Проблемы управления и развития городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности управления и функционирования городского общественного транспорта в Екатеринбурге и определить перспективы его развития.
Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- определить современные тенденции деятельности ГОТ в крупнейших городах;
- рассмотреть документы, регламентирующие деятельность ГОТ;

Содержание

Введение…………………………………………………………...………………3
1. Проблемы управления городским общественным транспортом в муниципальном образовании крупнейшего города…………………………….5
1.1 Значение общественного транспорт в экономике крупнейшего города………………………………………………………………………………5
1.2 Социальная сущность городского общественного транспорта………………………………………………………………………..8
1.3 Документы, регламентирующие деятельность ГОТ в городах РФ……12
2. Анализ систем городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург……………………………17
2.1 Состояние городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург………………………………………………17
2.2 Финансовое состояние городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург……………………………29
3. Перспективы развития городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург……………………………36
3.1 Перспективы развития городского общественного транспорта в рамках стратегического плана развития муниципального образования город Екатеринбург до 2020 года……………………………………………………...36
3.2 Рекомендации и предложения по управлению и развитию городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург……………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованных источников…………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

Sukhanov_D_I.docx

— 132.83 Кб (Скачать документ)

Другая задача общественного  транспорта - служить удобным и  конкурентоспособным перевозчиком для «пассажиров, у которых есть выбор», т. е. тех, кто имеет автомобиль, но считает при этом, что общественный транспорт столь же или даже более  привлекателен с точки зрения скорости сообщения, расходов, удобства и других факторов. Необходимость  иметь и водить автомобиль часто  ложится дополнительным бременем на людей и является источником высоких  некомпенсируемых социальных издержек. Общественный транспорт оказывает  замещающую услугу [8].

Мобильность является одним  из основных критериев эффективности  современного общества. Нет такого города, который на сегодняшний день мог бы нормально функционировать  без системы общественного транспорта. С учетом реальной цены мобильности  для общества общественный транспорт, несомненно, является наиболее рентабельным средством достижения городской  мобильности, доступным при этом для всех слоёв населения.

Увеличение затрат времени  на передвижение негативно сказывается  на мобильности трудовых ресурсов и  коммуникативности населения, что  отрицательно влияет на социально-экономическую ситуацию в городах. Становится затруднительным использование удалённых рабочих мест без перемены привычного места жительства. Особенно это касается отдаленных районов и городов-спутников.

Транспорт не только обеспечивает мобильность, но и генерирует вокруг себя трудовые ресурсы и покупателей. Общественный транспорт в качестве социального института призван  также упорядочивать, формализовать, регулировать многочисленные взаимодействия людей в процессе их перемещения по территории.

Исследования показывают, что общественный транспорт обладает большей степенью безопасности, нежели автомобильный. В городах с развитым городским общественным транспортом  количество смертных случаев и ранений  на 1000 жителей значительно сокращается  по сравнению с городами, ориентированными на индивидуальный автотранспорт. Таким  образом, основной мерой по обеспечению  безопасности дорожного движения в  России должно стать приоритетное развитие общественного транспорта.

Не стоит забывать и  про экологическую составляющую. С ростом автомобилизации, экологическая  ситуация в городах ухудшается. На фоне этого, современный городской  электротранспорт является экологически чистым видом транспорта. А при  грамотном обслуживании трамвайного  полотна, уровень шума и вибраций можно свести к минимуму [14].

Стоит так же отметить, что  предприятия городского общественного  транспорта создают значительное количество рабочих мест. Так, например численность работников в муниципальных предприятиях Екатеринбурга в сфере транспорта составляет 9168 человек, из них в ЕМУП ТТУ - 5586 человек, в ЕМУП МОАП – 2411 человек и в ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» 1171 человек. Поэтому сокращение или полная ликвидация транспортных предприятий приводит к увеличению уровня безработицы. Но к сожалению, сокращение количества маршрутов, линий, ликвидация муниципальных предприятий в сфере транспорта – современная тенденция для городов РФ [7].

В период с 2000 по 2010 гг. в Казани прекращено использование  трамвайных сцепок из двух вагонов, ликвидированы  трамвайное депо и некоторые трамвайные линии, упразднены трамвайные и троллейбусные  маршруты.

