Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разобраться в иерархии структурных элементов, а именно: норме права, институтах, подотраслей, отраслей и их внутренней упорядоченности; рассмотреть целостность и единство элементов; попытаться проанализировать их объективно обусловленный характер.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятие и структурные элементы системы права, выявив их взаимосвязь и специфику;
- проанализировать традиционный подход к построению системы права, рассмотрев предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институты;

Содержание

Введение…………………………………………………………......................
Понятие и структурные элементы системы права …………………………
Традиционный подход к построению системы права (Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институ-ты)………………………………………………………………………/
Публичное и частное право, материальное и процессуальное право ……
Соотношение международного и национального права ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.91 Кб (Скачать документ)

Императивный (властный, авторитарный) метод основан на подчиненности субъектов общественных отношений; содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов, т.е., как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения: содержит карательные санкции. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный (автономный) метод предполагает равенство субъектов, возможность выбора варианта поведения или действий в пределах нормы права. Этот метод присущ гражданскому и семейному праву.

Так же следует  упомянуть дозволения, обязывание и запрет, которые являются вспомогательными элементами в осуществлении правового регулирования. Разрешая, предписывая и запрещая определенные действия, право регулирует общественные отношения и контролирует действия и поведение субъектов.

Метод субординации и властного приказа существуют в административном праве. С их помощью осуществляется контроль над дисциплиной, регулирование управленческой и служебной деятельности.

Наряду  с этими методами действуют: метод поощрения (трудовое право), метод автономии и равенства сторон (процессуальные отрасли права), метод рекомендаций, убеждение, принуждение, индивидуальный метод.

Существуют  и другие точки зрения, касающиеся разграничения методов правового регулирования. В.Д. Сорокин выделяет в структуре единого метода три типа правового регулирования: гражданско-правовой, т.е. с помощью дозволений; административно-правовой – посредством предписаний обязывающего характера; уголовно-правовой – посредством запретов.

Представляется, все три средства правового воздействия  присутствуют преимущественно в указанных отраслях, но использование этих средств возможно и в других отраслях. Например, в гражданском праве есть не только дозволения, но и предписания обязывающего характера. Так, в ст. 1104 ГК РФ установлено: «Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре». Содержит Гражданский кодекс и запреты, например ст. 22 о недопустимости лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина. Уголовный кодекс помимо запретов содержит и дозволения, например о допустимости добровольного отказа от преступления (ст. 31), или дозволение необходимой обороны (ст. 37), или освобождение от уголовной ответственности (ст. 76).

Таким образом, можно заключить, что право регулирует поведение через внедрение в социальную структуру особых общественных отношений – правовых, которые во взаимодействии с иными общественными отношениями формируют фактическое поведение субъекта: всякий конкретный акт поведения человека является результатом воздействия на него всего комплекса социальных связей, в которых он находится.

 

 

3.ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО, МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

 

Идея разделения права на публичное и частное, зародилась еще в Древнем Риме. Суть её заключается в том, что отношения между правящими и управляемыми выдвигают свои, свойственные им проблемы и требуют иной регламентации, нежели отношения между частными лицами. Иными словами, отношения в сферах частного и публичного права различны по своей природе и сущности, и это не может не оказывать влияние на их правовое опосредование.

Взгляды на содержание и соотношение публичного и частного права менялись на протяжении всей истории правовой науки. Российское право не является исключением2.

Публичное право – сфера общих, государственных интересов, т.е. такие отрасли как государственное право, административное право, уголовное право, и др. Здесь юридический приоритет имеет воля органов государственной власти, регулирование централизованно строится на началах субординации, т.е. по принципу «власть – подчинение», ответственности нижестоящих лиц перед вышестоящими.

Частное право – сфера частных индивидуальных и групповых, интересов (институты собственности, договоров, передача имущества, наследование и т.д.), то есть такие отрасли, как гражданское право, семейное право, и др. Здесь уже юридический приоритет принадлежит воле частных лиц граждан, их объединений, регулирование носит децентрализованный характер, строится на началах координации, то есть по принципу юридического равенства, не соподчиненности, автономии.

Для того чтобы право было действительно  «правом», обе эти сферы должны быть «суверенными», ни одна из них  не должна поглощать другую.

Частное право – удивительный, парадоксальный феномен. Оно охватывает отношения, участники которых не обладают никакой  властью (они, напротив, отделены от государственной  власти  как раз потому являются «частными»), но и их договоры, акты, в том числе односторонние, например акты собственников, имеют полновесное  юридическое значение, защищаются судом, признаются и проводятся государством как его же собственные веления. Это уникальное своеобразие частного права как раз и позволяет  ему обеспечивать свободу личности, независимость и самостоятельность  частных лиц, и, следовательно, быть условием и гарантом рыночной экономики, демократии, свободного общества. Частное право создает как бы изолированную от государственной власти область свободы, где вершителями своих имущественных, хозяйственных дел являются сами частные лица; вторжение государственной власти в эту область, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, и по решению суда не допускается. И в то же время действия частных лиц государственная власть обязана не только признавать, но и защищать.

