Аппарат власти и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:36, контрольная работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы является построение и характеристика аппарата государства.
Первая глава будет посвящена понятию и структуре государственного аппарата, а также в ней будут рассмотрены основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Во второй главе будут рассмотрены вопросы, связанные с понятием, организацией и деятельностью социалистического государственного аппарата власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
I. Государственный аппарат………………………………………………………...4
§1. Понятие государственного аппарата…………………………………………4
§2. Структура государственного аппарата……………………………………….9
§3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата……………………………………………………………………………..14
II. Социалистический государственный аппарат………………………………...19
§1. Понятие социалистического государственного аппарата………………….19
§2.Принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………….23Список использованной литературы……………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

кур. раб. ТГП 16 тема.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Проблемы профессионализма и этики государственных служащих практически всегда стояли и стоят на повестке дня с момента образования любого государства. Они всегда остаются весьма острыми проблемами. Вокруг них постоянно велись жаркие, нескончаемые споры.

Одна из причин этого состоит в том, что от профессионального и этического уровней чиновников, особенно высших рангов, во многом зависит характер деятельности, стиль и уровень эффективности самого государственного аппарата, состояние дел в обществе и государстве. Вполне понятно поэтому, что чиновничество всегда находилось под критическим оком широких слоев населения.

Другая причина подобных споров состоит в том, что нигде в мире и никогда чиновничество вполне сознательно и добровольно не признавало своё профессиональное или этическое несовершенство. Естественно, что самый благоприятный для себя образ оно пытается создавать и у «опекаемого» им населения. Кстати, как было подмечено исследователями разных стран, далеко не всегда безуспешно.

Подбор и расстановка в структуре государственного аппарата безупречных в профессиональном и этическом плане государственных служащих с неизбежностью предполагает выработку и применение в процессе отбора соответствующих средств и критериев. В их числе – анкетирование, собеседование, прохождение определённых тестов и сдача экзаменов, проверка на лояльность правящему режиму к некоторых страна (в США, например) с помощью «детектора лжи», определение и соблюдение разнообразных – политических, идеологических, медицинских и иных требований – критериев, соответствие которым является обязательным для занятий той или иной государственной должности.

От того, как, каким образом, в соответствии с какими требованиями-критериями производится отбор соискателей на ту или иную государственную должность, в дальнейшем зависит эффективность их работы, коэффициент их полезности для государства и общества.

Один из принципов-требований гласит, что государственную службу следует рассматривать как такую сферу деятельности, из которой исключаются «какие бы то ни были личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению» государственными чиновниками служебного долга.

Государственные служащие «не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого же рода информации в личных целях».

Дальновидность выработки и введения в действие такого рода принципов-требований в конечном счете заключается в том, чтобы в максимальной степени «приблизить» государственный аппарат к обществу, сократить неизбежный для любой страны разрыв между ними, представить «среднему американцу» любого, даже самого высокого ранга администратора не иначе «как своего парня», близкого ему человека.

 

II. Социалистический государственный аппарат.

§1. Понятие социалистического государственного аппарата.

В ходе осуществления социалистической революции рабочий класс и объединённые вокруг него широкие массы трудящиеся под руководством марксистско-ленинской партии разрушают буржуазную государственную машину и создают новый государственный аппарат. В этом проявляется одна из общих закономерностей возникновения социалистического государства.

Социалистический государственный аппарат представляет собой единую систему взаимосвязанных между собой органов государства, созданных для решения задач социалистического и коммунистического строительства.

Социалистический государственный аппарат – новый тип государственного аппарата. Он принципиально отличается от аппарата всех эксплуататорских государств прежде всего тем, что создаётся трудящимися, служит интересам трудящихся, привлекает к своей деятельности широкие массы трудящихся. Главное место в его деятельности занимает развитие народного хозяйства, культуры, науки, образования, а также решение многих других задач. Аппарат же эксплуататорского государства используется в первую очередь как средство классового подавления, поэтому он противостоит трудящимся как чуждая им сила.

Огромное внимание созданию и совершенствованию государственного аппарата уделял Ленин. В наличие совершённого и чётко действующего государственного аппарата он видел необходимое условие решения задач социалистического строительства.

Вопросы совершенствования работы государственного аппарата находятся в центре внимания партии и правительства.

Намечая пути дальнейшего совершенствования государственного аппарата, КПСС указывает на необходимость неукоснительного соблюдения принципа подотчётности работников государственных органов, расширения выборности и конкурсной системы замещения должностей, последовательного осуществления коллегиальности в работе соответствующих звеньев государственного аппарата при персональной ответственности каждого руководителя.