В Воронеже ГЭТ был практически  полностью уничтожен - произведен  демонтаж трамвайных путей, несмотря на то, что  большая часть горожан  была против данного решения. Разорвана  троллейбусная система, популярные маршруты сократились, увеличились  интервалы движения, состояние подвижного состава резко ухудшилось. Последствиями  деградации электрического транспорта Воронежа в целом стало ухудшение  состояние экологии в городе, повлёкшее  рост числа лёгочных заболеваний, увеличение уровня шума на дорогах, трёхкратное  снижение подвижности населения, рост аварийности на и 40%-й дефицит  транспортного обслуживания населения [7].

Еще из известных городов, где было полностью уничтожено трамвайное движение, можно вспомнить Архангельск, Иваново, Астрахань, Шахты.

Таким образом, Деформация института  общественного транспорта в современной  России приводит к тому, что общественный транспорт утрачивает свое значение «общественного», предназначенного для  перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно. Общественный транспорт выполняет уже не общесоциальную, а стратификационную функцию (перевозка льготников, лиц с низким уровнем доходов), либо коммерческую функцию (перевозка маршрутными такси), становиться объектом экономических интересов, средством извлечения прибыли, борьбы за власть. Принижение роли общественного транспорта, его ценовая, а затем и социальная дифференциация углубляют социальное неравенство. Это вызывает социальную напряженность, свидетельствует о негативном изменении образа института общественного транспорта в массовом сознании, об утере им доверия и уважения со стороны общественности. В развитых западных странах, наоборот, организация и развитие общественного транспорта уменьшают имеющееся социальное и материальное неравенство людей [8].

Доступность и качество городского общественного транспорта, а вместе с ним и многих социальных благ, во многом определяют и реальный уровень  жизни, и социальный климат. Для выполнения своей общественной миссии, общественный транспорт должен не только осознаваться обществом как жизненно важная структура города, выполняющая социальную функцию по удовлетворению потребности большого количества людей в перемещении, но и подвергнуться процессу коренного усовершенствования, на основе использования новейших достижений науки и техники, принятия законодательных и нормативных актов, выработке общей стратегической концепции развития. Общество не должно, а государство не вправе лишать жителей городов очевидных экономических, экологических, демократических, личных свобод и выгод которые им предоставляет современный городской общественный транспорт.

1.3 ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОТ В ГОРОДАХ РФ

Согласно Федеральному закону  №131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, находящимся в ведении органов  местного самоуправления муниципальных  образований Российской Федерации, относится «организация транспортного  обслуживания населения и муниципальных  предприятий» [1].

В соответствии с нормативно-правовыми  актами Российской Федерации и Свердловской области,  Администрация города Екатеринбурга  создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание. В Екатеринбурге эти функции выполняет Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети. Одной из главных целей комитета является организация и развитие пассажирских перевозок на территории города Екатеринбурга.

Основными задачами Комитета в области общественного транспорта являются [24]:

  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация пассажирских перевозок на территории города Екатеринбурга предприятиями, независимо от форм собственности, направленных на улучшение качества обслуживания населения города;
  • разработка мероприятий по размещению муниципального заказа на выполнение работ по содержанию и развитию технических средств организации дорожного движения, на закупку подвижного состава, на оказание населению услуг в сфере пассажирских перевозок и осуществление контроля за своевременным размещением и выполнением муниципального заказа, создание комиссий по размещению муниципального заказа.

В настоящее время основное регулирование обслуживания населения  услугами пассажирского транспорта осуществляется Гражданским кодексом РФ, кодексами, регулирующими деятельность отдельных видов транспорта, а  также Федеральными законами и подзаконными актами, принятыми в соответствии с ними. В соответствии с ГК РФ предметом договора перевозки пассажира является выполнение перевозки по определенному графику и маршруту. В зависимости от вида транспорта различают перевозку пассажира автомобильным транспортом, воздушным транспортом, морским транспортом, внутренним водным транспортом, железнодорожным транспортом. Стоит отметить, что в соответствии с ГК РФ, общественный транспорт, а вместе с ним такие понятия как метрополитен, трамвай и другие виды городского общественного транспорта не выделены в отдельный вид.

Правовой основой деятельности Комитета в отрасли общественного транспорта являются [12]:

  • Правила организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
  • Правила транспортно-экспедиционного обслуживания населения;
  • Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Министерства транспорта.

