Азиатский финансовый кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:57, контрольная работа

Описание

На протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдался нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы.

Содержание

Введение
1. Особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии
1.1 «Азиатская модель»: плюсы и минусы
1.2 Развитие государств ЮВА «первой и второй волны»
2. Валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг.
2.1 Таиланд, Филиппины, Малайзия, Индонезия
2.2 Гонконг, Южная Корея
2.3 Китай: дракон в посудной лавке
2.4 Роль МВФ: пряник или кнут?
2.5 Влияние финансового кризиса на мировую экономику
3. Уроки кризиса
3.1 Ошибки экономической политики
3.2 Итоги
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

история экономики.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

Если в январе 1997 г. нам стало  ясно, что ситуация становится тревожной, то это должны были осознать и другие. Однако кризис разразился лишь в июле 1997 г., когда таиландские власти отказались от привязки бата к доллару и установили плавающий валютный курс. Кризис наступил позднее, чем мы ожидали, так как местные органы кредитно-денежного регулирования продолжали поддерживать свои валюты слишком долго, а международные банки по-прежнему предоставляли кредиты, хотя они должны были ясно видеть угрозу. Запаздывание, несомненно, способствовало обострению кризиса. Из Таиланда он быстро распространился на Малайзию, Индонезию, Филиппины, Южную Корею и другие страны. Важно, однако, подчеркнуть, что в некоторых других азиатских странах, втянутых в кризис, валюты не были привязаны к доллару. Действительно, курс корейской воны – завышен, но это не относится к японской или китайской валютам. Напротив, факторами, ускорившими кризис, как раз стали преимущества, которые Китай имел в конкурентном отношении, и существенное обесценение японской иены. Что же тогда общего между странами, охваченными кризисом? Некоторые утверждают, что проблема состоит в их зависимости от искаженного или незрелого капитализма, который теперь уничижительно именуют «приятельским капитализмом», хотя раньше его превозносили в качестве конфуцианского капитализма или «азиатской модели» капитализма. В этих утверждениях все же есть доля истины; я кратко поясняю это далее. Но связывать кризис со специфически азиатскими особенностями, значит, рисовать заведомо неполную картину, поскольку кризис перекинулся на Латинскую Америку и Восточную Европу, а теперь начинает влиять на финансовые рынки и экономики Западной Европы и США. Поэтому после краткого описания того, что произошло в Азии, я вернусь к основной линии своей аргументации, а именно – мировой кризис капитализма обусловлен свойствами, внутренне присущими самой мировой финансовой системе».

2.2 Гонконг,  Южная Корея

Лишь двум странам  удалось успешно противостоять  атаке конкистадоров – Гонконгу и Южной Корее. 1 июля 1997 года Гонконг  перешел под юрисдикцию Китая.

Атака на гонконгский доллар произошла  с опозданием – в октябре месяце. На подавление диверсии власти Великобритании затратили 1 миллиард долларов, после  чего «валютные террористы» дружно ретировались, оставив привязку гонконгского доллара к американскому: 7,8 к одному. Впрочем, в Гонконге было 80 миллиардов долларов валютных резервов!

Южная Корея выжила исключительно  благодаря здоровой макроструктуре национальной экономики, заточенной не на финансовые спекуляции, а на полезное производство, гарантирующее рано или поздно приток спасительных капиталов. Некоторые аналитики считают, что МВФ и Всемирный банк вынуждали Корею пустить с молотка национальные промышленные и банковские активы. Но после обвала вона (валюты) (с 1 000 до 1 700 за доллар), банкротства сотен компаний, опустошения биржи, каким-то невероятным усилием национальной воли корейцы сумели не только преодолеть страшные последствия кризиса, но и утроить национальный доход на душу населения в период с 1997-го по 2006 годы!

Сорок лет финансовые империи Запада терпеливо наблюдали за "японским и корейским чудом", а также примкнувшими к ним "азиатскими тигрятами", наивно уверовавшими в безграничные возможности свободного предпринимательства. Слово "наивно" употреблено здесь не случайно: и Япония, и Южная Корея, и Таиланд, и Индонезия, и Тайвань с самого первого дня согласились на ведение экономического эксперимента по чужим правилам и на чужом поле – в системе глобальной финансовой интеграции, стержнем которой является американский доллар. За что и поплатились жестоко и сокрушительно. В скобках отметим, что единственной страной, проявившей дальновидность и категорически отказавшейся от валютной интеграции, был Китай, что и сделало его последним независимым игроком во всей Азии после финансового кризиса 1997-го, положившего конец экономической самостоятельности "азиатских чудес", в том числе и Южной Кореи.

2.3 Китай:  дракон в посудной лавке

Пожалуй, главным геополитическим  последствием кризиса стало резкое усиление позиций Китая. Западные инвесторы, разочарованные в «азиатском экономическом чуде», обратили свой взгляд на КНР – как раз с конца 90-х годов Китай окончательно превращается в мировую фабрику по производству всего на свете.

