Борьба СССР за мир. Образование международных организаций-борцов за мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:27, контрольная работа

Описание

После второй мировой войны коренным образом изменились международная обстановка и соотношение сил на международной арене. Фашистский агрессор был разгромлен. Основную тяжесть в борьбе с фашизмом внесли народы Советского Союза. Победа СССР и союзников положила начало глубоким изменениям в мировой политике, экономике, идеологии, в сознании миллионов людей.

Содержание

Окончание второй мировой войны. Выход СССР и БССР на международную арену……………………………………………………..3
Создание ООН – важнейшей организации в борьбе за мир. Участие СССР и БССР в создании ООН…………………………………………...5
Роль и значение ООН в борьбе СССР за мир и безопасность...………...8
Вклад БССР в борьбу за мир и безопасность народов…………………11
Развитие зарубежных связей БССР. Участие БССР в международных организациях……………………………………………………………...16
Борьба Республики Беларусь за мир на современном этапе…………..18

Список использованной литературы…………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ РЕФЕРАТ.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Этот период, получивший название «периода разрядки напряженности», позволил подготовить и провести в 1975 г. в Хельсинки общеевропейское совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Его основной документ - Заключительный акт подписали 33 европейских государства, а также США и Канада. В нем были зафиксированы важные принципы и положения, соблюдение которых, как показала более чем двадцатилетняя практика, способствовало действительной разрядке напряженности, укреплению взаимопонимания между народами. Трудящиеся Беларуси полностью поддерживали усилия своего правительства по успешному проведению в жизнь решений этого общеевропейского форума, основанных на таких межгосударственных принципах, как невмешательство во внутренние дела друг друга, отказ от применения силы или угрозы силой при решении спорных проблем и др.

Целенаправленная деятельность миролюбивых сил способствовала положительному решению ряда важных проблем, связанных с разоружением. Соблюдался заключенный в 1963 г. в Москве Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространств и под водой. Под этим документом стоит подпись и Белорусской ССР Учитывая угрозу использования ядерного оружия, республика присоединилась к деятельности государств по изучению и использованию космического пространства, включая Луну» (1967г.), «О запрещении размещения на дне морей и океанов, в его недрах ядерного оружия и иных средств массового уничтожения людей» (1971 г.), «Конвенции о запрещении разработки, производства и накапливания запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожении» (1972 г.). В 1977 г. Беларусь стала участницей Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенную Беларусью и Украиной «Декларацию о предотвращении ядерной войны». В 1984г. БССР (также совместно с Украиной) внесла предложение, по которому была принята резолюция «О недопустимости государственного терроризма и иных деяний государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных странах».

Таким образом, в послевоенный период произошли существенные изменения  в международном статусе Беларуси. Она выступила в качестве одной из стран учредительниц ООН, стала активно участвовать в работе многих других международных организаций. Значителен вклад Беларуси в утверждение мирного сосуществования государств с различным общественным строем, в борьбу за запрещение ядерного оружия и разоружение.

Беларусь явилась активным участником международных соглашений о ликвидации расовой дискриминации, защите гражданских и политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Все это способствовало возрастанию международного авторитета республики [5; с. 604-608].

Делегация Белорусской  ССР в ООН также отстаивала линию на укрепление международного мира и безопасности, боролась за разоружение, хотя никто в это серьезно не верил, полную ликвидацию колониализма, за равноправное экономическое сотрудничество между всеми странами. Она также выступала за строгое соблюдение всеми странами Устава ООН, против попыток пересмотра его основ. При активном участии делегации БССР XV сессия ООН в 1960 г. приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, послужившую основой полного крушения колониализма в мире. Она выступала с решительным осуждением войны, развязанной США во Вьетнаме. Требование о прекращении войны и немедленном уходе американцев из Вьетнама активно поддерживали трудящиеся республики. На многих предприятиях и в учреждениях состоялись массовые митинги протеста. Их резолюции печатались в газетах, направлялись посольству и правительству США. Трудящиеся республики выступали за оказание необходимой помощи вьетнамскому и другим народам в их трудной борьбе с иностранной агрессией.

Совместно с делегациями  СССР, УССР, восточноевропейских стран делегация БССР выступала в ООН в защиту интересов конголезского народа, за вывод иностранных войск с Африканского континента, решительно осудила агрессию Израиля в 1967 г. против Египта, Сирии и Иордании, выступала с поддержкой стран Южной Африки в их борьбе против расизма и апартеида [1; с. 251-252].

