Понятие муниципального права и местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:57, лекция

Описание

Муниципальное право является относительно новой отраслью российского права. Начало его формирования связано с реформированием местной власти, после принятия Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. В советский период подобной специальной отрасли права не существовало, поскольку местные органы власти - Советы входили в единую государственную систему управления и функционировали на принципах общих для всего советского государственного управления.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 10.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

= в независимом  от внешнего влияния порядке  выборов органов и должностных  лиц местного самоуправления  непосредственно населением муниципального  образования;

= в финансово-экономической  независимости от государства;

= в законодательном  запрете вмешательства государственных  органов власти и иных субъектов  права в деятельность выборных  органов и должностных лиц  местного самоуправления при  решении ими вопросов местного  значения в пределах своего ведения;

= в нормативной  гарантированности полномочий местного  самоуправления.

2) Организационная обособленность местного самоуправления, его органов в системе государственного управления и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

Основным содержанием  этого принципа является исключение органов и должностных лиц  местного самоуправления из системы  органов государственной власти, что находит свое проявление:

= в недопустимости  образования органов, назначения  должностных лиц  местного самоуправления государством;

= в запрещении осуществления  местного самоуправления органами  и должностными лицами государства;

= в исключении должностных  лиц органов местного самоуправления  из категории государственных  служащих;

= в особом порядке отмены решений выборных органов и должностных лиц местного самоуправления: только субъектами принявшими эти решения или признания таких решений недействительными решением суда.

3) Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан.

Европейская Хартия местного самоуправления (ст.3) отдает предпочтение в реализации функций местного самоуправления советам или собраниям, состоящим  из граждан, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего  голосования, которые могут иметь подотчетные или исполнительные органы. Данный принцип гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения, которое обеспечивается такими формами как: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, правотворческая инициатива населения и др.

4) Соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

Без материально-финансовой базы местное самоуправления не может  эффективно решать местные вопросы  обеспечения жизни населения. Поэтому Европейская Хартия и российское законодательство определяют необходимость обеспеченность полномочий муниципальных образований финансовыми средствами и материальными ресурсами. Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается законодательным закреплением собственных доходов местных бюджетов: местные налоги и сборы, установленная часть федеральных налогов и налогов субъектов Федерации и неналоговые поступления в соответствии с законодательством.

Важным в данном случае является государственное финансирование муниципальных образований для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления.

Реализация этого  принципа проявляется также в  ответственности государства за возмещение дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений,  принятых органами государственной власти.

5) Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Задача данного  принципа заключается в том, чтобы обеспечить:

  • эффективность решения местных задач органами местного самоуправления;
  • учет и защиту интересов населения муниципального образования в деятельности органов местного самоуправления;
  • тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления;

В уставе муниципального образования устанавливаются основания  и виды ответственности органов  и должностными лицами местного самоуправления перед населением. Их ответственность  наступает в результате утраты доверия  населения.

6) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

Этот принцип обусловлен несколькими причинами:

¯ федеративным устройством  России;

¯ многонациональным  составом населения страны, что проявляется  в самобытности, местных традициях, а также исторических, географических, демографических и иных особенностях;

¯ многообразием  типов основных поселений: города, поселки, хутора, которых в соответствии с Градостроительным кодексом РФ насчитывается 10 типов в зависимости от численности проживающего в них населения;

¯ разнообразие организационных  моделей местного самоуправления, которые  может выбрать население муниципального образования в качестве формы  осуществления самоуправления.

7) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, объясняет значение данного принципа в деятельности как государства, так и органов и должностных лиц местного самоуправления.  Реализация этого принципа обеспечивается в процессе деятельности местного самоуправления по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования в различных сферах: здравоохранении, охране общественного порядка, образовании, культурно-бытового обслуживания и т.п.

8) Законность в организации и осуществлении местного самоуправления.

Этот принцип устанавливает  необходимость осуществления местного самоуправления на основе закона и  в рамках закона. Соблюдение законности в системе местного самоуправления обеспечивается государственным контролем  по выполнению органами местного самоуправления муниципально-правовых норм, а не целесообразности или качестве принимаемых ими решений по вопросам местной жизни. При этом государственный контроль строится на основных требованиях Европейской Хартии и Конституции РФ и направлен на соблюдение конституционных принципов местного самоуправления.  Принцип законности местного самоуправления проявляется в деятельности, законодательных и исполнительных органов государственной власти, в надзорной функции органов прокуратуры, а также в работе выборных представительных органов местного самоуправления.

9) Гласность местного самоуправления.