Китайские власти отказались девальвировать свою валюту по отношению к доллару США, чем заслужили признательность других азиатских стран. Можно сказать, что во время кризиса Китай впервые повел себя на азиатской арене как надежный партнер и потенциальный региональный лидер. Во многом именно отсылки к кризисному опыту позволяют сегодня Пекину морально претендовать на лидирующие позиции в деле азиатской интеграции.

Правда, многие эксперты говорят о перегретости китайской  экономики. По мнению Дун Тао[3], Китай может постигнуть судьба Японии начала 90-х годов, где резкий рост капитализации фондового рынка и стоимости недвижимости сменился не менее резким спадом и дефляцией. «Финансовый рынок в Китае, очевидно, перегрет, но я все же пока не стал бы называть ситуацию пузырем», – говорит он. Пока попытки Пекина взять ситуацию под полный контроль не слишком эффективны. Властям худо-бедно удается контролировать выдачу кредитов банками, но рост ликвидности растет в первую очередь за счет снятия депозитов. В Китае сегодня действует фактически отрицательная процентная ставка по депозитам, с учетом инфляции люди теряют деньги в банках, и неудивительно, что все больше китайцев снимает свои средства со счетов и вкладывает их в недвижимость и в акции», – поясняет Дун Тао. «Именно повышение процентной ставки я считаю важнейшей задачей для нормализации экономической ситуации в Китае», – соглашается с ним Питер Морган[4] из HSBC.

Саймон Ли[5] из Lion Rock сравнивает китайскую финансовую систему с водохранилищем: «В Китае сегодня фактически отсутствуют возможности для экспорта капитала. Компаниям и частным лицам чрезвычайно трудно инвестировать за рубежом, именно поэтому снизить уровень избыточной ликвидности в стране практически невозможно».

Судя по всему, китайские  власти это понимают. В июне этого  года Минфин КНР расширил возможности  для инвестиций в иностранные активы. Ожидается, что эта мера вызовет резкий приток китайских денег – вначале на Гонконгскую фондовую биржу, а затем и на другие финансовые рынки мира.

Краткосрочный прогноз  на ближайшее будущее Азии выглядит очень благоприятно. По прогнозу Credit Suisse, темпы экономического роста в среднем по региону в 2007-2008 годах превысила 8%, а инфляция составила 3-3,5%. Большинство экспертов полагают, что основной источник рисков для региона находится за его пределами. «Все риски сейчас в США. Все будет зависеть от того, как будет развиваться американская экономика», – говорит Джонатан Андерсон[6].

Как бы то ни было, страны Азии с каждым годом все меньше зависят от американского рынка, и это тоже очень важная тенденция. «Если пять лет назад только семнадцать процентов рынка персональных компьютеров приходилось на развивающиеся рынки, то сегодня их доля составляет сорок пять процентов. При этом доля США осталась без изменений – двадцать три процента. По сотовым же телефонам на развивающиеся страны вообще приходится шестьдесят процентов продаж», – подчеркивает Дун Тао. Более того, по данным HSBC, с 2005 года спад в американской экономике больше не приводит к спаду на других рынках. «Если в США не начнется действительно серьезного кризиса, никаких проблем для азиатского экспорта я не вижу, потери в Америке будут компенсированы в Азии и Европе», – говорит Питер Морган.

Другая важная тенденция: если в 2006 году общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику КНР составил 60 млрд. долларов (ПИИ в экономику других стран Азии без учета Японии – 42 млрд. долларов), то уже в 2008-м ситуация кардинально поменяется. По прогнозам Credit Suisse, инвестиции в Китай снизятся до 50 млрд., зато объем капиталовложений в остальную Азию возрастет до 64 млрд. долларов.

Переориентация капитала вызвана отменой налоговых льгот  для экспортеров, а также ростом издержек в южных и восточных  районах Китая, где находится  большая часть производств. По словам сотрудников гонконгских торговых компаний, уже скоро отпускные цены на значительную часть наименований китайской продукции вырастут на 10-15%. «Мы работаем в авральном режиме, клиенты не хотят платить больше, но найти товар по той же цене, что и раньше, практически невозможно», – рассказывает менеджер по работе с клиентами компании Eurogroup Керри Лам.

Скорее всего, смещение баланса в инвестициях снизит напряженность в отношениях между  Китаем и странами Юго-Восточной  Азии, которые ранее периодически присоединялись к жалобам США на искусственно заниженный курс юаня по отношению к доллару.

2.4 Роль МВФ:  пряник или кнут?

На помощь поспешили  МВФ и Всемирный банк. Уже в  июле-августе 1997 г. МВФ предоставил  пакет помощи Таиланду (17,2 млрд. дол.). За ним последовали аналогичные стабилизационные пакеты, предоставленные Индонезии (42,3 млрд. дол.) и Южной Корее (58,4 млрд. дол).

Помощь предоставлялась  на условиях проведения реформ, в первую очередь – в финансовой и банковской сфере.