На многих сессиях  ООН в 60—70-е годы обсуждались  вопросы о всеобщем и полном разоружении, об уничтожении ядерного оружия. Делегация БССР участвовала в их обсуждении, однако к принятию таких решений западные страны оказались не готовы. Да и сами инициаторы постановки вопроса больше концентрировали внимание на пропагандистской стороне дела, чем достижении практических результатов. Это была целая полоса в истории ООН, когда между ведущими странами развернулось соревнование по части проявления инициатив по внесению на ее обсуждение важных вопросов, при заведомой их неподготовленности. Тем не менее, по некоторым вопросам были достигнуты соглашения. В 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрете испытаний ядерного оружия в трех сферах (в атмосфере, космосе и под водой). К концу 70-х годов его подписали около 120 государств. БССР подписала договор в числе первых — в 1963 г.

Крупным достижением  сторонников мира явилось принятие XXII сессией ООН в 1968 г. проекта Договора о нераспространении ядерного оружия, который был подписан в 1970 г. Его ратифицировало абсолютное большинство стран. На XXIV сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию о необходимости быстрейшей ликвидации химического и бактериологического оружия. Правда, прошло более 10 лет, пока США и СССР приступили к реализации этой резолюции, но усилия ООН оказались не напрасными [1; с. 252].

На   XXV сессии   Генеральной   Ассамблеи   ООН   БССР   наряду   с другими   странами   была   инициатором   Декларации   об укреплении  международной безопасности,  которой  предусматривалась недопустимость военной оккупации чужой территории. Существовала и Декларация ООН, принятая в 1956 г., о недопустимости вмешательства во внутренние дела   стран,   охране   их   независимости   и   суверенитета. К сожалению, советские руководители в   1979 г.  фактически   нарушили   эти  Декларации,   отдав   распоряжение о вступлении советских войск в Афганистан по просьбе правительства этой страны. Сейчас это признается ошибкой.  Делегация  БССР  в  ООН  находилась  в  числе тех немногих   стран,   которые   не   поддерживали   требование большинства о выводе советских войск из Афганистана. БССР в эти годы подписала целый ряд международных  актов  по  политическим   и   правовым   вопросам.   Ее представители входили в выборные органы международных организаций, неоднократно занимали выборные посты на международных сессиях и конференциях. Избиралась БССР и непостоянным членом Совета Безопасности. Все это повышало международный авторитет республики. Направление   всей   этой   работы   определялось внешнеполитическим курсом Союза ССР, что   предопределяло совместную разработку проектов постановлений и предложений на сессиях ООН и ее специализированных организаций, а также совместное  голосование  по  всем  обсуждавшимся вопросам.

Являясь равноправным членом международного сообщества, республика призвана содействовать укреплению авторитета нашей страны на международной арене, осуществлению ею практических шагов на пользу мира и безопасности народов. Это требует высокой ответственности, принципиальности и последовательности при решении международных вопросов, чего как раз часто в годы застоя и не хватало [1; с. 252-253].

 

5. Развитие зарубежных связей БССР. Участие БССР в международных организациях.

 

В 1950-е гг. важным направлением внешней политики БССР стала 
борьба за утверждение мирного сосуществования государств с различным 
общественным строем, за установление взаимовыгодных экономических 
некультурных связей. Предпринимались практические усилия в этом на 
правлении. В 1954г. Беларусь стала постоянным членом ЮНЕСКО и 
Международной организации труда (МОТ), в 1956 г. вступила в комитет 
ООН по сельскому хозяйству и жилищному строительству. Республика 
участвовала в решении разносторонних проблем жизни международного 
сообщества. Ее представители активно работали на сессиях Генеральной 
Ассамблеи ООН, более чем в 100 международных конференциях и совещаниях.

Повышению авторитета БССР на международной арене способствовало учреждение в марте 1958 г. постоянного представительства Белорусской ССР при ООН в Нью-Йорке, а также при Европейском отделении ООН в Женеве, при ЮНЕСКО в Париже (в 1962 г.) и др. Ее представители работали в ряде специализированных учреждений ООН, и в частности в экономической комиссии для Европы. Беларусь являлась членом Всемирной метеорологической организации, Международного союза электросвязи, Всемирного почтового союза. К началу 1960-х гг. Беларусь ратифицировала 18 конвенций МОТ, регламентировавших вопросы труда и социального обеспечения. В октябре 1956 г. представители БССР подписали устав Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), ратифицированный Верховным Советом в марте 1957г. Это открывало большие возможности добиваться полного запрещения ядерного оружия, налаживать сотрудничество стран в использовании атомной энергии в мирных целях [5; с. 602-603].

