Анализ полномочий Государственной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание

Функции законодательной власти в Российской Федерации осуществляет парламент - избираемый или частично назначаемый коллегиальный орган, за которым Конституция признает высшее право законодательства. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.
«Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе: сейм - в Польше, фолькетинг - в Дании, альтинг - в Исландии, конгресс - в США.

Содержание

Введение
Глава 1.История Государственной Думы России
§1.Государственная Дума России в дореволюционный период
§2.Высшие законодательные органы России (1917-1993гг.)
Глава 2.Государственная Дума Российской Федерации
§1.Структура Государственной Думы
§2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Заключение

Работа состоит из  1 файл

анализ полномочий госу думы.docx

— 54.15 Кб (Скачать документ)

Собственный законодательный  почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Четвертая, последняя в  истории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для  страны и всего мира период - канун  мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу  четвертая Дума мало отличалась от третьей, разве что в рядах  депутатов значительно прибавилось  священнослужителей.

Обстановка не позволила  четвертой Думе сосредоточиться  на крупномасштабной работе. Ее постоянно  лихорадило. К тому же с началом  в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской  армии на фронте дума вступила в  острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после  принятия Думой выделенных правительством  кредитов на войну ее распустили  на каникулы. Вновь Дума собралась  только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения  Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально  и фактически существовала.

Дума сыграла ведущую  роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом  «частных совещаний». Большевики не раз  требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство  постановило Думу распустить в связи  с подготовкой к выборам в  Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.

§2.Высшие законодательные  органы России (1917-1993гг.)

После Февральской революции 1917 г. в стране стала быстро расти  сеть советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 г. состоялся I съезд  крестьянских советов, а в июне - рабочих и солдатских.

II съезд советов рабочих  и солдатских депутатов, открывшийся  25 октября, провозгласил переход  всей власти к советам (в  декабре крестьянские советы  присоединились к рабочим и  солдатским). Избранный съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) оказался носителем законодательных функций.

III Всероссийский съезд  советов в январе 1918 г. принял  два акта, имевших конституционное  значение: «Декларацию прав трудящегося  и эксплуатируемого народа» и  постановление «О федеральных  учреждениях Российской республики».  Здесь было официально оформлено  образование Российской Советской  Федеративной Социалистической  Республики - РСФСР.

В июле 1918 г. V съезд советов  принял Конституцию РСФСР. В ней  устанавливалось, что именно съезд  советов является «высшей властью», компетенция которой никак не ограничивается. Съезды должны были собираться не реже двух раз в год (с 1921 г. - один раз в год). В периоды между  съездами их функции переходили к  ВЦИКу, но и этот последний с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку  работы (а в 1919 г. вообще не собирался, т.к. все его члены были на фронте). Постоянно действующим органом  оказался Президиум ВЦИК, состоявший из узкого круга лиц. При ВЦИКе  сложился значительный рабочий аппарат, включавший несколько отделов, различные  комитеты и комиссии.

Установленная конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов  избирались на губернских и городских  съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских - на 125 тысяч (что давало преимущества рабочим). К участию в выборах  не допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры  и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные, а также лица, осужденные в судебном порядке. Голосование  было открытым (к началу 20-х гг. в  стране окончательно установилась однопартийная  система).

РСФСР оказалась не единственной советской республикой, образовавшейся на территории бывшей Российской империи. В итоге гражданской войны  советская власть победила в провозгласивших  независимость Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане (три  последние объединились в Закавказскую федерацию - ЗСФСР). 30 декабря 1922 г. состоялось решение об объединении советских  республик в единое федеративное государство - СССР (решение принял I Всесоюзный съезд советов).

На II Всесоюзном съезде 31 января 1924 г. была принята первая Конституция  СССР. Установленный в ней государственный  механизм Союза был вполне аналогичен РСФСР. Высшим органом власти в стране провозглашался всесоюзный съезд советов (созывался один раз в год, а  с 1927 г. - один раз в два года), ЦИК (двухпалатный), собиравшийся на сессии три раза в год), Президиум ЦИК (в подчинении которого находилось более 100 учреждений). С начала 30-х  годов на сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые Президиумом.

Именно СССР стал фактическим  наследником дореволюционной российской государственности. Что ж касается РСФСР, то ее правовой статус в ряде отношений был ниже, чем у других союзных республик, поскольку многие российские вопросы отошли в ведение  союзных учреждений.

5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный  съезд советов принял новую  Конституцию СССР. Она вводила  всеобщие, прямые и равные выборы  при тайном голосовании. На  смену съездам советов и ЦИКу  пришел Верховный Совет СССР. Он также собирался на сессии  два раза в год, рассматривал  законопроекты и утверждал указы  своего Президиума.

21 января 1937 г. была принята  и новая Конституция РСФСР,  также заменившая съезды советов  на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались  на 4 года по норме 1 депутат  от 150 тысяч населения.

В новой Конституции более  детально были прописаны структурные, организационные, процедурные и  другие вопросы формирования и деятельности Верховного Совета и его руководящих  органов. В частности, впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности, наряду с Председателем Президиума Верховного Совета был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета.

В последующие годы полномочия и статус высшего органа законодательной  власти в Российской Федерации неоднократно пересматривались и уточнялись. Заметными  вехами на этом пути стали: законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР  от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., от 24 мая и 1 ноября 1991 г., закон  Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. Большинство этих изменений и  дополнений были связаны с начавшимися  в стране глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями и роли в них представительных институтов.

