Содержание и проблемы системы межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание

Модели межбюджетного федерализма в мировой практике. Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в Российской Федерации. Оценка бюджетной самостоятельности территорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………

1.1. Понятие межбюджетных отношений. Модели межбюджетного федерализма в мировой практике………………………………………………

1.2. Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..

1.3. Оценка бюджетной самостоятельности территорий………………………….

2. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………………..

2.1. Межбюджетные отношения в Российской Федерации……………………….

2.2. Межбюджетные отношения за рубежом………………………………………

3. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………..

Работа состоит из  1 файл

Содержание и проблемы системы межбюджетных отношений.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

Муниципальным районам в 2007 году передаются следующие доходные источники:

          налог на прибыль организаций по нормативу 100% (Череповецкий район - 30%);

          налог на имущество организаций по нормативу 100% (Вытегорский район - 77%, Кадуйский район - 44%, Череповецкий район - 69%, Шекснинский район - 31%);

          транспортный налог по нормативу 50% (Тотемский район - 64%, Чагодощенский район - 72%);

          единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 75% (Тотемский, Чагодощенский районы - 90%).

Дополнительный норматив по налогу на доходы физических лиц установлен районам на уровне 2006 года.

Данная мера позволит не только сократить дотационность местных бюджетов, преодолеть иждивенческий характер функционирования бюджетов муниципальных образований, но и стимулировать местные органы власти к дальнейшему наращиванию доходного потенциала, поскольку в соответствии с действующим законодательством, получение муниципальными образованиями налогов сверх объема расчетной дотации, которая была заменена дополнительными нормативами, не учитывается при дальнейшем распределении финансовой помощи местным бюджетам.

В 2007 году 5 районов, Вытегорский, Кадуйскнй, Чагодощенский, Шекснинский, Череповецкий, а также городские округа, Вологда и Череповец, стали бездотационными.

На сегодняшний день в области разработана программа мероприятий по мобилизации дополнительных доходов в областной бюджет и местные бюджеты. В части увеличения наполняемости муниципальных бюджетов предусматриваются следующие направления:

             увеличение поступлений местных налогов, налога на имущество физических лиц, земельного налога;

             оптимизация перечня действующих льгот и их соответствие общественным интересам;

             сокращение недоимки по налогам и сборам и выплат «теневых зарплат» через работу совместных комиссий финансовых и налоговых органов;

             привлечение дополнительных неналоговых доходов.

Итогом проводимых мероприятий должен стать рост доходной базы местных бюджетов не менее чем на 10%.

56 % доходов местных бюджетов в 2007 году сформировано за счет дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (2,3 млрд.руб. 15 % от общего объема доходов местных бюджетов), субвенций на исполнение переданных государственных полномочий из регионального фонда компенсаций ( 5,5 млрд.руб. - 36 %), субсидий из фонда софинансирования социальных расходов ( 0,8 млрд.руб. - 5 %).

Объем финансовой помощи местным бюджетам составит в 2007 году - 8,6 млрд.руб. или 37 % расходной части областного бюджета. В части распределения межбюджетных трансфертов также были использованы некоторые новые подходы к формированию местных бюджетов на 2007 год.

Так, при формировании фонда финансовой поддержки поселений на 2007 год Вологодская область отошла от подушевого выравнивания бюджетной обеспеченности и использовали предоставленное субъектам Российской Федерации на переходный период право распределения дотаций исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности. Это позволило более эффективно распределить финансовые ресурсы на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.

В этом году формирование проекта бюджета предполагается не только на очередной финансовый год, но и на трехлетний период (2008-2010 годы).
Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений в области будет направлено на укрепление доходной базы местных бюджетов путем передачи нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и а замещение дотации из фонда финансовой поддержки.

В рамках переходного периода активно будет применяться норма, позволяющая заменять расчетные дотации дополнительными дифференцированными нормативами отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов.

