Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:12, курсовая работа
Функции законодательной власти в Российской Федерации осуществляет парламент - избираемый или частично назначаемый коллегиальный орган, за которым Конституция признает высшее право законодательства. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.
«Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе: сейм - в Польше, фолькетинг - в Дании, альтинг - в Исландии, конгресс - в США.
Введение
Глава 1.История Государственной Думы России
§1.Государственная Дума России в дореволюционный период
§2.Высшие законодательные органы России (1917-1993гг.)
Глава 2.Государственная Дума Российской Федерации
§1.Структура Государственной Думы
§2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Заключение
Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.
Четвертая, последняя в
истории самодержавной России, Дума
возникла в предкризисный для
страны и всего мира период - канун
мировой войны. С ноября 1912 по октябрь
1917 года состоялось пять сессий. По составу
четвертая Дума мало отличалась от
третьей, разве что в рядах
депутатов значительно
Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.
3 сентября 1915 года после
принятия Думой выделенных
Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.
Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом «частных совещаний». Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.
§2.Высшие законодательные органы России (1917-1993гг.)
После Февральской революции 1917 г. в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 г. состоялся I съезд крестьянских советов, а в июне - рабочих и солдатских.
II съезд советов рабочих
и солдатских депутатов,
III Всероссийский съезд
советов в январе 1918 г. принял
два акта, имевших конституционное
значение: «Декларацию прав трудящегося
и эксплуатируемого народа» и
постановление «О федеральных
учреждениях Российской
В июле 1918 г. V съезд советов принял Конституцию РСФСР. В ней устанавливалось, что именно съезд советов является «высшей властью», компетенция которой никак не ограничивается. Съезды должны были собираться не реже двух раз в год (с 1921 г. - один раз в год). В периоды между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и этот последний с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку работы (а в 1919 г. вообще не собирался, т.к. все его члены были на фронте). Постоянно действующим органом оказался Президиум ВЦИК, состоявший из узкого круга лиц. При ВЦИКе сложился значительный рабочий аппарат, включавший несколько отделов, различные комитеты и комиссии.
Установленная конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских - на 125 тысяч (что давало преимущества рабочим). К участию в выборах не допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные, а также лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым (к началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийная система).
РСФСР оказалась не единственной советской республикой, образовавшейся на территории бывшей Российской империи. В итоге гражданской войны советская власть победила в провозгласивших независимость Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане (три последние объединились в Закавказскую федерацию - ЗСФСР). 30 декабря 1922 г. состоялось решение об объединении советских республик в единое федеративное государство - СССР (решение принял I Всесоюзный съезд советов).
На II Всесоюзном съезде 31 января
1924 г. была принята первая Конституция
СССР. Установленный в ней
Именно СССР стал фактическим
наследником дореволюционной
5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный
съезд советов принял новую
Конституцию СССР. Она вводила
всеобщие, прямые и равные выборы
при тайном голосовании. На
смену съездам советов и ЦИКу
пришел Верховный Совет СССР.
Он также собирался на сессии
два раза в год, рассматривал
законопроекты и утверждал
21 января 1937 г. была принята
и новая Конституция РСФСР,
также заменившая съезды
В новой Конституции более
детально были прописаны структурные,
организационные, процедурные и
другие вопросы формирования и деятельности
Верховного Совета и его руководящих
органов. В частности, впервые за
годы советской власти депутаты получили
право парламентской
В последующие годы полномочия
и статус высшего органа законодательной
власти в Российской Федерации неоднократно
пересматривались и уточнялись. Заметными
вехами на этом пути стали: законы об изменениях
и дополнениях Конституции
Самым принципиальным изменением
в системе государственной
Подобное перераспределение
общественных ролей в условиях отсутствия
парламентских традиций, отработанного
механизма согласования интересов,
а также личные амбиции руководителей
с обеих сторон не раз служили
причиной острых правовых и политических
коллизий во взаимоотношениях законодательной
и исполнительной властей, что, в
конце концов, привело в октябре
1993 г. к их открытому конфликту, завершившемуся
роспуском Съезда народных депутатов
РФ и Верховного Совета Российской
Федерации и ликвидацией
21 сентября 1993 г. Президент
России Б.Н.Ельцин издал Указ
№1400 «О поэтапной конституционной
реформе в Российской
В развитии представительной и законодательной власти в РФ наступал новый этап.
Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день референдума по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на 2 года.
ГЛАВА 2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1.Структура Государственной Думы
Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти См.: Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 2001. С. 189.. По Конституции РФ 1993 г. Государственная Дума формируется путем выборов и представляет население всей страны. В состав Государственной Думы входят 450 депутатов, избираемых по партийным спискам, на основе пропорциональной избирательной системы, по единому федеральному избирательному округу.
Внутренняя организация
данной палаты Федерального Собрания
и порядок ее работы определяются
Регламентом Государственной
Общее руководство Государственной Думой осуществляют избираемый ею Председатель Думы (спикер), его заместители и Совет Думы, состоящий из Председателя и его заместителей. Руководители комитетов входят в Совет палаты только с правом совещательного голоса.
Государственная Дума является постоянно действующим органом. Осенняя сессия Государственной Думы в соответствии со ст. 40 Регламента ГД продолжается с 1 сентября по 25 декабря, а весенняя - с 12 января по 20 июня.
Председатель Государственной Думы и его заместители избираются из числа депутатов Думы тайным голосованием, но палата может принять решение и о проведении открытого голосования.
Кандидаты, давшие согласие
выдвигаться на эту должность, обязаны
выступить на заседании палаты и
ответить на вопросы депутатов
Если на должность Председателя
Государственной Думы было выдвинуто
более двух кандидатов и никто
из них не набрал требуемого числа
голосов, то проводится второй тур голосования,
когда баллотируются два
Выборы заместителей Председателя
Государственной Думы проводятся по
аналогичной схеме, но Регламент
предусматривает возможность
Председатель Государственной Думы выполняет следующие функции:
- ведет заседания палаты;
- ведает вопросами внутреннего распорядка;
- организует работу Совета Государственной Думы;
- осуществляет общее
- назначает на должность
и освобождает от должности
Руководителя Аппарата
- назначает на должность
и освобождает от должности
первого заместителя
- представляет палату
во взаимоотношениях с
- участвует в согласительных
процедурах, используемых Президентом
страны для разрешения
- направляет поступивший
в Государственную Думу
- подписывает постановления Государственной Думы;
- направляет в Совет
Федерации для рассмотрения
- направляет Президенту России принятые федеральные законы;
- издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
- представляет к назначению
на должность и к освобождению
от должности постоянного