Все перечисленные законы не в полной мере обеспечивают эффективность  работы отрасли общественного транспорта. Основное внимание Министерство транспорта РФ и Свердловской области уделяет  водным, воздушным и железнодорожным  перевозкам, хотя городской транспорт  общего пользования, осуществляющий более 90% перевозок пассажиров в России. Несмотря на то, что качество общественного транспорта напрямую определяет качество жизни городского населения РФ, законодательно ответственность за организацию пассажирских перевозок переложена на муниципальные власти.

Отсутствует как федеральное, так и региональное рамочное законодательство, определяющее цели и задачи развития ГОТ, порядок использования и  развития его инфраструктуры, защиту линий ГЭТ от неправомерного закрытия. Отсутствие четкого законодательства в совокупности с отсутствием  узкоспециализированных специалистов высокого уровня, приводит к тому, что действия местного руководства без консультаций со специалистами влекут развал транспортных систем в городах РФ.

Сегодня в российском законодательстве отсутствует четкое определение  понятия «метрополитен», несмотря на то что этот термин употребляется в документах. Урегулированы лишь вопросы разграничения собственности на имущество метрополитена, а также отдельные вопросы, связанные с организацией деятельности данного вида транспорта (правила пользования метрополитеном, правила эксплуатации метрополитенов). Однако данное регулирование осуществляется фрагментарно, преимущественно на уровне субъектов, что создает угрозы для обеспечения прав граждан при оказании услуг метрополитенами, а также проблемы при обеспечении прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг метрополитенами.

В 2012 году Министерство транспорта РФ активно ведет подготовку проекта  ФЗ «О метрополитенах и других видах  внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации». Предлагаемое регулирование в рамках ФЗ позволит обеспечить баланс интересов всех участников перевозки и транспортного обслуживания, модернизацию и опережающее развитие внеуличного транспорта в муниципальных  образованиях, имеющих перегруженную  улично-дорожную сеть. Проект закона предусматривает регулирование и других видов ГЭТ (трамвай, троллейбус), стимулирование его развития, а в ряде городов просто его спасения.

Таким образом, отрасль городского общественного транспорта остро нуждается в принятие ряда рамочных законов, определяющих все сферы деятельности ГОТ в городах с учетом обеспечения заданного уровня качества транспортного обслуживания, в федеральной помощи городам, не обеспечивающим минимальные стандарты качества городского транспорта, в разработки и мониторинге показателей качества транспортного обслуживания. Необходимо также введение жесткой ответственности руководства муниципальных образований и регионов за ненадлежащее транспортное обслуживание населения.

Роль органов местного самоуправления в обеспечении населения  услугами общественного транспорта первостепенна, согласно ФЗ №131. Но на сегодняшний день муниципальные  органы не способны в полной мере обеспечить  нормальное функционирование хозяйственного комплекса. Из-за отсутствия должного законодательства и финансовых возможностей, муниципальные образования в состоянии лишь контролировать деятельность общественного транспорта, проводить конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярного городского сообщения, проводить исследования пассажирских потоков и вести корректировку маршрутов общественного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ СИСТЕМ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ

Для анализа состояния  системы городского общественного  транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург, необходимо рассмотреть такие показатели, как объем перевозок - число пассажиров, перевезенных за определенный период времени, охарактеризовать деятельность всех видов общественного транспорта в Екатеринбурге, проанализировать финансовые показатели транспортных предприятий. Попытаться определить в какой степени изменение тарифов влияет на развитие ГОТ.

2.1 СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ

Сегодня в Екатеринбурге  представлены практически все виды городского транспорта. Доминирующим транспортом по объему перевозок  является трамвай. Помимо наземного  общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус), в Екатеринбурге  эксплуатируется метрополитен, а  с 2005 года в систему городского транспорта включён городской электропоезд, состоящий из 2 линий и 14 станций.

Негативные общероссийские тенденции в сфере городского общественного транспорта не могли  не отразиться на общественном транспорте Екатеринбурга. В период с 1991 года наблюдается  снижение большинства показателей  деятельность общественного транспорта.

Информация о работе Проблемы управления и развития городского общественного транспорта в муниципальном образовании город Екатеринбург