Будет продолжена работа по установлению нормативов расходных потребностей по оценке расходных полномочий поселений и муниципальных районов, требующих финансовых затрат таких как:

          содержание дорог в границах поселения,

          мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений,

          по организации отдыха детей в каникулярное время.

Подход к формированию фонда софинансирования социальных расходов предполагается также изменить. В частности, будут определены приоритетные полномочия органов местного самоуправления, эффективность и качество выполнения которых будет стимулироваться с использованием механизмов софинансирования из областного бюджета.
Предусматривается создание фонда муниципального развития, который будет формироваться на основе отбора наиболее значимых инвестиционных муниципальных проектов.

На протяжении последних лет актуальной для всех субъектов РФ проблемой является изменение положений федерального налогового и бюджетного законодательства без соответствующей компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов и дополнительных расходов региональных и местных бюджетов.

Кроме того, усугубляет финансовое положение областного и местных бюджетов передача государственных полномочий без соответствующих источников финансирования, а также отсутствие средств на обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления функций администрирования по предоставлению бюджетных услуг.

Ежегодно объем полномочий, делегируемых федеральным центром субъектам Российской Федерации увеличивается и как показывает практика не всегда передаваемые полномочия обеспечены финансовыми ресурсами, при этом принятие нормативных актов федеральными органами власти иногда происходит, когда бюджеты субъектов на очередной финансовый год уже сформированы.

Так, первоначально перечень собственных полномочий субъектов РФ был расширен с 41 до 55, а затем увеличен до 62 полномочий. Это привело к дополнительным затратам бюджета в сумме более 600 млн. руб.
Подобная ситуация сложилась и в муниципальных образованиях. Перечень вопросов местного значения поселений за два года увеличился с 22 до 31, муниципальных районов с 20 до 29 вопросов. На реализацию дополнительных полномочий потребность в средствах составляет свыше 150 млн. рублей.

В 2006 году из федерального бюджета на реализацию переданных государственных полномочий выделено 616 млн.рублей, при потребности 1,7 млрд.руб. Обеспеченность составляет 36%. Аналогичная ситуация была и в 2007 году. Обеспеченность финансовыми ресурсами передаваемых с федерального уровня полномочий составляет 57%. (По отдельным полномочиям обеспеченность составляет от 15 процентов и менее).

Вот примеры:

Вологодской области передано полномочие в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которого предусматривает охрану объектов животного мира, регулирование их использования, воспроизводство, осуществление государственного контроля, мониторинга и других функций. Для осуществления данного полномочия необходимо проведение: ветеринарно-профилактических мероприятий, рейдов по охране охотоугодий, проверок охотопользователей и т.д.
На реализацию же данного полномочия области выделено 238 тыс.руб.(при потребности 4,2 млн.руб.), т.е. в среднем в месяц на исполнение данного полномочия мы можем направлять около 20 тысяч рублей, что ставит под сомнение обеспечение охраны животного мира.

Очень беспокоит возможность исполнения полномочия, которое в значительной мере влияет на социальную стабильность в регионах - это полномочие по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Количество нуждающихся в области в улучшении жилищных условий, составляет - 4218 человек. Потребность в средствах на обеспечение жильем по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации (от 27.03.2006 года № 169) составляет 2,3 млрд.руб.
Согласно данной методике, жильем обеспечиваются только инвалиды и ветераны без членов семей из расчета 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья установленной федеральным органом исполнительной власти для Вологодской области (18,7 тыс.руб. за кв. м.).

Исходя из этого, на 1 инвалида или ветерана приходится 335,7 тыс.руб. Стоимость же однокомнатной квартиры в крупных городах области составляет примерно 800,0 тыс.руб. ( 65 % данной категории граждан проживает в городах).

Федеральным Правительством предлагается два варианта решения данной проблемы:

Первый вариант - предоставление жилья по договору социального найма. В этом случае мы будем вынуждены разницу в стоимости квартиры компенсировать за счет средств областного бюджета.