Степень воплощения в  жизнь этого принципа показывает уровень открытости работы органов  и должностных лиц местного самоуправления, а также насколько активно население муниципального образования вовлекается в управление местными делами.

Обеспечение гласности  может осуществляться в различных  формах : отчеты депутатов, выборных органов  и должностных лиц перед населением, встречи с населением, использование местных средств массовой информации, горячие телефонные линии и т.п.

10) Государственная гарантированность местного самоуправления.

Он проявляется  в создании системы правовых гарантий защиты  прав местного самоуправления (его органов и граждан), законодательной базы, обеспечении судебной формы защиты прав муниципальных образований и др.

Сфера деятельности местного самоуправления ограничена кругом его полномочий, которые определены Конституцией РФ, федеральным законодательством, территорией муниципального образования и иными факторами. Главным положением определяющим основные направления деятельности местного самоуправления является их местное значение. Поэтому функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, задачами  и целями муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления отличаются определенной  устойчивостью и стабильностью, в них проявляется  постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В тоже время они показывают круг возможностей и эффективность системы местного самоуправления. С учетом сказанного можно назвать следующие функции:

a) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.

Условиями эффективной  участия граждан в осуществлении  местного самоуправления являются:

=наличие выборных  органов;

=использование в  муниципальной деятельности институтов  прямой демократии;

=наличие материально-финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения.

Среди форм волеизъявления, с помощью которых обеспечивается участие граждан в решении  вопросов местного значения можно назвать: муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, местный референдум, народная правотворческая инициатива по внесению законопроектов по вопросам местного самоуправления, индивидуальные коллективные обращения и территориальное общественное самоуправления.

Решение вопросов местного значения населением муниципального образования  проявляется также в подконтрольности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, в отзыве и выражении недоверия  населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц.

Для активного участия  граждан в местных делах большое  значение имеет их информированность  о работе выборных органов и должностных  лиц МСУ, состояния муниципального хозяйства, поэтому рассматриваемая  функция тесно связана с реализацией  принципа гласности в работе местного самоуправления.

b) Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами.

Местное самоуправление свое социальное предназначение может  оправдать только при условии  эффективного управления муниципальным  имуществом и рационального использования местных финансов. Участие в решении этой функции принимают выборных органы и должностные лица, представительные и иные (администрация, глава муниципального образования и др.) органы местного самоуправления.

Реализация этой функции  должна осуществляться только в интересах населения муниципального образования с целью наиболее полного удовлетворения его потребностей.

c) Обеспечение комплексного развития территории муниципального образования.

Реализация этой функции  осуществляется прежде всего посредством планирования деятельности муниципального самоуправления по использованию имеющихся материально-финансовых средств для обеспечения разумных пропорций в развитии разных сфер местной жизни и рационального использования природных и иных ресурсов.

Социально-экономическое развитие муниципального образования тесно связано с деятельностью предприятий, учреждений и организаций как находящихся в муниципальной собственности, так и относящихся к другим формам собственности. Органы местного самоуправления вправе координировать участие этих предприятий в решении задач местного значения и социально-экономического развития муниципального образования. Для этого органы местного самоуправления используют договорные отношения, муниципальный заказ, а также организационные формы работы (совет директоров, предпринимателей и др.).

d) Обеспечение удовлетворения социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных потребностей населения муниципального образования.

Улучшение условий  жизни граждан, создание благоприятной среды обитания населения предполагает развитие местной инфраструктуры, развития сети услуг по обслуживания населения. Решение этих вопросов на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов является одной из главных задач органов местного самоуправления согласно ст. 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Решение этих вопросов обеспечивается отчислениями от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации в доходы местного бюджета.

Направлениями деятельности местных органов самоуправления являются организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, утилизация и переработка бытовых отходов, транспортное обслуживание и т.п. Создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания должны находиться в поле зрения органов местного самоуправления, так же как и вопросы санитарного благополучия населения, его социальной поддержки и противопожарной безопасности.

e) Охрана общественного порядка.

Общественный порядок  является составной частью правопорядка в обществе и элементом правовой основы жизнедеятельности граждан, а также одним из условий решения общегосударственной задачи  обеспечения законности в стране. Общественный порядок характеризует уровень правовой культуры  и правосознания как населения муниципального образования, так и муниципальных служащих. Осуществление этой функции реализуется через организацию муниципальных органов охраны общественного порядка, создания народных дружин и использования других форм общественной самодеятельности граждан.  В настоящее время  охрана общественного порядка обеспечивается в большинстве муниципальных образований с помощью милиции, которая является составной частью и входит в структуру МВД РФ.

Информация о работе Понятие муниципального права и местного самоуправления