел С. С. Ланского как «либералов» уволили в отставку. Новым министром внутренних дел был назначен П. А. Валуев. Им была изменена система выборов в проектируемые земские учреждения, которая ограничивала представительство основной массы населения страны – крестьянства, совсем исключала представительство рабочих и ремесленников и давала преимущества дворянам-землевладельцам и крупной буржуазии. 

Валуеву было поручено подготовить проект «нового учреждения Государственного совета». По этому проекту предполагалось образование при Государственном совете «съезда государственных гласных» из представителей губернских земств и городов для предварительного обсуждения некоторых законов перед внесением их в Государственный совет. 

К марту 1863 г. был  выработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», который после обсуждения его  в Государственном совете 1 января 1864 г. был утверждён Александром II и получил силу закона. По этому  закону создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов  – уездных и губернских земских  собраний, и исполнительных – уездных  и губернских земских управ. Те и  другие избирались на трёхлетний срок. Члены земских собраний назывались гласными (имевшими право голоса). Количество уездных гласных по разным уездам колебалось от 10 до 96, а губернских –  от 15 до 100. Губернские земские гласные  избирались на уездных земских собраниях  из расчёта 1 губернский гласный от 6 уездных. Выборы в уездные земские  собрания проводились на трёх избирательных  съездах (по куриям). Все избиратели делились на 3 курии: 1) уездных землевладельцев, 2) городских избирателей и 3) выборных от сельских обществ. В первую курию  входили все землевладельцы, имевшие  не менее 200 десятин земли, лица, обладавшие недвижимой собственностью на сумму  свыше 15 тыс. руб. или же получавшие годовой доход свыше 6 тыс. руб., а  также уполномоченные от духовенства  и землевладельцев, имевших менее 200 десятин земли. Эту курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне  и отчасти крупная торгово-промышленная буржуазия. Вторую курию составляли купцы всех трёх гильдий, владельцы  торговых и промышленных заведений  в городах с годовым доходом  свыше 6 тыс. руб., а также владельцы  городских недвижимых имуществ стоимостью не менее как на 500 руб. в мелких и на 2 тыс. руб. – в крупных городах. Эта курия была представлена главным образом крупной городской буржуазией, а также дворянами. Третья курия состояла из представителей сельских обществ, главным образом крестьян. Однако по этой курии могли баллотироваться также и местные дворяне и духовенство. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, то по третьей – многостепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором выбирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное земское собрание. Многостепенность выборов по третьей курии преследовала цель провести в земства наиболее состоятельных  и «благонадёжных» гласных из крестьян и ограничить самостоятельность сельских сходов при выборе представителей в земства из своей среды. Важно отметить, что по первой, землевладельческой курии избиралось такое же количество гласных в земства, как и по остальным двум, что обеспечивало преобладающее положение в земствах дворянства. 

Председателями  уездного и губернского земских  собраний являлись уездный и губернский представители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной сельской управы утверждал губернатор, а губернской управы – министр внутренних дел. Гласные земских собраний никакого вознаграждения за службу в земстве  не получали. Земства получали право  содержать на своём жаловании (по найму) земских врачей, учителей, статистиков  и прочих земских служащих (которые  составляли так называемый третий элемент  в земстве). На содержание земских  учреждений собирались сельские сборы  с населения.  

Земства лишены были каких бы то ни было политических функций.  Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавалось устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, «попечение» о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей, содержание местных тюрем и домов для умалишенных.  

Земства находились под контролем местной и центральной  власти – губернатора и министра внутренних дел, которые имели право  приостановить любое постановление  земского собрания. Сами земства е  обладали исполнительной властью. Для  выполнения своих постановлений  земства вынуждены были обращаться за содействием к местной полиции, которая не зависела от земств.  

Компетенция и  деятельность земств всё более ограничивалась законодательными методами. Уже в 1866 г. последовала серия циркуляров и «разъяснений» Министерства внутренних дел и Сената, которые предоставляли губернатору право отказывать в утверждении всякого избранного земством должностного лица, ставили земских служащих в полную зависимость от правительственных учреждений, ограничивали возможности земств облагать сборами торговые и промышленные заведения. (что существенно подрывало их финансовые возможности). В 1867 г. последовали запреты земствам разных губерний сносится друг с другом и сообщать друг другу свои решения. Циркуляры и указы ставили земства в ещё большую зависимость от власти губернатора, стесняли свободу прений в земских собраниях, ограничивали гласность и публичность их заседаний, оттесняли земства от заведования школьным образованием.  

И всё же земства  сыграли немалую роль в решении  местных хозяйственных и культурных вопросов: в организации местного мелкого кредита, путём образования  крестьянских судо-сберегательных товариществ, в устройстве почт, дорожном строительстве, в организации медицинской помощи в деревне, народного образования. К 1880 г. на селе было создано 12 тыс. земских  школ, которые считались лучшими. 

В 1862 г. началась подготовка реформы городского самоуправления. В 509 городах возникли местные комиссии. Министерство внутренних дел составило  сводку материалов этих комиссий и  на основании её к 1864 г. выработало проект «Городового положения». В марте 1866 г. проект был внесён на обсуждение Государственного совета, где он пролежал без движения ещё 2 года. Подготовка городской реформы  проходила  в условиях усиления реакционного курса  самодержавия. Лишь 16 июня 1870 г. изменённый проект «Городового положения» был  утверждён Александром II и стал законом. 

По этому закону в 509 городах России вводились новые, формально бессословные, органы городского самоуправления - городские думы, избираемые на 4 года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган – городскую управу, состоявшую из городского головы и двух или  более её членов. Городской голова одновременно являлся председателем  думы и городской управы. Право  избирать и быть избранным получали лишь обладавшие определённым имущественным  цензом плательщики городских налогов. По размерам уплачиваемого ими городу налога они разделялись на три  избирательных собрания: в первом участвовали наиболее крупные плательщики, уплачивающие треть общей суммы  городских налогов, во втором – средние  налогоплательщики, уплачивающие также  треть городских налогов, и в  третьем – мелкие налогоплательщики, уплачивающие остальную треть общей  суммы городских налогов. Несмотря на ограниченность реформы городского самоуправления, она явмлась всё же крупным шагом вперёд, поскольку заменила прежние, феодальные, сословно-бюрократические органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии пореформенного города. 
 

4. Судебная реформа. 

В 1861 г. государственной  канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные  юристы страны. Видную роль здесь играл  известный юрист статс-секретарь  Государственного совета С. И. Зарудный, под руководством которого к 1862 г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в  судебные учреждения, университеты, известным  зарубежным юристам и легли в  основу судебных уставов. Разработанный  проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость  от административной власти, несменяемость  судей и судебных следователей, равенство  всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность  судебного процесса с участием в  нём присяжных заседателей и  адвокатов (присяжных поверенных). Это  являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным  судом, с его безгласностью и  канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой. 

Информация о работе Буржуазные реформы 60-70 –х гг. XIX века