Правовая основа местного самоуправления. Территории муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:02, контрольная работа

Описание

В Законе введены новые принципы территориальной организации местного самоуправления, предусматривающие формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий.

Содержание

Введение………………………………………………..………………………….3
1 Правовые основы местного самоуправления ……………………………….. 4
1.1 Понятие правовой основы местного самоуправления ….……………….. 4
1.2 Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении ……………………..…….…………..………………..5
1.3 Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении ……………………..…………………7
1.4. Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты………………………………………………………………..……………….9
Заключение……………………………………………………….………………11
2 Территория муниципальных образований ………………….………………12
2.1. Принципы территориальной организации………………………………...13
2.2. Изменение границ муниципального образования………………………...15
2.3. Преобразование муниципальных образований…………………………...17
Заключение………………………………………………………………...……..21
Список использованных источников…………………...………………………24

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное право.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

     Инициатива  населения о преобразовании муниципального образования, так же как и в случае изменения границ муниципального образования, реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

     Инициатива  органов местного самоуправления, органов  государственной власти о преобразовании муниципального образования (так же, как и инициатива данных органов об изменении границ муниципального образования) оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

     Статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрен целый ряд специальных правил, связанных с преобразованием муниципальных образований, в частности:

- объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного п. 3 ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ, либо на сходах граждан;

- объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительными органами соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования;

- объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта РФ, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром;

- объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

     Разделение  муниципальных образований осуществляется в следующем порядке:

- разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного п. 3 ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ, либо на сходах граждан;

- разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

     Изменение статуса городского поселения осуществляется с учетом следующих требований:

- изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. При этом мнение населения городского поселения и муниципального района выявляется путем голосования, предусмотренного п. 3 ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ и проводимого раздельно на территориях городского поселения и муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение;

- изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) муниципального района;

- наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ;

- при наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные его генеральным планом.

     Согласно  п. 8 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ преобразование муниципальных образований влечет за собой создание вновь образованных муниципальных образований в следующих случаях:

- объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ иных муниципальных образований;

- объединение сельского или городского поселения с городским округом;

- объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменение границ иных муниципальных образований;

- разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений;

- разделение муниципального района, влекущее создание вновь образованных муниципальных образований.

     Основанием для изменения границ муниципальных образований или их преобразования может служить не только инициатива указанных выше субъектов. Федеральным законом № 131-ФЗ также могут устанавливаться случаи, когда необходимость изменения границ или преобразования может возникнуть в результате объективных причин, связанных с изменением административно-территориального устройства той или иной территории.

     Так, на сегодняшний день Федеральным  законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена п. 1.1 следующего содержания: "разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями п. 5 ч. 1 настоящей статьи". Как следует из данного пункта, в указанном случае изменение границ и (или) преобразование муниципальных образований осуществляется в обязательном порядке, независимо от желания вышеназванных субъектов, с соблюдением указанного выше правила, согласно которому в состав территории городского поселения может входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).  

     Заключение

     1. Территория муниципального образования  должна определяться на основе  глубокого изучения интересов населения, проживающего на ней.

     2. Наличие интересов совместного  проживания и хозяйствования  – основной фактор, определяющий  единство территориального управления.

     3. Наиболее эффективно исполнение  полномочий на минимально возможном  уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость цикла.

     Установление  территорий муниципальных образований  и их границ – вопрос чрезвычайно  важный с точки зрения как исполнения полномочий власти местного самоуправления, так и ведения хозяйственной деятельности. Установление административных границ связано с необходимостью осуществления политического управления и обеспечивает единство и эффективность управления в государстве. В контексте рассматриваемых вопросов более подробно следует остановиться на установлении территорий муниципальных образований исходя из критериев обеспечения их жизнедеятельности.

     Существуют  объективные критерии для определения  территории муниципального образования, которая должна быть такой, чтобы  проживающее в ее границах население было объединено общими интересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению местного самоуправления. Это влечет локализацию территорий муниципальных образований и приоритет поселенческого принципа.

     На  территории муниципального образования  должна существовать необходимая для решения местных вопросов социальная и коммунальная инфраструктура, что может потребовать объединения нескольких поселений в единое муниципальное образование. Исходя из выполнения этих условий, территории муниципальных образований должны определяться различно в каждом конкретном случае. Существует мнение, что в результате проявления «группового эгоизма» всегда будет существовать стремление к увеличению территории для увеличения объема ресурсов. Но ведь дополнительная территория – это еще и необходимость ее содержания и развития, т.е. и дополнительные расходы.

     При установлении территорий муниципальных  образований нельзя не учитывать  традиционный способ хозяйствования населения, например скотоводство и связанный  с ним кочевой образ жизни или хуторское хозяйствование. Это также условия, подлежащие обязательному учету.

Вывод, который следует из сказанного выше, прост: при установлении территорий муниципальных образований окончательное  решение должно приниматься внешней по отношению к местному самоуправлению властью – государственной, но поскольку затрагиваются коренные интересы муниципальных образований, постольку процедура установления территорий муниципальных образований должна обеспечивать обязательный учет мнения населения, особенно в случае изменения существующих границ.

     Из  этого следует право муниципальных образований на учет мнения населения при установлении и изменении границ муниципальных образований, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, которое может быть реализовано в нескольких формах: посредством опроса населения, проведения местного референдума, проведения схода или принятия решения представительным органом местного самоуправления. Муниципальные образования должны быть также наделены правом добровольного объединения, а поселения и другие территории – правом выхода из объединенного муниципального образования в случае принятия ими решения о самостоятельном осуществлении местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

Нормативные правовые акты:

    1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2007) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 и II. М., 1995,1996.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001, №136-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 14 апреля 1995 года «Об общественных объединениях.
  4. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. №47).

      Литература:

  1. Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. – 2001. - № 3.
  2. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник. – М., 2005. – С. 445.
  3. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М., 2005. – С. 559.
  4. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М., 2004. – С. 559.
  5. Камалов О.А. Гражданская правосубъектность муниципальных образований. Автореф. дис... канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2001.
  6. Муниципальное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. Н.А. Игнатюка, А.А. Замотаева, А.В. Павлушкина. – М., 2005. – С. 320.

Информация о работе Правовая основа местного самоуправления. Территории муниципальных образований