Правовая основа местного самоуправления. Территории муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:02, контрольная работа

Описание

В Законе введены новые принципы территориальной организации местного самоуправления, предусматривающие формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий.

Содержание

Введение………………………………………………..………………………….3
1 Правовые основы местного самоуправления ……………………………….. 4
1.1 Понятие правовой основы местного самоуправления ….……………….. 4
1.2 Конституция РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении ……………………..…….…………..………………..5
1.3 Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении ……………………..…………………7
1.4. Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты………………………………………………………………..……………….9
Заключение……………………………………………………….………………11
2 Территория муниципальных образований ………………….………………12
2.1. Принципы территориальной организации………………………………...13
2.2. Изменение границ муниципального образования………………………...15
2.3. Преобразование муниципальных образований…………………………...17
Заключение………………………………………………………………...……..21
Список использованных источников…………………...………………………24

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное право.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический институт 

Кафедра государственного и муниципального права 
 
 
 

Контрольная работа

вариант 3

Тема: 1. Правовая основа местного самоуправления.

          2. Территории муниципальных образований. 
 
 
 

. 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2010

 

 

Содержание 

 

      Введение

     Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ1 разработан с учетом необходимости решения проблем правового регулирования, выявившихся в правоприменительной практике.

     Закон направлен на приведение существующей системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ, создание условий эффективного функционирования муниципальных образований, обеспечение гарантированного и качественного оказания органами местного самоуправления услуг населению.

     Закон направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы  местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию.

     В Законе введены новые принципы территориальной  организации местного самоуправления, предусматривающие формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий. Это позволяет создать единую систему местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, реально приблизить, с одной стороны, местную власть к населению, обеспечить качественно иной уровень оказываемых населению услуг, а с другой - эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфраструктуры и существенных финансовых и материальных ресурсов.

     В Законе четко определена процедура  передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий.

     Закон предусматривает проведение большого объема организационных, правовых и других мероприятий по реализации заложенных в нем положений в достаточные по продолжительности сроки. 

     1. Правовые основы местного самоуправления

     1.1. Понятие правовой основы местного самоуправления

     В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

     Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон2. 
 
 

     1.2. Конституция РФ, законы и правовые акты  Российской Федерации о местном самоуправлении

     Конституцией  РФ  (К. РФ) в отношении местного самоуправления установлено следующее:

  1. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 К. РФ).
  2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 К. РФ).
  3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15 К. РФ).
  4. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 К. РФ).
  5. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 24 К. РФ).
  6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (п. 2 ст. 40 К. РФ).
  7. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
  8. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 К. РФ).
  9. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 К. РФ).

     В соответствии с федеральным законодательством  к полномочиям федеральных органов  государственной власти в области  местного самоуправления относятся:

- определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых Федеральным законом;

- правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Осуществление исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в  отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

     В случае противоречия федеральных законов  и (или) иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, регулирующих вопросы  местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применяются Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

     1.3. Конституции (уставы), законы и правовые акты  субъектов Российской Федерации о местном  самоуправлении

     К полномочиям органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  в области местного самоуправления относятся:

- правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Осуществление исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

     В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового  акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другим федеральным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы. 

     1.4. Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты

     Основным  нормативным правовым актом муниципального образования является его устав. Устав регулирует отношения, которые  касаются всех сфер жизни местного самоуправления.

     Имея  всеобъемлющий характер, устав, тем  не менее, не может и не должен детально регулировать все общественные отношения, складывающиеся на территории муниципального образования. Более детальная регламентация  осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества. Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.).

     Так, в ст. 1 Устава муниципального образования «город Копейск» (Челябинская область) указывается, что устав города - основной нормативный правовой акт, устанавливающий правовые, экономические, финансовые и социальные основы организации местного самоуправления. Устав имеет высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления. Устав определяет предметы ведения города, его территориальное устройство, статус органов местного самоуправления, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основы деятельности органов местного самоуправления, формы прямого волеизъявления жителей города и их участия в решении вопросов местного значения. Действие устава по вопросам местного самоуправления распространяется на деятельность всех находящихся на территории города органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм, общественных объединений, должностных лиц и населения города3.

     Устав муниципального образования характеризуется  особым порядком принятия, внесения в него изменений или дополнений.

     Отказ в государственной регистрации  устава муниципального образования, акта о внесении изменений и дополнений в устав, а также нарушение  установленных сроков государственной  регистрации устава муниципального образования, акта о внесении в устав изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Информация о работе Правовая основа местного самоуправления. Территории муниципальных образований