Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение степени поддержки малого предпринимательства муниципальной властью и определить пути ее совершенствования путем выработки решений проблем малого бизнеса.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- определить понятие малого бизнеса

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические вопросы в сфере малого предпринимательства………..…5
1.1 Основные понятия……………………………………………………..5
1.2 Виды малого предпринимательства…………………………….…….8
1.3 Роль, место и значение малого предпринимательства в экономике
России……………………………………………………………...…….10
2. Анализ деятельности Администрации г. Кирова по вопросам малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.1 Городская целевая программы (ГЦП) «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров» на 2007-2009 годы»………………………………...………………………...15
2.2. Пути решения существующих проблем малого предпринимательства г. Киров………...………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая муниципальное управление.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

 

(таблица в ред. решения Кировской городской Думы от 24.06.2009 N 30/15)

Планируется привлечь средства в рамках конкурсов Министерства экономического развития и торговли РФ и областной целевой программы "Развитие предпринимательства в Кировской области на 2006 - 2009 годы". По согласованию сторон для долевого финансирования мероприятий будут задействованы и средства заинтересованных организаций.

Так же следует отметить в программе выделены следующие целевые категории субъектов предпринимательской деятельности:

 

Первая - начинающие предприниматели.

Вторая - развивающийся, требующий расширения или модернизации, качественного обновления и диверсификации малый бизнес.

Третья - стабильно работающие средние предприятия. В отношении каждой категории предполагается реализовать комплекс мероприятий по взаимоувязанным проектным линиям.

Проект "Социальные инвестиции" направлен на формирование инфраструктуры поддержки начинающих предпринимателей. Усилия власти акцентированы на активизации потенциала определенной целевой группы: студенты, молодые специалисты и аспиранты.

Проект "Стандарты качества" направлен на стимулирование деловой активности малого бизнеса, ориентируют его на поиск новых ниш в социально значимых сферах городского хозяйства.

Проекты "Инвестиционный справочник города", "Конкурсы профессионального мастерства и торговых марок", "Кредитные истории", "Любимый город" ориентированы на инициирование изменений в структуре и потенциале субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих адекватное увеличение налоговых поступлений в городской бюджет.

На основе анализа исполнения мероприятий программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Киров" на 2007 - 2009 годы" можно сделать следующие выводы:

      была улучшена нормативно-правовая база для малого и среднего предпринимательства;

      началось создание бизнес-инкубатора как одного из основных элементов поддержки инновационных предприятий;

      общественные организации начали принимать участие в процессах совершенствования нормативно-правовой базы для малого и среднего предпринимательства.

В целом программа прошла на достойном уровне. Такую оценку позволят дать приведенные данные. Численность занятых в сфере малого бизнеса по сравнению с 2007г в 2010г изменилась с 75248 до 97555 (что составляет 38% от экономически активного населения города) человек. Большая часть (46%) - предприятия оптовой и розничной торговли, обрабатывающие производства - 17%, сфера услуг - 12%, строительство - 7,8%, транспорт и связь - 4,3%, гостиничный и ресторанный бизнес - 1,7%. Оборот малых предприятий (с микропредприятиями) составил 31,6 млрд. руб. Оборот индивидуальных предпринимателей - 6,8 млрд. руб. Налоговые поступления в 2010 году составили 1337,9 млн. рублей тогда как в 2007 году - 974 млн. рублей).

              Однако даже добросовестная реализация прописанных в Программе мер реально не позволит создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства в городе, т.к. данная Программа не решает серьезных проблем малого бизнеса, тормозящих его развитие. Она не снимает проблемы административных барьеров, давления со стороны силовых структур и криминала и ряда других проблем. Кроме того, следует отметить явно недостаточное финансирование Программы.

 

2.2 Пути решения существующих проблем малого предпринимательства г. Кирова

              Роль малого и среднего бизнеса существенно возрастает в условиях современного экономического кризиса. Это связано с тем, что при сохранении существующей экономической ситуации крупные предприятия году будут сокращать масштабы производства, оптимизировать затраты и временно приостанавливать свою деятельность. Это в свою очередь будет усиливать рост социально-экономических проблем.

Переломить экономическую ситуацию возможно путем решения проблем малого и среднего предпринимательства. При относительно небольших бюджетных затратах, используя ресурс малого и среднего бизнеса, можно эффективно решать ряд вопросов, связанные с:

сокращением потребительского спроса;

снижением уровня доходов населения;

формированием иждивенческой психологии определенной его части;

сокращением поступлений в бюджеты всех уровней и т.д.

