Проблемы политической системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность избирательной системы 4
2. Виды избирательных систем …………………………………………7
2.1 Общая характеристика мажоритарной системы …..…….. 8
2.2 Общая характеристика пропорциональной системы ……. 11
2.3 Общая характеристика смешанной системы …………..… 14
Заключение …………………………………………………………………… 16
Список используемой литературы ………………..…………………………17

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 39.68 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение  3

     1. Понятие и сущность избирательной  системы 4

      2. Виды избирательных систем …………………………………………7

                   2.1 Общая характеристика мажоритарной системы …..……..  8

         2.2 Общая характеристика пропорциональной  системы …….  11  

         2.3 Общая характеристика смешанной  системы …………..…  14

Заключение …………………………………………………………………… 16

Список  используемой литературы ………………..…………………………17

 

     Введение 

     Демократическая организация общества и государства  немыслима без осуществления  народовластия, одним из наиважнейших инструментов которого являются выборы. Институт избирательного права, определяющий порядок  распределения мандатов между кандидатами на выборную должность в соответствии с полученным числом голосов избирателей, носит яркий оттенок политической целесообразности. Применение различных избирательных систем при определении результатов волеизъявления избирателей на одних и тех же выборах может привести к совершенно разному распределению мандатов между кандидатами.

     Следовательно, вопросы демократического регулирования  избирательной системы, учета и  отражения в ней интересов  каждого гражданина и общества в  целом, создания гарантий и механизмов для последовательной и наиболее справедливой реализации избирательных  прав, максимально возможной беспристрастной  правовой оценки действий управомоченных субъектов в сфере избирательного права предстают как чрезвычайно  актуальные и жизненно важные аспекты  для эволюционного развития государства.  Эти задачи и предполагают тщательный анализ и исследование самого института  избирательной системы, определение  ее роли и места в общественно-политической жизни страны, попытка чего была осуществлена в данной работе.

     Актуальность моей работы заключается в высокой роли избирательной системы в развитии политической систем.

     Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.

 

     

     1. Понятие и сущность избирательной системы 

     В современной научной литературе сложились различные воззрения  о том, что представляет собой  понятие избирательной системы. Отечественные авторы традиционно  выделяют понятие избирательной  системы в узком (как способ распределения  мандатов между народными избранниками) и широком (как систему общественных отношений, связанных с проведением  выборов органов власти и должностных  лиц) смыслах. Большинство зарубежных исследователей придают данному  термину исключительно узкий  смысл и используют его для  обозначения способа определения  результатов выборов и распределения  депутатских мест в парламенте между  партиями.  Между тем, за рубежом  аналог специфического термина «избирательная система» в широком смысле отсутствует. А.В. Зиновьев объясняет разницу  в понимании отечественных и  иностранных авторов так: зарубежные государствоведы умышленно давали  ограничительное толкование института  избирательной системы, лишая его  классового содержания и заменяя  по существу технико-процедурными нормами  и математическими формулами, не имеющими прямого отношения к  классовой сущности. Так это или  нет, но приходится констатировать тот  факт, что разница в употреблении данного термина создает барьеры  между нашими и зарубежными учеными  в понимании сущности избирательной  системы и при обмене научным  опытом.

     Традиционно подходы и воззрения на понятия  избирательной системы в широком  смысле классифицируются исследователями  следующим образом:

           1. избирательная  система как система общественных  отношений, связанных с выборами  органов публичной власти, регулируемых  нормами избирательного права;

           2. избирательная  система как совокупность правовых  норм, регулирующих порядок предоставления  избирательных прав, проведения  выборов и определения итогов  голосования;

           3. избирательная  система как порядок образования  выборных органов.

     Некоторые авторы допускают в категории избирательной системы, только урегулированные нормами права общественные отношения. Так, Е.И.Козлова и О.Е. Кутафин рассматривают избирательную систему как порядок выборов представительных органов власти и должностных лиц, которые проводятся в соответствии законодательными  нормами, в своей совокупности образующими избирательное право1.

     Некоторые исследователи, которые рассматривают избирательную систему как совокупность общественных отношений, включают в понятие избирательной системы фактические отношения. Отмечается, что избирательная система в широком смысле – совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных нормами права), возникающих в процессе формирования органов  государственной власти и местного самоуправления посредством выборов2. Можно по-разному оценивать степень значимости норм и принципов избирательного права в определении избирательной системы. Положительный аспект данного подхода заключается в том, что большинство исследователей отмечают в предмете избирательного права не только правовой аспект, но и фактическую составляющую.

     В некоторых исследованиях в сфере  избирательного права избирательная  система понимается как совокупность правовых норм. Так, некоторые ученые считают, что избирательная система представляет собой «совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы; права граждан избирать и быть избранными; регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления; устанавливающих гарантии избирательных прав граждан, ответственность депутатов и иных выборных лиц за свою деятельность перед избирателями»3

     Обзор  исследований данного направления  показал, что его последователи  считают избирательную систему  в широком смысле совокупностью  норм, неким правовым институтом в  рамках избирательного права.

