Содержание и проблемы системы межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание

Модели межбюджетного федерализма в мировой практике. Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в Российской Федерации. Оценка бюджетной самостоятельности территорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………

1.1. Понятие межбюджетных отношений. Модели межбюджетного федерализма в мировой практике………………………………………………

1.2. Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..

1.3. Оценка бюджетной самостоятельности территорий………………………….

2. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………………..

2.1. Межбюджетные отношения в Российской Федерации……………………….

2.2. Межбюджетные отношения за рубежом………………………………………

3. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………..

Работа состоит из  1 файл

Содержание и проблемы системы межбюджетных отношений.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)
p style="text-align:justify"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

С 1 января 2006 года в Вологодской области в полном объеме реализуется реформа местного самоуправления.

В течение последних лет в области проходил подготовительный этап, были сформированы правовые, территориальные, организационные и финансовые основы местного самоуправления.

На 2006 год в области образовано 372 муниципальных образования, в том числе 26 муниципальных районов, 2 городских округов, 22 городских поселений и 322 сельских поселений.

Для обеспечения финансовых основ реформы местного самоуправления в области были приняты законодательные акты: закон «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области», «О нормативах расходных потребностей», внесены изменения в закон «О бюджетном процессе».

В целях оказания методической помощи вновь созданным муниципальным образованиям области были разработаны модельные нормативные правовые акты «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», «О ставках налога на имущество физических лиц», проекты решений «Об утверждении положения о бюджетном процессе в поселении», «О бюджете муниципального образования», «О детализации объектов бюджетной классификации РФ применительно к бюджету поселения», постановление «О порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования», положение о порядке санкционирования расходов бюджета поселения, положение о формировании фонда оплаты труда, порядке и условиях применения стимулирующих, компенсационных и иных выплат в организациях, финансируемых из бюджетов поселений, решение по оплате труда работников бюджетной сферы.

Рядом муниципальных образований были заключены соглашения о передаче полномочий с одного уровня власти на другой, с передачей соответствующих финансовых ресурсов.

Полномочие по формированию и исполнению бюджетов поселений на уровень муниципальных районов делегированы 75 поселениями (из 372). Остальные поселения указанные полномочия выполняют самостоятельно.

В Вологодской области была выбрана схема финансовой поддержки городских и сельских поселений с уровня субъекта, без наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям.

Положительными факторами взаимодействия субъекта с поселениями являются:

             снижение зависимости глав поселений от районного звена;

             повышение ответственности органов местного самоуправления поселений за принимаемые решения по исполнению бюджетов;

             усиление заинтересованности поселений в наращивании собственной налоговой базы;

             постоянный процесс обучения специалистов поселений, отвечающих за финансовые вопросы;

             исполнение всех местных бюджетов по соглашениям, заключенным с департаментом финансов, осуществляется отделами управления областного казначейства.

В Вологодской области экономический потенциал муниципальных образований распределен крайне не равномерно. Основная экономическая база сосредоточена в городских округах Вологде и Череповце.
Объем налоговых и неналоговых доходов поселений отличается в разы.

В трех поселениях за 2006 год объем собственных доходов составил менее 14 тыс. руб. (Островское Вашкинского района - 7,1 тыс. руб., Пунемское Вожегодского района - 12,1 тыс. руб., Плосковское Бабаевского района - 13,8 тыс. руб.). Вместе с тем, наибольшей размер собственных доходов поселения сложился в сумме 16,3 млн. руб. (Нелазское поселение Череповецкого района). Значительный объем доходов наблюдаются еще в двух поселениях - 9,2 млн. руб. (Тоншаловское Череповецкого района) и 5,2 млн. руб. (Погореловское Тотемского района). Таким образом, разрыв доходов между самым бедным и самым богатым поселением составляет свыше 2300 раз. Даже в тройке наиболее бедных и наиболее богатых разница в доходах составляет 2-3 раза.

Расходные потребности бюджетов муниципальных образований на 2006 год были сформированы с учетом возложенных на органы местного самоуправления полномочий на основе нормативов расходных потребностей, установленных законом области «О нормативах расходных потребностей».
Нормативы расходных потребностей определены на одну условную единицу в сферах образования, культуры, здравоохранения, спорта, социальной политики, молодежной политики, муниципального управления, жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство и капитальный ремонт жилого фонда), первичных мер пожарной безопасности и других.

Размер дотации из фонда финансовой поддержки поселений рассчитывался исходя из сформированного объема фонда финансовой поддержки (общий размер определялся как разница между объемом доходов по закрепленным нормативам отчислений от налогов и расходными потребностями, рассчитанными на основе закона «О нормативах расходных потребностей») и численности населения в каждом поселении. Т.е. дотация рассчитывалась на 1 жителя.

Конечно же, такой, достаточно простой способ расчета дотаций, не позволяет обеспечить сбалансированность бюджетов поселений, поэтому те поселения, по которым собственная доходная база и дотации, рассчитанные исходя из численности жителей, не обеспечивали их расходные потребности, дополнительно получили дотации из регионального фонда сбалансированности местных бюджетов.

По муниципальным районам расчет дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности осуществлялся в соответствии с методикой, утвержденной законом области «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области», частично исходя из численности жителей, частично с учетом налогового потенциала и уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов, а также с использованием показателей прогноза доходов и расходов в тех пределах, которые были определены Бюджетным кодексом РФ.

