Проблемы народного представительства в рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

В конце XX века народное представительство вступило в новую фазу своей эволюции. Предшествующее развитие представительных учреждений в России наглядно продемонстрировало их полезность и исключительную жизнеспособность. Вовлекая в управленческий процесс широкие слои населения, представительным органам отчасти удавалось сблизить народ и политическую элиту, обеспечить более открытый режим функционирования публичной власти.

В историческом аспекте представительство не относится к числу прижившихся атрибутов российской государственности. Просуществовавшая с 1906 года до падения самодержавия Государственная дума никогда не была верховным законодателем и за 12 лет ее функционирования дважды распускалась. Аналогичным образом складывались условия деятельности других представительных органов: единоличное политическое властвование в России всегда доминировало над коллегиальным.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Основная часть
Понятие и конституционно-правовая природа народного представительства……………………………………………………………..7
Право граждан на представительство в органах публичной власти……...11
Принципы народного представительства в избирательной системе……..18
Понятие и особенности народного представительства в местном самоуправлении………………………………………………………………23
Место представительных органов местного самоуправления в системе публичной власти……………………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованных источников……………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

    Основными чертами представительных органов  местного самоуправления, определяющими  их место в системе органов  местного самоуправления, являются:

    1. Обязательность наличия выборных (представительных) органов в структуре органов местного самоуправления, что предусмотрено в Европейской хартии о местном самоуправлении, в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законах субъектов Федерации. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, Европейская хартия устанавливает, что эти права осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

    2. Срочность осуществления полномочий. Срок полномочий представительных органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации различен и составляет от 2 до 4 лет. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что срок полномочий представительного органа не должен превышать 5 лет.

    3. Самостоятельное определение населением  муниципального образования структуры  органов местного самоуправления, включая представительные органы (ст. 131 Конституции РФ). Федеральный закон 2003 г. связывает решение вопросов организации местного самоуправления с принятием устава муниципального образования. В уставе определяются структура, наименование и порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, другие положения, составляющие организационную основу местного самоуправления.

    4. Представительный характер. Указанные  органы местного самоуправления  выражают интересы населения  муниципального образования и принимают решения от его имени, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

    5. Ответственность представительных органов местного самоуправления перед населением, реализуемая через процедуру отзыва их отдельных членов (депутатов).

    6. Публично-властный характер деятельности представительного органа.

    На  основании вышеизложенного через  совокупность признаков можно попытаться сформулировать определение представительного  органа местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления - коллегиальный орган публичной власти, формируемый на определенный срок с участием населения посредством использования прямых либо косвенных выборов, представляющий интересы населения муниципального образования и несущий перед ним ответственность.

    Таким образом, можно утверждать, что представительные органы местного самоуправления занимают особое место в системе публичной власти. Являясь органами публичной власти и обладая всеми необходимыми ее признаками, вместе с тем имеют присущие им некоторые особенности. Муниципалитеты (представительные органы), осуществляющие функции публично-властного характера на местном территориальном уровне, наиболее тесно связаны с населением, перед которым несут ответственность. Их близость к населению обусловлена способом их формирования - выборностью прямым либо косвенным путем, а также возможностью прямого влияния избирателей на деятельность названного органа в связи с особым характером депутатского мандата. Кроме того, в системе органов публичной власти в муниципальном образовании представительные органы занимают доминирующее положение, поскольку, во-первых, все иные органы производны от представительных органов (либо населения), во-вторых, законодательство прямо предусматривает контроль с их стороны за деятельностью иных органов публичной власти. Как указывает В.А. Баранчиков, в системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления, состоящим из депутатов"8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В современном мире наиболее развита  так называемая представительная демократия. Смысл ее в том, что управление страной от имени народа осуществляют избранные им представители. И очень  важно, чтобы эти представители  не забывали о выполнении взятых перед гражданами обязательств.

    Сегодня, как и несколько веков назад, весьма актуальным является исследование проблемы народного представительства. Данная проблема затрагивает самые  насущные интересы и потребности  каждого гражданина нашей страны.

    Народное  представительство является социально-правовой категорией, включающей в себя общественные отношения в сфере формирования и деятельности властных структур на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях, которой население делегирует свою власть посредством выборов депутатов и должностных лиц с целью наиболее эффективного решения вопросов обеспечения жизнедеятельности населения на территории соответствующего избирательного округа, что достигается в процессе деятельности депутатов и выбранных должностных лиц по реализации обобщенных интересов жителей. Практика реализации народного представительства в России свидетельствует о необходимости совершенствовать механизм его гарантий. В частности, по нашему мнению, требуется введение института досрочного отзыва депутатов не только на местном уровне, но и на всех уровнях власти. 
 
 
 
 

    Список  использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Авакьян С.А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 1996
  3. Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.
  4. Астафичев П.А. Социально-правовая природа народного представительства // Государство и право. 2007. N 11. С. 33.
  5. Баранчиков В.А. Муниципальное право. М., 2000. С. 173.
  6. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 6.
  7. Волкова О.Н. Вопросы правового регулирования отношений при использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в избирательных процессах// Вестник ЦИК РФ.  2008. № 11. С. 83.
  8. Иванченко А.В. Деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по реализации и защите избирательных прав граждан // Государство и право. 2008. N 9. С. 14.

9.  Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 2. С. 13.

10 Козлова Е.И. К вопросу о правовом закреплении принципа народовластия в Российской Федерации // Проблемы эффективности публичной власти в Российской Федерации: Сб. материалов учебной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2003.

11. Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (Государственно-правовые вопросы) // Государство и право. 2008. N 1. С. 20, 22.

12. Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы) / Под ред. Б.С. Эбзеева. Саратов, 2003. С. 143.

13. Садовникова Г.Д. Представительная демократия: от идеи к реализации. М., 2008. С. 37. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы народного представительства в рф