При разработке Программы развития малого и среднего предпринимательства следует учитывать следующие факторы, отражающие существующую ситуацию:

      недостаточность сведений о состоянии бизнес-среды, отсутствие системы регулярного мониторинга и получения обратной связи от бизнес-сообщества, что затрудняет качественную оценку эффективности мероприятий Программы и своевременное принятие управленческих решений;

      недостаточная информированность населения и предпринимателей о действующих программах поддержки;

      неравномерное распределение малых и средних предприятий по сферам деятельности (большинство предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле, мала доля инновационных предприятий);

      низкий уровень использования современных управленческих и информационных технологий;

      низкий уровень взаимопонимания бизнеса и власти;

      сложность доступа к финансовым ресурсам;

      недостаток квалифицированных кадров;

      ограниченность местного рынка;

      сложности для начала бизнеса "с нуля";

      недостаточный уровень соблюдения норм трудового законодательства и охраны труда на малых предприятиях.

Можно выделить ряд мероприятий, которые помогут развитию малого предпринимательства в г. Кирове.

      Нужно провести программу по привлечение общественных объединений предпринимателей к разработке и реализации мер муниципальной поддержки МСП, отработка механизмов частно-муниципального взаимодействия по развитию малого и среднего предпринимательства;

      формирование и развитие системы мониторинга бизнес-среды, выявление новых возможностей и перспективных направлений для развития МСП;

      разработка стратегий (моделей) развития приоритетных для города направлений предпринимательства, типовых бизнес-планов, реализация других мероприятий, создающих условия для ускоренного развития бизнеса в приоритетных для города направлениях;

      опережающее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в стратегических направлениях развития города;

      разработка и участие в разработке межмуниципальных и межрегиональных проектов (возможные направления: транспорт и логистика, биотехнологии, информационные технологии и т.д.).

      привлечение в систему государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства средств частных инвесторов через демонстрацию возможностей и перспектив развития бизнеса, через укрепление доверия к власти.

Так же следует устранить некоторые административные барьеры:

      обеспечить устранение административных барьеров, создаваемых ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования, сертификации, избыточного контроля со стороны многочисленных государственных органов;

      разграничить функции по контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти;

      устранить межведомственное дублирование при проведении проверок контролирующими федеральными и региональными органами (органы ветеринарного надзора, саниэпидемнадзора, отделы внутренних дел, инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);

      законодательно закрепить безвозмездность проведения обследований контролирующими и иными органами, финансируемыми из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации;

              Таким образом, политика власти г. Кирова  в отношении развития малого бизнеса неоднозначна, есть положительные тенденции, но есть ряд мер которые еще только следует решить. Создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в городе требует комплексного подхода.


Заключение.

Подводя итог, необходимо отметить, в первую очередь, то, что малый бизнес играет значительную экономическую и социальную роли. Он составляет основу внутреннего рынка страны, представляет собой эффективный путь к развитию конкуренции, к повышению конкурентоспособности, малый бизнес стабилизирует макроэкономические процессы в стране, является источником благосостояния той части населения, которая относится к так называемому  среднему классу и от настроения которой зависит не только экономическая, но и политическая стабильность государства.

              Нельзя говорить о бездействии Администрации города Кирова в отношении малого предпринимательства, так как осуществляются меры по его поддержке: успешно реализуется ряд мер, запланированных в рамках ГЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Киров на период  2007-2009 годы». Но специфика деятельности Администрации такова, что одни проблемы бизнеса решаются, в основном маловажные, другие – нет. Причем без внимания остаются  именно те вопросы, конструктивное решение которых могло бы вывести малое предпринимательство города на качественно новый уровень.

Были выявлены проблемы, тормозящие развитие малого бизнеса города и возможное их решение. Необходимо отметить, что дальнейшее совершенствование управления необходимо, прежде всего с целью устранения барьеров для предпринимательских структур, совершенствование программ по поддержке малого предпринимательства и самой системы поддержки малого предпринимательства. Кроме всего прочего необходимо добросовестное практическое осуществление мер, прописанных в ГЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Киров на период  2011-2014 годы», а также выявление и своевременное решение других проблем малого бизнеса области, непосредственно мешающих его развитию.


Список литературы

1.      Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.:Флинта, 2009. - 40 с.