В целях оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований в областном бюджете созданы:

             региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и региональный фонд финансовой поддержки поселений для выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов;

             региональный фонд сбалансированности местных бюджетов в целях оказания дополнительной поддержки местным бюджетам и обеспечения их сбалансированности;

             региональный фонд компенсаций для финансового обеспечения переданных муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий;

             региональный фонд сбалансированности местных бюджетов в целях оказания дополнительной поддержки местным бюджетам и обеспечения их сбалансированности;

             региональный фонд компенсаций для финансового обеспечения переданных муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий;

             региональный фонд софинансирования социальных расходов для долевого финансирования социально значимых расходов.

Бюджеты муниципальных образований по доходам за 2006 год в целом исполнены на 99% к плановым назначениям,  в том числе:

      бюджеты городских округов - на 98,6%,

      бюджеты муниципальных районов - на 99,3%,

      бюджеты городских и сельских поселений - на 99,8%.

Поступление собственных доходов в местные бюджеты в 2006 году составило 6,1 млрд. руб., в том числе:

      в бюджеты поселений 0,4 млрд. руб.,

      бюджеты муниципальных районов 1,1 млрд. руб.,

      городских округов 4,6 млрд. руб.

Исполнение годовых планов по собственным доходам муниципальных образований составляет 102%, в том числе:

      бюджетов поселений - 102%,

      бюджетов муниципальных районов - 103%,

      городских округов - 102%.

В целях обеспечения стабильности доходной базы бюджетов муниципальных образований местным органам власти было рекомендовано рассмотреть возможность увеличения ставок по налогу на имущество физических лиц, а также установить экономически эффективный корректирующий коэффициент базовой доходности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Реализация в 2006 году принятых решений позволила не только сохранить объем поступлений единого налога на вмененный доход и налога на имущество физических лиц уровня 2005 года, но и обеспечить бюджеты муниципальных районов, городских округов и поселений дополнительными налоговыми поступлениями.

Фактические поступления единого налога на вмененный доход за 2006 год превысили поступления налога за 2005 год в 1,3 раза и составили 451,5 млн. рублей (за 2005 год - 346,5 млн. рублей).

Поступления налога на имущество физических лиц за 2006 год увеличились в 1,5 раза и достигли 84,4 млн. рублей (за 2005 год -56,9 млн. рублей).

Департаментом финансов проводилась большая работа в части улучшения налогового администрирования. В настоящее время наши предложения о необходимости совершенствования института сборщиков налогов с предоставлением права сборов налогов администрациям городских и сельских поселений уже реализованы в федеральном законе № 137-ФЗ, принятым в июле 2006 года. С 1 января 2007 года закон вступил в силу. Разработан типовой порядок организации совместной работы глав поселений и налоговых органов области по информированию налогоплательщиков и сбору местных налогов.

При исполнении бюджетов в 2006 году у муниципальных образований возникали определенные сложности со сбором земельного налога, который является одним из основных доходных источников формирования доходной базы бюджетов городских и сельских поселений. В связи с изменением порядка исчисления земельного налога (от кадастровой стоимости земельных участков), несвоевременным получением налоговыми органами сведений о кадастровой оценке земли, незавершенностью процедуры оформления земель в собственность, земельный налог в запланированном объеме в бюджеты поселений не поступил. Поступления данного доходного источника в бюджеты поселений за 2006 год составили только 22% от сбора 2005 года.

Общий объем финансовой помощи из областного бюджета местным бюджетам в 2006 году составил 9878,2 млн.рублей, что на 3434,3 млн.рублей, или на 53,3% больше, чем в 2005 году.

Все основные расходные обязательства, принятые в бюджетах муниципальных образований в 2006 году выполнены.

Таким образом, 2006 год показал, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований - поселений, получив возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами, активнее стали заниматься вопросами благоустройства территорий, реструктуризации бюджетной сети, проведением первичных мер пожарной безопасности, то есть теми вопросами, которыми раньше практически не занимались. Положительным результатом проведения реформы местного самоуправления стало то, что у местных органов власти появилась заинтересованность в наращивании доходной базы собственных бюджетов в целях реализации в полном объеме возложенных на них полномочий.

При формировании проектов бюджетов муниципальных образований на 2007 год был сохранен принцип выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений с уровня области без передачи данных полномочий на уровень муниципальных районов.

Доходная база бюджетов муниципальных образований на 2007 год, как и на 2006 год, была основана на макроэкономических показателях.
Сбор фактических показателей по самым крупным налогообразующим показателям в разрезе территорий 344 поселений и 2-х городских округов (прибыль, фонд оплаты труда, остаточная стоимость основных фондов, численность работающих) осуществляет для нас региональный орган статистики на договорной основе в срок до 1 июля.

Учитывая, что показатели социально-экономического развития территорий являются основой для формирования доходной части бюджетов области, расчета налогового потенциала муниципальных районов и городских округов, они в обязательном порядке и
согласовываются с органами местного самоуправления до начала формирования межбюджетных отношений. По каждому муниципальному образованию составляется акт сверки исходных данных для формирования доходной базы бюджетов и показателей, необходимых для расчетов расходных потребностей.

На 2007 год собственные доходы бюджетов муниципальных образований спрогнозированы в объеме 6,9 млрд.руб., в том числе:

      бюджеты городских округов - 4,6 млрд.руб.,

      бюджеты муниципальных районов 1,9 млрд.руб.,

      бюджеты поселений - 0,4 млрд.руб.

Рост доходной базы местных бюджетов в 2007 году к уровню 2006 года составит порядка 13%. Увеличение доходов бюджетов муниципальных образований объясняется изменением подходов к формированию межбюджетных отношений, в частности тем, что объем дотаций бюджетам муниципальных образований, замененный дополнительными дифференцированными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов увеличен в 1,7 раза по сравнению с 2006 годом.

Информация о работе Содержание и проблемы системы межбюджетных отношений