Самым принципиальным изменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 г. поста Президента РСФСР и  соответствующее перераспределение  властных функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов как высший орган государственной  власти и Верховный Совет, состоящий из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей, как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, принятия решений по вопросам государственного устройства и т.д., многие их прежние права, включая подписание и обнародование законодательных актов, формирование правительства и назначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти в Российской Федерации.

Подобное перераспределение  общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного  механизма согласования интересов, а также личные амбиции руководителей  с обеих сторон не раз служили  причиной острых правовых и политических коллизий во взаимоотношениях законодательной  и исполнительной властей, что, в  конце концов, привело в октябре 1993 г. к их открытому конфликту, завершившемуся роспуском Съезда народных депутатов  РФ и Верховного Совета Российской Федерации и ликвидацией системы  советов.

21 сентября 1993 г. Президент  России Б.Н.Ельцин издал Указ  №1400 «О поэтапной конституционной  реформе в Российской Федерации», которым предписывалось «прервать  осуществление законодательной,  распорядительной и контрольной  функций Съездом народных депутатов  и Верховным Советом Российской  Федерации». Этим Указом вводилось  в действие Положение о выборах  депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением  предлагалось провести выборы  в Государственную Думу - нижнюю  палату Федерального Собрания  Российской Федерации.

В развитии представительной и законодательной власти в РФ наступал новый этап.

Первая Государственная  дума избиралась вместе с Советом  Федерации в день референдума  по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на 2 года.

ГЛАВА 2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§1.Структура Государственной  Думы

Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной  власти См.: Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 2001. С. 189.. По Конституции РФ 1993 г. Государственная  Дума формируется путем выборов  и представляет население всей страны. В состав Государственной Думы входят 450 депутатов, избираемых по партийным  спискам, на основе пропорциональной избирательной  системы, по единому федеральному избирательному округу.

Внутренняя организация  данной палаты Федерального Собрания и порядок ее работы определяются Регламентом Государственной Думы. В Думе создаются партийные фракции, депутатские группы, парламентские  комитеты и комиссии.

Общее руководство Государственной  Думой осуществляют избираемый ею Председатель Думы (спикер), его заместители и  Совет Думы, состоящий из Председателя и его заместителей. Руководители комитетов входят в Совет палаты только с правом совещательного голоса.

Государственная Дума является постоянно действующим органом. Осенняя сессия Государственной  Думы в соответствии со ст. 40 Регламента ГД продолжается с 1 сентября по 25 декабря, а весенняя - с 12 января по 20 июня.

Председатель Государственной  Думы и его заместители избираются из числа депутатов Думы тайным голосованием, но палата может принять решение  и о проведении открытого голосования.

Кандидаты, давшие согласие выдвигаться на эту должность, обязаны  выступить на заседании палаты и  ответить на вопросы депутатов Государственной  Думы. Самоотвод принимается без  голосования. Избранным на данную должность  считается кандидат, за которого проголосовало  более половины общего числа депутатов  Государственной Думы.

Если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто  более двух кандидатов и никто  из них не набрал требуемого числа  голосов, то проводится второй тур голосования, когда баллотируются два кандидата, получившие наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной  Думы может голосовать только за одного кандидата. Избранным по итогам второго  тура считается кандидат, за которого также проголосовало более половины общего числа депутатов. В противном  случае Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя либо принимает решение о выборах  первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы, после чего снова возвращается к  изложенной процедуре. При этом допускается  повторное выдвижение ранее выдвигавшихся  кандидатов.

Выборы заместителей Председателя Государственной Думы проводятся по аналогичной схеме, но Регламент  предусматривает возможность при  решении данного вопроса проголосовать  списком за предложенных кандидатов.

Председатель Государственной  Думы выполняет следующие функции:

- ведет заседания палаты;

- ведает вопросами внутреннего  распорядка;

- организует работу Совета  Государственной Думы;

- осуществляет общее руководство  деятельностью Аппарата Государственной  Думы;

- назначает на должность  и освобождает от должности  Руководителя Аппарата Государственной  Думы с согласия Совета Государственной  Думы и по представлению Комитета  Государственной Думы по Регламенту  и организации работы Государственной  Думы;

- назначает на должность  и освобождает от должности  первого заместителя Руководителя  Аппарата - управляющего делами Государственной  Думы, с согласия Совета Государственной  Думы и по представлению Руководителя  Аппарата Государственной Думы;

- представляет палату  во взаимоотношениях с Президентом  России, Советом Федерации, Правительством, субъектами РФ, Конституционным,  Верховным, Высшим Арбитражным  Судами, Генеральным прокурором, Центральной  избирательной комиссией, Центральным  банком, Уполномоченным по правам  человека в РФ, со Счетной палатой,  с общественными объединениями,  другими организациями и должностными  лицами, а также с парламентами  и высшими должностными лицами  иностранных государств и международными  организациями;

- участвует в согласительных  процедурах, используемых Президентом  страны для разрешения разногласий  между органами государственной  власти РФ и ее субъектов,  а также между органами государственной  власти субъектов РФ;

- направляет поступивший  в Государственную Думу законопроект  и материалы к нему в депутатские  объединения для сведения и  в комитет Государственной Думы  в соответствии с вопросами  его ведения;

- подписывает постановления  Государственной Думы;

- направляет в Совет  Федерации для рассмотрения одобренные  Государственной Думой проекты  законов и принятые федеральные  законы;

- направляет Президенту  России принятые федеральные  законы;

- издает распоряжения  и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

- представляет к назначению  на должность и к освобождению  от должности постоянного представителя  Государственной Думы в Конституционном  Суде РФ.

Информация о работе Анализ полномочий Государственной Думы