Аппарат власти и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:36, контрольная работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы является построение и характеристика аппарата государства.
Первая глава будет посвящена понятию и структуре государственного аппарата, а также в ней будут рассмотрены основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Во второй главе будут рассмотрены вопросы, связанные с понятием, организацией и деятельностью социалистического государственного аппарата власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
I. Государственный аппарат………………………………………………………...4
§1. Понятие государственного аппарата…………………………………………4
§2. Структура государственного аппарата……………………………………….9
§3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата……………………………………………………………………………..14
II. Социалистический государственный аппарат………………………………...19
§1. Понятие социалистического государственного аппарата………………….19
§2.Принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………….23Список использованной литературы……………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

кур. раб. ТГП 16 тема.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)


Аппарат власти и управления

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………...3

I. Государственный аппарат………………………………………………………...4

§1. Понятие государственного аппарата…………………………………………4

§2. Структура государственного аппарата……………………………………….9

§3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата……………………………………………………………………………..14

II. Социалистический государственный аппарат………………………………...19

  §1. Понятие социалистического государственного аппарата………………….19

§2.Принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата………………………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………………….23Список использованной литературы……………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В середине восьмидесятых годов двадцатого века Россия вступила в период реформ, которые затронули все сферы жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства и развития государства, сформировался новый тип государственного аппарата.

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития.

Основной целью данной курсовой работы является построение и характеристика аппарата государства.

Первая глава будет посвящена понятию и структуре государственного аппарата, а также в ней будут рассмотрены основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Во второй главе будут рассмотрены вопросы, связанные с понятием, организацией и деятельностью социалистического государственного аппарата власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Государственный аппарат.

§1. Понятие государственного аппарата.

Государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственный аппарат как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в значении совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и общественными делами.

По мере развития это «управление», а вместе с ним и государственный аппарат непрерывно усложняются и совершенствуются.

Наиболее бурного развития процесс достиг в последние столетия. «Государственная деятельность, - справедливо отмечалось в связи с этим в дореволюционный (1917 г.) литературе, - начинаясь с простого, примитивного господства, развивается до большого многообразия форм, до законодательной, судебной, административной, полицейской, фискальной, финансовой и культурной деятельности, чего не предполагали даже величайшие политические мыслители древности». Недавно ещё считавшиеся достаточными категории – законодательство, суд и управление – уже сегодня не в состоянии исчерпать всей деятельности государства. Само управление теперь «разветвляется на множество отраслей», среди которых выделяются «общественная безопасность, общественное благосостояние, пути сообщения, торговля, почта и телеграф, общественные работы, санитарное дело, образование, культ, защита интересов рабочих и т.д..

В основе построения и функционирования государственного аппарата любой страны лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему. Аппарат любого государства – не механическое соединение его отдельных органов, а их чётко организованная, строго упорядоченная целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы различных государственных органов и организаций – системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов – составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.

К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного аппарата как единой системы, следует отнести также такие, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.

Понятие государственного аппарата – весьма ёмкое и многогранное. Его недопустимо отождествлять с другими, тесно связанными с ним, но неравнозначными по своему логическому объёму и содержанию понятиями, в частности, с понятиями системы диктатуры класса и политической системы общества.

Соотносясь с «государственным аппаратом», данные понятия неидентичны ему. Так, если понятием системы диктатуры класса и понятием политической системы общества охватывается весь комплекс самых различных по своему характеру государственных и негосударственных органов и организаций, принимающих участие в политической жизни страны и в осуществлении государственной власти, то понятием государственного аппарата охватывается лишь система государственных органов. Понятия системы диктатуры класса и политической системы общества являются более ёмкими и широкими, чем понятие государственного аппарата.

В научной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооружённых сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов.

Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия. Государственный механизм нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов – аппаратом в узком смысле слова.

Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими частями неизменно выступают государственные органы. В научной литературе они понимаются неодинаково. Например, в одних случаях под государственными органами понимается «учреждение, выполняющее определённые задачи в той или иной области общественной жизни (здравоохранения, образования и т. д.)»[1]. В других случаях государственный орган рассматривается как «составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое»[2]. В третьих же случаях государственный орган трактуется как «определённым образом организованная группа людей, действующая в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвующая в реализации определённых государственных функциях»[3].

Имеются и другие, в той или иной мере отличающиеся друг от друга, определения понятия государственных органов. Однако не в них сейчас дело. Они отражают различные взгляды и подходы к одному и тому же явлению, именуемому государственным органом, и имеют полное право на своё существование.

Важно отметить другое. Государственные органы, независимо от их понимания и толкования, заполняют собой всё содержание и формируют всю структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, - от уровня их развития, чёткости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависят уровень развития и эффективность действий государственного аппарата.

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определённого вида деятельности. Каждое такое звено наделено соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Признаками, отличающими государственные органы от негосударственных, являются следующие:

1.     формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства;

2.     выполнение каждым государственным органом строго определённых, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

3.     наличие у каждого государственного органа юридически закреплённых: организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также – порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;

4.     наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера.

Наличие последних является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками они позволяют провести достаточно чёткое различие между государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями – с другой.

Практическое выражение государственно-властные полномочия находят в издании государственными органами от имени государства юридически обязанных нормативных, индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим, неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении, защите этих требований от нарушения путём применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях – также мер государственного принуждения.

Являясь составными частями одного и того же государственного аппарата, органы любого государства отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объёмом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций.

 

 

§2. Структура государственного аппарата.

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциями, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы.

Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трёх названных систем является носителем соответствующей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.

В научных кругах иногда пишут о четвёртой ветви власти – средствах массовой информации. Однако это – образное выражение. Средства массовой информации не являются носителями какой-либо официальной власти. Таковыми их называют в силу того, что оказывают очень сильное, нередко решающее влияние на массы. Они играют исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в создании положительного или отрицательного образа правящей элиты либо отдельных лиц.

Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о том каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители – государственные органы. Должны ли они быть равны между собой или должна существовать их определенная соподчинённость, субординация?

Высказывается точка зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители должны находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным и авторитарным режимом усиленно насаждается идея о том, что исполнительная власть, а вместе с ней и её носители, должны доминировать в структуре государственного аппарата.

Информация о работе Аппарат власти и управления