В ходе исторического  развития грани между публичным  правом и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению  и др.) И все же публичное право  и частное право остаются фундаментальными исходными началами действительно  демократической правовой системы

Система публичного и частного права обусловлена их природой и особенностями национальной правовой системы. С учетом этого публично-правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом. Система частного права: гражданское право; семейное право; трудовое право; земельное право; международное частное право. Система публичного права: конституционное право; административное право; финансовое право; уголовное право; экологическое право; уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право; международное публичное право.

Безусловно, что абсолютной публично правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов [14].

Однако  деление отраслей права по критерию – чьи интересы охраняют и защищают данные отрасли права – весьма условно, поскольку даже в таких, сугубо частных сферах, какими являются семейное и трудовое право, допускается вмешательство государства. Так, дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению государственных или общественных организаций, а также по иску прокурора (ст. 59 СК РФ). При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства, т.е. государственный орган (ст. 65 СК РФ). Решения комиссии по трудовым спорам исполняются судебными приставами в принудительном порядке, если оно не было исполнено в установленный срок (ст. 389 ТК РФ).

Вследствие  этого в юридической науке  назывались различные критерии для  разграничения частного и публичного права.

Одни  ученые предлагали использовать материальный критерий, считая, что частное право  должно регламентировать лишь имущественные, т.е. гражданско-правовые, отношения. Однако этот критерий имеет тот недостаток, что государство может защищать свои интересы и в имущественной сфере, например при приватизации государственного имущества. Другие ученые исходят из способа судебной защиты - по чьей инициативе возбуждается судебное дело. И если этот критерий вполне применим при возбуждении уголовных и административных дел, то, как уже отмечалось, и в частноправовой сфере возможно возбуждение дела по иску прокурора - о лишении родительских прав.

В литературе предлагалось использовать и другие критерии, но все они не являются универсальными, поскольку имеют исключения.

В настоящее  время для членения права на частное  и публичное используется критерий, разработанный еще Ульпианом, и одновременно указывается, что для частного права характерны: а) равное, одинаковое правовое положение субъектов в правовых отношениях; б) диспозитивное содержание правового регулирования, т.е. субъекты могут выбрать в пределах закона вариант поведения или действий; в) децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в гражданском праве, условия авторского договора и т.д.).

Надо  отметить, что не все национальные системы права знают деление  права на частное и публичное, например, английское право выделяет в системе права общее право, правосправедливости и статутное право.

Безусловно, что абсолютной публично правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. Применительно  к каждой конкретной отрасли права  имеет место комбинирование этих юридических приемов.

В правовой науке все юридические  нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право – порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.

Материальное  право представлено большинством отраслей – гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей – например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое – в составе гражданского права, космическое и атомное право - в составе международного права.

Процессуальное  право, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него. Главные отличия состоят в следующем. Процессуальное право представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права [18].

Юридический процесс есть форма реализации деятельности всех трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности; придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивается государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юридического акта недействительным; направлено на достижение конкретного юридического результата – защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выборы депутатов и т.д.; регулирует правовые общественные отношения, которые уже являются правовыми под воздействием норм материального права.

Материальное  право, регулируя общественные отношения, придает им юридическую форму.

Процессуальное  право, несмотря на его обслуживающий  характер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, поскольку без этого права невозможно обеспечить законность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуществления ими норм материального права. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Рассуждая по аналогии, можно на основе ст. 127 Конституции выделить и арбитражное судопроизводство, осуществляющееся в соответствии с АПК РФ.

Итак, подытоживая  вышесказанное, необходимо отметить, что  публичному праву действительно  свойственны специфические особенности  – обеспечение общих интересов  государства, общества, определение  функций и полномочий органов  государственной власти, обязанностей граждан по отношению к государству  и др. Вместе с тем очевидно и  то, что публичное право предоставляет  субъектам (индивидам, организациям) возможность (право) требовать от государства, его  органов помощи, содействия в деле защиты своих прав и законных интересов, обжаловать незаконные действия государственных  органов и должностных лиц. Это  соответствует закрепленной в Конституции  РФ идее правового государства, обязательности законов для всех государственных  органов и должностных лиц, иных субъектов права.

Разделение  правовых явлений на материальные и  процессуальные предопределено, прежде всего, существованием материальных и процессуальных норм и, соответственно, материальных и процессуальных правоотношений. Речь идет о внутренней, специальной проблеме юриспруденции.

 

4.СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

 

Активное  развитие в последние годы различных форм межгосударственного общения и сотрудничества поставили проблему соотношения национального и международного права. Конституцией Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15).

Важно подчеркнуть, что международное право становится частью правовой системы, которая представляет собой более широкое понятие, чем система права, но это не часть системы права и не часть системы законодательства России, так как международное право не является отраслью национального права или отраслью национального законодательства.

Данное  конституционное положение существенно расширяет и усложняет структуру правовой системы Российской Федерации, создавая дуализм ее активных центров: таким центром для внутригосударственной правовой системы служит Конституция Российской Федерации, но вместе с тем и международные договоры и соглашения [11].

Информация о работе Система права