§2. Принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются соответствующие реальностям жизни основополагающие начала, в соответствии с которыми он строится, функционирует и развивается. Принципы имеют объективную основу, коренятся в самой природе социалистического общественного строя и находят юридическое выражение в Конституции и других законодательных актах. В принципах социалистического государственного аппарата находят конкретное проявление его сущность и коренное отличие от аппарата эксплуататорских государств.

К числу основных принципов организации и деятельности социалистического государственного аппарата относятся следующие:

1. Всемерное вовлечение трудящихся в управление государством. Участия советских граждан в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятия законов и решений общегосударственного и местного значения представляет собой их конституционное право. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосования, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности и критиковать недостатки в работе[5].

Одно из конкретных проявлений рассматриваемого принципа – участие граждан в борьбе с правонарушениями. Формы этого участия весьма разнообразны: и добровольные народные дружины по охране общественного порядка, и товарищеские суды, и общественные пункты охраны порядка по месту жительства населения, и Советы профилактики правонарушений на предприятии и др.

2. Демократический централизм. Основной смысл этого конституционного принципа заключается в том, что в организации и деятельности социалистического государственного аппарата органически соединены два начала: государственное руководство обществом из единого центра и широкая инициатива местных органов власти и управления[6].

Демократический централизм означает демократически порядок образования и функционирования государственного аппарата; участие трудящихся в контроле за деятельностью государственных органов; ответственность нижестоящих органов перед вышестоящими; обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих; сочетание централизованного государственного руководства с широкой самостоятельностью, инициативой местных органов государства; контроль вышестоящих органов за выполнению своих решений нижестоящими органами; строгую дисциплину в деятельности всех органов сверху донизу.

Важной формой проявления принципа демократического централизма является «двойное» подчинение исполнительно-распорядительных органов: каждый из этих органов подчиняется вышестоящему органу управления и одновременно – образовавшему его представительному органу власти. Демократический централизм выражается также в сочетании в работе органов государства коллегиальности и единоначалия.

Принцип демократического централизма в организации и деятельности органов внутренних дел имеет разные формы правления. Прежде всего, он означает наличие централизованной союзно-республиканской системы, объединяющей Министерство внутренних дел СССР, министерства внутренних дел союзных и автономных республик и местные органы внутренних дел. Такая централизация необходима потому, что охрана правопорядка, борьба с преступностью и другими правонарушениями представляют собой общенародную задачу, решаемую повседневно в масштабах всей страны. Министерство внутренних дел СССР координирует и направляет усилия всех республиканских и местных органов внутренних дел, обеспечивая их взаимодействие и наиболее эффективное использование имеющихся в их распоряжении сил и средств.

Принцип демократического централизма в организации и деятельности органов внутренних дел проявляется и в их подчинении и подконтрольности. Советам народных депутатов, а также органам государственного управления общей компетенции.

Интернационализм. Данный принцип означает, что в организации и деятельности социалистического государственного аппарата учитываются интересы всех наций и народностей страны. Принцип интернационализма проявляется уже в самом федеративном устройстве Союза СССР, позволяющем сочетать общее и особенное, интернациональное и национальное; обеспечивать единство интересов Союза СССР и каждой союзной республики. С учётом федеративного устройства Союза СССР строится вся система органов Советского государства.

Принцип интернационализма выражается также в формировании органов государства из представителей всех национальностей.

Социалистическая законность. Этот разработанный Лениным принцип означает точное и неуклонное соблюдение, исполнение и применение законов и основанных на них других юридических актов всеми, кому они адресованы.

Постоянное упрочнение законности – общая закономерность развития социалистического государства, необходимое условие решения задач социалистического и коммунистического строительства.

Рассматриваемый принцип организации и деятельности социалистического государственного аппарата является конституционным принципом. Он закреплён в ст. 4 Конституции СССР. В соответствии с этой конституционной нормой все органы государства обязаны в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать, исполнять и применять законы; обеспечивать исполнение законов подчинёнными им предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами; требовать от граждан исполнения возложенных на них Конституцией и другими законами обязанностей перед обществом и государством; вести последовательную борьбу с теми, кто совершает преступления и иные правонарушения.

Для органов внутренних дел и других правоохранительных органов принцип социалистической законности.

Охраняя общественный порядок, социалистическую собственность, имущество, жизнь, здоровье, права и свободы граждан, органы внутренних дел должны быть образцом строгого проведения во всей своей деятельности принципа социалистической законности.

 

Заключение.

В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата государственной власти можно сделать следующий основополагающий вывод.

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвлённый горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идёт интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека и т.д.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

I. Правовые акты:

1.      Конституция Российской Федерации. – М.: 1993.

2.      Конституция СССР

Информация о работе Аппарат власти и управления