Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разобраться в иерархии структурных элементов, а именно: норме права, институтах, подотраслей, отраслей и их внутренней упорядоченности; рассмотреть целостность и единство элементов; попытаться проанализировать их объективно обусловленный характер.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятие и структурные элементы системы права, выявив их взаимосвязь и специфику;
- проанализировать традиционный подход к построению системы права, рассмотрев предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институты;

Содержание

Введение…………………………………………………………......................
Понятие и структурные элементы системы права …………………………
Традиционный подход к построению системы права (Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институ-ты)………………………………………………………………………/
Публичное и частное право, материальное и процессуальное право ……
Соотношение международного и национального права ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.91 Кб (Скачать документ)

Более того, в сфере законодательства Конституция  устанавливает, что если международным  договором предусмотрены иные правила, чем закрепленные законом, то применяются  нормы международного договора (ч. 4 ст. 15).

Приоритет международных норм объясняется  следующими обстоятельствами: 1) международное право представляет собой общечеловеческую ценность; 2) по содержанию международное право является общедемократическим. Международные акты носят наднациональный характер; 3) межгосударственное право служит фактором сближения различных правовых систем и, следовательно, расширением рамок правового пространства для общения различных народов. Вместе с тем нормы международного права занимают подчиненное положение по отношению к конституции любого государства как к высшему акту страны; 4) признанием субъектом международного права личности.

Законодатель  должен ориентироваться при принятии новых законов на важнейшие международные акты в области прав и свобод человека. Суды и другие правоприменительные органы при рассмотрении споров или иных конфликтов должны ссылаться прямо на нормы международных актов, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией.

Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений использует такого рода ссылки. Например, при проверке конституционности некоторых норм Уголовно-процессуального кодекса  РСФСР в связи с жалобами граждан  Конституционный Суд в постановлениях от 2 февраля 1996 г., от 16 марта 1998 г., от 15 января 1999 г. ссылался на Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а также на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Так же, нельзя не отметить тот факт, что международное право используется для решения глобальных проблем, имеющих мировое значение.

В случае расхождения закона и иного  нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором. Согласно ст. 46 Конституции каждый вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В настоящее  время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч  действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость  совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего  заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского  законодательства в этой области, является Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и общепризнанных нормах договорного права, отраженных в Венских конвенциях о праве международных договоров с участием государств (1969 г.) и договоров с участием международных организаций (1986 г).

Закон различает  три категории международных  договоров в зависимости от уровня договаривающихся сторон: межгосударственные, межправительственные и договоры межведомственного характера.

Межгосударственные  договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом  высоком уровне – от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.

Во вторую категорию международных договоров  России входят договоры, заключаемые  на уровне Российского Правительства. В преамбуле таких договоров  упоминается Правительство РФ, и  от его имени подписываются договоры. Примерами таких договоров могут  служить: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежание двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества 1994 г [3].

Договоры  третьей категории заключаются  федеральными органами исполнительной власти – министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными Российскому Правительству органами с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию.

По числу  участников международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. Среди многосторонних договоров с участием Российской Федерации особо важное значение имеют договоры универсального характера, представляющие по своему предмету регулирования интерес для всех государств мира. Они предусматривают мероприятия всемирного масштаба — такие, как всеобщее разоружение, запрещение расовой дискриминации, освоение космоса, мирового океана и т.п.

Согласно  Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).

Эти положения  почти дословно воспроизводятся  в Законе «О международных договорах Российской Федерации» (п.1, 2 ст.5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права – отвечающий реалиям современной международной жизни. В настоящее время не существует договоров, в которых участвовали бы все государства, а для не участвующего в договоре государства его положения не имеют силы. Значение общепризнанных принципов и норм международного права состоит именно в том, что они создаются международным сообществом в целом и становятся обязательными для всех государств. Это принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой и др. Если положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации не требуют издания внутригосударственных актов для применения, они действуют в нашей стране непосредственно.

В постановлении  Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 г. N 8 судам при осуществлении  правосудия рекомендуется принимать  во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы Российской Федерации (п.5). Хотя в постановлении делается акцент на необходимость применения положений  договора в случае, если он устанавливает  иные правила, чем предусмотренные  российским законодательством, логическое толкование постановления приводит к выводу, что было бы неправильно  утверждать, что в таких случаях  применимы только закрепленные в  международных договорах общепризнанные принципы и нормы международного права.

Закон о  международных договорах Российской Федерации распространяется на международные  договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР. Данное понятие является новым в российской договорной практике.

Обычно  в случаях территориальных изменений (слияния государств, их разделения, отделения одного государства от другого) наступает правопреемство государств в отношении международных  договоров, которое регулируется нормами  международного права, нашедшими свое отражение, в частности, в Венской  конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. В основе этих норм лежит принцип  сохранения стабильности международных  договоров. Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующие государства  договорились об ином или когда применение данного договора в отношении  государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило условия  его действия.