2.      Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» " 

3.      Устав муниципального образования "Город Киров» от 31.08.2011 

4.      Решение Кировской городской Думы от 29.11.2006 г. № 73 «Об утверждении    городской целевой программы «Развитие малого предпринимательства  в городе Киров на период 2007-2009 годы»

5.      Постановление от 11 ноября 2009г№ 4921-п об утверждение муниципального долгосрочной целевой  программы «Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании «г. Киров» на 2007-2009 годы

6.      Брциева И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика.- 2010. – №9.- С.148-159

7.      Буев В.В. Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства / В.В. Буев, С.В. Минин и др.- Тверь: Граф–Дизайн, 2008.- С.371

8.      Герчикова И.Н. Менеджмент /  И.Н. Герчикова.- М.: ЮНИТИ, 2003.- 501 с.

9.      Горфинкель В.Я. организация,экономика,управление.3-е.,перераб. И доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007. – 495 с.

10. Егоров Е. Малый бизнес – инструмент решения социальных задач // Проблемы теории и практики управления.- 2004.-№4.-С47-50

11. Карташева Л., Передельский Д. Проверочная работа. Помогут ли новые законопроекты малому бизнесу // Российская газета.- 2010.- 25 март.

12. Коноплев С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству //

13. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 454с.

14. Самойлов Э. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства // Человек и труд.- 2008.-№1.-С.61-66

15. Сметанин  С.И. История предпринимательства в России / С.И. Сметанин.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2009.- 192 с.

16. Смирнов Е.Е. Новые правовые горизонты малого и среднего бизнеса // Аудитор.-2009.-№ 8.- С .3-9

17.Муниципальное образование г. Киров - URL: http:// www.admkirov.ru/

18.Сайт еженедельника Ведомости. - URL: http://www.vedomosti.ru.

19.Сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства- URL: http://www.nisse.ru.

20. Википедия – свободная энциклопедия -URL: http://www.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение I

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "ГОРОД КИРОВ"

НА 2007 - 2009 ГОДЫ", ПРЕДПОЛАГАЮЩИЙ АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ПРИОРИТЕТНЫХ ДЛЯ ГОРОДА НАПРАВЛЕНИЯХ

 

(в ред. постановлений администрации г. Кирова

от 29.09.2010 N 4444-П, от 12.11.2010 N 5024-П,

от 13.12.2010 N 5439-П, от 18.10.2011 N 3507-П)

 

Задача 1. Развитие культуры предпринимательства,

стимулирование формирования саморегулируемой системы

развития малого и среднего предпринимательства

 

Мероприятие

Отработка механизмов участия объединений  предпринимателей  и
саморегулируемых   организаций   в   процессе   регулирования
деятельности   и   принятии   решений   по   всем   вопросам,
затрагивающим интересы предпринимательства                  

Содержание
мероприятия
(проекты) 

1. Формирование мероприятий и участие в проведении ежегодного
форума    по    проблемам     и     перспективам     развития
предпринимательства.                                        
2. Организация и проведение конференций, семинаров,  "круглых
столов",  тренингов  по  перспективным  темам  и  приоритетам
развития СМСП.                                              
3.  Содействие  в  самоорганизации  СМСП  по  отраслевому   и
территориальному признаку                                   

Источники и
объемы    
финансиро-
вания (тыс.
руб.)     

Источник фи-
нансирования

2010
год 

2011 
год 

2012 
год  

2013 
год 

2014 
год  

Всего

Бюджет муни-
ципального 
образования
"Город     
Киров"     

50 

200 

100  

100 

100  

550 

Исполнители
мероприятия

Координационный  совет  по   развитию   малого   и   среднего
предпринимательства при главе администрации города Кирова;  
управление развития  предпринимательства  и  потребительского
рынка администрации города Кирова;                          
общественные объединения предпринимателей;                  
внешние исполнители, привлекаемые на конкурсной основе      

Планируемый
социаль-  
но-экономи-
ческий    
эффект    

1. Вовлечение общественных организаций в процессы разработки,
реализации,  оценки  эффективности  мероприятий  по  развитию
малого и среднего бизнеса.                                  
2. Своевременное выявление возможностей развития и проблем  в
бизнес-среде.                                               
3. Формирование принципов и механизмов взаимодействия бизнеса
и власти, муниципально-частного партнерства                 

Информация о работе Развитие и поддержка малого предпринимательства в муниципальном образовании