Соотношений понятий «местное» и «Муниципальное» хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание

Экономические и финансовые ресурсы местного самоуправления недостаточны и не обеспечивают удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Практический опыт организации местного самоуправления невелик. Муниципальная власть остро нуждается в квалифицированных кадрах, способных эффективно управлять муниципальным имуществом, финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городского хозяйства и социальной сферы в рыночной среде, разрабатывать и реализовывать местные программы развития, привлекать к этой работе различные структуры, общественные объединения, все слои населения, умело взаимодействовать с органами государственной власти.

Содержание

Введение 3
1 Соотношений понятий «местное» и «Муниципальное» хозяйство 5
2 Жилищно-коммунальный комплекс, его понятие и виды 7
3 Финансы муниципального образования 12
4 Обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов 15
Заключение 19
Список использованных источников 20

Работа состоит из  1 файл

инфраструктура.docx

— 108.71 Кб (Скачать документ)

Система теплоснабжения включает в  себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной горячая вода для отопления и горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах — бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома. [10, с. 124]

Газоснабжение. Во многих городах  действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам  от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения. [10, с. 124]

Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения. [10, с. 124]

Общегородское коммунальное хозяйство.

Дорожное хозяйство. Улицы и  дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. В состав дорожной сети входят мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки. В ряде городов есть обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.

Санитарная очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов. [10, с. 130]

Ливневая канализация предназначена  для сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов, ливневых насосных станций и очистных сооружений. Современные технические требования не позволяют объединять ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая, так называемая «общесплавная» система канализации.

Инженерная защита территории необходима городам, расположенным на заболоченных территориях или на территориях  с высоким уровнем грунтовых  вод, чтобы защитить подземные сооружения от разрушений. Другой вид инженерной защиты — ограждающие дамбы по берегам рек, необходимые в периоды паводков. Серьезную проблему в ряде городов представляет повышенный уровень сейсмической опасности.

Уличное освещение и малые архитектурные  формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

Зеленое хозяйство во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, уменьшают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать их вредное воздействие на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города. [10, с. 130]

Гостиничное хозяйство. Несмотря на то, что большинство гостиниц в российских городах являются частными, обеспечение достаточного их количества относится к стратегическим задачам городской власти.

Банно-прачечное хозяйство. Бани принадлежат  к имущественному комплексу предоставления муниципальных услуг населению и особенно востребованы в городах и селах с высокой долей частного сектора. И несмотря на то, что потребность в услугах этого хозяйства в настоящее время снизилась, доля лиц, пользующихся ими, остается существенной. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т. п.

Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и  функционирование служб оказания ритуальных услуг. Несмотря на то, что в большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, муниципальные образования контролируют состояние мест массовых захоронений и качество оказываемых услуг. [10, с. 124-130]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Финансы муниципального образования

С этой точки зрения, муниципальные  финансы могут образовываться из трех основных источников:

  • государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
  • собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);
  • заемных средств или муниципального кредита. [2, с. 22]

Для обеспечения единой методологии  и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней в РФ введена единая бюджетная классификация, установленная Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ». Органы местного самоуправления (как и органы представительной власти субъектов РФ) вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. Федеральный закон 2003 года разграничил источники доходов и расходные полномочия между муниципальными образованиями разных типов (поселениями, муниципальными районами и городскими округами), установил принципы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и процедуры финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Конкретные перечни и ставки налоговых платежей, поступающих в бюджеты муниципальных образований разных типов, установлены новым Бюджетным кодексом РФ. [10, с. 35]

Поскольку бюджет является отражением определенной деятельности органов  местного самоуправления, его планирование, утверждение, исполнение и оценка результатов  исполнения выступают как определенный процесс, так как эта деятельность растянута во времени. Этот процесс  получил название бюджетного процесса.

Грамотно построенный бюджетный  процесс должен прежде всего исходить из тщательно организованного хозяйственного планирования развития территории муниципального образования, поскольку сам бюджет - лишь механизм реализации целей развития территории. [2, с. 27]

Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку  в них отражается цель деятельности органа власти. Поскольку расходная часть отражает цели деятельности органа местного самоуправления, то и классификация видов расходов прежде всего исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства. Обычно бюджетные классификации различных стран, несмотря на их различие, выделяют две основные группы расходов:

  1. Обязательные расходы. К этой группе относят расходы на финансирование отраслей городского хозяйства, связанное с поддержанием определенного уровня его развития. Как правило, первоочередность финансирования данных расходов закрепляется нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.
  2. Необязательные расходы. К этой группе расходов относят расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве случаев эти обязанности возлагаются на органы местного самоуправления населением или самими органами местного самоуправления, исходя опять же из интересов жителей, которых эти органы представляют. [2, с. 28]

Не менее важным является деление  расходов на текущие расходы и  расходы на развитие, так как это  позволяет увидеть динамику развития муниципального образования.

