Борьба СССР за мир. Образование международных организаций-борцов за мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:27, контрольная работа

Описание

После второй мировой войны коренным образом изменились международная обстановка и соотношение сил на международной арене. Фашистский агрессор был разгромлен. Основную тяжесть в борьбе с фашизмом внесли народы Советского Союза. Победа СССР и союзников положила начало глубоким изменениям в мировой политике, экономике, идеологии, в сознании миллионов людей.

Содержание

Окончание второй мировой войны. Выход СССР и БССР на международную арену……………………………………………………..3
Создание ООН – важнейшей организации в борьбе за мир. Участие СССР и БССР в создании ООН…………………………………………...5
Роль и значение ООН в борьбе СССР за мир и безопасность...………...8
Вклад БССР в борьбу за мир и безопасность народов…………………11
Развитие зарубежных связей БССР. Участие БССР в международных организациях……………………………………………………………...16
Борьба Республики Беларусь за мир на современном этапе…………..18

Список использованной литературы…………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ РЕФЕРАТ.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Одним из наиболее острых вопросов, обсуждавшихся в ООН  по инициативе СССР, был вопрос о  положении в Греции. Английские войска, высадившиеся осенью 1944 г. на территории Греции для борьбы против итало-германских оккупантов, на деле повели совместно с греческими реакционерами борьбу против местных антифашистских сил, объединенных в народно-освободительный фронт (ЭАМ). В феврале 1945 г. между королевским правительством Греции и ЭАМ при участии английских представителей было подписано соглашение в Варкизе о прекращении междоусобной борьбы, сдаче оружия войсками ЭЛМ и вместе с тем о проведении правительством ряда демократических мероприятий (установление свободы слова, печати, профсоюзов, чистка государственного аппарата от фашистов и т. д.). Однако сразу же после сдачи оружия народно-освободительной армией английские и монархические войска напали на греческих демократов, активных антифашистов. В стране началась гражданская война.

Советское правительство решительно выступило в поддержку греческого народа. На Потсдамской конференции в июле — августе 1945 г., во время Лондонской сессии Совета министров иностранных дел в сентябре и на Московском совещании министров иностранных дел в декабре 1945 г. Советское правительство предлагало рекомендовать Греции создать демократическое правительство на основе Варкизского соглашения. В последующие годы представители СССР в Организации Объединенных Наций неоднократно требовали, чтобы Англия и США вывели свои вооруженные силы из этой страны. Сопротивление американской и английской делегаций помешало принятию справедливых решений по греческому вопросу. Однако обсуждение этого вопроса в ООН способствовало прекращению в конечном счете англо-американской интервенции в Греции.

В 1947 г. советская делегация  на Генеральной Ассамблее ООН  выступила с предложением осудить  пропаганду новой войны. Эта инициатива была весьма своевременной, ибо в связи с поворотом внешнеполитического курса западных держав на старые антисоветские рельсы идеологическая обработка населения в милитаристском духе приняла огромный размах. Правительства США, Англии и других империалистических государств не сумели противопоставить советскому предложению сколько-нибудь убедительные контрдоводы; к тому же им приходилось считаться с большой популярностью советского проекта среди широких масс трудящихся во всем мире. В результате Генеральная Ассамблея ООН приняла важную резолюцию, в которой заявила, что она:

1. Осуждает любую форму  ведущейся в любой стране пропаганды, имеющей целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.

2. Предлагает правительствам  всех членов Организации предпринять соответствующие шаги, допускаемые их основными законами, для; а) содействия всеми имеющимися в их распоряжении средствами информации и пропаганды дружественным отношениям между государствами на основе целей и принципов Устава и б) поощрения распространения всей информации, предназначенной для выражения несомненного желания мира всеми народами.

Дальнейшее развитие событий показало, что западные державы игнорировали эту резолюцию. Пропаганда вражды к другим народам, призывы к превентивной войне против социалистических стран продолжали раздаваться со страниц буржуазной прессы, звучали в речах влиятельных политиков буржуазных государств.

Опираясь на поддержку  других социалистических стран и  мирового общественного мнения, Советское правительство на каждой сессии Генеральной Ассамблеи ООН выступало с предложением о запрещении атомного оружия и сокращении обычных вооружений.

Еще на Московском совещании  министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. по инициативе Советского правительства было принято решение рекомендовать Генеральной Ассамблее ООН создать Комиссию по атомной энергии. Такая комиссия была создана по решению Генеральной Ассамблеи от 24 января 1946 г. В задачу комиссии входило выработать предложения об исключении из национальных вооружений: атомного и другого оружия массового уничтожения.