Заключение  международного договора обычно представляет собой длительный процесс, состоящий  из ряда последовательных стадий. Закон  о международных договорах Российской Федерации четко и всесторонне  определяет весь этот процесс, посвящая этому вопросу большую часть  статей.

Важнейшей стадией заключения договора является выражение согласия на его обязательность. Обязательность большинства договоров, заключаемых Россией, оформляется  путем подписания. Это объясняется  тем, что по Конституции Президент  и Правительство наделены достаточно широкой компетенцией, в рамках которой  они могут принимать решения, влекущие за собой обязательность договора для России.

В ряде случаев  подписанные Россией договоры предусматривают  вступление их в силу после утверждения, которое осуществляется, как правило, Правительством. В соответствии с  Законом предложение о заключении договора до его подписания выносится  на одобрение Правительства. Утверждение  договора после его подписания не отменяет по смыслу Закона одобрения  предложения о заключении договора. В связи с этим встречающееся  в российской практике утверждение  договоров, подписанных без соответствующего решения Правительства или Президента, является отступлением от Закона и в принципе допускаться не должно.[9]

Некоторые подписанные Россией договоры вступают в силу после их ратификации. Согласно Закону о международных договорах 1995 г., расширенный по сравнению с  Законом 1978 г. перечень подлежащих ратификации  договоров включает прежде всего  договоры по вопросам: прав и свобод человека и гражданина; территориального разграничения; основ межгосударственных отношений; обороноспособности; обеспечения  мира и безопасности; мирные договоры и договоры о коллективной безопасности, а также договоры об участии в  международных объединениях, если в  данных документах предусматривается  передача осуществления части полномочий Российской Федерации или юридическая  обязательность решений их органов  для России.

Предложения о заключении международных договоров  от имени Российской Федерации представляются МИДом России или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти, как правило, на рассмотрение Президенту. Закон  делает из этого исключение для предложений  о заключении межгосударственных договоров  по вопросам, относящимся к ведению  Правительства. В некоторых случаях, в частности, принимая во внимание пожелания  партнеров по переговорам, Закон  допускает представление предложений  о заключении таких договоров  Правительству.

Предложения о заключении международных договоров  от имени Правительства представляются МИДом или по согласованию с ним  другими федеральными органами исполнительной власти в Правительство.

Решения о проведении переговоров и о  подписании договоров принимаются  согласно Закону, как правило, либо Президентом – в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, либо Правительством – в отношении договоров заключаемых от имени последнего.

Согласно  Закону договор подлежит выполнению с даты его вступления в силу для  России. В этом смысле принципиально  неправильно использование в  договорах России, как это иногда встречается на практике, формулы о выполнении сторонами положений договора до его вступления в силу вместо формулы о его временном применении.

Одним из важнейших элементов международно-правового  принципа соблюдения договорных обязательств является точное соблюдение процедуры  прекращения международных договоров. Правомерное прекращение международного договора осуществляется в соответствии с положениями договора и нормами  международного права в отличие  от неправомерного, которое противоречит этим положениям и нормам и влечет за собой международно-правовую ответственность.

Закон устанавливает, что прекращение и приостановление  международных договоров России осуществляется в соответствии с  условиями самого договора и нормами  международного права органом, принявшим  решение о согласии на обязательность для России этого договора. В соответствии с этой нормой Россия должна использовать в своей договорной практике только правомерные способы прекращения  и приостановления действия международных  договоров. Если решение о согласии на обязательность для России международного договора было принято Президентом, он и должен принимать решение  о прекращении или приостановлении  действия договора; если же решение  принималось Правительством, то за ним остается и право его прекратить.

Исключением из этого правила является положение  о том, что, если это вызывается необходимостью, Президент вправе принимать решение  о прекращении или приостановлении  действия международных договоров, согласие на обязательность которых  для России принималось Правительством.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» имеет большое значение. Он является важным шагом на пути дальнейшего развития международного сотрудничества России с другими странами, укрепления ее политических, экономических и культурных связей. Закон содействует успехам нашей внешней политики, защите международных прав российского государства, вытекающих из заключаемых им международных договоров. Он является конкретным результатом реализации положений Конституции Российской Федерации и важным этапом на пути совершенствования российского законодательства. [9]

Таким образом, можно заключить, что вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права возникает при выборе между внутригосударственным и международно-правовым регулированием, когда имеются различия в международном и внутригосударственном регламентировании одних и тех же правоотношений. В настоящее время трудно назвать такие общественные отношения, которые входили бы исключительно в компетенцию государств. Границы сфер международного и внутригосударственного права, публичного и частного права становятся все менее и менее четкими, что является следствием транснациональности мирохозяйственных связей, взаимозависимости капитала и политической власти. Все чаще международное право непосредственно применяется физическими лицами, корпорациями, органами государственной власти (субъектами внутригосударственного права) в отношениях между собой. Проблема разрешения коллизий международного и внутригосударственного права имеет большое практическое значение. 

Информация о работе Система права