Расходы напрямую зависят от роли и места органов местного самоуправления в государственной системе, от того, какая часть общественных дел закреплена за ними.

Основная проблема, с которой  сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, представляет собой постоянную нехватку средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Необходимо выделить основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления. Среди них можно выделить:

1. Налоги.

2. Неналоговые поступления.

3. Доходы от собственной хозяйственной  деятельности.

4. Муниципальный кредит.

Первые две группы доходных источников являются в той или иной степени  средствами, которые государство  собирает с населения и предприятий. С этой точки зрения их размеры  ограничены налогоспособностью населения  и предприятий. Третья и четвертая  группы напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться. Все четыре источника дохода зависят также от состояния законодательства, поскольку именно в нем определяется правоспособность органов местного самоуправления. В связи с этим состояние городских финансов определяется следующими факторами:

1. Состоянием хозяйствующих субъектов,  осуществляющих свою деятельность  на территории муниципального образования.

2. Ресурсами, расположенными на  территории муниципального образования.

3. Объемом прав и полномочий, предоставленных органам местного  самоуправления государством.

4. Профессионализмом самих муниципальных  служащих. [2, с. 30]

Самыми крупными статьями расходов большинства местных бюджетов являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение. В некоторых муниципальных образованиях на эти три статьи расходуется до 75-80% бюджетных расходов. В перспективе их структура будет меняться. В частности, будут сокращаться расходы на финансирование жилищно-коммунального комплекса в связи с передачей бюджетных средств на эти цели от жилищно-эксплуатационных организаций к гражданам, причем выплата жилищных субсидий будет финансироваться через федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Расходы на образование и здравоохранение будут сосредоточены в бюджетах муниципальных районов и городских округов, а расходы на финансирование образовательного процесса, включая заработную плату педагогических работников, передаются на уровень субъектов РФ. [10, с. 354]

В бюджете текущих расходов могут  выделяться «защищенные статьи», по которым сокращение расходов недопустимо ни при каких обстоятельствах. К ним обычно относятся расходы на заработную плату, оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций, питание в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.), медикаменты, выплату пособий и компенсаций.

Для большинства стран мира налоги являются основным доходным источником. По своей природе это платежи, обладающие следующими свойствами:

  • беспричинностью, то есть отсутствием каких-либо конкретных услуг, за которые они взимаются;
  • относительной стабильностью и долговременностью;
  • регулярностью платежей.

Его образующими факторами являются:

  • налогоспособность правовых субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории;
  • существование какого-либо имущества.

Традиционно выделяются следующие  виды налогов:

  • налоги с граждан;
  • реальные (или имущественные) налоги: акцизы (налоги на незаслуженный прирост стоимости); налоги на потребление. [2, с. 30]

Налоги составляют основу большинства  бюджетов местных самоуправлений, однако немалую роль в формировании местных  бюджетов играют и неналоговые поступления, к которым относят все поступления, которые органы местного самоуправления получают из иных источников.

К неналоговым поступлениям обычно относят следующие источники  дохода:

  • городскую и земельную ренту;
  • доходы от тарифных платежей за услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями;
  • санкционные (прежде всего штрафы);
  • различные виды пошлин и сборов. [2, с. 33]

Поскольку отдельные виды налогов  не могут охватить всего спектра  условий жизни и производства, которые создаются для собственников  на территории муниципального образования, земельная и городская рента как бы аккумулируют в себе плату за условия в целом.

Другим достаточно распространенным видом неналоговых поступлений  являются тарифные платежи за услуги муниципальных предприятий. Отличает его от взаиморасчетов между другими субъектами хозяйственных отношений то, что тарифы на услуги утверждаются органами местного самоуправления.

К этой же группе доходных источников относятся и сборы, которые также  являются платой за услуги, оказываемые  органами местного самоуправления.

Информация о работе Соотношений понятий «местное» и «Муниципальное» хозяйство