В Южной Корее МВФ  в обмен на кредит в 60 миллиардов долларов предложил: продать иностранным компаниям два крупнейших национальных банка; допустить иностранные банки к проведению финансовых операций в Корее; снять ограничения на покупку земли иностранцами; разрешить иностранным компаниям покупать внутренние корейские облигации; позволить корейским компаниям брать за рубежом краткосрочные и долгосрочные кредиты; наконец, самое главное – ликвидировать ненавистные чаеболы, которые в последние годы оказывали невыносимую конкуренцию американским компаниям практически по всем направлениям.

Поскольку в 1997 году пять крупнейших чаеболов Кореи (Hyundai, Samsung, Daewoo, LG Group и SK Group) давали более трети  совокупного национального валового продукта, предложение "распустить" их можно смело расценивать, как приглашение на эшафот: "Чаеболы – это краеугольный камень корейской традиционной культуры, и их разрушение означает не что иное, как передачу всего национального фундамента экономики в руки развитых мировых держав", – заявил официальный представитель Samsung Group на следующий день после того, как корейское правительство подписало соглашение с МВФ.

Потребовалась кропотливая  работа по подготовке общественного  мнения и созданию "правильных" национальных кадров, которые согласились бы выполнить неблагодарную работу. В этом отношении события в Южной Корее развивались по сценарию, многократно отработанному в других уголках планеты (в том числе и в России).

Сначала прошла массированная  пропагандистская атака со стороны  самых влиятельных корейских средств массовой информации, которые в один голос обвинили чаеболы во всех смертных грехах и бедах экономического кризиса. Писали о "сращивании частного капитала и государственной власти", словно это сращивание не определяло всю общественную жизнь Кореи последние пятьсот лет. Писали о "кумовстве" и "подкупе чиновников и политиков", словно "кумовство" не было единственной формой взаимного трудоустройства, известной в Корее со дня ее рождения. Писали о "безнравственном обогащении основателей чаеболов", их "вызывающе расточительном образе жизни", хотя каждый кореец знал, что эти самые отцы-основатели живут не на гавайских виллах, а в скромных домах по соседству. Писали, что своим безответственным поведением национальную валюту обвалили чаеболы, а не какие-то мифические интернациональные биржевые флибустьеры.

Тут как тут подоспела  еще одна знакомая "пятая колонна": активизировались "борцы за права  человека" и "диссиденты" всех мастей и оттенков. Заклубились митинги  и демонстрации, поднялась волна  народного возмущения "попранием гражданских прав" и надругательством над "общемировыми человеческими ценностями". Вдруг оказалось, что чаеболы – это порождение военной диктатуры 60-70-х годов, злые призраки тоталитаризма, "давители свободы слова".

МВФ продиктовал правительству Кореи ряд утонченных мер, которые, под благовидным предлогом повышения "прозрачности отчетности" чаеболов и дальнейшего перехода на "прогрессивные" западные формы ведения бухгалтерии, разрушали всю внутреннюю структуру корейских конгломератов. Первым шагом явился запрет под страхом уголовного наказания перекрестного кредитного поручительства и взаимного финансирования подразделений чаеболов.

Структурное своеобразие  чаеболов, отличающее их от западных конгломератов, заключалась в отсутствии головной холдинговой компании. Не случайно почти все крупные чаеболы именовали себя группами (groups). Формально они и были скоплением разрозненных компаний, действующих в областях экономики, никак не связанных между собой. Число таких компаний в чаеболе зачастую достигало тысячи. Также формально подразделения чаеболов были независимы друг от друга. Реальная (и наитеснейшая!) связка осуществлялась на уровне не централизованного управления (через головной холдинг), а родственных отношений: пивоварня записывалась на имя трехлетнего внука двоюродной сестры, автомобильный завод числился за братом шурина, и так далее. В результате чаеболы постоянно тасовали финансы между своими формально независимыми подразделениями: одна компания предоставляла банку гарантию по кредиту другой, третья покупала по "правильной" цене сырье у четвертой, пятая "исправляла" в авральном порядке годовой баланс за счет увеличения активов, которые "удачно" приобретались за бесценок у шестого скрытого подразделения чаебола. Иными словами, кипела бурная экономическая жизнь в традиционном азиатском формате (патернализм + кумовство), целью которой являлся не уход от налогов (как принято считать на Западе), а обеспечение глобальной синекуры и нескончаемой экспансии корейской экономики от США до Вьетнама и Австралии.

Следующим шагом в  войне с чаеболами стало требование снизить отношение "долги/активы" до уровня 200% (типичная величина этого  показателя в чаеболах была 500-800%). С  учетом сложившейся традиционной структуры  чаеболов и, в первую очередь, низкой производительности труда в условиях поголовного и пожизненного трудоустройства, подобное снижение пропорции абсолютно нереально. Либо высокий уровень задолженности конгломератов, либо полная ломка структуры и принципов функционирования. Третьего не дано. На первый взгляд, вообще кажется невероятным, что чаеболы десятилетиями существовали под бременем столь неподъемных долговых обязательств. И не только сводили концы с концами, но и постоянно расширялись, увеличивали оборот и наращивали производственную мощность.

Информация о работе Азиатский финансовый кризис