За четыре года (1946 — 1949 гг.) советская делегация пять раз  вносила тщательно разработанные, аргументированные предложения, предусматривающие запрещение производства и хранения атомного оружия. Советский Союз предлагал создать международный контрольный орган с широкими правами и полномочиями. При этом СССР считал необходимым, чтобы конвенция о запрещении атомного оружия и конвенция о контроле были введены в действие одновременно. Но американские поборники «атомной дипломатии» изобретали различные предлоги для того, чтобы не допустить запрещения атомной бомбы и сокращения обычных вооружений. Они выступали с заведомо неприемлемыми предложениями о проведении «переписи национальных вооружений», о создании международной наднациональной власти (authority), обладающей почти ничем не ограниченным правом вмешательства в экономику всех стран (так называемый план Баруха). Они изобрели формулу: «Сначала доверие — потом разоружение». Советский Союз всегда считал, что именно гонка вооружений больше всего подрывает доверие между государствами.

Советское правительство  настойчиво боролось и за сокращение обычных вооружений. В результате выступлений делегатов СССР, УССР, БССР и других стран Генеральная  Ассамблея ООН приняла в декабре 1946 г. резолюцию о принципах, определяющих общее регулирование  и  сокращение вооружений. Сам Советский Союз   провел  в  первые  послевоенные   годы  резкое   сокращение своих вооруженных сил. Однако, несмотря на все усилия Советского Союза, проблема разоружения не была сдвинута с места, так как правительства крупных капиталистических стран ожесточенно сопротивлялись ее решению.

Учитывая  напряженность  международной  обстановки,   СССР внес   на   рассмотрение пятой сессии Генеральной Ассамблеи (1950 г.) «Декларацию об   устранении   угрозы новой войны и об укреплении мира и безопасности народов», в которой предлагалось осудить и запретить проводимую в ряде стран пропаганду новой войны; объявить о безусловном запрещении атомного оружия и установить строгий международный контроль за точным и безусловным осуществлением этого запрещения; объявить, что правительство, которое первым применит атомное оружие против какой-либо страны, будет рассматриваться как военный преступник; призвать США, Великобританию, Францию, Китай и СССР объединить свои мирные усилия, заключить между собой пакт об укреплении мира и сократить свои вооруженные силы на одну треть. Однако все предложения советской делегации были отклонены большинством ООН, зависимым от США.

В Совете Безопасности, как  и в Генеральной Ассамблее Организации  Объединенных  Наций, Советский Союз  вел  активную борьбу за укрепление дела мира, за разоблачение агрессивных сил, стремясь превратить Совет Безопасности в подлинный инструмент мира.

В результате активной борьбы за мир в органах ООН Советский Союз получил значительный морально-политический выигрыш. Народы планеты убеждались в справедливости, прогрессивности внешней политики СССР, в том, что мощь и авторитет этой социалистической страны поставлены на службу делу мира [2; с. 29-31].

4. Вклад БССР в борьбу за мир и безопасность народов.

 

Осуществляя внешнюю  политику в русле общесоюзной, Беларусь направляла усилия на укрепление дружбы и взаимопонимания между народами, недопущение новой мировой войны, борьбу за разрядку международной напряженности. Представители БССР в ООН требовали конструктивного решения проблемы разоружения, вывода иностранных войск из других государств, ликвидации военных баз на чужих территориях, принятия мер по предотвращению внезапного нападения одного государства на другое.

Используя трибуну ООН и других международных организаций, БССР настойчиво боролась за создание системы коллективной безопасности в Европе, за установление прочного и длительного мира между всеми народами. В марте 1951 г. в Советском Союзе стал действовать закон о защите мира, согласно которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества, а лица, причастные к этому, рассматривались как уголовные преступники. Беларусь повсеместно отстаивала идею мирного сосуществования двух различных социальных систем - социалистической и капиталистической. Это было особенно важно, так как в конце 40-х - начале 50-х годов начался период блокового противостояния: с одной стороны, НАТО, созданного в 1949 г., с другой - стран Варшавского Договора, подписанного в 1955 г. В начале 50-х годов международная обстановка осложнилась в связи с войной между Корейской Народно-Демократической Республикой и Южной Кореей. Белорусская делегация неоднократно выступала в ООН с требованиями прекращения этой войны и военных конфликтов в Индокитае.

Трудящиеся Беларуси решительно поддерживали народы, которые боролись за национальную независимость или становились  жертвой военной агрессии. Когда осенью 1956 г. правительства Великобритании, Франции и Израиля организовали интервенцию против Египта (так называемый Суэцкий кризис), белорусский народ выступил в защиту свободы и независимости этой страны. В ООН делегация республики выступила с решительным осуждением действий этих государств как несовместимых с целями и принципами ООН и призвала все страны выступить против агрессии, за вывод иностранных войск из Египта. В республике прошли многочисленные митинги и собрания, на которых трудящиеся требовали решительного обуздания агрессоров. Население Беларуси выражало солидарность с освободительной борьбой алжирского народа, осуждало происки Израиля против Сирии, вооруженную интервенцию СИГА в Ливане, а также Великобритании в Иордании в 1958 г.

На XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН делегация БССР активно поддерживала проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Принятие этого документа сыграло важную роль в том, что в 60-е годы на карте мира появилось около 30 независимых национальных государств. Последовательная позиция Белорусской ССР в поддержку национально-освободительного движения, против политики колониализма, вмешательства во внутренние дела других стран и народов способствовала возрастанию ее влияния в ООН. В 1975 г. представители БССР принимали участие в работе 56 международных организаций и органов ООН. В 1974-1975 гг. Беларусь избиралась непостоянным членом Совета Безопасности ООН.

В 60-70-е годы внешнеполитическая деятельность Беларуси направлялась на разрешение главных проблем, стоявших тогда перед человечеством, - на борьбу за ослабление международной напряженности и предотвращение новой мировой войны. БССР решительно осуждала акты агрессии против народов Вьетнама, Конго, Египта, Сирии, Ливана, Анголы и других государств, оказывала им возможную помощь и поддержку. В 1967 г. представители БССР решительно осудили агрессию Израиля против Египта, Сирии и Иордании. В 1975 г. делегация БССР проголосовала за резолюцию ООН, квалифицировавшую сионизм как разновидность расизма. Вся эта деятельность осуществлялась в рамках общей внешнеполитической линии СССР.

Трудящиеся Беларуси вместе со всеми  народами СССР, других социалистических стран и широкими кругами мировой  общественности подняли голос протеста против военного вмешательства США в события в Индокитае и в защиту суверенитета Демократической Республики Вьетнам. Как известно, США поддерживали правительство Южного Вьетнама в борьбе против ДРВ и подвергли Северный Вьетнам блокаде с моря, массированным бомбардировкам. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, с трибуны многих ее специализированных органов представители Беларуси настойчиво требовали от США и их партнеров по военным блокам прекратить войну против ДРВ, дать народам Вьетнама возможность самим решить свою судьбу. На промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах, в учреждениях и организациях Беларуси проходили митинги протеста против агрессии США, выражалась солидарность с вьетнамскими патриотами.

В 1961-1962 гг. после попытки вооруженного вторжения в Республику Куба, ставшую  на социалистический путь развития, США объявили блокаду острова. Трудящиеся Беларуси, как и другие народы СССР, стали на защиту кубинской революции. Искренним и единодушным было их требование «Руки прочь от Кубы!», высказывавшееся в многочисленных резолюциях митингов и собраний, письмах и телеграммах в адрес международных организаций и правительства США.

В 60-80-е годы активизировались отношения  Беларуси с другими социалистическими  странами - Болгарией, Венгрией, Демократической  Республикой Вьетнам (ДРВ), Германской Демократической Республикой (ГДР), Монголией, Польшей, Румынией, Чехословакией и др. Все более плодотворными становились контакты с этими государствами на уровне министерств, ведомств, общественных организаций.

БССР поддерживала все  предложения о сокращении вооруженных  сил и военных бюджетов, приостановке гонки вооружений, запрещении ядерного оружия и использования космического пространства в военных целях; на сессиях ООН белорусские делегации принимали активное участие в дискуссиях по проблеме разоружения, добивались проведения Всемирной конференции по разоружению, выступали против попыток разговорами о разоружении увести ООН от практического решения этой проблемы.

В 1959 г. на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН делегация БС поддержала предложение, выдвинутое СССР, о всеобщем и полном разоружении. На последующих сессиях Беларусь настойчиво отстаивала  линию на свертывание гонки вооружений, запрещение испытаний ядерного оружия, бактериологических и других средств массового уничтожен людей, на взаимное сокращение вооруженных сил двух противостоят военных блоков. «Разум и совесть человечества,- заявил на XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1975 г. министр иностранных дел БССР А. Гуринович, - диктуют необходимость... положить конец ситуации, когда выдающиеся достижения человеческой мысли и таланта могут найти применение для создания средств массового уничтожения».

Представители Беларуси участвовали в работе двусторонних, региональных и многосторонних встреч руководителей государств, международных совещаний и конференций, которые проводились в поисках путей решения наиболее важных мировых проблем. В итоге на рубеже 70-х г годов были достигнуты ощутимые результаты по смягчению напряженности в отношениях капиталистических и социалистических стран. Hepушимость границ, сложившихся в Европе в результате второй мировой войны, была зафиксирована в 1970 г. в договорах между СССР и ФРГ между ФРГ и Польшей, в ряде соглашений по Западному Берлину. В это в конечном счете сказалось на улучшении отношений между СССР США. В 1974 г., когда президент США Р. Никсон посетил Минск, официальные деятели Беларуси, представители общественности заявили о своем горячем стремлении жить в мире и дружбе со всеми народами, не допустить мировой войны, ужасы которой они испытали на себе во время нашествия фашистских агрессоров.

Информация о работе Борьба СССР за мир. Образование международных организаций-борцов за мир