     Изучив  мнения некоторых ученных-конституционалистов, и сопоставив их понимание «избирательной системы», в широком смысле можно определить «избирательную систему» как «политико-правовую категорию, представляющую собой результат фактических (как урегулированных нормами права, так и не урегулированных) общественных отношений по формированию органов власти в государстве посредством выборов»4.

     Избирательную систему в узком смысле можно определить как «институт конституционного права, представляющий собой совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих особенности распределения мандатов между кандидатами на выборные должности в соответствии с количеством полученных голосов избирателей, и воздействующих в связи с этим на иные аспекты избирательного процесса»5. Следовательно, избирательная система является правовым институтом, предметом которого является группа однородных общественных отношений в сфере избирательного права, возникающих в связи с распределением мандатов в выборный орган по установленным правилам.

 

     

     2. Виды избирательных систем 

     Исходя  из порядка определения результатов  выборов, в науке традиционно  избирательные системы подразделяются на мажоритарную, пропорциональную и  смешанную. Но каждый из видов избирательной  системы должен соответствовать  определенным требованиям, например, избирательная  система должна обеспечивать представительство  политических сил в выборных органах  пропорционально поддержке избирателей, также должна обеспечивать связь  народных избранников и избирателей, возможность выбора между различными кандидатурами и равный вес голосов  избирателей.

     Основным  определяющим моментом при выборе того или иного вида избирательной  системы в государстве является решение законодателем вопроса, для каких целей будет использоваться избирательная система. Некоторые  утверждают, что нужно обеспечить реальное представительство граждан  в выборном органе, другие считают, что важнее создать сильный парламент  и представительство, а третьи полагают, что избирательная система должна сочетать в себе «комбинацию этих двух – стабильного и динамического - начал». Таким образом, при выборе модели избирательной системы необходимо прийти к компромиссу между различными политическими группами. После согласования политических целей можно выбирать и средства их достижения, роль которых  выполняют избирательные системы. Рассмотрим подробнее каждый из видов  избирательных систем.

 

     

     2.1Общая характеристика мажоритарной системы 

     Считается, что мажоритарная избирательная  система и ее разновидности (система  простого большинства, система квалифицированного большинства и система абсолютного  большинства) обеспечивают создание сильного правительства, которое опирается на однопартийное большинство в парламенте государства.  Но мажоритарная система слабо обеспечивает представительство интересов социальных и политических групп населения, так как основной целью его применения является не представление интересов различных групп избирателей в выборном органе, а создание парламентского большинства определенной политической силы или избрание должностного лица. Смысл мажоритарной системы состоит в том, что избранным считается тот кандидат, который получил установленное большинство голосов избирателей. В зависимости от того, какое большинство голосов должен получить кандидат для избрания, выделяют мажоритарную систему простого (относительного) большинства, мажоритарную систему квалифицированного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

     Преимуществом мажоритарной избирательной системы (Франция, США, Великобритания) относительного большинства является ее результативность, так как  для избрания кандидату необходимо получить голосов больше, чем у его конкурентов.

     Законодательство  некоторых стран устанавливает  ограничительные инструменты, позволяющие  в большей степени обеспечить представительность выборного органа. В частности, может быть установлено  требование получения кандидатом для  избрания количество голосов большее, чем любой его конкурент, но при  этом меньшее, чем число голосов  против всех кандидатов.  Другим таким  инструментом является институт «явки» избирателей на выборы. Если в выборах  приняло участие количество избирателей меньше установленного, то выборы признаются несостоявшимися.

     Система «двойного одновременного голоса»  (Уругвай, Гондурас) является разновидностью системы относительного большинства. От политических партий выдвигается несколько кандидатов, и победителем считается кандидат от набравшей наибольшее количество голосов партии,  но при этом такой кандидат должен набрать больше голосов, чем каждый из других кандидатов от данной партии. При использовании данной системы в некоторой степени преодолевается диспропорциональность системы относительного большинства.

     Мажоритарная  избирательная система абсолютного  большинства представляется наиболее демократичной, чем система относительного большинства, при ее использовании  победившим считается кандидат, набравший 50%+1 голосов избирателей. Если никому из кандидатов не удается достичь  таких результатов, то проводится второй тур голосования, но участвуют в  нем только два кандидата, которые  набрали наилучшие результаты в предыдущем туре голосования. Использование туров при системе абсолютного большинства называют «методом перебаллотировки»6. Данный тип избирательной системы способствует укреплению политических сил для получения абсолютного большинства голосов на выборах.

     Другим  способом преодоления нерезультативности является альтернативное голосование, которое максимально возможно обеспечивает соответствие депутатского корпуса  предпочтениям избирателей7. Альтернативное голосование используется только в одномандатных округах. Суть данного голосования состоит в том, что избиратель голосует за несколько кандидатов, отмечая в бюллетени фамилии кандидатов в порядке личного предпочтения. При подсчете голосов бюллетени раскладываются согласно первым предпочтениям. Избранным считается кандидат, получивший более половины предпочтений избирателей. Если ни один кандидат не набрал необходимое число первых предпочтений, то исключается кандидат, набравший меньшее количество предпочтений, а его бюллетени передаются оставшимся кандидатам в соответствии со вторыми предпочтениями.

Информация о работе Проблемы политической системы РФ