Правовая основа местного самоуправления. Территории муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:02, контрольная работа

Описание

В Законе введены новые принципы территориальной организации местного самоуправления, предусматривающие формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий.

Содержание

Введение………………………………………………..………………………….3
1 Правовые основы местного самоуправления ……………………………….. 4
1.1 Понятие правовой основы местного самоуправления ….……………….. 4
1.2 Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении ……………………..…….…………..………………..5
1.3 Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении ……………………..…………………7
1.4. Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты………………………………………………………………..……………….9
Заключение……………………………………………………….………………11
2 Территория муниципальных образований ………………….………………12
2.1. Принципы территориальной организации………………………………...13
2.2. Изменение границ муниципального образования………………………...15
2.3. Преобразование муниципальных образований…………………………...17
Заключение………………………………………………………………...……..21
Список использованных источников…………………...………………………24

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное право.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

     Устав муниципального образования, акт о  внесении в устав изменений и  дополнений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

     Изменения и дополнения, внесенные в устав  муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

     Все эти особенности делают уставы муниципальных  образований носителями наиболее значимых ценностей муниципальной демократии4. 
 
 
 

     Выводы

     Обязательным  условием функционирования и развития любого демократического государства  является существование в его рамках местного самоуправления.

     Практика  применения ФЗ выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых:

      1) нечеткость в определении компетенции  муниципальных образований;

2) неопределенность  территориальной организации местного  самоуправления;

3) возможность  формирования структуры органов  местного самоуправления, не соответствующей  решаемым задачам;

4) несоответствие  ресурсов исполняемым обязанностям;

5) удаленность органов местного самоуправления от населения;

6) непроработанность  механизмов взаимодействия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

     Основным  условием развития местного самоуправления, проявления его настоящей сущности является действующий механизм реализации полномочий органами местного самоуправления в целях удовлетворения основных жизненных потребностей населения на территории конкретного муниципального образования. Нормальное функционирование местного самоуправления зависит, прежде всего, от эффективно работающих органов местного самоуправления и достаточной финансово-материальной базы местного самоуправления. Задача государства - проявить должный интерес и политическую волю в развитии и укреплении местного самоуправления. Вопросы местного самоуправления неотделимы от государственного интереса. Но влияние государства на муниципальную власть - категория относительная, и в соответствии с общепризнанными конституционными принципами построения демократического и правового государства недопустимо императивное, руководящее влияние государственных органов на органы местного самоуправления. Эффективным и правомерным представляется влияние в форме координации и стимулирования, что требует установления четкого правового механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, как на федеральном уровне, так и уровне субъекта Российской Федерации. 

     2. Территория муниципальных образований

     Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория городов федерального значения. Обязательными признаками любых муниципальных образований являются следующие: наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление; устав муниципального образования; обособленная муниципальная собственность; местный бюджет; органы местного самоуправления.

     Вопрос  о территории муниципальных образований был одним из наиболее сложных вопросов как при определении института местного самоуправления в процессе работы Конституционного совещания, так и в процессе работы над текстом базового Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., а следом за ней и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменили подход к формированию территориальных основ местного самоуправления, рассмотрев понятие территории муниципального образования с позиции многообразия видов территориальной организации местного самоуправления. В этих документах предусматривается более широкое участие населения, органов государственной власти субъектов федерации и самих органов местного самоуправления в определении оптимальной территории местного самоуправления.

     В 131-ФЗ было установлено, что типов может быть только три: поселения, муниципальные районы и городские округа. Но закон не может учесть всей многоукладности жизни населения такой страны как Россия. И уже сразу после принятия этого закона в него начали вносить поправки. Закон не учитывает факторов, определяющих особенности муниципального образования.  

     2.1. Принципы территориальной организации

     Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Установление границ муниципальных образований осуществляется при соблюдении ряда требований:

     - территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями;

     - территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории включаются в границы муниципальных районов;

     - территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования жителей соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для разрытия поселения;

     - в состав территории поселения включаются земли независимо от формы собственности и целевого назначения;

     - в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок городского типа с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

     - в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый);

     - сельские населенные пункты с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входят в состав городских или сельских поселений;

     - в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения могут обладать сельские населенные пункты с численностью населения менее 1000 человек;

     - на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельские населенные пункты с численностью населения менее 100 человек могут не наделяться статусом поселений и не входить в состав поселений, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

     - размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;

     - границы поселения, включающего территории двух и более населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

     Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях;

     - границы поселения не могут пересекать границы населенного пункта;

     - территория поселения не может находиться внутри границ другого поселения;

     - в территории городских округов не входят в состав территорий муниципальных районов;

     - границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления отдельных государственных полномочий на всей территории муниципального района;

     - границы муниципального района не могут пересекать границы поселения.  

     2.2. Изменение границ муниципального образования

     Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации. С инициативой по изменению границ муниципального образования могут выступать население, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральные органы государственной власти.

     Инициатива  населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образование оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

     Если  изменение границ муниципальных  районов влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений  и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, то при этом требуется согласие населения данных поселений и (или) населенных пунктов, которое выражается путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

     Аналогично, если изменение границ поселений  влечет отнесение территорий отдельных  входящих в их состав населенных пунктов  к территориям других поселений, то при этом требуется согласие населения  данных населенных пунктов, которое выражается путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

     Если  изменение границ муниципальных  районов и поселений не влечет отнесения территорий отдельных  входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, то согласие населения выражается опосредованно через представительные органы соответствующих муниципальных районов и поселений. Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений не является достаточным основанием для инициирования процедуры изменения границ поселений.

     Если  городские и сельские поселения  образуются в целях максимального  приближения органов местной  власти к населению, решения вопросов жизнеобеспечения населения в основном для удовлетворения ежедневных потребностей населения, то муниципальные районы создаются для исполнения тех функций в вопросах местного значения, которые нецелесообразно исполнять в каждом отдельно взятом поселении и для исполнения которых требуются значительные ресурсы.

     При этом указанные вопросы по своей  природе являются местными и не могут решаться органами государственной власти. Кроме того, Конституцией РФ предусмотрена возможность возложения на органы местного самоуправления исполнения отдельных государственных полномочий, которые, за редким исключением, также требуют привлечения больших, чем у поселений, ресурсов и большей централизации. Муниципальные районы обладают также большими, чем поселения, возможностями в решении вопросов социально-экономического развития территории.

     2.3. Преобразование муниципальных образований

     Помимо  изменения границ муниципального образования  Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает  также возможность преобразования муниципальных образований, под  которым согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ понимается объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа.

     По  общему правилу (п. 2 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ) преобразование муниципальных  образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. При этом закон субъекта РФ о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Информация о работе Правовая основа местного самоуправления. Территории муниципальных образований