Второй вариант - предоставление жилья в собственность гражданина. При этом следует учитывать, что большинство людей, числящихся в очереди, живут на пенсию и не имеют возможности на покупку жилья.

В 2006 году из федерального бюджета на осуществление этих полномочий было выделено 34 млн.руб., в 2007 году - 70,0 млн.руб.
Этот объем средств позволит обеспечить жильем около 326 человек из 4218 человек, то есть, чтобы обеспечить жильем всех очередников потребуется около 30 лет, а в числе очередников, в основном, стоят инвалиды и ветераны преклонного возраста.

Указанные проблемы усугубляют финансовое положение субъектов, приводят к отвлечению собственных доходов на выполнение передаваемых полномочий.

Кроме того, на федеральном уровне отсутствует методика оценки расходных обязательств для определения финансовой помощи субъектам Российской Федерации и расчета их бюджетной обеспеченности. В связи с этим у субъектов Российской Федерации отсутствует возможность обоснованно доказать Министерству финансов минимально необходимую потребность для осуществления возложенных на них полномочий. Аналогичные проблемы возникают и при формировании межбюджетных отношений внутри субъектов.

Закрепленные за бюджетами поселений Бюджетным кодексом РФ местные налоги не позволяют в полной мере выполнять возложенные на них полномочия. Кроме того, существует проблема отсутствия законодательного обеспечения поступления местных налогов в полном объеме в бюджеты поселений и городских округов.

Актуальными для муниципальных образований - поселений по-прежнему остаются проблемы информационного обеспечения, препятствующие эффективной реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Отсутствует единая система сбора и обработки статистической информации, характеризующая состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований поселений, необходимая для формирования бюджетов поселений и регулирования межбюджетных отношений.
Кроме того, непосредственно затрагивает полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований реформа жилищно-коммунального хозяйства. Однако, в местных бюджетах отсутствуют необходимые средства для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и капитального ремонта муниципального жилого фонда, финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Остается нерешенной проблема финансового оздоровления предприятий коммунального хозяйства.

По Вологодской области на выполнение всех вышеуказанных мероприятий необходимо свыше 400,0 млн.руб.

Кроме того, в 2008 году заканчивается переходный период введения в полном объеме реформы местного самоуправления, установленный федеральным законодательством на 2006-2008 годы и утрачивают силу предоставленные субъектам Российской Федерации права в части установления дополнительных дифференцированных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и налогов, применения методики распределения дотаций поселениям исходя из уровня из расчетной бюджетной обеспеченности, а также расчет «отрицательных трансфертов», подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджеты субъектов Российской Федерации исходя из уровня расчетных налоговых доходов местного бюджета на одного жителя - 1,3.

В связи с этим, до окончания переходного периода 2009-2010 г.г. необходимо на федеральном уровне решить следующие вопросы:

1.             Предоставить субъектам Российской Федерации право на долгосрочной основе устанавливать законом субъекта дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации взамен дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.

2.             Предоставить субъектам Российской Федерации право осуществлять распределение регионального фонда финансовой поддержки поселений исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности.

3.             Снизить уровень расчетных налоговых доходов местного бюджета на одного жителя для расчета «отрицательных трансфертов», подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджеты субъектов Российской Федерации до 1,3.

4.             Ввести налог на недвижимость взамен существующих налога на имущество физических лиц и земельного налог, основным преимуществом которого является исчисление его на основании рыночной стоимости имущества, при этом предусмотреть в Гражданском кодексе РФ, федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в Кодексе об административных правонарушениях обязанность физических лиц по государственной регистрации объектов недвижимости, установления сроков регистрации и ответственности за ее уклонение.

5.             Выделить субъектам РФ субсидии (в составе иных безвозмездных и безвозвратных перечислений раздела 11 «межбюджетные трансферты»), для компенсации расходов региональных и местных бюджетов независимо от их бюджетной обеспеченности на проведение мероприятий по:

Информация о работе Содержание и проблемы системы межбюджетных отношений