Активная деятельность Беларуси на международной арене  обусловила создание соответствующих  органов в системе государственного управления. Были созданы постоянная комиссия по иностранным делам Верховного Совета БССР, специальные подразделения в Совете Министров, Госплане и других ведомствах. Создавались и общественные организации. С 1958 г. активно работал Комитет молодежных организаций БССР, с 1974г. - Белорусское общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом «Родина». Международное признание получила деятельность Белорусского комитета защиты мира, основанного в 1951 г. Все это привело к расширению связей с зарубежными странами. Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами, например, в 1985 г. поддерживало отношения с 300 организациями 75 стран. С участием общественных организаций на территории республики проводились митинги, марши, конгрессы, встречи и другие мероприятия.

Белорусская ССР подписала  и ратифицировала конвенции о  борьбе с дискриминацией в области  образования (1962), о политике в области занятости (1967 г), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1969 г.) и др. По инициативе белорусской делегации ООН в 1975 г. приняла декларацию об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на пользу человечеству. Если в конце 50-х годов республика была участницей 54 международных договоров, то в середине 80-х годов - более 160. Деятельность БССР на международной арене координировалась, согласовывалась с политикой СССР, стран - участниц Варшавского Договора и членов Совета экономической взаимопомощи.

БССР подписала также  важные акты по защите прав человека: о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966г.); о гражданских и политических правах; об экономических, социальных и культурных правах (1968г.). Однако в течение 70-80-х гг. республиканское законодательство так и не было приведено в соответствие с некоторыми положениями этих документов. Это касается, прежде всего, права свободного перемещения граждан, их выезда за границу и возвращения, направления гражданами жалоб в случае нарушения их прав в международный Комитет по правам человека и др. [5; с. 603].

Таким образом, в 50-80-е  годы расширились международные  связи Беларуси, совершенствовались их формы и содержание. Все это в значительной мере способствовало повышению экономического, научно-технического и культурного уровня республики, усилению социально-экономического и духовного потенциала белорусского народа.

До принятия Декларации о независимости БССР, находясь в составе СССР, не являлась самостоятельным субъектом международных отношений. Внешняя политика, содержание и формы сотрудничества с зарубежными странами являлись компетенцией союзного правительства и КПСС. Республики, в их числе и Белоруссия, развивали международные связи и сотрудничество, руководствуясь принципами внешней политики СССР. И все же, начиная с середины 50-х годов, БССР все больше расширяла свое сотрудничество с социалистическими, капиталистическими и развивающимися странами в экономической, общественно-политической, культурной и других сферах.

Важным направлением международной деятельности БССР была борьба за мир и международную безопасность, развитие равноправного сотрудничества со всеми странами. С этой целью БССР активно использовала трибуну ООН, участвовала в различных международных организациях (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МОТ и других). По инициативе или с участием делегации республики Генеральной ассамблеей ООН были приняты Декларации о мирном сосуществовании государств (1957 год), об укреплении международной безопасности (1970 год), о праве народов на мир (1984 год), ряд резолюций о запрещении испытаний ядерного, химического, бактериологического оружия и их уничтожении, исключении космоса из гонки вооружений и другие. Представители Белорусской ССР в ООН активно поддерживали стремление народов к независимости, выступали с осуждением агрессии империалистических государств в отношении других стран, против всех форм расовой дискриминации.

Провозглашение суверенитета БССР в июле 1990 года означало новый  этап в развитии международных связей республики [3; с. 582-583].

  1. Борьба Республики Беларусь за мир на современном этапе.

 

Характерной особенностью современного этапа явилась радикальная перестройка международных связей республики и формирование собственной внешней политики. С момента провозглашения независимости Беларусь как суверенное государство признали более 130 стран мира, дипломатические связи установлены более чем со 100, в числе первых — США, Финляндия, Италия, ФРГ, Польша, Румыния, Вьетнам. 2 октября 1991 года Верховный Совет принял «Заявление о принципах внешнеполитической деятельности Республики Беларусь». В нем подтверждена приверженность Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека и международным обязательствам, которые были приняты Республикой Беларусь в соответствии с ее международными договорами [3; с. 586].

Информация о работе Борьба СССР за мир. Образование международных организаций-борцов за мир