Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:12, курсовая работа
Функции законодательной власти в Российской Федерации осуществляет парламент - избираемый или частично назначаемый коллегиальный орган, за которым Конституция признает высшее право законодательства. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.
«Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе: сейм - в Польше, фолькетинг - в Дании, альтинг - в Исландии, конгресс - в США.
Введение
Глава 1.История Государственной Думы России
§1.Государственная Дума России в дореволюционный период
§2.Высшие законодательные органы России (1917-1993гг.)
Глава 2.Государственная Дума Российской Федерации
§1.Структура Государственной Думы
§2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Заключение
В соответствии с Регламентом ГД палата вправе отменить любое распоряжение или поручение Председателя.
Председатели Госдумы:
Государственная дума I созыва (14 января 1994 г. -- 17 января 1996 г.) - Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. -- постановление Государственной Думы № 8-I ГД), фракция Аграрной партии России (АПР).
Государственная дума II созыва (17 января 1996 г. -- 18 января 2000 г.) - Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. -- постановление Государственной Думы № 7-II ГД), фракция КПРФ.
Государственная дума III созыва (18 января 2000 г. -- 29 декабря 2003 г.) - Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. -- постановление Государственной Думы № 6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. -- независимый депутат.
Государственная дума IV созыва (29 декабря 2003 г. -- 24 декабря 2007 г.) - Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. -- постановление Государственной Думы № 5-IV ГД), фракция «Единая Россия».
Государственная дума V созыва (с 24 декабря 2007 г.) - Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. -- постановление Государственной Думы № 3-5 ГД), фракция «Единая Россия».
Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя в его отсутствие, а также по его поручению ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей.
В Государственной Думе для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет (ст. 13-15 Регламента ГД), в состав которого с правом решающего голоса входят Председатель Думы и его заместители. Кроме этого, в работе Совета с правом совещательного голоса участвуют председатели комитетов. Любой депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета и вносить предложения о проекте порядка работы палаты.
Основные функции Совета Государственной Думы См.: Парламентское право России / Под общ. ред. О.Н.Булакова. - М., 2007. С.234.:
а) формирование проекта примерной
программы законопроектной
б) принятие решений о включении в эту программу того или иного законопроекта;
в) формирование календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц;
г) установление порядка работы палаты на очередное заседание;
д) созыв внеочередных заседаний палаты по предложению Президента России или по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы;
е) назначение того или иного
комитета Государственной Думы ответственным
за подготовку законопроекта, внесенного
субъектом права
ж) направление законопроекта (вместе с материалами к нему), подготовленного ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалов к нему Президенту РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, Правительству России и депутатам Государственной Думы;
з) по предложению комитетов Государственной Думы принятие решения о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы при отсутствии необходимых документов;
и) принятие решения о проведении парламентских слушаний, о награждении Почетной грамотой Государственной Думы.
Необходимо отметить, что Государственная Дума вправе отменить решение Совета.
Немаловажная роль в деятельности Государственной Думы отводится депутатским объединениям (ст. 16-18 Регламента ГД). По регламенту все фракции обладают равными правами.
Депутатское объединение, сформированное на основе партийного списка, прошедшего в Думу по федеральному избирательному округу, именуется фракцией и должно быть зарегистрировано независимо от числа ее членов. Регистрацию фракций проводит Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы на основании:
а) сообщения Центральной избирательной комиссии о результатах выборов;
б) письменного уведомления руководителя фракции об ее образовании;
в) протокола организационного собрания фракции, который включает в себя решение о целях ее образования, официальном названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;
г) письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию.
После прекращения полномочий Временной комиссии контроль над изменениями в составах депутатских объединений осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.
Таблица 1 - Список фракций Государственной Думы V созыва
Фракция |
Число депутатов |
Доля голосов |
|
Фракция Единой России |
315 |
70% |
|
Фракция Коммунистической партии Российской Федерации |
57 |
12,7% |
|
Фракция Либерально-демократической партии России |
40 |
8,9% |
|
Фракция Справедливой России |
38 |
8,4% |
|
В соответствии со ст. 101 Конституции
Государственная Дума из числа депутатов
палаты образует комитеты и комиссии.
Комитеты Государственной Думы в
рамках своей компетенции
Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
В соответствии со ст. 20 Регламента
Государственная Дума образует ряд
комитетов. Перечень комитетов указанный
в ст.20 Регламента не исчерпывающий:
в случае необходимости палата может
образовать и другие комитеты. Комитеты
создаются на срок, не превышающий
срока полномочий Государственной
Думы данного созыва. Каждый комитет
имеет положение о своей
Комитеты и комиссии, как
правило, образуются на основе принципа
пропорционального
Председатели комитетов,
комиссий и их заместители избираются
палатой большинством голосов от
общего числа депутатов
Быть членом одного из комитетов
(не более!) - обязанность каждого
депутата Государственной Думы, за
исключением Председателя, его заместителей
и руководителей депутатских
объединений. Заседания комитета и
комиссии проводятся не реже двух раз
в месяц. В заседании комитета
с правом совещательного голоса могут
принимать участие депутаты, не входящие
в состав данного комитета или
комиссии, а также вправе присутствовать
полномочные представители
Комитеты могут проводить
совместные заседания, но решения принимают
раздельно. Они вправе привлекать к
своей работе различных экспертов,
запрашивать необходимые
§2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная Дума принимает постановления См.: Парламентское право России / Под общ. ред. О.Н.Булакова. - М., 2007. С.238.:
а) об одобрении проекта закона РФ о поправках к Конституции РФ, проекта федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;
б) о согласии Президента РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
в) о недоверии и доверии Правительству РФ;
г) о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ;
д) об объявлении амнистии;
е) о выдвижении обвинения против Президента РФ;
ж) о запросе в Конституционный Суд РФ;
з) о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;
и) о парламентском запросе;
к) о других вопросах в рамках своей компетенции.
Проекты постановлений вместе с текстом заявления, обращения или парламентского запроса вносятся на Совет Государственной Думы не позднее чем за три дня до заседания палаты.
Кроме этого, проект постановления
может быть внесен Президентом страны,
Советом Федерации и его
В Конституции предусмотрены
различные процедуры назначения
должностных лиц: самостоятельно Президентом
или при участии других должностных
лиц или органов, причем это участие
может быть различно по форме и
по содержанию. Председатель Правительства
назначается Президентом России
(ч. 1 ст. 11 Конституции). Однако в решении
этого вопроса участвует
Реализация Государственной Думой рассматриваемого полномочия связана с соблюдением условий, установленных в ст. 111 Конституции РФ.
Первое условие ограничивает Думу по времени при рассмотрении вопроса о выражении согласия Президенту на назначение на должность Председателя Правительства - в течение недели со дня внесения Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства.
Другим условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при определении ее позиции по кандидатуре на должность Председателя Правительства, является положение ч. 4 ст. 111. В Конституции установлено, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Условия реализации Государственной
Думой полномочий в вопросе назначения
Председателя Правительства представляют
юридические средства содействия выработке
Государственной Думой и
Регламент Думы (ст. 144-148) предусматривает
следующую процедуру
В случае отклонения Государственной
Думой данной кандидатуры Президент
РФ в течение недели со дня ее
отклонения вносит предложение о
новой кандидатуре. Процедура рассмотрения
остается прежней. После трехкратного
отклонения Государственной Думой
представленного Президентом